Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц"
ЦАЦКОВСКИЙ (Cackowski) Здислав (p. 1.1.1930, Baжонхевка), польск. философмарксист. Чл. ПОРП с 1950. Работы Ц. посвящены проблемам диалектич. и историч. материализма, критике ревизионизма и бурж. философии. Tresc ppznawcja wrazen zmysiowych, Warsz., 1962; Probleiny i pseudoproblemy, Warsz., 1964; Glovyne pojeqia materialfzinu Jiistpry.c.zljego, Warsz., 1974; JednoM i wieloac". Dzi-alanie i poznawanie, Warsz., 1975; Glowne zagadnienia i kieruriki filozofii, Warsz.., 19776. Czlowiek Jako podmiot dzialania praktycznego i poznawczego, Warsz., 1979; Trud i sens ludzkiego zycia, Warsz., 1981. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЕЛОЕ - см. Часть и целое. |
ЦЕЛОСТНОСТЬ - обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутр. активностью; оно характеризует их качеств. своеобразие, обусловленное присущими им специфич. закономерностями функционирования и развития. Иногда Ц. называют и сам объект, обладающий такими свойствами,- в этом случае понятие «Ц.» употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относит. смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней; кроме того, представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием науч. познания данного объекта. Так, в биологии представление о Ц. отд. организма в некоторых отношениях оказывается недостаточным, вследствие чего вводится в рассмотрение такая Ц., как биоценоз. Ме-тодологич. значение представления о Ц. состоит в указании на необходимость выявления внутр. детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне (исходя, напр., из условий окружающей среды). см. также Часть и целое. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЦЗИСЯ - филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюань-ваном (правил в 342-324 или 320-301 дон. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэй-ваном (378-343 или 357-320 дон. э.), но скорее всего дедом Хуань-гуном (384-379 или 374-356 дон. э.). Академия находилась за зап. воротами Линьцзы, которые наз. Цзимэнь, отсюда назв. Ц.- букв, «у (ворот) Цзи». Упомянутые правители Ци и их наследники вплоть до Сян-вана (283-265 дон. э.), когда Ц. прекратила существование, старались привлечь в Ци выдающихся учёных и философов, которые в Ц. занимались преподават. деятельностью и вели оживлённые диспуты. В Ц. побывали конфуцианцы Мэн-цзы и Сюнь-цзы, приверженцы натурфилос. школы иньянцзя Цзоу Янь (ок. 305-240 до н. э.) и его родственник Цзоу Ши, софисты из школы минцзя Тянь Ба (3в. до н. э.) и Эр Шо, а также много-числ. представители даосизма: Тянь Пянь, Цзе Синь-цзы, Шэнь Дао (395-315 дон. э., иногда причисляется к легистам), Хуань Юань (Цзюань-цзы), Инь Вэнь-цзы (4в. до н. э., иногда причисляется к минцзя) и др. Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 153-69. |
ЦИ (кит., букв.- воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит. философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ц.- это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц. появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции Ван Чуна, а также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил Ц. в состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении - с «великой гармонией», понятиями, развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал Ц. с природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип, духовное, или идеальное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне принципа». Его брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в которой принцип и материальная сила выступают как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие мыслители (Ужу Си идр.) вплоть до 20 в. Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231-33, 295- 296; т. 2, М., 1973, с. 10-13, 31-32, 51-57, 157-58, 289, 294; Петров А. А., Ван Чун - др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Быков Ф. С., Зарождение обществ.политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46-56; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 19722, с. 174-207; Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976. |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Франц. философыпросветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или Ц., согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера Ц.- это определ. заключит. стадия развития любой кульуры; её осн.признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и др. идеалистич. концепции извращают природу Ц., дей-ствит. сущность её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому её этапу - коммунистич. Ц. Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Морган Л. Г., Древнее Общество, пер. с англ., Л., 19352; Mаркарян Э. С., О концепции локальных Ц., Ер., 1962; Артановский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологич. анализ совр. зарубежных концепций), Л., 1967; Мчедлов ?. ?;, Понятие Ц. в марксистско-ленинской теории, ?,, 1979; его же, Социализм-.становление нового типа Ц., М., 1980; Emgе К. A., Die Frage nach einem neuen Kulturbegrifi, Malnz, 1963. |
ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ - см. Круговорота исторического теория. |
ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. - учение киников), нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда -к офиц. догмам господств. идеологий, выраженное в форме издевательского глу-мления. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистич. целей любыми средствами. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств. эксплуататорских Групп, осуществляющих свою Власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами (фашизм, культ насилия и т. д.). Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе гнёт несправедливости и бесправия, идеологич. и моральное лицемерие эксплуататорского класса, но не видящих выхода из своего положения и повергнутых в состояние духовной опустошённости. Коммуйистич. нравственность выступает против Ц. во всех его проявлениях. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум,- 7.12.43 до н. в., близ Кайеты, совр. Гаэта), рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкре-тич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскало-на. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1-8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение - на рим. социально-культурной основе - наиболее гу-манистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51-53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», края соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2-47, Lipsiae, 1915- 1917 (новое изд. 1961-1964-); в рус. пер.-Диалоги. О государстве.- О законах, М., 1966; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Избр. соч., М., 1975; О старости.- О дружбе.- Об обязанностях, М., 1975. Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1-3, Lpz. (877-83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954; DOuglas A., Cicero, Oxf., 1968; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975. |