Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИШ"-"ФЭН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИШ"-"ФЭН")

ФИШЕР

ФИШЕР (Fischer) Куно (23. 7. 1824, Зандевальде, Си-лезия, - 5. 7. 1907. Гейдельберг), нем. историк философии, гегельянец. Гл. произв.- «История новой философии» (1852-77, наиболее полный рус. пер. т. 1-8, 1901-09), содержащая обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Автор работ о Гёте, Лессинге, Шиллере, Шекспире.

в рус. пер.: Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский, СПБ, 18702; Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; А. Шопенгаузр, М., 1896; О свободе человека, СПБ, 1900.

Windelband W., Kuno Fischer, Hdlb., 1907.

ФЛОРЕНСКИЙ

Павел Александрович [9(21). 1. 1882, Евлах, ныне Азерб. ССР,- 15. 12. 1943], рус. учёный, религ. философ. В осн. соч. «Столп и утверждение истины» (1914) религ.филос. проблематика, в центре которой - идущие от Вл. Соловьёва концепция всеединства и учение о Софии, сочетается с экскурсами в самые различные области знания. В дальнейшем стремился к созданию «конкретной метафизики», задачу её видел в выявлении и изучении неких первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых, по Ф., слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры; поиски Ф. близки ряду концепций нач. 20 в., также основывавшихся на понятии символа (Кассирер, Юнг, Вяч. Иванов, ранние работы А. Ф. Лосева). Реализацией этой задачи Ф. считал не построение отвлечённой филос. системы, а проводимые по единой методологии исследования конкретного материала различных наук и искусств. Сам Ф. осуществлял подобные исследования в целом ряде дисциплин - лингвистике, теории пространств. искусств. математике, экспериментальной и теоретич. физике, края стала гл. направлением его занятий после ?кт. революции 1917. Предвосхитил мн. идеи семиотики.

Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914; «Не восхищение непщева», Сергиев Посад, 191S; Около Хомякова, Сергиев Посад, 191«; Первые шаги философии, Сергиев Посад, 1917; Обратная перспектива, «Уч. записки Тартуского университета», 1967, в. 198; Строение слова, в сб.: Контекст, М., 1973; Анализ пространственности в худож.-изобразит. произведениях, «Декорат. искусствo», 1982, № 1.

ФОМА АКВИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМА

ФОРМА - см. Содержание и форма.

ФОРМА И МАТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - см. Логика.

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ - см. встатьях Материя, Движение.

ФОРРЕСТЕР

ФОРРЕСТЕР (Forrester) Джей Райт (р. 14.7.1918, Анселмо, США), амер. кибернетик. В кн. «Мировая динамика» (рус. пер., 1971) изложил основы «пределов роста» теории. Ф.- один из ведущих зап. теоретиков и практиков социального моделирования с помощью ЭВМ. В работах по теории управления и системному анализу развивал идею детерминизма («контринтуитивности») поведения социальных систем и пытался формализовать в своих моделях обусловленность этого поведения внеш. факторами. Известен крайне пессимистич. взглядами на будущее человечества.

Principles ol systems, Camb. (Mass.), 1968; Collected papers, Camb. (Mass.), 1975; в рус. пер.- Основы кибернетики предприятия (индустриальная динамика), М., 1971; Динамика развития города, М., 1974.

ФОХТ

Фогт (Vogt) Карл (5.7.1817, Гисен,-5.5. 1895, Женева), нем. естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма. Участник Революции 1848, член Франкфуртского нац. собрания; был заочно приговорён к смертной казни и до конца жизни жил в эмиграции в Швейцарии.

Ф., популяризируя идеи естеств.-науч. материализма, дарвинизма и атеизма, в то же время отождествлял сознание с материей и полагал, что мозг выделяет мысль так же, как печень - жёлчь. Соч. Ф. переведены на мн. еврол. языки; они оказали влияние на развитие материализма и атеизма в России 60-х гг. 19 в. (Д. И. Писарев и др.). Ф.. враждебно относился к рабочему движению и социализму. Резкую критику личности Ф. и его политич. позиции дал К. Маркс в работе «Господин Фогт» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 14, с. 395-691).

