Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БPE"-"БЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БPE"-"БЕС")

БPEHTАHO

БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, - 17.3.1917, Цюрих), нем. философ, непосредств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве католич. священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б. обратился к докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем достижения нем. классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному)- я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не интенционален: он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей психологии, которая делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из которых строится целостное сознание) и генетическую (устанавливающую законы, которым подчиняются явления сознания). Из идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.

В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив все суждения на три класса - суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что непосредств. очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема истины - это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к., по Б., предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире, по Б., можно говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы). Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufhau der Ethik, Bern, 1952.

Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии, Тб., 1900; К a st i 1 ?., Die Philosophie F. Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Muncli., 1951; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Mei-nong, Madison - [a. o.], 1967 (лит.).

БААДЕР

БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен,-23.5.1841, там же), нем. учёный, религ. философ. Автор работ по физике, медицине, горному делу и т. д. Мировоззрение Б. с его универсализмом выросло на основе теософских учений (Бёме, Л. К. де Сен-Мартен); его соч. в целом не дают филос. синтеза, оставаясь фрагментарными по содержанию и стилю («Fermenta cognitionis», v. 1-6, 1822-25; «Vorlesungeu uber speculative Dogmatik», Bd 1-5, 1828-38). Б. оказал сильнейшее влияние на становление нем. романтизма, прежде всего на его натурфилософию (Новалис, Шеллинг); уже в сер. 80-х гг. Б. формулирует романтич. понимание знака, символа, иероглифа. В то же время сам Б. испытал влияние Шеллинга и романтиков и в конце жизни создал один из вариантов позднего религ.фи-лос. романтизма. Одним из первых среди нем. философов обратился к социальной проблематике бурж. общества (в частности, ввёл в нем. литературу термин «пролетариат»), развивал идеи христианского социализма.

Samtliche Werke, Bd 1 - 16, Lpz., 1851-60 (neue Ausg., Aalen, 1963); Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, Jena, 1925; Lettres inedites, ed. E. Susini, t. 1-4, P., 1942-67; Wien, 1951.

Baumgardt D., Franz von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927.

БАДАРАЯНА

БАДАРАЯНА - др.-инд. мыслитель, один из основателей и первый систематизатор веданты. Годы жизни Б. обычно относят к 2-3 вв. н. э. (хотя инд. учёные отодвигают эту дату к 6-3 вв. до н. э.). Гл. труд Б.- трактат «Брахма-сутра», или «Веданта-сутра» (известен и под др. названиями - «Шарирака-сутра», «Шарирака-ми-манса», «Уттара-миманса»); в инд. традиции это соч. иногда приписывают Вьясе, с которым нередко отождествляют Б. Комментарии к «Брахмасутре», составленные Шанкарой, Рамануджей и др., образуют осн. корпус веданты. В «Брахма-сутре» Б. систематизирует и защищает идеи, содержащиеся в упапишадах, прежде всего - высшую реальность брахмана и монистич. понимание мира. Трактат содержит ценные сведения о некоторых др. школах инд. мысли (санкхья, вайшетика, буддизм, джайнизм).

G h a t e V. S., Le Vedanta; Etude sur les Brahma-sutras et leur cinq commentaires, P., 1918.

Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2 М., 1957, с. 382-94;

см. также лит. к ст. Веданта.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА - фрейбургская ш к о л а, направление в неокантианстве, исходящее из «трансцендентально-психологич.» истолкования учения Канта. Согласно Б. ш., познание есть психич. процесс, исходящий из «экстенсивного и интенсивного многообразия» опыта и имеющий результатом трансцендентальное, т. е. всеобщее и необходимое знание. Последнее возможно, если признать его предметом общеобязательные ценности, с которыми оно должно согласовываться для достижения своей цели (истины). Философия в этой связи оказывается наукой о ценностях. Значит. место в Б. ш. занимала проблема метода. Основатели Б. ш. Винделъбанд и Риккерт делили науки на науки о природе(естествознание) и науки о культуре (историч. науки). Естеств.науч. образование понятий руководствуется (генерализирующим) номоте-тическим методом, вырабатывающим общие законы, а историческое - (индивидуализирующим) идиогра-фическим методом, дающим описания индивидуального историч. явления.

