Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАУ"-"НЕО")

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ"

"НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ" (»), «Первоосновы теологии», соч. Прокла (5в.), представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своём роде свод осн. понятий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиций (единое - многое, производящее - производимое, выступление - возвращение, самодовлеющее - несамодовлеющее, самодвижное - движимое иным, вечность - время, целое - часть, предел - беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум - душа - тело), истекающего из сверхбытийного начала - единого (параграф 20: «Выше всех тел - сущность души, выше всех душ мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций - единое»). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. «Н. т.» не касаются проблем физики и этики. «H. т.» повлияли на соч. ?севдо-Дионисия Ареопагита, а через них - на всю ср.-век. философию. Кроме того, в ср. века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» - лат. компиляция, составленная на основе араб. переложения «Н.т.». В 12 в. «Н. т.» были переведены с греч. яз. на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквив-ский, хорошо знакомый и с «Книгой о причинах». Большое количество рукописей «И. т.» относится к 15-16 вв. В знаменитых «Тезисах» Пико делла Миран-долы 55 тезисов - заимствования из «Н. т.». В 1587 Патрици делает новый лат. пер. «Н. т.». 1-е изд. греч. текста «Н. т.» Эмиля Портуса - в 1618; греч. изд. Ф. Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее изд. с комм.и англ. пер. Е. Р. Доддса (E. R. Dodds, 1933, 19632). Рус. пер. А. Ф. Лосева - «Первоосновы теологии», 1972.

см. лит. к ст. Прокл.

"НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"

"НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ" («Principle philosophiae»), одна из осн. работ Декарта, дающая полное и строгое изложение системы его филос. и науч. взглядов. Написана на лат. яз. Впервые издана в Амстердаме в 1644. Сочинение было задумано как «законченный свод философии» (Декарт Р., Избр. произв., М., 1950, с. 422), где начала физич. мира выводятся из метафи-зич. начал. Содержит четыре части. Предмет первой - общие принципы, или начала познания. В ней Декарт в схематич. форме воспроизводит свои осн. гносеоло-гич. и метафизич. идеи, получившие развёрнутое обоснование в «Метафизич. размышлениях» (универсальное сомнение как поиск самоочевидного начала философствования; обоснование непосредств. достоверности поля сознания; переход от сознания к бытию, онтологич. вывод: cogito, ergo sum; доказательство существования бога как необходимого условия возможности эмпирич. самосознания и материального мира). 2-я часть - натурфилософская - представляет собой описание филос. основ картезианской физики. Нарушая традиционный порядок изложения физич. понятий («количество», «пространство», «время», «движение»), Декарт выдвигает на первый план учение о движении и впервые формулирует закон инерции. 3-я и 4-я части посвящены соответственно началам видимого мира и началам Земли; эти части - единственная сохранившаяся работа Декарта, трактующая космологич. и космогонич. вопросы. По словам Декарта, они являются расширенным вариантом соответствующих глав соч. «Мир», которое было попыткой дать общий очерк всего мироздания в целом, исход» только на принципов механики (соч. сохранилось в отрывках).

В 1647 вышел франц. пер., выполненный другом Декарта учёным-аббатом Пико. Франц. текст значительно отличается от латинского, содержит отдельные купюры и обширные вставки. Сравнение текстов даёт основания считать, что конец 3-й части и вся 4-я были переведены самим Декартом, причем нокоторые места написаны заново. В большинстве изданий в качестве предисловия помещается письмо автора аббату Пико. Первый рус. пер. опубл. в кн.: Декарт Р., Соч., т. 1, 1914.

НЕБЫТИЕ

НЕБЫТИЕ - понятие идеалистич. онтологии, означающее отсутствие, отрицание бытия. Категория Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с противоположной ей категорией бытия в учении Пармени-да об истинном пути мышления.Демокрит и Платон придали Н. онтологич. статус, причём Платон ввёл по только различение бытия и Н., но и бытия и сверхбытия (единое), что предопределило осн. аспекты рассмотрения Н. в истории, философии: Н. как негативное отсутствие бытия и как позитивное превосхождсние бытия. Категория Н. фактически тождественна категории ничто; различие их состоит лишь в том, что Н. противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто - многообразию различных нечто. В диалектнко-материалис-тич. философии понятие Н. не употребляется.

см. Ничто.