Kohlerglaube und Wissenschaft, Gie?en, 18564; Aus meinem Leben, Stuttg., 1896; в рус. пер.- Человек и место его в природе, т. 1-2, СПБ, 1865-662; Физиологич. письма, в. 1-2, СПБ, 18672; Естеств. история мироздания, M., 18682.

Vogt W., La vie d'un liomme: Carl Vogt, P., 1896.

ФРАНК

Семён Людвигович [16(28).1.1877, Москва,- 10.12.1950, близ Лондона], рус. религ. философ и психолог. Проф. Саратовского (1917-21) и Московского (с 1921) университетов. В 1922 выслан из Сов. России; жил в Германии (до 1937), во Франции (1937-45) и Великобритании (с 1945). От «легального марксизма» эволюционировал в направлении религ. идеализма, соприкасающегося с экзистенциализмом и феноменологией. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Осн. мотив философии Ф.- стремление примирить рациональную мысль и религ. веру, причём образцы синтеза он ищет в традициях апофатической теологии и христ. платонизма, в частности под влиянием учений Николая Кузанского и Вл. Соловьёва (особенно концепции всеединства). В «онтологич. гносеологии» Ф., строящейся в духе интуитивизма, рациональное знание восполняется в религ. «знании - жизни» как некоей форме цельного существования человека, так что подлинная «реальность» и «глубина» бытия непосредственно открываются человеку изнутри лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется, по Ф., не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления - через активность направленной на субъект реальности, т. е. «абсолютного» («абсолютнонепостижимого»). С позиций своего «сверхрационализма» резко выступал против социализма как якобы крайней степени «морально-обществ. рационализма».

Философия и жизнь, СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М., 1917; Очерк методологии общественных наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Духовные основы общества, Париж, 1931); Непостижимое, Париж, 1939; Реальность и человек. Метафизика человеч. бытия, Париж, 1956.

Памяти С. Л. Франка, Мюнхен, 1954; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ФРАНКЛИН

ФРАНКЛИН (Franklin) Бенджамин (17.1.1706, Бостон,-17.4.1790, Филадельфия), амер. мыслитель, представитель амер. Просвещения, учёный, экономист, публицист и политич. деятель. Один из авторов Декларации независимости (1776) и составителей Конституции США 1787.

По политич. взглядам Ф.- бурж. демократ, выступавший за совершенствование существующего строя с помощью реформ. В своих памфлетах Ф. решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступая в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, У. Коллинза, Пристли. Признавая движение имманентным свойством материи и объективную закономерность в природе, Ф. вместе с тем не был последоват. материалистом. Его просветит. идеи основывались на деизме. Ещё в юности Ф. выступил с брошюрой, отвергающей не только догму предопределения, но и бессмертие души (которое он впоследствии признавал). В дальнейшем Ф. обрушивался на суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Церк. догме Ф. противопоставлял «естеств. религию», сводящую функцию бога к сотворению мира. В памфлете «О переработке Библии» («Proposed new version of the Bible», 1779) он подверг остроумной критике библейские мифы.

Деистич. характер носили и этич. воззрения Ф. Осн. требования «естеств. религии» - добродетель и справедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от религ. санкций, приобретая естеств., утилитарный характер.

The writings, v. l -10, N. ?., 1905-07; The papers, v. 1-21, New Haven, 1960-78: в рус. пер.- Избр. произв., М., 1956; в сб.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.

Владимиров В. Н., Ф., fM.], 1934; Хappингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, кн. 2, М., 1962, гл. 3; Радовский М. И., В. Ф. (1706- 1790), М.-Л., 1965; Гольдберг ?. ?., Свободомыслие и атеизм в США, М.-Л., 1965, гл. 1; В е с k е г С. L., В. Franklin, Ithaca (?. ?.), 1946; Crane V. W., B. Franklin and a rising people, N. ?., 1954; Кеуеs N. В., В. Franklin, Kingswood, [1956].

