Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАЦКОВСКИЙ

ЦАЦКОВСКИЙ (Cackowski) Здислав (p. 1.1.1930, Baжонхевка), польск. философмарксист. Чл. ПОРП с 1950. Работы Ц. посвящены проблемам диалектич. и историч. материализма, критике ревизионизма и бурж. философии.

Tresc ppznawcja wrazen zmysiowych, Warsz., 1962; Probleiny i pseudoproblemy, Warsz., 1964; Glovyne pojeqia materialfzinu Jiistpry.c.zljego, Warsz., 1974; JednoM i wieloac". Dzi-alanie i poznawanie, Warsz., 1975; Glowne zagadnienia i kieruriki filozofii, Warsz.., 19776. Czlowiek Jako podmiot dzialania praktycznego i poznawczego, Warsz., 1979; Trud i sens ludzkiego zycia, Warsz., 1981.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛОЕ

ЦЕЛОЕ - см. Часть и целое.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

ЦЕЛОСТНОСТЬ - обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутр. активностью; оно характеризует их качеств. своеобразие, обусловленное присущими им специфич. закономерностями функционирования и развития. Иногда Ц. называют и сам объект, обладающий такими свойствами,- в этом случае понятие «Ц.» употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относит. смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней; кроме того, представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием науч. познания данного объекта. Так, в биологии представление о Ц. отд. организма в некоторых отношениях оказывается недостаточным, вследствие чего вводится в рассмотрение такая Ц., как биоценоз. Ме-тодологич. значение представления о Ц. состоит в указании на необходимость выявления внутр. детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне (исходя, напр., из условий окружающей среды).

см. также Часть и целое.

ЦЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗИСЯ

ЦЗИСЯ - филос. академия, созданная в Линьцзы, столице царства Ци, Сюань-ваном (правил в 342-324 или 320-301 дон. э.) либо, по др. версиям, его отцом Вэй-ваном (378-343 или 357-320 дон. э.), но скорее всего дедом Хуань-гуном (384-379 или 374-356 дон. э.). Академия находилась за зап. воротами Линьцзы, которые наз. Цзимэнь, отсюда назв. Ц.- букв, «у (ворот) Цзи». Упомянутые правители Ци и их наследники вплоть до Сян-вана (283-265 дон. э.), когда Ц. прекратила существование, старались привлечь в Ци выдающихся учёных и философов, которые в Ц. занимались преподават. деятельностью и вели оживлённые диспуты. В Ц. побывали конфуцианцы Мэн-цзы и Сюнь-цзы, приверженцы натурфилос. школы иньянцзя Цзоу Янь (ок. 305-240 до н. э.) и его родственник Цзоу Ши, софисты из школы минцзя Тянь Ба (3в. до н. э.) и Эр Шо, а также много-числ. представители даосизма: Тянь Пянь, Цзе Синь-цзы, Шэнь Дао (395-315 дон. э., иногда причисляется к легистам), Хуань Юань (Цзюань-цзы), Инь Вэнь-цзы (4в. до н. э., иногда причисляется к минцзя) и др.

Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 153-69.

ЦИ

ЦИ (кит., букв.- воздух, газ, пар, дыхание, эфир), одно из осн. понятий кит. философии. В общем плане означает материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Кроме того, Ц.- это материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве Ц. участвует в процессе становления вещей и людей. Ц. появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), занимает важное место в материалистич. концепции Ван Чуна, а также у Сюнъ-цзы. Иное понимание Ц. дало неоконфуцианство. Чжан Цзай отождествил Ц. в состоянии покоя с «великой пустотой», а в движении - с «великой гармонией», понятиями, развивающими концепцию «великого предела» (см. Тайцзи). Чэн Хао идентифицировал Ц. с природой (т. е. врождёнными качествами) и интегрировал Ц. и ли (принцип, духовное, или идеальное, начало): «Нет принципа вне материальной силы и нет материальной силы вне принципа». Его брат Чэн И развивал несколько иную концепцию, в которой принцип и материальная сила выступают как два аспекта, проявления единого «пути». Идею Ц. развивали и последующие мыслители (Ужу Си идр.) вплоть до 20 в.

Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 128, 231-33, 295- 296; т. 2, М., 1973, с. 10-13, 31-32, 51-57, 157-58, 289, 294; Петров А. А., Ван Чун - др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Быков Ф. С., Зарождение обществ.политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 46-56; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 19722, с. 174-207; Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-полит. взгляды Сюнь-цзы, М., 1976.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Франц. философыпросветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим. Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или Ц., согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера Ц.- это определ. заключит. стадия развития любой кульуры; её осн.признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литры, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании Ц. как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и др. идеалистич. концепции извращают природу Ц., дей-ствит. сущность её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому её этапу - коммунистич. Ц. Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Морган Л. Г., Древнее Общество, пер. с англ., Л., 19352; Mаркарян Э. С., О концепции локальных Ц., Ер., 1962; Артановский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологич. анализ совр. зарубежных концепций), Л., 1967; Мчедлов ?. ?;, Понятие Ц. в марксистско-ленинской теории, ?,, 1979; его же, Социализм-.становление нового типа Ц., М., 1980; Emgе К. A., Die Frage nach einem neuen Kulturbegrifi, Malnz, 1963.

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ - см. Круговорота исторического теория.

ЦИНИЗМ

ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. - учение киников), нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда -к офиц. догмам господств. идеологий, выраженное в форме издевательского глу-мления. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистич. целей любыми средствами. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств. эксплуататорских Групп, осуществляющих свою Власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами (фашизм, культ насилия и т. д.). Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе гнёт несправедливости и бесправия, идеологич. и моральное лицемерие эксплуататорского класса, но не видящих выхода из своего положения и повергнутых в состояние духовной опустошённости. Коммуйистич. нравственность выступает против Ц. во всех его проявлениях.

ЦИОЛКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум,- 7.12.43 до н. в., близ Кайеты, совр. Гаэта), рим. оратор и Гос. деятель, теоретик риторики, классик лат. художеств. и филос. прозы. Как философ Сформировался под воздействием идей синкре-тич. философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскало-на. Сделав гл. своей целью филос. просвещение римлян, Ц. больше заботился о популяризации греч. философии, чем об изЛожейии собств. взглядов («Тускуланские беседы» I 1-8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действиТеЛьНости филос. идеи Ц. не лишены оригинальности и представляют собой Своеобразное претворение - на рим. социально-культурной основе - наиболее гу-манистич. и реалистич. идей греков. Ц. обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение филос. деятельности, отстаивает принцип единства филос. теории и практич. гражд. жизни («Об ораторе» 51-53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял осн. внимание вопросам этики и политич. теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Ц. стремился примирить стойч. принцип самодостаточности добродетели С перипатетич. принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внеш. блага» «желательными» для человеч. счастья. Стоич. фатализму Ц. противопоставлял идею свободы воли. Ц,: разработал оригинальное учение о нравств. и гражд. обязанностях. В политич. теории Ц. был близок к идее естеств. права; вслед за Полибием считал наилучшей формой гос. правления «смешанную», края соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в гос. устройстве респ. Рима (нар. собрание, сенат, консулат). Идеи Ц. имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения. Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2-47, Lipsiae, 1915- 1917 (новое изд. 1961-1964-); в рус. пер.-Диалоги. О государстве.- О законах, М., 1966; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Избр. соч., М., 1975; О старости.- О дружбе.- Об обязанностях, М., 1975.

Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Буассье Г., Ц. и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Ц. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1-3, Lpz. (877-83; Ruegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954; DOuglas A., Cicero, Oxf., 1968; Gor l er W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974; Heu? A., Cieefos Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975.

Предыдущая страница Следующая страница