Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ФОРМА И МАТЕРИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФОРМА И МАТЕРИЯ

ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. (, ) ??, лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» -см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» - см. Диада) и ещё раньше пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду с) трансцендентные «идеи»; термин (собственно «древесина») - техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством которого Лукреций калькировал греч., также означало «строевой лес»). Др. синонимы формы-эйдоса (помимо, ) у Аристотеля: логос, - «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин ?? ?? ?? - «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quiditas - «чтойность»), изредка также («природа», «самобытность»; однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана Аристотелем в 1й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат (, ), форма (, позитивная противоположность), лишённость формы (-, негативная противоположность). Становление протекает не от абс. небытия к бытию, но от акциден-тального не-бытия-чем («Сократ необразован») к положит. обладанию эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.- имманентные структурные элементы вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто (??); таковой обладает только результат их синтеза - «целостность» (?? - термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма - актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии - признанием трансцендентного ума-нуса - перводвигателя, в антропологии - признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности - «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы у. Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело

относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи (, materia prima - «Метафизика» 1049 а 25), о которой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и которая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию «последней материи» . Напр., «дом» предполагает след. ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю («Метафизика» 1044а 23; 1014h 32; «Физика» 193а 29).

Кine H. R., Aristotle without Prima Materia, «Journal of the History of Ideas», 1956, v. 17, JVt 3, p. 370-80; Solmsen F., Aristotle and prime matter: a reply to Hugh R. King, там же, 1958, v. 19, № 2, p. 243-52; T u genhat E., ?? iivog. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe, Freiburg - Munch., 1958; Happ H., Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff, B,- N. Y., 1971.

В начало словаря