НЕГРИТЮД

НЕГРИТЮД (франц. negritude, от negre - негр), одна из популистских (см. Популизм) идеологий периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной организации и т. п.) и африканской (негритянская магич. интуиция, цельность мироощущения, общинные идеалы справедливости и взаимопомощи) культур. Такое разделение типов культуры в основном сложилось в кругах европ. либеральной интеллигенции, которая взамен капиталистич. развития выдвигала идеи романтизма и руссоистского культа «естеств. человека», призванного спасти «испорченную» цивилизацию. В пёстрой социально-психологич. среде переходных обществ эти идеи переплелись с местными религ. и неотрадиционалистскими мотивами.

Н.- одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, которой, как царству разложения всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении, Н. противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр. «общинность», построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых гарантиях. Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племён, будто бы пронесённые ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в основу новой государственности и социальной политики освободившихся стран, в основу «африканского» социализма. Обычно программы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основном немногими интеллигентами, получившими европ. образование, маскируют или недооценивают реальное классовое разложение афр. общества, перенося на объединённые новые общества идеализированные характеристики традиц. локальных коллективов, находящихся на примитивном уровне развития. В итоге идея консервации патриархальной общинно-племенной солидарности оказывается выгодной бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.

Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеологии и проблемы культуры, М., 1972; Ульяновский Р. А., Социализм и освободившиеся страны, М, 1972;

см. также лит. к ст. Сенгор.

НЕДЕЛЬКОВИЧ

НЕДЕЛЬКОВИЧ (Неделковиh) Душан (р. 18.5.1899, Исаково, Сербия), югосл. философмарксист. В 1939 перевёл на сербскохорватский яз. «Логику» Гегеля с комм., которые в условиях монархо-фаш. диктатуры были использованы для изложения филос. идей В. И. Ленина. В 1943 на освобождённой от фашистов территории - редактор произв. Ленина на сербскохорватском яз.

Н. работает в области истории югосл. и мировой философии, истории обществ. мысли народов Югославии (работы о Р. Бошковиче, П. Негоше, С. Марковиче, Леонардо да Винчи, П. Гольбахе, Ж. Ламетри и др.). Значит. место Н. уделяет проблемам становления и развития марксистской философии, этики и эстетики, принципам материалистич. диалектики, разработке ленинских методология, принципов анализа филос. знания, вопросу о роли субъективного фактора в социалистич. революции, проблемам со-циалистич. гуманизма.

Ряд работ Н. посвящён критике бурж. филос. теорий (интуитивизма А. Бергсона, прагматизма Дж. Джемса и др.), оппортунистпч. и ревизионистских течений (бернштейпиапства, совр. «пеомарксизма»).

La philosophic naturelle et relatiiviste do R.-.T. Boscovich, P., [1922]; Хераклит, Београд, 1924; Неморалност бесмртности и етичка фуякциjа смрти, Београд, 1928; Идеолошки сукоб демокра-ти jе и фашизма, Скошъе, Io:i8; Анти-Бергсон, Скошье, 1939; Progmatizam i dijalektika, Beograd, 1960; Hurnanizam Mark-sove dijalektike i dijalektika humanizma danas, Beograd, 11)68; Hommc et humain, BeoRrad, 1969; Леаин и фплоаофи)а, Београд, 1969; Превазилажегьа, Београд, 1972; Интуиционизам и диjалектика, Београд, 1974.

НЕДОНСTЛЬ

НЕДОНСTЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 30.10. 1905, Рубе), франц. философидеалист, католич. священник. Один из гл. представителей персонализма. В основе концепции Н. лежит понятие взаимности, обоюдности - необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием «Другого». Диада, возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление личности, подтверждает её реальность. Полное завершение личности происходит при обращении к богу, с крым она связана но своей природе, ибо бытие личности, по Н., есть результат «человеческобожественной обоюдности». Только бог может уничтожить дуализм природы и личности и устранить внутр. противоречия разума.

Vers ime Philosophie de l'amour et de Ja personne, P., 1957; La personne luimaine et la nature, P., 1963; Explorations personnalistes, P., 1970.

Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, с. 131-36; Вдовина И. С., Франц. персонализм, М., 1977.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

НЕЗАВИСИМОСТЬ - в логике и математике, невыводимость (недоказуемость) предложения некоторой теории (или выражающей его формулы соответствующего исчисления) и его отрицания из данной совокупности предложений (конъюнкции формул), напр. из данной системы аксиом. Доказательство Н. сводится к доказательству непротиворечивости (совместимости) двух систем предложений (формул): данной системы и данного предложения (формулы) - с одной стороны, и данной системы и отрицания данного предложения (формулы) - с другой. Если непротиворечивая система аксиом дедуктивно полна (см. Полнота в логике), то присоединение к ней в качестве аксиомы любого невыводимого из неё предложения приводит к противоречию. Когда речь идёт о содержательно формулируемых предложениях, то выводимость понимается интуитивно (в соответствии с законами логики); в исчислениях в качестве таких законов фиксируются определ. правила вывода, также подразделяемые на независимые (исходные) и производные.