Б. ш. испытала влияние Гуссерля. Идеи Б. ш. в социологии проводил М. Вебер, в психологии - Г. Мюнстерберг. В 20-х гг. ряд представителей Б. ш. перешёл к неогегельянству (И. Кон, Р. Кронер и др.).

Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2, § 3; RickertH., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tub., 1931;

см. также лит. к статьям Неокантианство, Виндельбанд, Риккерт.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАКУНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БАРТ

БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель,- 10.12.1968, там же), швейц. протестантский теолог, один из основателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. «Послание апостола Павла к римлянам» («Der Homerbriof», 1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчёркивает несоизмеримость божеского и человеческого: предмет откровения и человеч. знаний различен, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «пет» дерзание, отважный прыжок в неведомое. Во имя такого понимания веры Б. полемизирует с либеральным протестантизмом и католич. религ. рационализмом. Наряду с этим Б. энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. В молодости Б. участвовал в движении христ. социализма, а в 1933 выступил как вдохновитель христ. сопротивления гитлеровскому режиму; после Мюнхенского соглашения 1938 одобрял вооруж. борьбу с фашизмом как священную. После 2-й мировой войны резко критиковал политику «холодной войны» с утопич. позиций «третьего пути».

Gesammelte Vortruge, Bd 1-3, Munch., 1928-57; Die kirchliche Dogmatik, Bd 1-9, Zollikon - Z., 1932-55.

B a l t h a s a r H. V. v., K. Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster, 1962.

БАУМГАРТЕН

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,- 26.5.1762, Франкфурт-наОдере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос. дисциплины. Проф. университета во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией прекрасного, поскольку чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания, порядка и выражения. Б. внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.

Aesthetica, Bd 1-2, Traiecti as Vlailrum, 1750-58; Metaphy-sica, Halae Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т. 2, М., 1964, с. 449 - 65.

Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л-56.

БАУЭР

БАУЭР (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,- 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ, младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным самосознание; считал движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов представил Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелия. Отрицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике субъективный идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология». После 1848 Б. эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О. Бисмарка.

Я Geschichte der Politik, Kultur und Aufklarung des 18 Jahr-mderts, Bd 1-4, Charlottenburg-Lp/., 1843-45; Kritik der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1-4, B., 1850 - 52; в рус. пер.- Трубный глас страшного суда лад Гегелем, М., 1933.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85-178; т. 3, с. 82-102; т. 19, с. 306-319; Runze G., B. Bauer, В., 1931.

БАХМАНЯР

Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.- ум. 1065), азерб. философ. Ученик Ибн Сины, стремился использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования исламской догматики. В трактатах «Метафизика» и «Иерархия существ» (Каир, 1911, на араб, яз.; Лейпциг, 1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия н познания; «Приобретение знаний» и «Украшение» посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» - этич. проблемам.

История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129-39; З а к у е в Э. К., Бэh мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.

БАШЛАР

Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,- 16.10.1962, Париж), франц. философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить современное ему естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в результате которого происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки (концепция «технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Б.,- один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно развивающегося организма. Согласно Б., первый этап развития знания - «донауч-ный» (господство чистого эмпиризма); второй - научный (возникновение рационального абстрактного мышления); третий - этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для которой характерны отказ от к.-л. окончат, истин («отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным опровержениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем - синтезирующая способность к понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность человека коренится, согласно Б., в спонтанности обыденного сознания - общего истока науки, поэзии и др. мыслит. форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последоват. развития.

Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949; La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.

Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм вбурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975.

БЕБЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗОБРАЗНОЕ

БЕЗОБРАЗНОЕ - эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.).

Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя Аристотель и признавал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с разрядкой отрицат. эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.- с одной стороны, оно понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной косности, с другой - как признак рационально непознаваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в «безвидном» облике с большей отчётливостью (впоследствии Гегель указал на художеств. освоение характерного и Б. как специфич. черту христ. искусства). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко проявившиеся в стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из свидетельств могучей энергии и бесконечного многообразия природы.

Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б. право быть воплощённым в искусстве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с реабилитацией Б., подчёркивая ценность для искусства «эксцентрического» и «уродливого» (Шлегель), гротеска как соединения Б. и прекрасного (Гюго) и др. В эстетике декадентства коп. 19 в. и в авангардистских течениях 20 в. (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «поп-арт») понятие Б. абсолютизируется в качестве единственно возможного эстетич. эквивалента «абсурдности» бытия.

Марксистско-ленинская эстетика, признавая, что воспроизведение Б. способствует художеств. изображению жизни во всей её полноте, критикует гипертрофированные представления о Б., бытующие в совр. модернистском «антиискусстве».

К а г а н М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 1963, с. 49-68; Rosenkranz С., Asthetik des Ha?lichen, Konigsberg, 1853; Die nicht mehr schonen Kunste, Grenzphanomene des Asthetischen, Munch., 1968; L o t t е г K., Der Begriff des Ha?lichen in der Asthetik,.., Munch., 1974.

БЕЙЛЬ

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла,- 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний представитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.- «Историч. и критич. словарь» (т. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1-2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришёл к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального обоснования религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что познанию не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах.

Oeuvres diverses, v. 1-4, La Haye, 1727-31; Systeme de la Philosophie, P., 1737; Bayle Pierre. Choix de textes et introduction par M. Raymond, P.- Fribourg, 1948.

Шахов ?., Вольтер и его время, СПБ, 19121; ? и к о в В, Пьер Бэйль, М., 1933.

БЕЛИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁМЕ

БЁМЕ (Bohme) Якоб (1575, Альтзайденберг,- 17.11. 1624, Гёрлиц), нем. философмистик. По профессии сапожник. Вызывал резкие нападки ортодоксального лютеранства. В многочисл. соч. («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612, изд. 1634; рус. пер. 1914; «О рождении и обозначении всех сущностей» - «De signature rerum...», 1622; «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея» - «Mysterium magnum, oder Erklarung uber das Erste Buch Mosis», 1623, изд. 1640, и др.) Б., основываясь на толковании библейских текстов, охватывает в противоречивой и отрывочной форме крайне широкий круг проблем (натурфилософия, теория знака и языка, антропология, этика), подводит итог традиции нем. ср.-век. мистики (Таулер, В. Вей-гель). Наиболее плодотворной оказалась диалектика Б., развёрнутая им в ярких и смелых образах (мир как движение и соединение противоречий, бог как «пропасть», рождающая «основу») и воспринятая впоследствии нем. поздним Просвещением (Гердер), романтизмом (Баадер, Ф. Шлегель), затем Гегелем и Фейербахом. Ф. Энгельс назвал Б. «...предвестником грядущих философов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 574).

Samtliche Schriften, hrsg. v. A. Paust und W. E. Peuckert, Bd 1-11, Stuttg., 1955-60; Die Urschriften, hrsg. v. W. Buddecke, Bd 1-2, StuttEf.-Bad Cannstatt, 1963-66; Glaube und Tat, hrsg. v. E.H. Paltz, B., 19762.

Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; КоугбА., La Philosophie de Jacob Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ?ohrae, Stuttg., 1956.

БЕНТАМ

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,- 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1-2, 1834), утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,- «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали - «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1-2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право государства на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414).

The works of J. Bentham, v. 1-2, Edin., 1838-43; в рус. пер.-Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867. Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905; M ann i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y.), 1977.

БЕРГСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДЯЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРКЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАЛ

БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (10.5.1901, Нина,- 15.9. 1971, Лондон), англ. физик и социолог науки, обществ. деятель. Проф. Кембриджского (с 1927), затем (с 1937) Лондонского университета, чл. Лондонского королев. общества (1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Пре-видент Всемирного Совета Мира (1959-05), вице-пред. Всемирной федерации науч. работников. Междунар. Ленинская пр. «За укрепление мира между народами»

(1953). Выдающийся пропагандист марксистского мировоззрения на Западе. Один из основателей науковеде-ния - «Социальная функция науки» (Tlie social function of science, L., 1938), автор фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества, в которых осветил особенности развития науки при капитализме и социализме, показал влияние науки на обществ. развитие, выдвинул концепцию научно-технической революции.

