Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БPE"-"БЕС")
БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, - 17.3.1917, Цюрих), нем. философ, непосредств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б. обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем достижения нем. классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному)- я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей психологии, которая делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из которых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, которым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив все суждения на три класса - суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что непосредств. очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема истины - это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к., по Б., предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы). Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952. Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 ?., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Muncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison - [a. o.], 1967 (лит.). |
БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен,-23.5.1841, там же), нем. учёный, религ. философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Б. с его универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен); его соч. в целом не дают филос. синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю («Fermenta cognitionis», v. 1-6, 1822-25; «Vorlesungeu uber speculative Dogmatik», Bd 1-5, 1828-38). Б. оказал сильнейшее влияние на становление нем. романтизма, прежде всего на его натурфилософию (Новалис, Шеллинг); уже в сер. 80-х гг. Б. формулирует романтич. понимание знака, символа, иероглифа. В то же время сам Б. испытал влияние Шеллинга и романтиков и в конце жизни создал один из вариантов позднего религ.фи-лос. романтизма. Одним из первых среди нем. философов обратился к социальной проблематике бурж. общества (в частности, ввёл в нем. литературу термин «пролетариат»), развивал идеи христианского социализма. Samtliche Werke, Bd 1 - 16, Lpz., 1851-60 (neue Ausg., Aalen, 1963); Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925; Lettres inedites, ed. E. Susini, t. 1-4, P., 1942-67; Wien, 1951. Baumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927. |
БАДАРАЯНА - др.-инд. мыслитель, один из основателей и первый систематизатор веданты. Годы жизни Б. обычно относят к 2-3 вв. н. э. (хотя инд. учёные отодвигают эту дату к 6-3 вв. до н. э.). Гл. труд Б.- трактат «Брахма-сутра», или «Веданта-сутра» (известен и под др. названиями - «Шарирака-сутра», «Шарирака-ми-манса», «Уттара-миманса»); в инд. традиции это соч. иногда приписывают Вьясе, с которым нередко отождествляют Б. Комментарии к «Брахмасутре», составленные Шанкарой, Рамануджей и др., образуют осн. корпус веданты. В «Брахма-сутре» Б. систематизирует и защищает идеи, содержащиеся в упапишадах, прежде всего - высшую реальность брахмана и монистич. понимание мира. Трактат содержит ценные сведения о некоторых др. школах инд. мысли (санкхья, вайшетика, буддизм, джайнизм). G h a t e V. S., Le Vedanta; Etude sur les Brahma-sutras et leur cinq commentaires, P., 1918. Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2 М., 1957, с. 382-94; см. также лит. к ст. Веданта. |
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА - фрейбургская ш к о л а, направление в неокантианстве, исходящее из «трансцендентально-психологич.» истолкования учения Канта. Согласно Б. ш., познание есть психич. процесс, исходящий из «экстенсивного и интенсивного многообразия» опыта и имеющий результатом трансцендентальное, т. е. всеобщее и необходимое знание. Последнее возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно согласовываться для достижения своей цели (истины). Философия в этой связи оказывается наукой о ценностях. Значит. место в Б. ш. занимала проблема метода. Основатели Б. ш. Винделъбанд и Риккерт делили науки на науки о природе(естествознание) и науки о культуре (историч. науки). Естеств.науч. образование понятий руководствуется (генерализирующим) номоте-тическим методом, вырабатывающим общие законы, а историческое - (индивидуализирующим) идиогра-фическим методом, дающим описания индивидуального историч. явления. Б. ш. испытала влияние Гуссерля. Идеи Б. ш. в социологии проводил М. Вебер, в психологии - Г. Мюнстерберг. В 20-х гг. ряд представителей Б. ш. перешёл к неогегельянству (И. Кон, Р. Кронер и др.). Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2, § 3; RickertH., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tub., 1931; см. также лит. к статьям Неокантианство, Виндельбанд, Риккерт. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель,- 10.12.1968, там же), швейц. протестантский теолог, один из основателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. «Послание апостола Павла к римлянам» («Der Homerbriof», 1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчёркивает несоизмеримость божеского и человеческого: предмет откровения и человеч. знаний различен, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «пет» дерзание, отважный прыжок в неведомое. Во имя такого понимания веры Б. полемизирует с либеральным протестантизмом и католич. религ. рационализмом. Наряду с этим Б. энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. В молодости Б. участвовал в движении христ. социализма, а в 1933 выступил как вдохновитель христ. сопротивления гитлеровскому режиму; после Мюнхенского соглашения 1938 одобрял вооруж. борьбу с фашизмом как священную. После 2-й мировой войны резко критиковал политику «холодной войны» с утопич. позиций «третьего пути». Gesammelte Vortruge, Bd 1-3, Munch., 1928-57; Die kirchliche Dogmatik, Bd 1-9, Zollikon - Z., 1932-55. B a l t h a s a r H. V. v., K. Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster, 1962. |
БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,- 26.5.1762, Франкфурт-наОдере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос. дисциплины. Проф. университета во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией прекрасного, поскольку чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания, порядка и выражения. Б. внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту. Aesthetica, Bd 1-2, Traiecti as Vlailrum, 1750-58; Metaphy-sica, Halae Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т. 2, М., 1964, с. 449 - 65. Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л-56. |
БАУЭР (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,- 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ, младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным самосознание; считал движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов представил Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелия. Отрицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике субъективный идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология». После 1848 Б. эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О. Бисмарка. Я Geschichte der Politik, Kultur und Aufklarung des 18 Jahr-mderts, Bd 1-4, Charlottenburg-Lp/., 1843-45; Kritik der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1-4, B., 1850 - 52; в рус. пер.- Трубный глас страшного суда лад Гегелем, М., 1933. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85-178; т. 3, с. 82-102; т. 19, с. 306-319; Runze G., B. Bauer, В., 1931. |
Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.- ум. 1065), азерб. философ. Ученик Ибн Сины, стремился использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования исламской догматики. В трактатах «Метафизика» и «Иерархия существ» (Каир, 1911, на араб, яз.; Лейпциг, 1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия н познания; «Приобретение знаний» и «Украшение» посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» - этич. проблемам. История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129-39; З а к у е в Э. К., Бэh мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958. |
Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,- 16.10.1962, Париж), франц. философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить современное ему естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в результате которого происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки (концепция «технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Б.,- один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно развивающегося организма. Согласно Б., первый этап развития знания - «донауч-ный» (господство чистого эмпиризма); второй - научный (возникновение рационального абстрактного мышления); третий - этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для которой характерны отказ от к.-л. окончат, истин («отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным опровержениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем - синтезирующая способность к понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность человека коренится, согласно Б., в спонтанности обыденного сознания - общего истока науки, поэзии и др. мыслит. форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последоват. развития. Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949; La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632. Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм вбурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕЗОБРАЗНОЕ - эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.). Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя Аристотель и признавал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с разрядкой отрицат. эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.- с одной стороны, оно понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной косности, с другой - как признак рационально непознаваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в «безвидном» облике с большей отчётливостью (впоследствии Гегель указал на художеств. освоение характерного и Б. как специфич. черту христ. искусства). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко проявившиеся в стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из свидетельств могучей энергии и бесконечного многообразия природы. Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б. право быть воплощённым в искусстве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с реабилитацией Б., подчёркивая ценность для искусства «эксцентрического» и «уродливого» (Шлегель), гротеска как соединения Б. и прекрасного (Гюго) и др. В эстетике декадентства коп. 19 в. и в авангардистских течениях 20 в. (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «поп-арт») понятие Б. абсолютизируется в качестве единственно возможного эстетич. эквивалента «абсурдности» бытия. Марксистско-ленинская эстетика, признавая, что воспроизведение Б. способствует художеств. изображению жизни во всей её полноте, критикует гипертрофированные представления о Б., бытующие в совр. модернистском «антиискусстве». К а г а н М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 1963, с. 49-68; Rosenkranz С., Asthetik des Ha?lichen, Konigsberg, 1853; Die nicht mehr schonen Kunste, Grenzphanomene des Asthetischen, Munch., 1968; L o t t е г K., Der Begriff des Ha?lichen in der Asthetik,.., Munch., 1974. |
БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла,- 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний представитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.- «Историч. и критич. словарь» (т. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1-2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришёл к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального обоснования религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что познанию не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах. Oeuvres diverses, v. 1-4, La Haye, 1727-31; Systeme de la Philosophie, P., 1737; Bayle Pierre. Choix de textes et introduction par M. Raymond, P.- Fribourg, 1948. Шахов ?., Вольтер и его время, СПБ, 19121; ? и к о в В, Пьер Бэйль, М., 1933. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575, Альтзайденберг,- 17.11. 1624, Гёрлиц), нем. философмистик. По профессии сапожник. Вызывал резкие нападки ортодоксального лютеранства. В многочисл. соч. («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612, изд. 1634; рус. пер. 1914; «О рождении и обозначении всех сущностей» - «De signature rerum...», 1622; «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея» - «Mysterium magnum, oder Erklarung uber das Erste Buch Mosis», 1623, изд. 1640, и др.) Б., основываясь на толковании библейских текстов, охватывает в противоречивой и отрывочной форме крайне широкий круг проблем (натурфилософия, теория знака и языка, антропология, этика), подводит итог традиции нем. ср.-век. мистики (Таулер, В. Вей-гель). Наиболее плодотворной оказалась диалектика Б., развёрнутая им в ярких и смелых образах (мир как движение и соединение противоречий, бог как «пропасть», рождающая «основу») и воспринятая впоследствии нем. поздним Просвещением (Гердер), романтизмом (Баадер, Ф. Шлегель), затем Гегелем и Фейербахом. Ф. Энгельс назвал Б. «...предвестником грядущих философов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 574). Samtliche Schriften, hrsg. v. A. Paust und W. E. Peuckert, Bd 1-11, Stuttg., 1955-60; Die Urschriften, hrsg. v. W. Buddecke, Bd 1-2, StuttEf.-Bad Cannstatt, 1963-66; Glaube und Tat, hrsg. v. E.H. Paltz, B., 19762. Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; КоугбА., La Philosophie de Jacob Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ?ohrae, Stuttg., 1956. |