Аналогично определённой выше дедуктивной Н. говорят о Н. функциональной (Н. выразит. средств): понятие (термин) независимо от данной совокупности понятий (терминов), если оно не может быть определено через них (при фиксированных правилах определения, относительно которых имеет смысл ставить вопрос о Н.). Совокупность предложений (формул) или понятий (терминов) наз. независимой (или неизбыточной, минимальной), если каждое из них независимо от остальных. Исторически первыми доказательствами Н. были доказательства Н. пятого постулата Евклида о параллельных, установившие относит. непротиворечивость неевклидовой геометрии Лобачевского - Бойаи. Ряд важных результатов о Н. получен для различных систем логики и аксиоматич. теории множеств.

см. к ст. Аксиоматический метод.

НЕЙРАТ

НЕЙРАТ (Neurath) OТТО (10.12.1882, Вена,- 22.12. 1945, Оксфорд), австр. философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-40 жил в Голландии, с 1941 - в Великобритании. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логич. позитивизма. Н. считал, что критерием истинности т. н. протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является в конечном счёте непротиворечивость их др. утверждениям данной науки. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опирающегося на языки физики и математики (точка зреният. н. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и гл. редактором «Междунар. энциклопедии унифицированной науки» (1938-40). По обществ.-политич. взглядам Н.- последователь австромарксизма.

Empirische Soziologie, W., 1931; Le diveloppement du cercle de Vienne et I'ayenir de l'empirisme logique, P., 1935; Modern man in the making, [N. ?.] - L., 1939; Foundations of social sciences, Chi., 1962; Wissenschaftliche Weltauffassung. Sozialismus und logischer Empirismus, Fr./M., 197Я.

Hapский И. С., Совр. позитивизм, M., 1961; Совр. бурж. философии, M., 1978, гл. 2.

НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ

НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ (2-япол. 5 - нач. 6 вв.), ранневизант. мыслитель. Епископ сирийского г. Эмесы, автор компендия «О природе человека», в котором свёл воедино физиологич., психологич. и филос.-антропологич. теории различных филос. и мед. школ античности, стремясь согласовать их друг с другом и с догматами христ. теологии. Диапазон тем Н. Э. простирается от проблем соединения души с телом и свободы воли до вопросов дыхания и кровообращения; это как бы энциклопедия знаний и доктрин о человеке, характерная для эпохи перехода от античности к средневековью и предвосхищающая центр. установку схоластики. Естеств.-науч. интересы Н. Э. побуждают его пользоваться концепциями Аристотеля и Га-лена, предлагаемая им психология аффектов («страстей») имеет стоич. черты, между тем как онтологич. вопросы разрешаются в духе платонизма и даже отчасти неоплатонизма (антистоич. решение вопроса о связи души с телом), от крого, однако, Н. Э. отделяет присущая ему тяга к эмпирии. Проблематичным остаётся объём использования наследия Посидония. Труд Н. Э. оказал широкое влияние на философию и науку средневековья; ценный источник для реконструкции утраченных соч. антич. мыслителей.

Migne, P G, t. 40; в рус. пер,- О природе человека, пер. с предисл. и прим. Ф. Владимирского, Почаев, 1904.

Владимирский Ф. С., Антропологии и космология Немезия ел. Емссского, в их отношении к древней философии и патристич. литературе, Житомир, 1912; Jaeger W. W., Nemesios von Emesa, B., 1914; Koch H. A., Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa, B., 1921; Marz F. M., Anthropologische Grundlagen der christlichen Ethik hei Nemesios von Emesa Munch., 1959.

"НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ

НЕОБИХЕВИОРИЗМ - совокупное обозначение ряда направлений амер. психологии. Возникновение Н. относится к 1930-м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиц. бихевиоризма - невозможность описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа к.-л. центральных, регулирующих механизмов. В бихевиористскую схему «стимул - реакция» Н. ввёл опосредствующее звено - т. н. промежуточные переменные, понимаемые как совокупность различных познават. и побудит. факторов. В остальном Н. разделяет общие принципы классич. бихевиоризма: тенденцию к биологизации человеч. психики, ориентацию на позитивизм и т. п.

Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 19742.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОДАОСИЗМ

НЕОДАОСИЗМ (с юань с ю е - учение о сокровенном, таинственном), течение кит. философии, возникшее в 3-4 вв. и представляющее собой возрождение фплос. даосизма. В период Вэй-Цзинь (3-5вв.) заняло господствующее положение в идеология, жизни Китая. Поскольку одной из гл. форм деятельности его приверженцев были возвышенные филос. беседы, участники крых старались «лучшим языком выразить лучшие мысли», оно получило также назв. цин тань (букв. - чистые, безупречные беседы) или сюань янь (букв. - разговоры о сокровенном), т. к. предметом их рассуждений было сокровенное дао.

Появление Н., подготовленное учением Ван Чуна, связано с падением династии Хань в 220, распадом единой империи, проникновением в Китай буддизма. Основателями Н. были Хэ Янь (Хэ Пишу, 190-249) и Ван Ни (Ван Фусы, 226-249), продолжателями Цзи Кан (Цзи Шуе, 223-262) и Сян Сю (Сян Цзыци, 227- 277), принадлежавшие к группе т. н. семи мудрецов из бамбуковых зарослей, Го Сян (Го Цзысюань, 252-312) н др. Самым выдающимся представителем Н. был Гэ Хун (Гэ Чжичуань, 283-363), известный под лит. псевдонимом Баопу-цзы. Неодаосисты исходили из идей «Лао-цзы» («Дао дэ цзинъ), «Чжуан-цзы» и «Чжоу-и» («Ицзин»), соединяя их с учением конфуцианства (они считали Конфуция великим мудрецом, стоявшим выше Лао-цзы и Чжуан-цзы), минцзя и др. школ. Осн. источник сведений о филос. концепциях Н.- комментарии к конфуцианским классикам, а также сборники притч и рассказов-анекдотов, особенно произв. Лю Ицина (403-444) с комм. Лю Сяобяо (463-521) «Ши-шо синь-юй» («Новое изложение рассказов, в свете ходящих»).

Н. ставил своей целью достижение состояния «фэн лю» (букв.- «ветер и поток») - свободной непринуждённой жизни в согласии с самим собой, собств. природой и природой вообще. В отличие от классич. даосизма Н. считал, что дао - это ничто, все вещи спонтанно возникают сами из себя, а не из дао; формула «бытие рождается из небытия» означала для них, что бытие возникает само из себя. Поскольку вся Вселенная находится в постоянном движении и изменении, то общество, человек, институты, мораль должны меняться, приспосабливаться к настоящему моменту. Согласие с этим процессом, следование естественному означает «недеяние», препятствование ему, сохранение устаревшего - «деяние» (т. е. что-то искусственное). Знание должно естественно проистекать из природы индивида, а не быть подражанием мудрецам. Все вещи равны между собой, нет разницы между великим и малым, жизнью и смертью, короткой и длинной жизнью и т. п. В дальнейшем Н. слился с буддизмом и исчез как филос. течение.

Семененко И. И., Цзн Кан и некоторые моменты идеологич. борьбы в сер. 3 в. н. а., в кн.: Вопросы кит. филологии, М., 1974, с. 58-63; Зайцев В. В., Враги и друзья Цзи Кана, там же, с. 48-57; Малявин В. В., Жуань Цзи, М., 1978; Бадылкин Л. Е., Жизненные ценности в «Фэн Лю», в кн.: Десятая науч. конференция «Об-во и государство в Китае». Тезисы и доклады, ч. 1, М., 1979, с. 93-96; Pung Yu - lan, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, p. 204-40; Fоrke A., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie Hamb., U134, S. 181-85, 204-26.

НЕОКАНТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО

НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО - обновлённый вариант мальтузианства; в обыденном представлении - отказ от детей в браке. Зародилось в кон. 19 в., в виде т. н. неомальтузианских обществ. лиг, союзов и т. п. Если «классич. мальтузианство» полностью отрицает воздействие социальных факторов на народонаселение, то в Н. это воздействие признаётся, но приравнивается к воздействию биологич. факторов. Так, амер. демограф Дж. Шпенглср пытается «примирить» биологическое с социальным в мальтузианстве, представляя Мальтуса как поборника повышения занятости населения и даже как революционера. «Революц. зерно» усматривается в тезисе о «половом влечении», отрицат. последствия которого будто бы мобилизуют людей на ликвидацию разрыва между темпами роста населения и увеличения объёма продовольствия.

