Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЗ"-"ФИЧ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЗИКАЛИЗМ - одна из концепций неопозитивизма, состоящая в требовании перевода предложений конкретных наук на язык физики - «физикалий». Осн. представители - Нейрат, Карнап. Ф. был основой неопозитивистской идеи унификации всех наук на базе универс. языка. Все попытки реализации этой идеи оказались неудачными. см. ст. Неопозитивизм илит. к ней. |
ФИЗИОГНОМИКА (греч. или - наука о распознании природных задатков по физич. свойствам, от - природа, природные задатки и - сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич. наблюдения фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров. вид, аналогичный структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о зависимости телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравств. характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим прирождённым «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона). Антич. традиция ?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научности в 17-18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1-4, 1775-78) вернуть ?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса). Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l - 2, Lpz., 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969. |
"ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ" - концепция, признающая источником содержания и структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения спец. нервных устройств, сложившихся в ходе биологич. эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и свойства ощущений, представлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной реальности. Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением того, что сенсорная реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только адекватным стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит. ощущение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип «специфической энергии органов чувств», который составил теоретич. фундамент «Ф. и.» Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и функциональные свойства мозга (Ч. С. Шеррингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Э. Б. Холт). Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности органов чувств. однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчленённому и адекватному отображению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была раскрыта В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). Яpошевский М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для понимания истории психофизиологии, «Вопр. психологии», 1960, №2; его же, История психологии, M., 19762, гл. 7 и 12. |
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - понятие, обозначающее систему теоретич. объектов, построенных отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич. статусом. Ф. р. характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий, законов и принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия), которая ни от каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном понятия Ф. р. в контекст методологич. и мировоззренч. проблем физики отражает осознание активной, преобразующей роли субъекта познания в теоретич. осмыслении эмпирич. материала. Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, которая воспроизводит в форме абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич. явлений. Ф. р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич. теорий. Она указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ. В этом смысле понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления, парадигмы науч. знания. Ф. р.- многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её уровень составляют фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или большой совокупности физич. теорий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий, но вместе с тем более содержательный её уровень образуют структуры физич. принципов инвариантности и симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее следует уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на котором и возникает собственно «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне прикладных физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред, гидродинамика, теория когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.). Взаимосвязи между всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич. интерпретацией, операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с объективно-реальным миром осуществляется в ходе развёртывания практики физич. эксперимента и посредством материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и средствах производства. Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н., Можно ли считать квантовомеханич. описание Ф. р. полным?, в кн.: Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604-11; Чудинов Э. М., Природа науч. истины, М., 1977. |