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - направление в нем. философии и социологии 20 в., которое сложилось в 30- 40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. В 1934-39, после эмиграции из Германии Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,- в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 - в США при Колумбийском университете, с 1949 в ФРГ - во франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Гл. представители - Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Осн. орган - журн. «Zeitschrift fur Sozialforschung».

В развитой в 1930-х гг. филос.-социологич. «критич. теории общества» (Хоркхаймер, Маркузе) Ф. ш. пыталась сочетать элементы критич. подхода К. Маркса к бурж. культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации» трансформируется в одно из центр. понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутр. противоречий «просвещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности - «массовой культуры» и «массового общества» 20 в. («Диалектика просвещения» - «Dialektik der Aufklarung», 1948, М. Хоркхаймера и Т. Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематич. «отрицат. диалектику»; одно из центр. мест занимает проблематика отчуждения.

Послевоен. период характерен углублением противоречий среди представителей Ф. ш., отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950- 1960-егг.), в отходе мн. молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабер-масса идр.), что привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Ф. ш. оказала значит. влияние на развитие немарксистской социальной и филос. мысли в ФРГ и США и на теоретич. оформление идеологии т. н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).

Давыдов Ю. Н., Критика социально-филос. воззрений Ф. ш., М., 1977; Социальная философия Ф. ш., M., 19782; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 8, § 2; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des Marxismus, Fr./M., 1970; R o h r m o-ser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970; Connerton P., The tragedy of enlightenment: An essay on the Frankfurt School, Camb., 1980.

ФРАНЦОВ

Францев Георгий (Юрий) Павлович [18.9(1.10).1903, Москва,-18.4.1969, там же], сов. философ, социолог и обществ. деятель, акад. АН СССР (1964; чл.-корр. 1958). Чл. КПСС с 1940. Окончил отделение языковедения и литературы факультета обществ. наук Ле-нингр. университета (1924). С 1931 на преподавательской работе в вузах Ленинграда. В 1945-49 директор Ин-та междунар. отношений в Москве. С 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в парт. печати. В 1959-64 ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. В 1964-68 шеф-редактор журн. «Проблемы мира и социализма», с 1968 зам. директора ИМЛ при ЦК КПСС. Осн. труды по истории религии и атеизма, проблемам историч. материализма и науч. коммунизма, методологии исто-рии, критике бурж. социологии. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1961.

Философия и социология. Избр. труды, М., 1971; Борьба за мир. Избр. труды, М., 1971; Науч. атеизм. Избр. труды, М., 1972.

Георгий Павлович Ф. (1903-1969), М., 1974.

ФРЕГЕ

ФРЕГЕ (Frege) Готлоб (8.11.1848, Висмар,-20.7.1925, Бад-Клайнен), нем. логик и математик. В фундаментальном труде «Осн. законы арифметики» («Grundgesetze der Arithmetik», Bd 1-2, 1893-1903) Ф. построил систему формализованной арифметики на основе разработанного им расширенного исчисления предикатов с целью обоснования идеи о сведении математики к логике (т. е. концепции логицизма). Однако система Ф. оказалась противоречивой, что было обнаружено Расселом. Сформулировал ряд идей и понятий, разработка которых во многом предопределила развитие логики в 20 в.: ввёл понятие логич. функции и различение свойств и отношений как соответственно одноместных и многоместных логич. функций; впервые стал употреблять кванторы; ввёл понятие истинностного значения и др. Ф. систематически исследовал отношения между языковыми выражениями и обозначаемыми ими предметами, а также провёл важное различие между значением и смыслом языковых выражений. Работы Ф. заложили основы логич. семантики.

Begriffsschrift..., Halle, 1879; Ober Sinn und Bedeutung, «Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik», 1892, Bd 100, H. 1.

Бирюков Б. В., Теория смысла Г. Ф., в кн.: Применение логики в науке и технике, [М., I960]; его же, О взглядах Г. Ф. на роль знаков и исчисления в познании, в кн.: Логич. структура науч. знания, М., 1965; Стяжкин Н. И., Формирование математич. логики, М., 1967 (лит.).

ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА

ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА - см. Баденская школа.