В своих практич. рекомендациях Н. выделяет в первую очередь биологич. сферу воспроизводства людей и отодвигает на задний план мероприятия по преобразованию экономики, подъёму уровня жизни населения, выражающих социальную сторону этого процесса. Совр. ведущие демографы США оценивают воздействие па биологич. механизм рождаемости как «основной элемент» стратегия, программ по отношению к населению мира, на деле игнорируя необходимые обществ. преобразования. Марксисты при оценке Н. проводят строгое различие между пропагандой методов и средств ограничения рождаемости, проводимой в определ. условиях, и H. как идеологией. «Одно дело - свобода медицинской пропаганды и охрана азбучных демократических пpaв гражданина и гражданки. Другое дело - социальное учение неомальтузианства. Сознательные рабочие всегда будут вести самую беспощадную борьбу против попыток навязать это реакционное и трусливое учение...» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 257). Объективно идеология Н. служит тем же человеконенавистнич. целям, что и мальтузианство вообще.

Ленин В. И., Рабочий класс и Н., ПСС, т. 23; Судоплатов А. П., Демография, концепции, М., 1974; Рубин Я. II., Оптимум населения: что за этим понятием?, Минск, 1979.

"НЕОМАРКСИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ - направление др.-греч. философии 1 в. до н. э. - 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Модерат, Никомах Герасский, Нумений и др.). Н. вновь придал самостоят. значение методам математич. символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое-многое, монада-диада, тождество - различие, чётное-нечётное, точка-линия-плоскость- тело н др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и катартики. В отличие от среднего платонизма Н. считал первоначалом не ум (нус), но мона-ду-диаду, согласно изложению пифагорейского уче-ния у Александра Полигистора (Диоген Лаэртий VIII 24-33) и Секста Эмпирика («Против физиков» II 248- 284). Выше монады-диады Евдор помещал единое, которое Модерат (1в. н. э.), согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное наяало; второе единое у Модерата - это область идей-парадигм, душа - третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогония, мифом «Тимея». У Ннкомаха (1-япол. 2 в.) первый бог (монада) предстаёт как демиург, рождающий диаду, и ум - принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) - двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». По-видимому, о сверхсущем едином, достижимом в сверхумном экстазе, речь шла у Аммония, учителя Плотина. В дальнейшем Н. перестаёт быть самостоят. течением филос. мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, «божеств.» статус уяителя, основателя школы, толкование избр. круга «священных» текстов) благодаря Н. усваивается неоплатонизмом.

Фрагменты: Nicomachi Geraseni Pythagorei introduc-tipnis aritlimeticae libri II, rec. R. Hoche, Lipsiae, 18C6; Jambliclii, Tljeologouraena aritlimeticae, ed. V. at· Falco, Lipsiae, 1922; Vogel С. J. u e, Greek philosophy. A collection of texts, v. 3, Leiden, 1959, p. 340-5.4.

Doddя R. R., The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One», «Classical Quarterly», 1928, v. 22, p. 129-43; его же, Numenius and Ammonius, Fondation Hardt, t. 5 - Les sources de Plotin, Vandoeuvres-Geneve, 1960, p. 1-33;

см. также лит. к статьям Средний платонизм, Нумений.

НЕОПЛАТОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ - течение в методологии и философии науки, сложившееся в 1-й пол. 20 в. во Франции и Швейцарии. Гл. организации Н.: «Союз рационалистов» (осн. в 1930 во главе с А. Роже и П. Ланжевеном; печатный орган - журн. «Les cahiers rationalistes») и «Союз логики, методологии и философии науки» (Г. Башлар, Ф. Гонсет, Ж. Детуш, П. Феврие и др.; печатный орган - журн. «Dialeetica», изд. с 1947 в Цюрихе под ред. Гонсета). К Н. относят также Ж. Пиаже, Н. Мулуда и ряд др. философов и естествоиспытателей. Неорационалисты ставят задачу осмысления практики совр. естеств.-науч. познания и, в частности, роли дедуктивных наук в его развитии. В противоположность классич. рационализму, который основывался на априорных схемах обоснования знания, Н. исходит из исторически изменяющихся предпосылок познания, приближаясь, т. о., к идеям диалектики. Отвергая неопозитивистские концепции науч. познания, Н. признаёт зависимость эмпирич. данных от структур теоретич. знания, в которых содержание эмпирич. знания получает объяснение. Главенствующее место в исследованиях представителей Н. занимает проблема образования, функционирования и развития теоретич. знания. Концепция «обновлённого» рационализма предполагает анализ культурно-историч. обусловленности науки, осмысление диалектич. характера её развития, однако этот анализ осуществляется в Н. противоречиво и неполно, что связано с ограниченным пониманием диалектики.