The freedom oi necessity, L., 1949; The physical basis of life, L., 1951; Marx and science, L., 1952; The origin of life, L. 1967; в рус. пер.- Наука и общество. Сб. ст., М., 1953; Наука в истории общества, М., 1956; Мир без войны, М., 1960.

Сноу Ч. П.., Джон Десмонд Б., в сб.: Наука о науке, М., 1966.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ

Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis) (1090, Фонтен, Бургундия,-20.8.1153, Клерво), католич. теолог-мистик. Происходил из знатного бургундского рода. С 1113 монах цистерцианского ордена, с 1115 настоятель основанного им монастыря n Клерво. Был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологич. рационализма Абеляра и различных ере-тич. течений. Отстаивая незыблемость церк. предания, критикуя складывающуюся схоластику за новше-ства, Б. одновременно вносил в мистику остроличностный дух. Оказал влияние на Бонавентуру и др.

Opera, t. l-G, P., 1855-59 (Migne PL, t. 182-185); в рус. пер.- Письма, в кн.: Абеляр П., История моих бедствий, М., 1959, с. 127-51.

Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27- 138; Сидорова H.A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mystique de Saint Bernard, P., 1947.

БЁРНХЕМ

Вернем (Buriiliam) Джеймс (р. 22.11. 1905, Чикаго), амер. социолог. Выдвинул теорию «революции управляющих» [кн. «Революция управляющих» («The managerial revolution», 1941)]. Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения, Б. утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие инженеры и администраторы, управляющие), который якобы не зависит от капиталистич. собственности и способен управлять в интересах всего общества. По существу Б.- апологет гос.монополистич. капитализма, тоталитарной власти меньшинства, утверждающий, что отношения господства и подчинения - необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и социалистич. стран.

Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y., 1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965; The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism, N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01 freedom, nouv. ed., Freeport, 1970.

О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722.

БЕРНШТЕЙН

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,- 18.12.1932, там же), нем. социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х гг. Б. занимал позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878) в правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в котором пропагандировались реформистские и филос.идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161-75). Под влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д. партии «Der Sozialdemokrat» (1881-90).

После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. литры и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол. 90-х гг. он выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под общим назв. «Проблемы социализма», опубл. в 1896- 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн. «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистич. диалектики, которую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б. подверг ревизии осн. положения «Капитала» - теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании нар. масс, отвергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой возможности науч. социализма, к утверждению, что социализм - это только этич. идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать производство и пролет. революция может привести лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - всё»).

В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 - 3, 1907 - 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников марксизма, так и историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был противником . революции 1917 в России.

Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург.

Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г. В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; его же, За что нам его благодарить, там же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии 1895-1914 гг., М.- Л., 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.

БЕРТАЛАНФИ

БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,- 12.6.1972, Буффало, США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. С 1949 в США и Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался преодолеть противоречия механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич. объектам как к организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич. систем, обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем Б. широко применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы теории открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул программу построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных ? строгих законов в нефизич. областях знания; создание основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. В ходе реализации этой программы выявились филос.методологич. противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории систем статуса философии совр. науки. Б.- один из основателей междунар. «Об-ва по исследованию в области общей теории систем» (1954).

Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1-2, B., 1932-42; Das biologische Weltbild, Bern, [1949]; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and minds, N. ?., 1967; Organismic psychology and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foundations, development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.- Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем, М., 1969, с. 23-82; Общая теория систем- обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1969, М., 1969, с. 30-54; История и статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 20 - 37.

Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ, М., 1974, с. 163-84; Unity through diversity, pt 1-2, ?. ?., 1973.

БЕСКОНЕЧНОЕ

БЕСКОНЕЧНОЕ - филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движения, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его развития. Признавая объективное существование Б. в природе, диалектич. материализм отвергает свойственные идеализму отделение Б. от материи, сведение его к продукту мыслит. деятельности либо толкование его как атрибута некоего «сверхприродного бытия», недоступного человеч. познанию.

Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, который различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества) и связывал категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи, классики марксизмаленинизма раскрыли противоречивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с конечным и всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548-49). Форма проявления Б.- конечное, через познание конечного наука идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире.

см. также Вечность.

К а р м и н А. С., Познание Б., М., 1981.

Предыдущая страница Следующая страница