"ФИЗИЧЕСКИЙ" ИДЕАЛИЗМ - идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный характер физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже 19--20 вв. Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и бесструктурность атома, абсолютность массы и т. п.) за основоположения материализма вообще, «физич.» идеалисты рассматривали новые открытия в физике (радиоактивный распад элементов, изменение массы электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты объективности и достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.- гносеологич. релятивизм и спекуляцию на возрастающей роли математики в физич. познании. Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят, напр., содержание теории относительности и квантовой механики к «упорядочению данных наблюдения», настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содержания физич. теории от сознания «наблюдателя», субъективно-идеалистически толкуют роль средств, условий и активности субъекта в совр. физич. познании. |
ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio - выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос. концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных, но не имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Файхингера; к Ф. близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Ф. абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие непосредств. аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, некоторые формы моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.- логич. завершение позитивизма 19 в. см. к ст. Файхингер. |
ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. - род, племя, вид и - происхождение), процесс формирования некоторой систематич. группы организмов (таксона). Термин введён в 1866 Э. Геккелем для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей дифференциации эволюционно-биологич. исследований Ф. стали понимать как составную часть биологич. эволюции. Гл. механизмом, регулирующим Ф. и происходящее в его ходе образование новых таксонов (в основном путём дивергенции - распадения исходного таксона на два и более дочерних), служит естеств. отбор. Ф. может представлять собой как прогрессивное развитие с повышением общего уровня жизненеятельности и расширением адаптивных возможностей организмов, так и регресс или попадание в эволюционный тупик (напр., формирование паразитич. групп организмов). В ходе Ф. периоды плавного развития и выработки приспособлений к сравнительно стабильным условиям среды чередуются со скачкообразными переходами на высшую ступень организации, характеризуемую выработкой качественно новых приспособлений, функций и органов (напр., появление семени и плода в Ф. растит. таксонов или появление комплекса приспособлений, связанных с выходом животных на сушу). Ф. протекает на основе накопления индивидуальных изменений в ходе отд. онто-генезов (но и онтогенез в своём конкретном выражении служит проявлением и в определ. мере воспроизведением Ф.). Т. н. биогенетич. закон, сформулированный в 1866 Э. Геккелем, утверждал, что в ходе индивидуального развития организм проходит стадии, которые его предки прошли в Ф. (напр., зародыш человека проходит фазы, напоминающие рыбу, амфибию, рептилию, затем примитивных млекопитающих, обезьяну и только после этого приобретает собственно человеч. черты). В действительности, как показал Дарвин, а впоследствии А. Н. Се-верцов и др., соотношение между Ф. и онтогенезом носит гораздо более сложный характер: ряд предковых стадий выпадает из онтогенеза, другие коренным образом преобразуются в результате приспособления к новым условиям. Процесс Ф. и диалектика его соотношений с онтогенезом подтверждают принципы единства целого (таксон и его Ф.) и части (индивидуум и его онтогенез), общего и отдельного и дают конкретные примеры развития от простого к сложному, а также развития по спирали с воспроизведением на высших этапах некоторых черт низших стадий. Тимирязев К. А., Историч. метод в биологии, М., 1939 (Соч., т. 6); Мирзоян Э. Н., Индивидуальное развитие и эволюция. Очерк истории проблемы соотношения онтогенеза и Ф., М., 1963; Волкова Э. В., Филюков А. И., Водопьянов П. А., Детерминация эволюц. процесса, Минск, 1971; Карпинская Р. С., Материалистич. диалектика о закономерностях развития органич. мира, М., 1975. |