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,- 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1-2, 1834), утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,- «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали - «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1-2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право государства на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414). The works of J. Bentham, v. 1-2, Edin., 1838-43; в рус. пер.-Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867. Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905; M ann i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y.), 1977. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (10.5.1901, Нина,- 15.9. 1971, Лондон), англ. физик и социолог науки, обществ. деятель. Проф. Кембриджского (с 1927), затем (с 1937) Лондонского университета, чл. Лондонского королев. общества (1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Пре-видент Всемирного Совета Мира (1959-05), вице-пред. Всемирной федерации науч. работников. Междунар. Ленинская пр. «За укрепление мира между народами» (1953). Выдающийся пропагандист марксистского мировоззрения на Западе. Один из основателей науковеде-ния - «Социальная функция науки» (Tlie social function of science, L., 1938), автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества, в которых осветил особенности развития науки при капитализме и социализме, показал влияние науки на обществ. развитие, выдвинул концепцию научно-технической революции. The freedom oi necessity, L., 1949; The physical basis of life, L., 1951; Marx and science, L., 1952; The origin of life, L. 1967; в рус. пер.- Наука и общество. Сб. ст., М., 1953; Наука в истории общества, М., 1956; Мир без войны, М., 1960. Сноу Ч. П.., Джон Десмонд Б., в сб.: Наука о науке, М., 1966. |
Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis) (1090, Фонтен, Бургундия,-20.8.1153, Клерво), католич. теолог-мистик. Происходил из знатного бургундского рода. С 1113 монах цистерцианского ордена, с 1115 настоятель основанного им монастыря n Клерво. Был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологич. рационализма Абеляра и различных ере-тич. течений. Отстаивая незыблемость церк. предания, критикуя складывающуюся схоластику за новше-ства, Б. одновременно вносил в мистику остроличностный дух. Оказал влияние на Бонавентуру и др. Opera, t. l-G, P., 1855-59 (Migne PL, t. 182-185); в рус. пер.- Письма, в кн.: Абеляр П., История моих бедствий, М., 1959, с. 127-51. Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27- 138; Сидорова H.A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mystique de Saint Bernard, P., 1947. |
Вернем (Buriiliam) Джеймс (р. 22.11. 1905, Чикаго), амер. социолог. Выдвинул теорию «революции управляющих» [кн. «Революция управляющих» («The managerial revolution», 1941)]. Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения, Б. утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие инженеры и администраторы, управляющие), который якобы не зависит от капиталистич. собственности и способен управлять в интересах всего общества. По существу Б.- апологет гос.монополистич. капитализма, тоталитарной власти меньшинства, утверждающий, что отношения господства и подчинения - необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и социалистич. стран. Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y., 1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965; The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism, N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01 freedom, nouv. ed., Freeport, 1970. О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722. |
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,- 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в котором пропагандировались реформистские и филос.идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161-75). Под влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д. партии «Der Sozialdemokrat» (1881-90). После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. литры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв. «Проблемы социализма», опубл. в 1896- 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн. «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистич. диалектики, которую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» - теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, отвергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. социализма, к утверждению, что социализм - это только этич. идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать производство и пролет. революция может привести лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - всё»). В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 - 3, 1907 - 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был противником . революции 1917 в России. Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург. Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г. В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; его же, За что нам его благодарить, там же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии 1895-1914 гг., М.- Л., 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968. |
БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,- 12.6.1972, Буффало, США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. С 1949 в США и Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался преодолеть противоречия механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич. объектам как к организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич. систем, обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем Б. широко применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы теории открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул программу построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных ? строгих законов в нефизич. областях знания; создание основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. В ходе реализации этой программы выявились филос.методологич. противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории систем статуса философии совр. науки. Б.- один из основателей междунар. «Об-ва по исследованию в области общей теории систем» (1954). Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1-2, B., 1932-42; Das biologische Weltbild, Bern, [1949]; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and minds, N. ?., 1967; Organismic psychology and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foundations, development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.- Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем, М., 1969, с. 23-82; Общая теория систем- обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969, М., 1969, с. 30-54; История и статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 20 - 37. Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ, М., 1974, с. 163-84; Unity through diversity, pt 1-2, ?. ?., 1973. |
БЕСКОНЕЧНОЕ - филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его развития. Признавая объективное существование Б. в природе, диалектич. материализм отвергает свойственные идеализму отделение Б. от материи, сведение его к продукту мыслит. деятельности либо толкование его как атрибута некоего «сверхприродного бытия», недоступного человеч. познанию. Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, который различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества) и связывал категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи, классики марксизмаленинизма раскрыли противоречивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с конечным и всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548-49). Форма проявления Б.- конечное, через познание конечного наука идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире. см. также Вечность. К а р м и н А. С., Познание Б., М., 1981. |