Приглашаем посетить сайт
Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"ICH")
Αδιάφορα (adiaphora) (греч.) - безразличное (морально). Понятие стоич. этики. |
Αιών (aion) (греч.); Aon (нем.) - век, вечность, эпоха, жизненный цикл. см. Эон. |
Αποκατάστασις (apokatastasis)(rpe4.)- восстановление. У Оригена - воссоединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой эон. см. также Палингенесия. |
Αρχή (arche) (греч.) - начало. см. Архе. |
Αταραξία (ataraxia) (греч.) - невозмутимость. Состояние душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики). |
Αυτάκεια (autarkeia) (греч.) - автаркия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность, независимость (Демокрит, киники, стоики, Платон, Аристотель). |
Αυτός έφα (autos epha) (греч.) - сам (учитель) сказал. По преданию, пифагорейцы о своём учителе, подчёркивая непререкаемость его слов. |
A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) - логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую - без всякого ограничения (simpliciter). |
A fortiori (лат.) - тем более. В логике - доказанное для менее очевидного, тем более признаётся для более очевидного. |
Άγραφα δόγματα (agrapha dogmata) (греч.) - неписаное учение; тайное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерич. философию, которую он преподавал узкому кругу учеников. |
A nescire ad non esse (лат.) - от незнания - к несуществованию. Ошибочное заключение. |
A posse ad esse non valet consequentia (лат.) - от возможного не следует заключать к действительному. |
A posteriori (лат.) - см. Апостериори и априори. |
A potiori (лат.) - на основании предыдущего, главного. |
A priori (лат.) -см. Апостериори и априори. |
A realibus ad realiora (лат.) - от реального к реальнейшему. |
Ab ovo (лат.) - с самого начала (букв.- с яйца). |
Abditum mentis (лат.) - сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Экхарх и Таулер) скрытая часть ума, которая тождественна разуму, действующему в мире (см. Intellectus agens). |
Accidens (лат.); (sym-bebekos) (греч.) - несущественное, случайное, привходящее свойство. |
Actu in actu (лат.) - актуально, в действии, в действительности. |
Ad hoc (лат.) - для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc. |
Ad hominem, argumentum ad hominem (лат.) - аргумент, апеллирующий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство. |
Ad mfinitum (лат.) - до бесконечности; невозможность установить последнее основание в цепи рассуждений или последнюю причину в цепи причин. |
Ad oculos (лат.) - наглядно, воочию. |
Ad геm (лат.) - к делу, по существу дела. |
Aequilibrium indifferentiae (лат.) - равновесие двух противоположных побуждений. |
Aequo animo (лат.) - равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки. |
Affirmo (лат.) - утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I - частноутвердит. суждения. |
Agens (лат.) - движущая сила, действующая сущность. |
Agere sequitur esse (лат.) - действовать, следовательно быть. Заключение от активности к бытию (схола-стич. тезис). |
Alimine (лат.) - с порога. Сразу, решительно (иногда - поверхностно) отвергать или критиковать. |
Aliunde (лат.) - из другого (источника); из другого места того же источника. |
Als ob (нем.) - как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. см. также Фикционализм. |
Αίνιγμα (ainigma) (греч.); aenigma (лат.) - иносказание, загадка, символ, энигма. |
Ακμή (akme) (греч.) - вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо. |
Ανάμνησις (anamnesis) (греч.) - припоминание. см. Анамнесис. |
Amicus Plato, sed magis amica veritas (лат.) - Платон - друг, но больший друг - истина. |
Amor dei intellectualis (лат.) - интеллектуальная любовь к богу. Выражение Спинозы. |
Amor fati (лат.) - любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше - радостное приятие судьбы сверхчеловеком. |
An sich (нем.) - в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» - «вещь в себе» (см.). У Гегеля - нераскрытое и неосознанное содержание. |
Analogen rationis (лат.) - подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по Лейбницу, животным. |
Analogie entis (лат.) - аналогия сущего. см. Аналогия. |
Anima, animus (лат.) - душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга - архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины - мужской (анимус). |
Anima mundi (лат.) - мировая душа (Цицерон). |
Animo deliberato (лат.) - надлежаще обдумав. |
Anschauung (нем.) - интуиция, созерцание. |
