Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
"ФИЗИКА"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ФИЗИКА"

"ФИЗИКА" (,??, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах, которое в греч. рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» . Дошедшая до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1в. до н. э.), который объединил относительно самостоят. соч.- кн. 1, 2, 3- 6, 7, 8. Из них кн. 1-7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академич. периода (355-347 дон. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336-322). «Ф.» открывает комплекс естеств.-науч. соч., структура которого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе» . В центре внимания кн. 1 («О началах») - анализ понятия «становления», или «возникновения» . Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно,- опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием - ещё-не-бытием, небытием-чем-то-определённым, или «лишённостью (отсутствием формы)» - («образованный человек» возникает не из «нечеловека», а из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о., оказывается троица «форма - отсутствие формы - материальный субстрат», причём первые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й) формулируется учение о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель, используя языковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1-2-ягл.), что каждая из четырёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа - источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе), природасамобытность-эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» и «необходимости», из них 7-8-я гл. имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать «движение» (кн. 5-6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b 20) - отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3-4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 - наряду с ? «Метафизики» - осн. текст о перводвигателе.

Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG соответственно т. 5, ч. 2 (1900), т. 16-17 (1887-88), т. 9-10 (1882-95). Из ср.-век. комм. следует прежде всего назвать: в Византии - Михаила Пселла, на лат. Западе - Фомы Ак-винского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.

Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.- Соч., т. 3, 1981).

Издания: H. Carteron, v. 1-2, 19613; F. M. Cornford and P. H. Wicksteed, v. 1-2, 1968-70; W. D. ROSS, 19776. Комм.: W. D. ROSS, 1936.

Mansion ?., Introduction a hi physique Aristotelicienne, Louvain - P., 19462; Solmsen F., Aristotle's system of the physical world, Ithaca, I960; Wieland W., Die aristotelische Physik, Gott., 1962;

см. также лит. к ст. Аристотелъ.

В начало словаря