ФРЕЙД

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6.5. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,-23.9.1939, Хэмпстед, близ Лондона), австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Проф. Венского университета (с 1902). После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием франц. школы (Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами неврозов, с сер. 90-х гг. разрабатывал психоанализ - пси-хотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития сексуальности, в кром выделил ряд стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения психич. аппарата как энергетич. системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознат. влечениями, в 1920-х гг.- учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923, рус. пер. 1924). Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии («Психология масс и анализ че-ловеч. Я», 1921, рус. пер. 1925) и различные области человеч. культуры - мифологию («Тотем и табу», 1913, рус. пер. 1923), фольклор, художеств. творчество и т. д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927, рус. пер. 1930). Сублимация - центр. понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности («Неудовлетворённость в культуре», 1930). В целом идейная эволюция взглядов Ф. шла от «физиологич. материализма» к утверждению автономии психического и антропологич. построениям, близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось на самых различных направлениях бурж. философии, социологии, социальной психологии, литературы ? искусства .(см... Фрейдизм, Неофрейдизм).

Gesammelte Werke, Bd l-18, Stufig., 1966-69; в русском пер.- Избранное, т. 1-2, Лондон, 1969-; Психопатология обыденной жизни, М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в психоанализ, т. 1-2, М., 1922; Осн. психологич. теории в психоанализе, М.- П., 1923; Очерки по психологии сексуальности, М.- П., [б. г.]; Остроумие и его отношение к бессознательному, ?., 1925.

Виттельс ?., ?. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; Уоллс Г., Павлов и Ф., пер. с англ., М., 1959; Jones E., Sigmund Freid, life and work, new ed., v. 1-3, L., 1954-57; Snilоway F. J., Freud biologist of the mind, N. Y., 1979; Clark R. W., Freud. The man and the cause, N. Y., 1980.

Д. H. Ляликов.

ФРЕЙДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРИЗ

ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Саксония, - 10.8.1843, Йена), нем. философидеалист. В 1818-24 лишён профессуры за участие в студенч. движении. Истолковывал учение Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания могут быть установлены эмпирически. Основой философии считал психологич. антропологию. Рассматривал мир как организм, построенный по законам механики и математики. Оказал влияние на Л. Нельсона, основавшего т. н. неофризскую школу.

Handbuch der practischen Philosophie, Bd 1-2, Hdlb., 1817-32; Wissen, Glauben und Ahndung, В., 19312; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1-3, В., 19352; Handbuch der psychischen Anthropologie, Bd 1-2, Jena, 1837-392.

Henke E. L. T., J. F. Fries, Lp/.., 1867; Bl?ching K. H., J. F. Fries' Philosophie als Theorie der Subjektivitat, [Munster], 1969.

ФРОЛОВ

Иван Тимофеевич (р. 1.9.1929, с. Доброе, ныне Липецкой обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1976). Чл. КПСС с 1960. Окончил филос. факультет л аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова (1956). В 1952-65 на редакторской работе, сначала в Москве, затем в Праге. В 1965-68 на парт. работе. В 1968-77 гл. ред. журн. «Вопросы философии». В 1977-80 отв. секретарь журн. «Проблемы мира и социализма». С 1980 пред. Науч. совета при Президиуме АН СССР по филос. и социальным проблемам науки и техники. Осн. работы в области диалектич. материализма и филос. вопросов совр. естествознания, социально-филос. проблем науч.-технич. революции.

О причинности и целесообразности в живой природе. (Филос. очерк), М., 1961; Очерки методологии биологич. исследования. (Система методов биологии), М., 1965; Генетика и диалектика, М., 1968; Проблема целесообразности в свете совр. науки, М., 1971; Мендель, менделизм и диалектика, М., 1972 (совм. с С. А. Пастушным); Методологич. принципы теоретич. биологии, М., 1973; Совр. наука и гуманизм, М., 1974; Прогресс науки и будущее человека, М., 1975; Менделизм и филос. проблемы совр. генетики, М., 1976 (совм. с С. А. Пастушным); Перспективы человека, М., 1979; Жизнь и познание, М., 1981; Глобальные проблемы современности; науч. и социальный аспекты, М., 1981 (совм. с В. В. Загладиным).