Antecedens - consequens (лат.) - предыдущий - последующий. ----------------------------------- (лат.) - предыдущий - последующий. |
Arbitrium liberum (лат.) - свобода воли (выбора). |
Argumenta adversaria (лат.) - доводы противной стороны. |
Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) - сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc - см. Ad hoc. |
Argumentum ad ignorantiam (лат.) - аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого. |
Argumentum ad ran (лат.) - см. Ad rem. |
Argumentum baculinum (лат.) - «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле - осязаемое доказательство. |
Argumentum ex contrario (лат.) - доказательство от противного. |
Argumentum ex silentio (лат.) - доказательство, выводимое из умалчивания. |
Argumentum externum (лат.) - аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса. |
Argumentum Icgis (лат.) - законный довод. |
Argumentum internum (лат.) - аргумент, указывающий на саму спорность вопроса. |
Argumentum nimium probans (лат.) - довод, страдающий избыточностью доказательств. |
Argumentum primarium (palmarium) (лат.) - решающее (приносящее победу) доказательство. |
Argumentuni ad hominem (лат.) - см. Ad hominem. |
Argumetum ambiguum (commune) (лат.) - аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего. |
Ars conjecturalis (лат.) - искусство толкования. |
Ars magna (лат.) - великое искусство. Название логич. труда Луллия. |
Artes liberales (лат.) - свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук. см. Trivlum и Quadrivium. |
Aseitas (лат.) - от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин. |
Asylum ignorantiae (лат.) - убежище невежества. Понятие, на котором останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений. |
ATOM (от греч. - неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи (лат. пер.- Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, А. не обладают к.-л. качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе). Понятие А. было заимствовано у Демокрита Эпикуром и его школой, а позднее вошло в арсенал науки нового времени. см. Атомистика. |
Auctoritas nasum cereum habet (лат.) - у авторитета - восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм. |
Aufhebung (нем.) - см. Снятие. |
Aurea mediocritas (лат.) - золотая середина (Гораций). |
Automaton spirituale (лат.) - духовный механизм (Лейбниц). |
Begriffsdichtung (нем.) - поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики. |
Bellum omnium contra omnes (лат.) - война всех против всех (Гоббс). |
Bon sens (франц.) - здравый смысл. |
Bona fide (лат.) - заслуживающий доверия. |
Calculus probabilium (лат.) - исчисление вероятностей. |
Casus conscientiae (лат.) - вопрос совести. |
Causa (лат.) - причина, основание. |
Causa activa (лат.) - действующая причина. |
Causa cognoscendi (лат.) - основание познания. |
Causa corporalis (лат.) - физич. причина. |
Causa efficiens (лат.) - действующая причина. |
Causa esscndi et fiendi (лат.) - основание существования и возникновения. |
Causa exemplaris (лат.) - причина парадигматическая; порождающая модель вещи. |
Causa finalis (лат.) - целевая (конечная) причина. |
Causa formalis (лат.) - формальная причина. |
Causa materialis (лат.) - материальная причина. |
Causa movens (motiva) (лат.) - движущая причина. |
Causa sui (лат.) - причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе, субстанция - причина самой себя. |
Causa vera (лат.) - истинная причина. |
Causae occasionales (лат.) - побудит. причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого. см. Окказионализм. |
Characteristica universalis (лат.) - универсальное знаковое искусство (Лейбниц). |
Circulus in definiendo (лат.) - круг в определении. |
Circulus in demonstrando (лат.) - круг в доказательстве. |
Circulus in probando (лат.) - круг в обосновании, доказательстве. |
Circulus vitiosus (лат.) - порочный круг. Доказательство, предпосылки крого уже содержат то, что должно быть доказано. |
Cogito ergo sum (лат.) -мыслю, следовательно существую. Тезис Декарта. |
Cogitor ergo sum (лат.) - мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта. |
Coincidentia oppositorum (лат.) - совпадение противоположностей (ср.-век. философия, Николай Ку-занский). |
Common sense (англ.) - здравый смысл. |
Complicatio - explicatio (лат.) - свёртывание - развёртывание (Николай Кузанский). |
Conatus (лат.) - порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы. |