ФИЛОДЕМ - из Гадары (ок. 110-40 до н. э.), др.-греч. философэпикуреец, популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме, сохранили обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам учения ранних эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее развитие учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. искусстве» Ф. оправдывал существование поэзии как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О смерти» мы находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого конца. Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism, ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A. De Lacy, Phil.-Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen Bibliothek: Philodemos. Text und Ubersetzung, Bonn, 1937 (Diss.). |
ФИЛОЛАЙ - из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореизма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Сицилию и Италию (388 дон. э.) и встречался с ним. Согласно надёжной традиции, Ф.- первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые в наст. время частично аутентичными,- единств. прямой источник изучения древнего пифагореизма (в той фазе его развития, на которой он находился во 2-й пол. 5 в. до н. э.). Ф. конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и пределополагающих» элементов (в доксографии - «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Н-му принципу - «гармонии», которая понимается как числовая пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия («природы») - нространственно-геометрич., физич., биологич., психич. и ментальный - последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, которые одновременно оказываются и их бытийной сущностью, и логич. определением (ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифагорейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина выражается в числе 4 (точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет - 5, одушевлённость - 6, интеллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, который Ф. называл «свет», - 7, любовь, дружба и целесообразность мышления - 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица (декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия. Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. философии отчётливо формулированную гносеологич. теорию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.- творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена - Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звёзд. Чтобы число космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр. огнём» и Землёй постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиологией и медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Аристотеля). Фрагменты: DK I, 398-419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M. Timpanaro Cardini, fasc. II, Firenze, 1962. Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nurnberg, 1962 [англ. пер.- Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972]. |
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,- сер. 1 в. н. э., там же), иудейско-эллинистич. философ. Ф. А. исходил из двух принципов - абс. трансцендентности бога и стоическоплатонич. учения об идеях. Божество Ф. А.- выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическоплатонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. А. в ряде моментов (концепция эманации) отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. А. популярность в патристике. Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l-7, B., 1962-63; в русском пер.- О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307-08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77-165; Иваницкий В. ?., ?. А. Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980, с. 82-128; Wolfson ?. ?., Philo, v. 1-2, Camb. (Mass.), 19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons griechische und judische Bildung, Hildesheim, 1902. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА - см. Аналитическая философия, Логического анализа философия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ - см. Натурфилософия. |
"ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ" (нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич. направление в нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе «Ф. ч. и в.»- идея нецосредств. знания, которое противопоставлялось у Якоби рациональному, опосредованному, дискурсивному познанию. Согласно «Ф. ч. и в.», достоверность существования вещей реального мира дана в «чувстве» или «вере», причём уже Гаман смешивает понятия философии Юма faith - религ. веру, и belief - определ. убеждение, мнение. «Ф. ч. и в.» была тесно связана с характерным для духовной атмосферы Германии 1770-х гг. психологизмом, культом чувства, субъективизмом и явилась религ.-филос. обоснованием этих умонастроений. Разнообразное продолжение получила в филос. интуитивизме 19-20 вв. Гегель во многих своих работах уделил большое место критике интуитивизма Якоби. Кожевников В. А., Ф. ч. ив. ..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Первые формы филос. организаций - филос. школы в Др. Греции (Ликей, платоновская Академия) и филос. факультеты ср.