Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИНД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБН"-"ИНД")

ИБН АЛЬ-АРАБИ

Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия, Испания,- 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много бывал во всех частях араб. мира. Наиболее известные филос. и поэтич. соч.: «Мекканские откровения», «Геммы мудрости», «Святой дух», «Позиции светил», «Книга путешествия». Испытал значит. влияние неоплатонизма и вост. неисламских религ.-филос. систем, был поклонником Газали и Сухраварди. В духе суфизма утверждал, что бог познаётся с помощью мистич. озарения, которое стоит выше чувств. и интеллектуального знания. Развивал концепцию «единобытия» - вахдат ал-вуджуд. Все вещи, согласно И. а.-А., предсуществуют в качестве идей в уме бога, откуда они проистекают и куда возвращаются. Мир - лишь внешняя, а бог - внутр. сторона одного и того же бытия, сущего; бог абсолютно лишён к.-л. атрибутов, он - лишь единая основа всего сущего. Оказал большое влияние на развитие араб. культуры, был известен в ср.-век. Европе (под влиянием его идей находился Луллий, мотивы И. а.-А. находят у Данте).

Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60 (см. указат. имен); Aff if i A. E., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l-Arabi, Camb., 1939: O s m a n J a h у a, Histoire et la classification de l Oeuvre d'Ibn Arabi, v. 1-2, Damas, 1964.

ИБН БАДЖА

Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас, Авенпаце (Avempace, Avenрасе) (кон. 11 в., Сарагоса, Испания,-1139, Фее, Марокко)], араб. философ, представитель аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гренаде, городах Марокко. Был вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям, обвинялся в ереси. Помимо метафизики, психологии, логики и этики занимался также астрономией, математикой, естествознанием. Писал на араб. яз., некоторые его произв. дошли до нас только в евр. переводах. Осн. соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединении разума с человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств. самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов окруже

нию «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б. считает, что человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с универсальным активным умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч. души через иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал извечность мира; воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а также на Ибн Рушда.

в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9-14 mi., M., 1961.

Григорян С. ?., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r r u k h O.A., Ihn Bajja (Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.

ИБН ГЕБИРОЛЬ

Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)] (ок. 1021, Малага,- 1055 или 1070, Валенсия), евр. поэт и философ. Его филос. трактат «Источник жизни» был написан на араб. яз.; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, iasc.. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоилатонич. пантеизму, но, н отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из антич. филос. традиции противоположен ние материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит учение о природе волн), то материя оказывается непосредств. истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в евр. и исламском мире и продолжал жить лишь и христ. схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г.

ИБН РУШД

Ибн Pошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед [латинизированной - Аверроэс (Averroes)] (1126, Кордова,- 1198, Марракеш, Марокко), араб. философ, представитель вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Автор энциклопедия, мед. труда в 7 кн. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате ((Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газа ли и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и без-начальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой ум (нус) в аристотелевском его понимании рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на развитие европ. ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.

Избр произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9-14 вв., М. 1961, с. 397-554; Averroes' Tahafut al-Tahafut, v. l-2, L., 1954; Averroes' Commentary on Plato' Republic, Camb., 1956.

P e н а н 3., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; агадеев А. В., И. Р. (Аверроэс), М., 1973; G a uthier L., Ihn Rochd (Averroes), P., 1948; Сorbin H., Histoire de la Philosophie islamique, v. l, P., 1964.

ИБН СИНА

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна (Avicenna)] (980, с. Афша-на, близ Бухары,-18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности врача и вези-ра при различных правителях. И. С. приписывается св. 400 соч. на араб. яз. и ок. 20 на фарси по всем известным тогда разделам науч. и филос. знания. Гл. энциклопедич. труд «Книга исцеления» (всокр. изложении - «Книга спасения») состоит из четырёх разделов, посвящённых проблемам логики, физики (б-якн. «Физики» - «Книга о душе»), математич. наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни,- итоговое изложение его филос. идей (т. н. вост. философии), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» - ишрак, и др.).

Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога - «первой причины», «необходимо-сущего само по себе» (аналогичное неопла-тонич. единому), из которого в иерархич. порядке истекают умы, души и тела небесных сфер. Т. о., ум (нус) и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отд. умы и души согласно аристотелевской космологич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, всё же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооруж. восстания против несправедливого правления.

Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последоват. натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе (лат. пер. с 12 в.) в течение ряда столетий, в том числе его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греч., рим., инд. и ср.азиат. врачей (ок. 30 лат. изданий в Европе; рус. пер. 1954-60).

Данишнамэ, [Душанбе], 1957; в рус. пер,- Математич. главы «Книги знания», Душанбе, 1967; Избр. филос. произв., М. 1980.

Т e p н о в с к и й В. Н., И. С. (Авиценна), М., 1969 (лит.); Завадовский Ю. Н., Абу Али И. С. Жизнь и творчество, Душанбе, 1980 (лит.); С а г а д е е в А. В., И. С. (Авиценна), М., 1980; Ш и д ф а р Б. Я., И. С., М., 1981; G o i s h o n A.M., La Philosophie d'Avicenne et son influence en Europe medievale, P., 19512; A n a w a t i G.G., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952; С о r h i n H., Avicenne et le ricit visionnaire, v. l, Teheran - P., 19542; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958.

ИБН ТУФАЙЛЬ

Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Ма-лик [латинизированное - Абубацер (Abubacer)] (нач. 12 в., Гуадикс, Испания,- 1185-86, Марракеш, Марокко), араб. философ, учёный, гос. деятель. Был врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и придворным альмохадского халифа вплоть до 1184, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался с Ибн Рушдом. До нас дошло единств. произв. И. Т,- получившая широкую известность филос. повесть о Хайе ибн Якзане (рус. пер. 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во введении к роману И. Т., разъясняя своему другу «вост. мудрость», критически оценивает своих предшественников - араб. философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый остров ребёнок самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через мистич. откровение. В познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей эманации. В 17 в. роман был переведён на лат., а затем на мн. европ. и вост. языки.

Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.

ИБН ХАЛЬДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation, от ideal »- идеал), процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, который не имел бы измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно чёрное тело», «инерция». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно связана с методом моделирования.

Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных объектах, служит практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) - критерий плодотворности И. в познании.

Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ - мысленная по-знават. конструкция, являющаяся результатом идеализации. Будучи элементами науч. теории, И. о. служат важнейшими средствами познават. деятельности в науке. Теоретич. утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным объектам, а к И. о., нознават. деятельность с которыми (мысленный эксперимент. их осмысление в различных теоретич. схемах и моделях) позволяет устанавливать существ. связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всём многообразии их эмпирич. свойств и отношений.

Характер И. о. зависит от степени развитости науч. знания. Выделяют И. о., которые образуются путём идеализации эмпирич. представлений об объектах. Однако, как правило, введение И. о. связано с возможностью теоретич. анализа изучаемых явлений.

В развитых науч. теориях обычно рассматриваются не отд. И. о. и их свойства, а структуры и системы И. о. При построении и развёртывании теорий И. о. выступают в контексте целостной и вместе с тем внутренне дифференцированной теоретич. модели реальности (напр., «идеальный газ» в контексте его молекулярно-кинетич. модели).

см. также Теория, Эмпирическое и теоретическое, Абстрактный предмет.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 543-44; Кузнецов И. В., Избр. труды по методологии физики М., 1975, с. 30-31; С т с ? и н В. С., Становление науч теории Минск, 1976, с. 21-56; Ш в ы p e в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, с. 321-22; 324-54.

ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - см. встатьях Вебер М., Типология.

"ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

"ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit»), соч. Гердера, изд. в 1784-91 (т. l-4). В «И. к ф. и. ч.» проводится мысль об органич. развитии во всей природе,- начиная с неживого мира, возникновения космич. тел (кн. 1), органич. созданий (кн. 2 и 3), человека (кн. 4 и 5), через всю связанную с жизнью природы (кн. 6-8) историю народов, их культуры, духа и кончая развитием индивидуальной души человека, которая, по Гердеру, безгранично совершенствуется, причём закрытая от знания людей жизнь души после смерти человека ведёт в более высокие сферы бытия (идея палингенесии). Гердер излагает историю народов Азии (кн. 11, 12), греков (кн. 13), римлян (кн. 14), герм. народов (кн. 16, 18), слав. народов (кн. 16, гл. 4); очерк историч. развития человечества заканчивается изложением периода ср. веков (кн. 19, 20). Человечество, по Гердеру, движется к гуманности, разуму и справедливости (кн. 15). «И. к ф. и. ч.» перерабатывают и обобщают огромный материал самых разных наук - астрономии, истории, этики, метафизики, антропологии, анатомии, психологии, этнографии. На рус. язык соч. переводилось в 1829 (1-йт.), в 1959 (отрывки в Избр. соч. Гердера), в 1977 (полностью).

см. к ст. Гердер.

ИДЕЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от позднелат. identif'ico - отождествляю) в психологии и социологии, процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом. Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. литературе в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич. литературе термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат. поведение, а с другой - особенно в исследованиях личности - эмоциональное слияние с объектом. ИДЕОГРАФИЯ (от идея игреч. - пишу), способ однозначной записи понятий и их связей с помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis» Лейбница. Широко использовалась Фреге.

С т я ж к и н ?. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429-31.

"ИДЕОЛОГИ"

"ИДЕОЛОГИ" - группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей кон. 18 - нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка. Однако в отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников - старшей группы франц. материалистов 18 в., материа-листич. учение «И.» в основном имело деистич. форму. Понятие «идеология» (как учение об идеях) ввёл в фи-лос. оборот А. Л. К. Дестют де Траси. В соч. «Элементы идеологии» («Elements d'ideologie», v. 1-4, 1801- 15) он рассматривал «идеологию» как науку об общих законах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука, согласно Дестюту де Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и человеч. обществе; на гл. принципы «идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж. индивидуализма Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв. К. Маркс подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.

В центре внимания др. представителя «И.» - К. Ф. Вольнея - были проблемы политич. истории и этики. В своём осн. соч. «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791, рус. пер., [1928]) он рассматривал причины расцвета и гибели различных государств, показывая реакц. роль религий в истории человеч. общества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние учения Гельвеция об интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии» выдвинул Кабанис.

К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.» было вытеснено различными спиритуалистич. направлениями, а сам термин «идеология» в это время во Франции стал синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности.

С a h м n i s Р. J. G., Oeuvres nhilosophiques, pt l-2, P., 1956; Destutt de Tracy'A. L. C., Commentaire sur l'Esprit des lois de Montesquieu, P., 1819; Volney C. F., Oeuvres completes, t. l-8, P., 1821; в рус. пер.- Воль-, ней К. Ф., Избр. атеистич. произв., М., 1962.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 140; т. 24, с. 546-55; т. 26, ч. 1, с. 262-75, 278, 343; История философии, т. 2, М., 1941, с. 436-38, 442 - 43; т. 3, М., 1943, с. 393-94; G u i l l o i s ?., Le salon de Madame Helvetius, Cabanis et , les ideologues, P., 1894.

ИДЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. - особенный, своеобразный и - пишу), гл. обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей историч. фактов, формируемых наукой на основе «отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности «существенных». Представления о «ценности» помогают отличать культурные феномены от природных. Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом. Если естествознание устанавливает законы и обобщает, то история - индивидуализирует, выделяя из бесконечного многообразия явлений «исто-рич. индивидуум». Тем самым историч. процесс превращается в совокупность отд. уникальных событий, теряя связность и закономерность. Основанное на метафизическом противопоставлении индивидуального и общего, учение об И. м. в конечном счёте сводит исторический процесс к взаимодействию отд. личностей.

И. м. был попыткой филос. обоснования практики бурж. историографии, особенно школы Л. Ранке. В свою очередь, в соединении с теорией идеальных типов М. Вебера, И. м. вошёл в методологию совр. бурж. философии истории и социологии.

см. к статьямНомотетическии метод, Винделъбанд, Риккерт.

ИЕРАРХИЯ

ИЕРАРХИЯ (греч., от - священный и - власть), принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчинённый по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. каждый уровень специализируется на выполнении определ. круга функций, причём на более высоких уровнях И. осуществляются преим. функции согласования, интеграции. Необходимость иерархич. построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отд. стороны функционирования системы; на более высокие уровни поступает обобщённая информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом. В реальных системах иерархич. структура никогда не бывает абсолютно жёсткой - И. сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней но отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации. Понятие И. широко применяется в различных областях совр. науки в связи с распространением идеи и методов кибернетики и системного подхода.

Термин «И.» был введён не ранее 2-й пол. 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христ. церкви. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления антагонистич. общества (напр., феод. И.) и характеристики структуры власти, в особенности бюрократии. В совр. бурж. социологии многочисл. исследования посвящаются И. престижа, богатства, власти и контроля как выражению социальной стратификации общества, обществ. неравенства.

"ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ"

"ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ" - термин, использованный В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (гл. 4, § 6) для обозначения гносеологич. концепции, которая утверждает, что ощущения являются условными знаками (символами, иероглифами) вещей, не имеющими ничего общего с вещами и их свойствами. «И. т.» была разработана нем. физиологом Г. Гельм-гольцем на основе т.н. закона специфич. энергии органов чувств. сформулированного нем. физиологом И. Мюллером (согласно этому закону, специфика ощущений определяется своеобразным устройством органов чувств. каждый из которых представляет собой замкнутую систему). Критика «И. т.» была дана Лениным с позиций теории отражения. Ленин показал, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство между образом и отображением. При этом диалектич. материализм отвергает метафизич. толкование ощущений как тождественных реальным вещам.

ИЗМЕРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗОМОРФИЗМ И ГОМОМОРФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН

Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,- 21.12.1954, Цюрих], рус. религ. философ, представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус. идеализма труда о Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1-2, 1918, нем. пер. 1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии Гегеля И. видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания. Характеризуя её как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис гегелевской философии в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой «иррациональную стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля между «скрытой формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс. значение понятия «спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с «конкретноэмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И. характерно обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре которой стоит понятие «религ. акта» как «личного духовного состояния» человека.

Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине, в 1934 уволен нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 - в Швейцарии.

Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2); Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религ. опыта, т. 1-2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.

История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D. Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360-68.

ИЛЬИЧЕВ

Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк. коммунистич. университет (1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930-58 преподавал и одновременно работал в печати (ответств. секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ. «Известия», гл. ред. гаа. «Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958-61 зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС. В 1961-65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952-56 и с 1981 кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956-61 и 1976-81 чл. ЦРК КПСС, в 1961-66 чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР в 1962-66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР (1980). Осн. работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и естеств. наук, внеш. политике СССР и междунар. отношениям.

О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и техники и междунар. отношения, М., 1958; Науч. основа руководства развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963; Фридрих Энгельс. Биография, М., 1970 (рук. авт. коллектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М., 1971; Философия и науч. прогресс, М., 1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич. функциях диалектики, М., 1981; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая теория развития, т. 1- 2-, М., 1982- (рук. авт. коллектива).

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ - субъективно-идеа-листич. направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действительности. К этому направлению принадлежали нем. философы В. Шуппе (который высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь сосн. тенденцией неокантианства), она отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о., становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в сфере сознания, т. е. имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир внутренний и мир внешний, субъект и объект - это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф. признаёт существование других «Я» (хотя ст. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо вне нашего сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые трудности, из крых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. ф.- перехода от субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была подвергнута резкой критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС,, т. 8).

Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916;

см. также лит. к статьям Ремке, Шуппе.

ИММАНЕНТНОЕ

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis - пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика утверждает, что движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со времени Канта, поставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах: с т. зр. Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в противоположность незаконному - трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного опыта). Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания. Имманентной называют также филос. критику, которая рассматривает то или иное учение с т. зр. последовательного проведения его собств. предпосылок.

ИМПЕРАТИВ

ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный), требование, приказ, закон. У Канта в «Критике прак-тич. разума» - общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.

ИМПЕРИАЛИЗМ

ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium - власть, господство), высшая, монополистическая и последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. революции. Науч. теория И. разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И., Ленин писал: «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополип и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характеризуется тем, что «империализм есть особая историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1) монополистический капитализм; (2) - паразитический или загнивающий капитализм; (3) - умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового капитализма и революц. борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой социалистич. системы, крах колон. системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского анализа капитализма и его высшей стадии - И. Характеристику И. как стадии в развитии капиталистич. общественно-экономич. формации.