Concordia discors (лат.) - несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон. |
Concursus dei (лат.) - соприсутствие бога. Участие бога в деятельности спасающего душу человека; постоянная поддержка богом существования вещей. |
Conditio sine qua non (лат.) - необ-ходимое условие. |
Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) - согласие, общее мнение (согласие народов, согласие всех). |
Consummatum (лат.) - доведённое до конца. |
Contradictio in adjecto (лат.) - противоречие в определении. Напр., круглый квадрат. |
Contrat social (франц.) - см. «Общественный договор». |
Corpus mysticum (лат.) - мистич. тело. Символич. обозначение христ. церкви как тела Христова. |
Creatio continue (лат.) - непрерывное творение. |
Creatio ex nihilo (лат.) - творение из ничего. |
Credo (лат.) - верую. Исповедание, символ веры; убеждения. |
Credo, quia absurdum (лат.) - верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» - «вероятно, ибо нелепо». |
Credo, ut intelligam (лат.) - верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кентерберийским. |
Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) - с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна некоторая общность исходных посылок. |
Curriculum vitac (лат.) - жизненный путь; жизнеописание. |
Δόξα (doxa) (греч.) - мнение; видимость; недостоверное суждение. см. Мнение и знание. |
Dasein (нем.) - существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие. |
De facto (лат.) - фактически, на деле. |
De jure (лат.) - по закону, юридически. |
De omnibus dubitandum (лат.) - подвергать всё сомнению. Принцип философии Декарта. |
De profundis (clamavi ad te Domine) (лат.) - из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма. |
De tripode dictum (лат.) - с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова пифии. |
Definitio essentialis (лат.) - существенное определение. |
Desideria carnis (лат.) - плотские желания. |
Determinatio est negatio (лат.) - ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение». |
Deus absconditus (лат.) - незримый бог. Один из эпитетов библейского бога. Иногда подразумевается афинский алтарь «неведомому богу». |
Deus ecce deus! (лат.) - бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия. Образное обозначение поэтпч. вдохновения. |
Deus ex machina (лат.) - бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления. |
Deus sive nature (лат.) - бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы. |
Dictum sapienti sat (лат.) - сказанного достаточно разумному. |
Differentia specifica (лат.) - видовое отличие (схоластич. термин). |
Ding an sich (нем.) - см. An sich. |
Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) - различение (формальное, рациональное, реальное). |
Δαιμόνιον (daimonion) (греч.) - демон, божество. Так называл Сократ свой «внутр. голос», предостерегавший его от неправильных поступков. |
Δύναμις (dynamis) (греч.) - возможность (ср. ). Также - сила, способность, свойство. |
Docta ignorantia (лат.) - учёное незнание; умудрённое неведение (Николай Кузанский). |
Doctor angelicas (лат.) - ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы Аквинского. |
Doctor christianissimus (лат.) - христианнейший доктор. Почётный титул философасхоласта Иоанна Герсона (1363-1429). |
Doctor extaticus (лат.) - экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта Дионисия Картезианца (1402/3-1471). |
Doctor fundatissimus (лат.) - основательнейший доктор. Почётный титул философасхоласта Эгидия Римского (1247-1316). |
Doctor illuminatus (лат.) - просветлённый доктор. Почётный титул Раймунда Луллия. |
Doctor invincibilis (лат.) - непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама. |
Doctor marianus (лат.) - доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы Марии. Почётный титул Франциска Ассизского и некоторых христ. мистиков. |
Doctor mirabilis (лат.) - чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона. |
Doctor seraphicus (лат.) - серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры. |
Doctor solemnis (лат.) - торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта Генриха Гентского (1217-93). |
Doctor subtilis (лат.) - тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота. |
Doctor universalis (лат.) - всеобъемлющий доктор. Почётный титул Альберта Великого. |
Duree (франц.) - длительность. Понятие философии Бергсона. |