-век. университетов. В эпоху Возрождения из раз-лияных кружков гуманистов формировались академии (напр., Флорентийская платоновская академия). В новое и новейшее время наряду с нац. академиями, в крых были отделения философии, в ходе междунар. связей учёных возникли различные филос. школы, а также появились спец. Ф. о. и о. Австралия: Филос. ассоциация. Австpия: Отделение философии и истории АН Австрии. Apгентина: Нац. академия права и социальных наук. Бельгия: Белы, филос. общество. Болгария: Ин-т философии БАН. Бразилия: Филос. общество. Великобритания: Филос. общество; Королев, институт философии; Брит, общество философии науки. Венгрия: Ин-т философии АН ВНР. Вьетнам: Ин-т философии. Г Д Р: Ин-т философии АН ГДР. Дания: Королев, академия наук и литературы, отделение философии и истории. Индия: Ин-т философии. Испания: Королев, академия моральных и поли-тич. наук. Италия: Отделение филос. наук при Нац. академии; Итал. филос. общество. Канада: Филос. ассоциация. Мексика: Институт филос. исследований при Нац. независимом университете (Мехико). Китай: Ин-т философии Кит. АН. Нидерланды: Филос. общество. Польша: Ин-т философии и социологии ПАН; Польск. филос. общество. Pумыния: Ин-т философии АН СРР. СССР: Ин-т философии АН СССР; Академия обществ. наук при ЦК КПСС; Ин-т философии АН УССР; Ин-ты философии и права АН БССР, АН Казах. ССР, АН Узб. ССР; Ин-т философии АН Груз. ССР; Ин-ты философии и права АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР, АН Латв. ССР; Ин-т философии, социологии и права АН Литов. ССР; Отделы философии и права АН Молд. ССР, АН Тадж. ССР, АН Туркм. ССР; сектор философии АН Эст. ССР; Филос. общество СССР. США: Амер. филос. ассоциация; Амер. католич. филос. ассоциация; Центр по философии науки; Ин-т филос. исследовании; Ин-т философии науки; Амер. общество по эстетике; Ассоциация символич. логики; Ассоциация философии науки; Об-во по изучению философии диалектич. материализма. ФРГ: Филос. общество Германии; Кантонское общество; Обво Лейбница. Франция: Об-во философии; Центр гуманитарных наук при Нац. центре науч. исследований; Центр марксистских исследований. Чехословакия: Ин-т философии и социологии АН ЧССР; Ин-т философии и социологии Словацкой АН. Швейцария: Филос. общество. Югославия: Югосл. филос. общество, Сербское и Хорватское филос. общества. Международные организации: Меж-дунар. совет по философии и гуманитарным исследованиям (Париж); Междунар. институт философии (Париж); Междунар. гегелевское общество (Зальцбург, Австрия); Междунар. объединение по истории и философии (Лондон). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ - особый вид филос. литературы, раскрывающий филос. тему в инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мемуарной литре о Будде и Сократе. В буддийской литературе Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа наставника с учеником преподносится как откровение истины: учитель авторитарно излагает доктрину, слушатель внимает ему, выражая своё согласие. В классич. Греции 4 в. до н. э. Ф. д. впервые стал самостоят. жанром с особым присущим ему недогматич. способом разъяснения филос. мысли. Возник из записей, которые велись учениками Сократа. Из т. н. сократич. разговоров, составленных после смерти Сократа, до нас дошли полностью диалоги Ксенофонта и Платона. Воссоздавая образ Сократа, Платон раскрывает собств. философию; разоблачение («эленксис») общепринятых взглядов на духовные ценности служит гл. содержанием драматизированного действия его Ф. д. По мере расширения позитивного содержания в Ф. д. Платона в них умалялась роль драматич. сценария, и Ф. д. всё больше приближался к трактату. После Платона Ф. д. стал использоваться преим. в дидактич. целях в перипатетич. школе (Дикеарх, Гераклид Понтийский и др.). Цицерон подражал Платону в тематике своих Ф. д. («О законах», «О государстве», «Об ораторе»). В поздней античности (2- 5вв.) Ф. д. использовался в раннехрист. литературе как средство апологии, полемики, наставления; авторы Ф. д. либо опирались на опыт Платона (Юстин, 2 в.; Ме-фодий Олимпийский, 3-4 вв.; Эней Газский, 5 в.) и Цицерона (Августин, Против академиков), либо давали в условной форме вопросов и ответов авторитарнодидактич. изложение доктрины (Григорий Нисский, О душе и воскресении; Августин, Учитель). Последняя форма характерна для мн. Ф. д. средневековья (Ансельм Кентерберийский, Об истине, О свободе воли, и др.). В ср. века и особенно в эпоху Возрождения, затем в 17-18 вв. получил распространение Ф. д.диспут, дискуссия: Абеляр, Диалог между философом, иудеем, христианином; Л. Валла, О наслаждении и подлинном благе; Бруно, Пир на пепле; Галилей, Диалог о двух системах мира; Мальбранш, Беседа христ. и кит. философа о существовании бога; Беркли, Три разговора между Гиласом и Филонусом; Сковорода, Диалог. Имя ему потоп, змеин, и др. В нач. 19 в. Ф. д. высоко ставился нем. романтиками как форма философствования, близкая к жизни (Ф. Шлегель, Разговор о поэзии; Шеллинг, Бруно; К. Зольгер, Эрвин. Четыре разговора о красоте и об искве). В 19-20 вв. Ф. д. утрачивает своё прежнее значение. Миллер Т. А., Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога, в сборнике: Античность и Византия, М., 1975, с. 175-94; Hirzеl R., Der Dialog, Bd 1-2, Lpz., 1895; Goldschmidt V., Les Dialogues de Platon, P., 1947; Wildbolz R., Der philosophische Dialog als literarisches Kunstwerk, Bern, 1952; Ruch M., Le proemium philosophique chez Ciceron, P., 1958; Hofimann M., Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunderte, B., 1966. |