см. в ст. Капитализм.

"ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИМПЛИКАЦИЯ

ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio - сплетение, от implico - тесно связываю), в символич. логике - связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также образованные с помощью такой связки сложные высказывания. В импликативном высказывании различают антецедент - высказывание, которому предпослано слово «если», и консеквент - высказывание, следующее за словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний обычно используют для обозначения одной из осн. связок классич. логики - материальной И. Высказывание A В с такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно (содержание А и В при этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то В», которое всегда предполагает некоторую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда И. рассматривают как формальный аналог логического следования. В случае материальной И. при этом оказываются верными утверждения: «из ложного высказывания следует любое высказывание» и «истинное высказывание следует из любого высказывания», называемые парадоксами материальной И.

ИМЯ в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного языка, обозначающее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов (нарицательное, или общее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии традиц. логики, есть объём (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике, придерживаясь терминологии Г. Фреге - А. Чёрча, принятой в логич. семантике, этот предмет (класс) наз. денотатом данного И., или его значением, отличая эту объёмную характеристику И. от содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность характеризующих данное И. признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о н а л о м; по традиц. логич. терминологии - содержанием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат есть однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нарушаться), но не наоборот (из чего и следует необходимость различения этих двух «способов реализации» И.). Напр., И. «утренняя звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл (фиксирующий время нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат - планета Венера.

см. также Семантика.

ИНВАРИАНТНОСТЬ

ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis - неизменяющийся), свойство некрых существенных для системы соотношений не меняться при её онредел. преобразованиях. Отражая неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же системы), И. выступает как определяющий момент её структуры; в этом смысле структуру правомерно рассматривать как инвариант системы. Понятие И. используется для обоснования универсальности категории причинности: причинно-следственная структура некоторой области мира (т. е. набор характерных для неё причинно-следственных отношений) инвариантна при преобразованиях пространственно-временных координат. Фундаментальное значение для науч. познания имеют принципы сохранения, выражающие идею И. вещей, свойств и отношений природы. Молекулярная биология исследует инвариантные, сохраняющиеся при любых изменениях характеристики живых систем. В психологии И. выражает общность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта различными познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, И. служит основой адекватного отражения сущности объекта.

Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более распространённых) форм движения материи, выступают в качестве инвариантных для высших форм движения (напр., хпмич. законы инвариантны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы познания инвариантны для специализиров. форм (напр., логич. законы - инвариант для познания математич., физич., химич. реальности). Одиако в ряде случаев при переходе на более высокий уровень сущ-ностный характер И. законов низшего уровня снижается; так, в процессе социальной эволюциимн. биологич. закономерности (выживание наиболее приспособленного, единство организма со средой и т. д.) потеряли свой универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное значение для понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и др. общенауч. принципов и категорий, связанных с исследованием систем и структур. Выделение инвариантных отношений даёт возможность применения структурного подхода к объекту исследования, а в более широком плане составляет необходимое условие построения теоретич. знания.

Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Александров А. Д., Теория относительности как теория абс. пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Овчинников ?. ?., Принципы сохранения. М., 1966.

ИНГАРДЕН

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,- 15.6.1970, там же), польск. философ, феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933-41 преподавал в Львовском, с 1945 - в Ягел-лонском университетах. В 1938-48 ред. журн. «Sludia Philosophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории познания, логики и т. н. формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии (феноменологии, бергсониан-стве, неопозитивизме).

Spur о istnienio swiata, t. 1-2, Warsz., 1961- 622; Dziela iilozoficzne. Z badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. l-2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.-Исследования по эстетике, М., 1962.

? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.), «ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R. Ingardena, Warsz., 1972.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм), филос. учение и методологич. позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. П.), либо познават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В истории философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Ленин В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не уничтожает ни разума, ни совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).

В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой.

Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно механистич. детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологич. силами и пр.

Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ. наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме.

ИНДИВИД

ИНДИВИД (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим характеристикам,- синоним индивидуальности.

Предыдущая страница Следующая страница