Έργον (ergon) (греч.) - факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат действительности (ενέργεια). По В. Гумбольдту, язык - не продукт деятельности (έργον), а деятельность (ενέργεια). |
Έτερον (heteron) (греч.) - см. Иное. |
Είδος (eidos) (греч.) - см. Эйдос. |
Είδωλα (eidola) (греч.) - отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения, отделяющиеся от вещей. |
Ενάργεια (enargeia) (греч.) - непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство чувств. восприятия; критерий истины. |
Ενέργεια (energeia) (греч.) - акт, активность, деятельность, действительность (ср. ). см. Энергия; Энтелехия. |
Εντελέχεια (entelecheia) (греч.) - см. Энтелехия. |
Επέκεινα (epekeina) (греч.) - запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий трансцендентность идеи блага. |
Επαγωγή (epagoge) (греч.) - приведение. Индукция. |
Επιστροφή (epistrophe) (греч.) - см. Μονή. |
Εποχή (epoche) (греч.) - воздержание от суждения. см. Эпохе. |
Εν και παν (hen kai pan) (греч.) - всё и единое. см. Всеединство. |
Ecclesia spiritualis (лат.) - духовная церковь; церковь как духовное единство верующих. |
Ego (лат.) - Я. |
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) - бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права. |
Elan vital (франц.) - жизненный порыв. Категория философии Бергсона. |
Επιστήμη (episteme) (греч.) - знание (точное); наука. Достоверное знание. см. Мнение и знание. |
Emergent (англ.) - новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов. |
Ens a se (лат.) - сущее благодаря себе. |
Ens ab alio (лат.) - сущее благодаря другому. |
Ens entium (лат.) - сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (бог). |
Ens in actu (лат.) - сущее в действительности. |
Ens in potentia (лат.) - сущее в возможности. |
Ens rationis (лат.) - мыслимое сущее. |
Ens reale (лат.) - реальное сущее. |
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) - сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама». |
Ereclus ingenium (лат.) - высокий образ мыслей. |
Erga (лат.) - по отношению к... |
Ergo (лат.) - следовательно. |
Erlebniss (нем.) - переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея. |
Errare humanum est (лат.) - человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенекистаршего. |
Esprit de finesse - esprit de geometrie (франц.) - дух (ум) тонкий - дух (ум) геометрический. У Паскаля - интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч. познания. |
Esse (лат.) - бытие, существование. |
Esse est percipi (лат.) - быть - значит быть воспринимаемым (Беркли). |
Essentia (лат.) - сущность. |
Eventualia (лат.) - предполагаемое; возможное при определенных условиях. |
Evoluta (лат.) - выявленное, открытое. |
Ewig-weibliche (нем.) - вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте. |
Ex adversa (лат.) - от противного (доказательство). |
Ex fontibus (лат.) - из первоисточников. |
Ex nihilo nihil fit (лат.) - из ничего не происходит ничего (Персии). |
Exclusi tertii. principium (лат.) - исключённого третьего принцип (закон). |
Exempli causa (лат.) - например. |
Experimenta fructifera (лат.) - опыты плодоносные. Исследования, приносящие практич. пользу (Ф. Бэкон). |
Experimenta lucifera (лат.) - опыты светоносные. Исследования, расширяющие знания (Ф. Бэкон). |
Experimentum crucis (лат.) - эксперимент креста (перекрёстка). Решающий эксперимент (Ф. Бэкон). |
Explicite - implicite (лат.) - развернуто, явно - неявно, подразумеваемо. ----------------------------------- (лат.) -развёрнуто, явно - неявно, подразумеваемо. |
Φρόνησις (phroiiesis) (греч.) - рассудительность; понимание; здравый смысл. |
Φύσις (physis) (греч.) - природа. |
Φαντασία καταληπτική (phantasia kataleptike) (греч.) - постигающее представление (стоики). |
Fallacia (лат.) - ошибка. |
Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) - ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому. |
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) - ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части. |
Fallacia accidentis (лат.) - ошибка в результате смешения существенного со случайным. |
Fallacia dictionum (лат.) - умозаключения, неправильные сами по себе. |
Fallacia falsi medii (лат.) - доказательство при помощи ложных суждений. |
Fallacia fictae necessitatis (лат.) - ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью. |
Fallacia fictae universalitatis (лат.) - см. Ficta universalitas. |
Fallacia incerti medii (лат.) - тоже, что Petitio principii; см. Логические ошибки. |