ФИНИТИЗМ (лат. finitus - определённый, ограниченный, законченный), методологич. установка в теории доказательств, возникшая в нач. 20 в. в работах Гильберта и его школы с целью обоснования непротиворечивости теоретико-множеств. математики. Программа Ф. предполагала формализацию теории (непротиворечивость которой доказывается), включая правила вывода и способы образования понятий, и одновременно её аксиоматизацию (см. Аксиоматичеекий метод) при отвлечении от к.-л. (модельного) истолкования её формальных объектов. К этим двум требованиям, касающимся изучаемых теорий, Ф. присоединял требование обязат. наглядности (конкретности) объектов метатеории этих теорий, выражающее финитную т. зр. на задачу оснований - сведение проблемы непротиворечивости к некоторой комбинаторной (конечной) проблеме, разрешимой без обращения к к.-л. «интуиции бесконечного». Т. о., в теории доказательств финитная т. зр. предполагала конкретно-содержат. способ рассмотрения и конечную установку мышления. В известном смысле Ф. явился усилением интуиционистских (см. Интуиционизм) претензий к «технике мышления», используе-мой в метатеории, и, напротив, их ослаблением в соот-ветств. теории, где свободно допускались сколь угодно сильные т. н. платонистские абстракции бесконечности и все средства нефинитной (классич.) логики. Надёжность финитной т. зр., рассчитанной на минимум логико-математич. средств, привлекаемых для обоснования, оказалась, однако, препятствием для решения гл. задачи Ф. - доказательства непротиворечивости классич. математики, что привело к последующему расширению финитной т. зр. и методов самой теории доказательств (напр.. за счёт трансфинитной индукции, гёде-левских функционалов конечных типов и др. абстрактных понятий). Гёдель К., Об одном ещё не использованном расширении финитной т. зр., в кн.: Математич. теория логич. вывода. Сб. переводов, М., 1967; Гильберт Д., Беpнайс П., Основания математики, пер. с нем., т. l, M., 1979, гл. 2; Kreisel G., Hubert's programme, «Dialectica», 1958, v. 12; Tait W. W., Finitism, «Journal of Philosophy», 1981, v. 78, № 9. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (19. 10. 1433, Фильине-Вальдарно,- 1. 10. 1499, Кареджи, близ Флоренции), итал. гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на лат. яз. соч. Платона (1-еизд. 1484), Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопаги-тик» и трактаты т. н. Герметического свода (см. Герме-тизм). В комментариях к ним и в соч. «Платоновская теология о бессмертии души» («Theologiae platonicae de immortalitate animorum», 1469-74, l изд. 1482, последнее изд. - «Teologie platonicienne de rimmortalite des ames», v. 1-3, 1965-70), «О христ. религии» («De Christiana religione», 1476) и др. развил филос. систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатонизма (концепция эманации идр.) и мистич. учений поздней античности в духе согласования с осн. догматами христианства. Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей,- в его божеств. происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания к слиянию с богом - «божеств. безумию». Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание крой он рассматривал как ступень к высшему мистич. созерцанию. Исторически существовавшие религии и религ.-филос. учения Ф. считал этапами развития «всеобщей религии». Способствовал возрождению платонизма и борьбе со схоластич. аристотелизмом, оказал значит. влияние па развитие философии Возрождения и 17-18 вв. Opera, v. 1-2, Basel, 1561; Supplementum Ficlnianum. v. l - 2, Firenze, 1937; Gommentaire sur le Banquet de Platon, P., 1955. ?узино И. В., Уелиг. искания в ггаоху Возрождения, в. 1 - М. Фичнно, Берлин. 1923; Черняк И. X., Философия религии М. Ф., в кн.: Атеизм, религия, современность, в. 2, Л., 1976, с. 50-64; Баткин Л., К истолкованию итал. Возрождения. Антропология ?. ?. и Пико делла Мирандолы, в кн.; Из истории классич. искусства Запада, М., 1980; Kristeller Р. О., И pcnsiero iilosofico di M. Firino, Firenze, 1953; Saitta O., M. Ficino e la filosofia deu'Umanesimo, Bologna, 19543; Marcel R., M. Ficino (1433-1499), P., 1958. |