ФРОММ

ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Май-не,- 18.3.1980, Муральто, Швейцария), немецко-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929-32 сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; в 1933 эмигрировал в США. Ф. отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологич. психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию личности, Ф. стремился выяснить механизм взаимодействия психологич. и социальных факторов в процессе её формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Ф., социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историч. типами самоотчуждённого человека [накопительский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), «рыночный»]. Различные формы социальной патологии в совр. бурж. обществе Ф. также связывает с отчуждением. Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Ф. с позиций надклассового гуманизма выдвигал утопич. проект создания гармонич. «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии», в частности предлагал проект «перевоспитания» амер. нации.

Escape from freedom, ?. ?., 1941; Psychoanalysis and religion, N. Y., 1950; Marx's concepts of man, N. Y., 1901; The dogma of Christ and other essays on religion, psychology and culture, L., 19113; The art of loving, L.- Kvanston, 1964; The sane society, N. Y., 1S)652; Man for himself, L.,19671; The revolution of hope. Toward a humanized technology, N. Y., 1968; Social character in a Mexican village. A sociopsychoanalytic study, N. Y., 1970 (сонм, с M. Maccohy); The crisis of psychoanalysis, Harmondsworth, 1973; Greatness and limitations of Freud's thought, N. Y., 1978.

Добреньков В. И., Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха ?.), ?., 1974; Evans R. I., Dialogue with E. Fromm, N. ?., 1966.

ФРУСТРАЦИЯ

ФРУСТРАЦИЯ [лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror - обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологич. состояние гнетущего напряжении, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Реакцией на состояние Ф. могут быть следующие осн. типы «замещающих» действий: «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, т. е. переход к действию в своеобразном «магическом» мире; возникновение внутр. тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий «регресс» поведения, т. е. переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др. В качестве последствия Ф. нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации Ф. способов действия.

Экспериментальная психологич. ред.-составители П. Фресс и Ж. Пиаже, [пер. с франц.], в. 5, М., 1975; Frustration and aggression, New Haven - L., 1949; Law son P. R., Frustration, N. Y., 1965.

ФУКО

ФУКО (Foucault) Мишель Поль (р. 15.10.1926, Пуатье), франц. философ, историк и теоретик культуры, один из представителей франц. структурализма. Гл. цель исследований Ф. - построение особой дисциплины («археологии знания»), изучающей исторически изменяющиеся системы мыслит. предпосылок познания и культуры преим. на материале осн. областей гуманитарного знания - филологии, психологии, психиатрии и др. Согласно Ф., эти предпосылки определяются господствующим в культуре того или иного периода типом семиотич. отношения, или отношения «слов» и «вещей». Ф. выделяет три скачкообразно сменяющие друг друга системы таких предпосылок (три эпистемы): возрожденческую, классич. рационализм и современную. В «Археологии знания» («L'archeologie du savoir», 1969) гл. предметом анализа становятся т. н. дискурсивные (речевые) практики, сосуществующие внутри одной эпистемы; их взаимодействия определяют как «слова», так и «вещи», т. е. как средства культуры, так и её объекты. В работах «Надзор и наказание» («Sur-veiller et punir», 1975), «Воля к знанию» («La volonte du savoir», 1976 - первый из шести задуманных томов по истории сексуальности в Европе) Ф. выводит описываемые им системы мыслит. предпосылок из функционирования определ. социальных институтов (отношения «власти» как условия «знания»). Проблемы социальной обусловленности познания Ф. рассматривал и в др. работах («Безумие и неразумие. История безумия в класслч. век» - «Folie et deraison. Hisloirc de la folic a 1'age classique», 1961; «Рождение клиники» - «Nais-sancu de la clinique», 1963). Ф. убедительно показывает исторически преходящий характер отд. понятий, теорий, социальных институтов, однако не соотносит эти изменения с общей диалектикой социальных процессов. в рус. пер.: Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, М., 1977.

Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974; Автономова H. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; её же, От «археологии знания» н «генеалогии власти», «ВФ», 1978, № 2; Guеdеz A., Foucault, Р., 1972; Lесоurt D., Pour line critique de l'ipistAmologie. Bachelard. Canguilhem. Foucault, P., 1972; Kremer - Marietti A., Foucault et l'archeOlogie du savoir, P., 1974.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРАСТЬЕ

ФУРАСТЬЕ (Fourastie) Жан (р. 15.4.1907, Сен-Бе-нен-д'Ази), франц. экономист, социолог и футуролог, представитель т. н. технологич. теорий, сводящих социальный прогресс общества только к росту уровня те-хнико-экономич. развития (см. «Постиндустриальное общество», Футурология). Сторонник концепции «революции управляющих». Автор ок. 20 науч. и публи-цистич. трудов по перспективным социально-экономич. проблемам, в которых пытался обосновать идею о «смене цивилизаций» (первичной, вторичной, третичной и т. д.) на основе достижений науч.-технич. прогресса с выдвижением на первый план последовательно с. хозяйства, пром-сти, сферы услуг, духовного производства. В последних работах вынужден был признать, что науч.-технич. прогресс не избавляет капитализм от присущих ему противоречий.

Le grand espoir du XX siede, P., 1949; La civilisation de 1975, P., 1957; La grande metamorphose du XX siecle, P., 1961; Les 40 000 heures, P., 1965; Lettre ouverte a quatre milliards d'hommes, P., 1970; La civilisation de 1995, P. 1970; La realite economique, P., 1978; Le jardin du voisin, P., 1980 (совм. с B. Bazil); u рус. пер.- Технич. прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год, в сб.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964.

Легостаев В. М., Наука в рамках технократич. утопии Ж. ?., «ВФ», 1974, № 12.

ФУРЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУТУРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЭН ЮЛАНЬ

ФЭН ЮЛАНЬ (р. 1895,Танхэ, пров. Хэнань), кит. философ, создатель т. н. нового неоконфуцианства (синь ли-сюе), историк кит. философии. Принадлежал к группе кит. немарксистских мыслителей, выступавших в 20-40-х гг. за объединение традиц. кит. и совр. зап. философии. Новое неоконфуцианство Ф. Ю. представляло собой своеобразный синтез неоконфуцианства школы Чэн-Чжу (см. Чэн И, Чжу Си) с элементами даосизма, буддизма и зап. течений, особенно позитивизма. В основе его учения четыре «пустых», «лишённых положит. содержания», формальных понятия: ли-принцнп (идеальная форма, высшим выражением её является великий предел - тайцзи); ци - материя, материальная сила; дао ди - постоянный процесс движения-преобразования дао, совмещающий все единичные процессы; да цюань - «великое целое», универсум, всеобъемлющая сумма всего сущего - «Один есть все и все есть Один». В соответствии с осознанием человеком своих действий Ф. Ю. выделял четыре ступени, или «сферы жизни»: невинно-младенческую (человек, подобно ребёнку или дикарю, поступает в согласии с инстинктами или обычаями); утилитарную (человек осознаёт себя и действует себе на пользу); моральную (индивид осознаёт существование общества и себя как его члена); трансцендентную (понимание универсума, «великого целого», осознание себя «гражданином неба»). После образования КНР Ф. Ю. отказался от «нового неоконфуцианства» и заявил о своём переходе на марксистские позиции. Подвергался гонениям в период «культурной революции». Синь ли-сюэ (Новое неоконфуцианство), Шанхай, 1939; Синь юань жэнь (Новый трактат о природе человека), Чунцин, 1943; Синь юань дао (Новый трактат об изначальном дао), Шанхай, 1946; Чжунго чжэсюе ши (История кит. философии), т. 1 - 2, Пекин, 1961; Лунь Кун Цю (О Конфуции), Пекин, 1975; A short history of Chinese philosophy, ?. ?., 19584; The spirit oi Chinese philosophy, Boston, 1962.

Буров В. Г., Современная кит. философия, М., 1980; Переломов Л. С., Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая, М., 1981, с. 259-62; Wing-tsit Chan, A source hook in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p..751-62, 776-79.

Предыдущая страница Следующая страница