Fallacia plurium interrogationum (лат.) - ошибка из-за смешения неск. вопросов в одном. |
Fallacia secundum dictionem (лат.) - ошибка из-за неправильного словесного выражения (ср. Fallacia extra dictionem). |
Fallacia suppositionis (лат.) - ошибка из-за неправильного допущения. |
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) - ошибка в одном - ошибка во всём. |
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) - судьба желающих ведёт, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу. |
Fatum (лат.) - судьба, рок. |
Fiat (лат.) - да будет. |
Ficta universalitas (лат.) - ошибка из-за придания большей посылке всеобщего характера, которого она не имеет. |
Fides quaerens intellectum (лат.) - вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийский). |
Figura dictionis (лат.) - неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения неск. значений слова. |
Filioque (лат.) - и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от вост. церкви, исхождение св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына. |
Flatus vocis (лат.) - колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух. |
Fons vitae (лат.) - источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн Гебироля (Авицеброна). |
Formaliter (лат.) - но форме, формально. |
Fundamentum divisionis (лат.) - основание разделения. Furioso eroico (итал.) - героический энтузиазм (Дж. Бруно). |
Fur sich (нем.) - для себя. «Для-себя-бытие» - категория философии Гегеля, обозначающая всебе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также - идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому. |
Γνώσις (gnosis) (греч.) - знание. Также - учение гностицизма. |
Γνώθι σεαυτόν (gnothi seauton) (греч.) - см. Познай самого себя. |
Geistesgeschichte (нем.) - история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей). |
Geisteswissenschaften (нем.) - науки о духе (Дильтей и неокантианцы). |
Gemeinschaft und Gesellschaft (нем.) - община и общество; противопоставление органич. (община) и механич. (общество) типов человеч. отношений (Ф. Теннис). |
Genus (лат.) - род. |
Genus proximum (лат.) - ближайший род (для данного вида). |
Genus remotum (лат.) - отдалённый род. |
Gestalt (нем.) - образ, структура; «гештальт» - понятие гештальтпси-хологии. |
Globus intellectuais (лат.) - универсум человеч. знаний. |
Gotheit (ср.-верх.-нем.) - божество. Экхарт различает в боге Gotheit - божество как абсолют и Got - первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, повидимому, к Жильберу Порретаискому. |
Grenzbegriff (нем.) - предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич. определения объекта. |
Grenzsituation (нем.) - пограничная ситуация. см. Ясперс; Экзистенциализм. |
Habitus (лат.) - состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение. |
Habitus animi (лат.) - характер, душевный склад. |
Habitus naturae (лат.) - природное свойство. |
Haecceitas (лат.) - «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий несводимость единичного существования к сущности (ср. Quidditas). |
Harmonia praestabilita (лат.) - см. Предустановленная гармония. |
Harmonie preetablie (франц.) - см. Предустановленная гармония. |
Homme naturel - homme civil (франц.) - человек естественный - человек-гражданин. Противопоставление Руссо. ----------------------------------- Homme naturel - homme civil (фр.) - человек естественный - человек-гражданин. Противопоставление Руссо. |
Homo (лат.) - человек. |
Homo creator (лат.) - человек-творец. |
Homo faber - человекоторемесленник. |
Homo homini lupus est (лат.) - человек человеку - волк (Плавт). |
Homo ludens (лат.) - человек играющий (Хейзинга). |
Homo mensura omnium rerum (лат.)- человек - мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору. |
Homo pictor (лат.) - человек-художник (творец образов). |
Homo sapiens (лат.) - человек разумный (Линией). |
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) - я - человек, ничто человеческое мне не чуждо (Теренций). |
Homo viator (лат.) - человек-путник (Марсель). |
Horror vacui; fuga vacui (лат.) - боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю - одно из свойств природы. |
Humaniora (лат.) - гуманитарные науки и знания. |
Humanitas (лат.) - человечность, гуманность, культура. |
Ίδιον (idion) (греч.) - собственное. Неотделимый признак. |
Ιδέα (idea) (греч.) - идея. см. Эйдос. |
Ichheit (нем.) - «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение (Бёме, Фихте). |