Иногда к Н. относят также «критич. рационализм» в совр. англо-амер. философии и методологии науки, франц. структурализм в его филос. аспектах, обще-науч. методологич. построения типа общей теории систем.

Киссель ?. ?., Судьба старой дилеммы. (Рационализм и эмпиризм вбурж. философии 20 в.), М., 1974; Михай Н. Г., Науч. познание мира и Н., Кишинев, 1976;

см. такжестатьи Структурализм, Башлар и лит. к ним.

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ - филос. направление, возникшее в Великобритании и США в нач. 20 в. под влиянием шотландской школы и нем. философов Брентано и Мейнон-га. Начало Н. связывается с публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1930). Идеи Н. были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их кн. «Новый реализм» («The new realism», 1912) и др. работах. Н. явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и прагматизма и абс. идеализм англ. неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и «опыта», разделявшийся этими течениями, Н. подчёркивает существование «объекта», отличного от опыта. В гносеологии Н. развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно которой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы.

В онкологии H. придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее «нейтральных элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей «реальными» элементами мира. В результате Н. признаёт две формы объективного существования: пространственно-временное физическое и лить временное существование психич. явлений (existence) и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени (subsistence). Если в гносеологии Н. тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии - к объективному идеализму. Важное место в Н. занимает «теория внеш. отношений», направленная против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою очередь, абсолютизирующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние филос. и логич. работы Рассела.

В 20-х гг. в Н. на первый план выдвигается «спекулятивная космология» (Александер, Уантхед), обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой (эмерджентной) эволюции», в которой сознание понимается как поздний уровень развития. Эта тенденция приводит к более тесному смыканию Н. с платонизмом, а также к попыткам соединения науки и религии. В совр. философии Н. как самостоят. течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент различных филос. теорий.

Богомолов А. С., Философия англо-амер. H., M., 1962; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 97-131, 167-9У; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 1; The new realism. Cooperative studies in philosophy, N. Y., 1912; E vans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928: R ay В., Consciousness in neo-realism, L., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Stockh., 1955.

НЕОСХОЛАСТИКА

НЕОСХОЛАСТИКА - понятие, объединяющее различные течения католич. философии, стремящиеся к реставрации ср.-век. схоластики. Возникновение Н. можно отнести к нач. 19 в. (возрождение томизма в Италии - В. Буцетти и его ученик С. Сорди, Дж. Корнольди, в Испании - X. Бальмес, в Германии сер. 19 в.- И. Клойген). Со 2-й нол. 19 в. развитие Н. принимает широкие масштабы. Энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris» (1879) провозгласила учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н. идёт в основном в русле неото-мизма; опубликованные по распоряжению папы Пия X «24 томистских тезиса» (1914) формулировали осп. положения католич. философии по всем её гл. разделам: онтологии, космологии, антропологии и теодицеи. В Испании (во 2-йпол. 20 в. и в ФРГ) развивалась также схоластич. традиция, исходящая из идей исп. философа Суареса. Т. о., Н., наряду со строгим томиз-мом и суаресизмом, включает в себя различные филос. школы, сторонники крых пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистич. мысли (лу-венская школа в Бельгии, пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновско-августинианская школа (И. Гессен - ФРГ, ?. ?. Шакка - Италия) и школа, опирающаяся на францисканскую традицию (И. Мёллер, Т. Барт - ФРГ). Сохраняя методологию ср.-век. схоластики, Н. стремится истолковать филос., науч. и социальные проблемы современности с ортодоксально-католич. т. зр. в полемике против материализма, а также пантеистич., субъективистско-иррациона-листич. и позитивистских концепций.

Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, «Kant-Studien», 1928, Bd .13; S b a r r a A., T problemi della neo-scolastica, Napoli, 1936; Kant und die Scholastik heute. Hrsg. v. J. B. Lotz, Munch., 1955; Hessen J., Thomas von Aquin und wir, Basel, 1955.

НЕОТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница