Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 3, "МЕТ"-"МИХ")
МЕТАТЕОРИЯ (от греч. - после и теория), теория, анализирующая структуру, методы и свойства к.-л. др. теории - т. н. предметной (или объектной) теории. Наиболее развитый характер имеют М. логики (наз. металогикой) и М. математики (наз. метаматематикой). Объектом рассмотрения в М. оказывается не сама но себе содержат. науч. теория, а её формальный аналог - исчисление (формальная система). Подлежащая исследованию в М. содержат. теория предварительно подвергается формализации. Часть М., наз. синтаксисом, изучает структуру своей предметной теории, а также её дедуктивные средства. М. рассматривает различные интерпретации исследуемой формальной системы; эта часть М., воспринимающая предметную теорию как формализованный язык, наз. семантикой. Понятие М. впервые было выдвинуто Гильбертом в связи с его программой обоснования классич. математики средствами созданной его школой теории доказательств (метаматематики). Ряд важных метатео-ретич. результатов (гл. обр. семантич. содержания) был получен Тарским. см. также Аксиоматический метод, Метаязык. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"МЕТАФИЗИКА СВЕТА" - характерный для поздне-антич. и ср.-век. философии комплекс представлений о свете: в онтологич. плане - как о субстанции всего сущего; в гносеологич. плане - как о принципе позна-ния; в эстетич. плане - как о сущности прекрасного. Имеет как библейские, так и платонич. и особенно неоплатонич. истоки. В Ветхом завете сотворение света (Быт. 1, 3) предшествует всем другим творч. актам бога; в Новом завете говорится не только о «непристуц-ном свете» как месте «обитания» бога (1 Тим. 6, 16), но и о том, что сам бог «есть свет» (1 Ио. 1, 5). Библейская линия продолжена в традиции христ. мистики, особенно православной, учившей о «невещественном», но совершенно конкретном свете, в явлении которого снимается различие чувственного и не-чувственного (Симеон Новый Богослов, исихазм), а также в исламе (24-я сура Корана); наличный в некоторых новозаветных текстах дуализм света и мрака абсолютизирован в гностицизме, манихействе и некоторых ересях христианства и ислама как противоположность двух первосубстанций. С др. стороны, Платон учил, что солнце есть аналог идеи блага («Государство» VI 508 b-е), которое есть духовный свет (VII 540 а). Учение неоплатоников об эманации поставило сверхчувств. свет единого и чувств. свет как его проявление во тьме материи в отношении иерархии, разработанные в христ. теологии Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Др. важнейшим представителем «М. с.» в патристике был Августин. Под его влиянием складывается доктрина англ. схоласта 13 в. Роберта Гроссетес-та, согласно которой свет есть тончайшая, но материальная субстанция, лежащая в основе всех вещей, ибо она одна из всего материального обладает способностью к самопроизвольному возрастанию, неограниченно расширяясь в пространстве. Под влиянием Гроссетеста развивали «М. с.» Р. Бэкон и другие схоласты, в том числе Альберт Великий и Бонавентура, настаивавшие, однако, на нематериальном характере света. Отражение «М., с.» ощутимо во всей культуре средневековья (трактовка света ввизант. мозаиках, рус. иконах и зап.европ. витражах, поэзия света в «Рае» Данте и т. п.). Ее отголоски встречаются в пантеистич. мотивах Бёме и в натурфилософии Шеллинга. |
МЕТАЯЗЫК - язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого др. языка - т. н. предметного (объектного) языка, или языка-объекта. Напр., в учебнике англ. языка для рус. школьников предметный (изучаемый) язык - английский, а М.- русский. В учебнике же рус. языка (для рус. школ) рус. язык выступает в обеих этих ролях. Смешение предметного языка и М. приводит к т. н. семантич. антиномиям (см: Парадокс). Средствами М. в рамках различных метатеорий (см., напр., Металогика) произво-дится исследование свойств соответств. предметных теорий (напр., в метаматематике - теории формальных доказательств). |
МЕТЕМПСИХОЗА (греч., от - пере- и - одушевление, оживление, собств.- переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у. Диодора Сицилийского (1в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuhn), у Александра Аф-родйсийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонич. традиции: Порфирий (Abst. 4, 16); Гермий у Стобея (I 49, 69) и др., конкурировал с терминами «метенсоматоза» [лат. калька reincarnatio - «реинкарнация», «перевоплощение» - начиная с Ипполита Римского (Ref. 1,3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)], у неоплатоников также палингенесия. В ранних греч. свидетельствах о М. обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель, О душе, 407 b 20; Геродот 2, 123). Религ.-мифологич. учение о переселении душ умерших в тела др. людей (новорождённого ребёнка), животных, растений и минералов или - в порядке повышения - демонов, божеств - засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографич. материал у Э.Тайлора - в кн.: «Первобытная культура», М., 1939, с. 301, cлл., Дж. Дж. Фрейзера - «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым М. происходит в «первое попавшееся» тело, и этизйрованные религ.филос. варианты, в которых восхождение или нисхождение души но иерархич. лестнице живых существ определено нравств. достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классич. страна разработанной религ.-филос. М.- Индия (см. Сансара, Карма). В Др. Греции учения о М. получили определ. рас-пространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 слл.; Эмпедокл, Очищения; Геродот 2, 123). Судя по свидетельству Аристотеля («О душе» 407 b 21: «...согласно пифагорейским мифам, любая душа может облекаться в любое тело»), пифагорейцам была свойственна именно первая форма М., вызвавшая протест Гераклита (ф?. ? 25: «чем доблестней смерть, тем лучше доля»; ср. фр. 119: «этос - судьба человека»). Платон воспринял учение о М. из пифагорейской традиции, переосмыслив его в духе нравств. воздаяния (наиболее разработанное изложение - в «мифе об Эре» 10-йкн. «Государства» 614Ь-621d). Из пифагорейской идеи «памяти предков» (Пифагор «помнил» четыре своих прежних воплощения - Диоген Лаэр-тий VIII, 4-5) развилось платонич. учение об анамнесисе. Практич. следствием учения о М. было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений. Hopf С., Antike Seelenwanderungsvorstellungen, Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W., Die Seelenwanderung bei Griechen und Romern, Stuttg., 1934; L o n g H. S., Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato, Princeton, 1948; BurkertW., Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camn. (Mass.), 1972, p. 120 sq.; см. также лит. к статьям Орфики, Пифагореизм, Псюхе. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МЕТРИОПАТИЯ (греч. -, от ?? -умеряющий свои страсти: - умеренный, ?? ?? - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32) М. и апатия выступают одновременно: первая - как принцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая - как принцип «теоретич.» («созерцательных») добродетелей; цель первой - «жизнь в качестве естеств. человека», второй - «уподобление богу». |
"МЕХАНИСТЫ" - термин, обозначавший в сер. 20-х - :нач. 30-х гг. 20 в. группу сов. философов, стоящих на позициях подмены философии выводами совр. естество-знания, сведения высших форм движения материи к механич. и физико-химич. взаимодействиям, подмены диалектики - теорией «равновесия», отрицания объективной природы случайности и т. д. Группа включала Л. И. Аксельрод-Ортодокс, А. И. Варьяша, В. М. Са-рабьянова, И. И. СкворцоваСтепанова, А. К. Тими-рязева. и др. Концепция «М.» была своеобразным вос-произведением в марксистской философии ряда идей механистич. материализма и позитивизма. Взгляды «М.» были подвергнуты критике в сов. печати, на ряде науч. конференций и диспутов. О журн. «Под знаменем марксизма» [Из пост. ЦК ВКП(б)], в сб.: О парт, и сов. печати, М., 1954; H a p с к и й И. С., Суворов Л. Н., Позитивизм и механистич. ревизия марксизма, М., 1962. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Лев Ильич [18(30).5.1838, Петербург,- 18(30).6.1888, Невшатель, Швейцария], рус. географ, социолог и обществ. деятель. Род. в семье обрусевших выходцев из Румынии, высшее образование не закончил из-за преследований за участие в студенч. движении. В 1858 уехал за границу, жил на Балканах и Бл. Востоке, принял активное участие в нац.-освободит, движении в Италии, был волонтёром в знаменитой «тысяче» Дж. Гарибальди, ранен при освобождении Сицилии. В 60-х гг. сблизился с М. А. Бакуниным, А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, сотрудничал в «Колоколе», совместно с Огарёвым и Н. А. Шевелёвым опубл. в Женеве «Землеописание для народа» (1868), участвовал в деятельности 1-го Интернационала. В 1874-76 читал лекции в Токийском университете, в 1883- 1888 руководил кафедрой сравнит. географии и статистики в Невшательской академии (Швейцария). Ближайший сотрудник Э. Реклю в создании «Новой всеобщей географии. Земля и люди» (v. l-19, 1876-94, рус. пер., т. 1-19, 1898-1901). В «Современнике», «Русском слове», «Деле», «Отечеств, записках» и др. рус. журналах активно выступал под различными псевдонимами с пропагандой передовых науч. и обществ. идей, подвергая критике деспотизм, колониализм, расизм и социальный дарвинизм. Гл. произведение М. «Цивилизация и великие историч. реки. Географич. теория развития совр. обществ» было опубл. посмертно на франц. яз. (1889, рус. пер. 1898, более полн.- 1924). В этой работе М. выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии. Воздерживаясь от вульгарного географич. детерминизма, он стремился объяснить неравномерность обществ. развития изменением значения одних и тех же географич. условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономич. и технич. прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых рабовладельч. государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена и 3) океанический - после открытия Америки. Усматривая критерий обществ. прогресса в «нарастании общечеловеч. солидарности», М. считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотич. правления к свободе, от угнетения к социальному равенству и от взаимной враждебности к братству всех людей и народов, покоящемся на добровольной кооперации. Теория М. сыграла прогрессивную роль в опровержении религ.-мистич. концепций общества. Исключительно высоко оценил вклад М. в социологию Плеханов, многократно ссылавшийся на него для подтверждения материалистич. понимания истории. Подвергнув критике симпатии М. к анархизму, Плеханов писал: «Нисколько не преувеличивая дела, можно сказать, что книга Л. И. Мечникова затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых из них дает вполне удовлетворительное решение... Главнейшие положения философии истории Л. И. Мечникова совершенно материалистичны. Но в частностях он нередко уклоняется в сторону идеализма» (Соч., т. 7, М.- Л., 1925, с. 15, 25). L'empire japonaise, Geneve, 1881. Романенко В. М., Борьба Л. И. М. против мальтузианства, социал-дарвинизма и расизма, «ВФ», 1956, № 5; Карташева К. С., Дороги Л. M., M., 1981. |
МИД (Mead) Джордж Герберт (27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс,- 26.4.1931, Чикаго), амер. философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из представителей прагматизма и натурализма. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал ст. зр. его инструментальной природы - как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщённого другого» - этапы превращения физио-логич. организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», т. о., целиком социально, аглавная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причём внеш. социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует. Структура завершённого «Я», по М., отражает единство и структуру социального процесса. Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии (решение проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу символич. интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль общесоциологич. теории, т. к. отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных взаимодействий, а также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд исследователей (М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями феноменологической социологии. The philosophy of the present, Chi., 1932; Mind, self and socie- ty, Chi., 1934; Movements of thought in the nineteenth century Chi., 1950; The philosophy of the act, Chi., 1950; The social psychology..., ed. by A. Strauss, Chi., 1956; Selected writings, Indianapolis, 1964. Кон И. С., Социология личности, M., 1967; Ионин Л. Г., Критика социальной психологии Дж. М. и ее современных интерпретаций, «Социологич. исследования», 1975, №1; Natanson M., The social dynamics of G. H. Mead Wash., 1956. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ (от греч. - малый), социология малых групп и непосредств. межличностных отношений. Возникла в 20-х гг. 20 в. и первоначально ассоциировалась с одним из направлений в бурж. социологии, ориентировавшимся на изучение отношений в малых группах в качестве осн. модели социальных отношений. В М. обычно включают теории Гурвича и Морено. Называлась также социометрией, которая в дальнейшем приобрела преим. методич. направление. |
Семён Романович (р. 2.4,1919, Кременчуг), сов. историк науки и философ, чл.корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1939. Окончил филос. факультет МГУ (1949). С 1952 науч. сотрудник, с 1963 зам. директора, с 1974 директор Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Осн. работы по истории эволюц. теории, общим проблемам биологии и истории философии в России 1-й пол. 19 в., по филос. вопросам естествознания, науковедению. И. Е. Дядьковский. [Врач, естествоиспытатель и философ-материалист]. Мировоззрение и общебиологич. взгляды, М., 1951; К. Ф. Рулье и его учение о развитии органич. мира, М., 1957; Развитие общих проблем биологии в России. 1-я пол. 19 в., М., 1961; Альфонс Декандоль, М., 1973 (совм. с Л. А. Марковой и Б. А. Старостиным); К. Ф. Рулье. Ученый, человек и учитель. 1814 - 1858 гг., М., 1979. |
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА - условный термин, объединяющий первых др.-греч. естествоиспытателей и натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена (6в. до н. э.- конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с разрушением города персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют крито-микенское прошлое милетской культуры и её связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон, Персия, Египет), с одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и мощное торг.ремесл. развитие Милета - с другой. Занимаясь астрономией (в том числе навигационной) и географией (в том числе картографией), математикой и метеорологией, представители' М. ш. включали эти темы в более широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую (письменно зафиксированную) не-мифологич. картину мира. Хотя названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена «О природе» , вероятно, позднейшего происхождения, сам термин «природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звёзд), возможно, фигурировал в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для пони-мания сущности новой науки и её отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми из которых были милетцы) «теологам» (мифологам) при всём своём значении не должно переоцениваться: внещ. отказ от мифологич. имён сопровождался сохранением традиц. структур мифологич. космогонии. Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия (??, «бесконечное объемлющее») тождественны - принцип, действующий уже у Гомера (в «Илиаде» Океан - и источник рождения, и пространств. «предел» мира). Космогонич., геологич. и биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с донауч. генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср. разительный контраст между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью космоса Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксено-фан, учившийся у Анаксимандра, использует натура-листич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной религии Гомера и Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра; Гераклит в своём учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии которого примкнул и Анаксагор (согласно Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку учёных в кон. 6 в. до н. э. принадлежал выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географоэтнографич. трактата «Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рацио-налистич. критику генеалогич. мифов (он же усовершенствовал географич. карту Анаксимандра). Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; Лебедев А. В., Геометрич. стиль и космология Анаксимандра, в сб.: Культура и искусство античного мира, М., 1980, с. 100-24; см. также лит. к статьям Фалее, Аиаксимандр, Анаксимен, Гилозоизм. |
МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, шт. Техас,-20.3.1962, Нью-Йорк), амер. социолог и публицист. Последователь нем. социологов М. Вебера и К, Манхейма. Испытал известное влияние идей К. Маркса, считал плодотворным его метод, однако придерживался взгляда об «устарелости» марксистской теории. Осн. работы посвящены проблеме распределения власти и социальной стратификации в амер. обществе. Понятию «правящий, господствующий класс» противопоставлял понятие «властвующая элита», рассматривая её как социальную группу, состоящую из пром., политич. и воен. верхушки. Главную социальную опасность М. видел в возрастающей «рациональности без разума», т. е. в использовании «властвующей элитой» рациональных средств, разрабатываемых учёными, для достижения иррациональных целей. Надежды на гуманизацию общества М. связывал с интеллигенцией, которая способна обладать «социологич. воображением» (свойством понимать происходящие в обществе процессы). Свой социологич. метод М. называл сравнительным и историческим, считал необходимым создание новой социологии, призванной выявить историч. специфику совр. эпохи и исследовать социальные изменения, ведущие к преодолению отчуждения. Подверг критике как эмпиризм амер. социологии, так и абстрактность т. и. высокой теории амер. социолога Парсонса. Однако не смог дать им позитивную альтернативу. Взгляды М. оказали влияние на формирование идеологии «новых левых» в США. The new men of power. America's labor leaders, N. Y., 1948 (соавтор); White collar. The American middle classes, N. Y., 19594; The causes of world war three, L., 1059; The Marxists, N. Y., 1962; Power politics and people. The collected essays of C. Wright Mills, N. Y., 1963; Sociological imagination, L., 1967; в рус. пер.- Властвующая элита, М., 1959. Коровин В. Ф., Осн. проблемы «новой социологии» Райта М.,М., [1977]; Aptheker H., The world of G. W. Mills, ?. ?., 1960; The new sociology. Essays in social science and social theory in honor of C. W. Mills, N. Y., 1964. |
МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон,- 8.5.1873, Авиньон), англ. философпозитивист, экономист и обществ. деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865-68 чл. палаты общин, где поддерживал либеральные и демократич. реформы. Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона...» (1865, рус. иер. 1869), где М. с позиций феноменалистич. позитивизма возражает англ. априористам. Всё знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения. Материя - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. Разделяя ряд филос. и логич. установок позитивизма Конта, М. отвергал его социально-политич. доктрину, в которой усматривал систему духовного и политич. деспотизма, игнорирующую человеч. свободу и индивидуальность («Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867). Осн. соч. М. «Система логики» (т. 1-2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, дедуктивном (силлогистич.) умозаключении и индукции. В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. исходит из концепции опытного происхождения нравств. чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно крой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В обществ. жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравств. чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья». в рус. пер.: О свободе, СПБ, 19062; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические, ч. 1-3, СПБ, 1864-65; Размышления о представительном правлении, в. 1-2, СПБ, 1863-64; Автобиография, М., 1896; Основы политич. экономии, т. 1-3, М., 1980-81. Туган-Варановский М., Д. Ст. М. Его жизнь и учено-лит. деятельность, СПБ, 1892; 3 е н г е ? С., Д. Ст. М., его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., [M.], 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; и у а л ?., The philosophy of J. S. Mill, |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИМЕСИС (греч. - подражание), термин др.-греч. философии и эстетики. см. в ст. Подражание в эстетике. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Марк Борисович [р. 22.6(5.7).1901, Житомир], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР(1939). Чл. КПСС с 1919. Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры (1929). Зам. директора Академии коммунистич. воспитания, зам. директора Ин-та философии, гл. редактор журн. «Под знаменем марксизма» (1930-44), директор ИМЛ при ЦК КПСС (1939- 1944). В 1950-56 шеф-редактор газ. «За прочный мир, за народную демократию», в 1956-60 пред. правления Всесоюзного общества по распространению политич. и науч. знаний, в 1960-67 гл. редактор журн. «Вопросы философии», с 1967 пред. Науч. совета по проблемам зарубежных идеологич. течений при Секции обществ. наук Президиума АН СССР. Осн. работы посвящены проблемам ленинского этапа в развитии марксистской философии, партийности философии, вопросам теории roc-ва и социалистич. демократии, проблемам гносеологии (теория отражения), исследованию истории философии, критике бурж. идеол.огии и оппортуниста, концепций. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании «Истории философии» (1940-43). Чл. ЦК КПСС в 1939-61. Деп. Верх. Совета СССР в 1950-62. Гегель и теория материалистич. диалектики, М., 1932; Боевые вопросы материалистич. диалектики, |М.], 1936; К столетию «Манифеста Коммунистич. партии» Маркса и Энгельса, [М.], 1948; За материалистич. биологич. науку, М.- Л., 1949; Историч. роль В. Г. Плеханова в рус. и междунар. рабочем движении, М., 1957; Философия и современность, М., 1960; Опыт Октября и закономерности социалистич. революции, ??., 19673; В. И. Ленин и актуальные проблемы философии, М., 1971; Проблемы совр. идеологич. борьбы. Критика социоло-гич. и социально-политич. концепций, ?., 1976; Философия и социальный прогресс. Анализ совр. бурж. концепций социального прогресса, М., 1979; Идеи В. И. Ленина и современность, М., 1981. М. Б. Митин, М., 1981 (Материалы к биобибл. ученых СССР. Сер. философии, в. 2). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИФЫ (от греч. - предание, сказание), ар-хаич. повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастич. представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине пира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно М. тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов и десакрализация приводят к превращению мифов в сказки. К древним М. восходят и архаич. формы героич. эцоса, в историч. время М. широко используются как элементы поэтич. языка в широком смысле. Самой фундаментальной категорией М. являются М. этнологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемич. представлениями), особенности рельефа, различных обычаев и обрядов и т. п. На архаич. стадии творение часто изображалось как «добывание» культурным героем элементов природы и культуры (напр., путём похищения у первонач. хранителей), как их изготовление демиургом или порождение пер-вопредиом. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путём постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демонич. силами. Формирование космоса обычно предполагало отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трёхчастной структуры (миры небесный, земной, подземный), в центре которой часто помещалось мировое древо. Особую категорию составляют календарные М.- тесно связанные с агр. обрядами рассказы об исчезающихозяйствозвращающихся (умирающихозяйствоскресающих) богах и героях. У более развитых народов древности существовали эсхатологич. М., описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. В М. наряду с космич. темами разрабатывались и такие биографич. мотивы, как рождение, происхождение, инициации (посвящения) в полновозрастной статут, брак, смерть мифич. героев. «Биографич.» мотивы связаны с т.н. переходными обрядами и имели характер испытаний, через крые успешно проходили герои. Мифич. сказания могут складываться и вокруг некоторых историч. лиц. см. Мифология. |
МИХАИЛ ПСЕЛЛ (светское имя - Константин или Констант) (1018, Константинополь,- 90-е гг. 11 в., там же), визант. писатель, философ, учёныйэнциклопедист и гос. деятель. Был секретарём императора, руководителем филос. школы, воспитателем наследника престола (Михаила VII). С 1054 Монах. Приближённый 8 монархов, последовательно занимавших визант. престол. Оставил огромное лит. наследие (трактаты по философии, риторике, истории, естествознанию, грамматике, музыке, медицине, демонологии и др.). В мемуарной «Хронографии» (t. 1-2, ed. E. Renauld, 1926-28, рус. пер. 1978) даёт живую, тонко продуманную картину совр. событий. Филос. взгляды М. И. вызывают противоречивые оценки совр. исследователей, что в значит. мере определяется противоречивостью высказываний самого М. П., стремившегося к соединению философии и риторики и приспосабливавшего свои мнения к требованиям ситуации, жанру и форме произведений. Современники обвиняли М. П. в пристрастии к языч. философии, особенно Платону. Сам М. П. неоднократно защищал необходимость изучения антич. наследия, Платона и неоплатоников в первую очередь, некоторые его соч. (напр., «О всяческой науке») представляют собой компиляцию из соч. Порфирия, Ямвли-ха, Прокла, Олимпиодора. Декларировал необходимость отбора из антич. наследия положений, согласующихся с христ. догмами, признавал наличие «высшей философии» (теологии), постигаемой озарением свыше, и «низшей философии» (науч. знания, доступного ло-гач. доводам), между которыми помещал «науку о бестелесном», т. е. математику. Фактически стремился к созданию синтеза антич. и христ. воззрений, включал в него и оккультизм неоплатонич. типа, хотя в то же время подвергал рационалистич. критике представления о чудесном. Этич. взгляды отличаются терпимостью и направлены против чрезмерного монашеского аскетизма. Рационалистич. элементы философии М. П. были развиты его учеником Иоанном Италом. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5, Athenai - P., 1874-76; Scripta minora. Magnam partem adhuc inedita, ed. E. Kurtz, F. Drexl, v. 1-2, Mil., 1936-41; Deomnifaria doctrina; crit. text and introd. of L. G. Westerink, Utrecht, 1948. ВальденбергВ., Филос. взгляды М. П., в сб.: Визант. сб., М.-Л., 1945; Любарский Я. Н., М. П., Личность и творчество, М., 1978; Z er v o s Gh., Un philosophe neoplato-nicien du XI siecle Michel Psellos, P., 1920; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МИХЕЛЬС (Michels) Роберт (9.1.1876, Кёльн,- 3.5. 1936, Рим), историк, экономист и социолог. По происхождению немец, в 1926 принял итал. гражданство. На М. оказали влияние идеи В. Парето и Г. Моска. Изучал классы бурж. общества, политич. роль интеллигенции. В осн. работе «Социология политич. партии в условиях совр. демократии» («Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie», 1911, 19702) выдвинул т. н. «железный закон олигархич. тенденций» в бурж. демократии, согласно которому деятельность демократии строго ограничивается в связи с необходимостью1 существования организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведёт к гибели демократии. Наряду с этим М. писал об опасности «вождизма» в демократических организациях. В. И. Ленин, указывая на «поверхностность» М., отмечал, что в его книге об итал. империализме собран ценный материал (см. ПСС, т. 27, с. 14-15). Накануне 1-й мировой войны М. порвал с нем. и итал. социалис-тич. движением, в котором участвовал неск. лет, выступил с нападками на марксизм. В конце жизни восхвалял фашизм. Реакц. взгляды М. подверглись резкой критике итал. коммунистами, особенно А. Грамши (см. Избр. произв., т. 2, 1957, с. 63, т. 3, 1959, с. 137-38). Antologia di scritti sociologici, Bologna, 1980. Ашин Г.К., Критика совр. бурж. концепций лидерства, М., 1978. |