Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЦ"-"СТЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СОЦ"-"СТЕ")

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ - идейное течение в бурж. обществоведении кон. 19 - нач. 20 вв., которому свойственно сведение закономерностей развития чело-веч. общества к закономерностям биологич. эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов обществ. жизни.

Наиболее ранним предшественником С. д. явился Т. Мальтус, а непосредств. его основателем - Г. Спенсер. С. д. чрезвычайно разнороден. Среди его представителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У.Самнер) и его противники (итал. социологи М. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. социолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в обществ. развитии (Спенсер, Самнер). Некоторые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие - с психоло-гич. направлением в социологии (напр., англ. социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер, Смолл). Биологизация обществ. процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмай-ер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концепции из принципов биологич. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой (Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов био-логизация обществ. процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).

С. д. обосновывал связь биологич. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармонич. целое, подчёркивал конфликтный и противоречивый характер обществ. развития. В работах некоторых социальных дарвинистов исследовались определённые стороны жизни первобытных обществ. роль социальных норм и обычаев в регулировании поведения человека (работы Беджгота, Самнера). Однако основополагающие принципы С. д. несостоятельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в истолковании обществ. явлений, отрицание их специфичности и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Вульгарная трактовка эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли социальных конфликтов, которые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями. Наиболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, милитаризма и экспансионизма во внешней политике.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Дарвинизм и марксизм, Хар., 1923; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии 19 - нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; ? ? ? stadter R., Social darwinism in American thought, rev. ed., N. Y., 1959; Rogers J. ?., Darwinism and social darwinism, «Journal of the History of Ideas», 1972, v. 33, № 2.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ - см. Престиж социальный.

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ - обозначение в классовом, социально неоднородном обществе отд. социальных групп, напр. интеллигенции и служащих, или социальных групп внутри класса, части класса, т. е. выражение классового деления. Основоположники марксизма-ленинизма обычно выделяли внутри классов в качестве С. с. три наиболее крупных его части, напр. мелких, средних и крупных капиталистов (крупной буржуазии); мелкого, среднего и крупного крестьянства. В обоих этих случаях С. с. являются вторичным социальным явлением по сравнению с обществ. классом в силу как происхождения, так и роли в обществе. Преодоление социально-классовых различий на пути к коммунизму заключается в том, что одновременно преодолеваются различия между классами рабочих и крестьян, между ними и С. с. интеллигенции и служащих, между С. с. внутри классов.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; Ленин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das Sozialdemokratische Programm, ПСС, т. 4; его же, Революц. авантюризм, там же, т. 6; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 9; его же, Доклад о партийной программе 19 марта, [VIII съезд РКП(б) 18-23 марта 1919г.], там же, т. S8; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же т. 41; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Городские средние слои совр. капиталистич. общества, М., 1963; Семенов В. С., Капитализм и классы. Исследование социальной структуры совр. капиталистич. общества, М., 1969; его же, Диалектика развития социальной структуры сов. общества, М., 1977; Надель С. Н., Совр. капитализм и средние слои, М., 1978;

см. также лит. к ст. Классы.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - см. Статус социальный.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

"СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" - научный журнал Института социология, исследований АН СССР. Осн. в 1974, выходит в Москве 4 раза в год. Освещает теоретич. проблемы социологии и результаты социологич. исследований. Имеет постоянные рубрики: теоретикометодологич. проблемы социологии, социо-логич. наука и практика, социальное планирование; методика и техника социологич. исследований, критика совр. бурж. социологии, история социологич. мысли, научная жизнь, критика и библиография. Гл. редактор - А. Г. Харчев (с 1974).

СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕВСИПП

СПЕВСИПП (ок. 407 до н. э., Афины,-339, там же), др.-греч. философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его соч. (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4-5, к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») - «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». С. заменил платоновские идеи числами, которые понимал как самостоят. субстанции, отделённые от чувств. вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математич. числа. Начало (архе) всех чисел - единое, которое С. отличал от блага и бога; числа наряду с др. математич. объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности С. понимал не буквально, но в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» С. считал богом и умом (нусом) и отождествлял с декадой. В соч. «О подобном» на материале биологии и ботаники С. проводил логич. различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, С., в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Влияние С., по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее - в неопифагореизме.

Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.

Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phuolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4, S. 198-214; Tarran t H. A. S., Speusippus' ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130-45; D i lion J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11-22.

СПЕКУЛЯТИВНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕНСЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИНОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИРИТУАЛИЗМ

СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis - духовный, Spiritus - душа, дух), объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё. Как филос. термин был введён в употребление Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преим. во франц. и итал. философии 19-20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Бутру, Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шак-ка, Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спиритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного начала. Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не сводимая к разуму, идее и к.-л. др. отдельным своим проявлениям.

СПИРКИН

Александр Георгиевич (р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.), сов. философ и психолог, чл.-корр. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1960. Окончил Моск. педагогич. институт им. В. И. Ленина (1941). Ведёт преподават. работу с 1946. Зав. редакцией философии изд-ва «Сов. энциклопедия», зам. гл. редактора Филос. энциклопедии (1960-70). Старший науч. сотрудник (с 1962), зав. сектором общих проблем диалектич. материализма (с 1978) Ин-та философии АН СССР. Осн. труды по проблемам сознания и самосознания, мировоззрения, предмету, структуре и функциям философии.

Мышление и язык, M., 19582; Происхождение сознания, М., 1960; Курс марксистской философии, М., 19662; Материалистич. диалектика - методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Сознание и самосознание, М., 1972.

СПОНТАННОЕ

СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus - произвольный, добровольный), самопроизвольные явления, возникающие без внеш. организующих воздействий. В философии С. связывалось с самодвижением природы (Спиноза), познания (Лейбниц, Гегель). Диалектич. материализм связывает С. с саморазвитием, самодвижением, с разрешением внутр. противоречий явлений (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 317). В социологии анализируются многообразные формы С. обществ. явлений (миграция, рыночные отношения и др.), различные типы самоорганизации и неорганизованных (непланируемых) изменений в социальных системах. По мере социального прогресса значение С. процессов уменьшается.

см. также Сознательность и стихийность.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутр. психич. регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Этот взгляд на С. как врождённые был подвергнут критике англ. философом Локком и франц. материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида от внеш. условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С. ставится на основе диалектич. подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными являются анатомо-физиологич. особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С., сами же С. формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.

Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались: различия в осн. видах деятельности (инженерные, науч., художеств. С. и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов.

Качеств. уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и обществ. значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Большое место в психологич. и педагогич. исследованиях занимает проблема формирования С. к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С. через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологич. особенности человека, т. 2, Л., 1960; Петровский А. В., С. и труд, М., 1966.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие о должном, соответствующее определ. представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С.- категория морально-правового, а также социальнополитич, сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практич. ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их обществ. признанием. Несоответствие в этих соотношениях оце-вивается как несправедливость.

Первое в истории обществ. сознания понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: С.- это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание С. имело негативный смысл - требование наказания за нарушение общей нормы; одним из его практич. выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание С., включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отд. индивидов из рода. Первоначально оно означает гл. обр. равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности и обществ. неравенства С. начинают отличать от равенства, включая в неё и различие в положении людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом С. он считает случай воздаяния, которое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничение С. равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру существующих классовых отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также нац. угнетения.

С позиций марксизма понятие С. всегда имеет историч. характер, обусловлено условиями жизни людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что оценка социальной действительности с т. зр. понятия С. «... в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153). Справедливыми можно назвать общественные отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют историч. необходимости и практич. возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной историч. эпохе.

Социалистич. понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам производства, их реальных политич. и юридич. прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются различия в характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. «Маркс,- писал В. И. Ленин,- показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту "несправедливость", что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления "по работе" (а не по потребностям)» ПСС, т. 33, с. 03). Полное совпадение С. с социальным равенством людей достигается в коммунистич. обществе.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить - это сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения; посредством С. мир постигается как «связное разнообразие». При этом существенны условия, или основания, С.- признаки, которые детерминируют возможные отношения между предметами. В естеств. языках акт С. получает выражение в сравнит. степенях прилагательных и наречий, а в логич. языках - в предикатах порядка.

С. имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. С. предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравнимые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Простейший и важнейший тип отношений, выявляемых путём С.,- ато отношения тождества (равенства) и различия. С. по этим отношениям в свою очередь приводит к представлению об универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Предметы наглядного опыта сравнимы всегда, но условие наглядности (наблюдаемости) существенно ограничивает теорию. Именно в теории типичны случаи, когда наглядное С. предметов невозможно и для их С. приходится прибегать к рассуждениям и, следовательно, к тем или иным абстракциям, на которых эти рассуждения основаны. Поэтому предположение об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости. Последняя, как правило, является нетривиальной гипотезой, принимаемой в рамках (и на основе) главных принципов теории.

Новоселов M. M., О некоторых понятиях теории отношений, в кн.: Кибернетика и совр. науч. познание М.. 1976.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле (макросреда) охватывает обществ.-экономич. систему в целом - производит. силы, совокупность обществ. отношений и институтов, обществ. сознание, культуру данного общества; С. с. в узком смысле (микросреда), будучи элементом С. с. в целом, включает непосредств. социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. с. оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творч. активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди.

см. также Общество, Коллектив, Личность.

"СРЕДНЕГО" И "НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА" ТЕОРИИ

"СРЕДНЕГО" И "НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА" ТЕОРИИ - распространённые в бурж. обществ. науке концепции, утверждающие, что в совр. капиталистич. («западном») обществе всё больший удельный вес приобретает «средний класс». Авторы этих теорий основываются на факте роста численности служащих, интеллигенции, менеджеров и сохранения значит. мелкой буржуазии. Произвольно присоединяя к ним часть буржуа и рабочих, они утверждают, что существует единый «средний класс» (или неск. «средних классов»). При этом игнорируется принципиальное различие в экономич. основе существования и классовом положении групп населения, относимых к «среднему классу». Его состав определяется по таким признакам, как доход, образование, образ жизни, обществ. престиж, оценка людьми своей классовой принадлежности. На этом основании провозглашается наступление «революции среднего класса», которая якобы состоит в том, что этот класс поглощает всё большую часть как пролетариата, так и буржуазии и, т. о., капиталистич. общество преобразуется в бесклассовое.

«С.» и «н. с. к.» т. имеют много разновидностей. Их осн. положения (прежде всего представление о подразделении общества на два класса: «рабочий» и «средний», включающий всех или почти всех, не относящихся к рабочим, занятым физич. трудом) прочно вошли в бурж. обществ. науку и идеологию. «Новым средним классом» (или «сословием») объявлялись служащие (Г. Шмоллер, Э. Бернштейн на рубеже 19-20 вв.). Эту позицию разделяет и ряд совр. бурж. и реформистских теоретиков. Другая разновидность - выдвинутая К. Реннером и развитая Р. Дарендорфом теория «служебного класса» (Dienstklasse), занимающего «среднее» место между теми, кто правит, и теми, кем правят; к нему Дарендорф относит всех, участвующих в осуществлении власти, вне зависимости от степени и формы такого участия. Ф. Кро-нер и др. говорят об особом «классе служащих», играющим всё большую роль в обществе. Вариантом «С.» и «н. с. к.» т. является концепция Дж. Голбрейта о «тех-ноструктуре», объединяющей значит. часть менеджеров и науч.-технич. интеллигенции и играющей возрастающую роль в капиталистич. обществе. Новейшая разновидность- выдвинутая левыми социологами Н. Пуланзасом и П. Силосом-Лабини теория «новой мелкой буржуазии», к которой они относят служащих. Концепции «С.» и «н. с. к.» т. стали важной частью в более общих построениях теоретиков «индустриального общества» (Р. Арон, К. Майерс и др.) и «постиндустриального общества» (3. Бжезинский, Д. Белл и др.).

«С.» и «н. с. к.» т. в конечном счёте направлены против марксистско-ленинского учения о классах.

см. также Рабочий класс.

Совр. капитализм и рабочий класс. Критика антимарксистских концепций, М., 1976;

см. также лит. к ст. Средние слои.

СРЕДНИЕ СЛОЙ

СРЕДНИЕ СЛОЙ - совокупность промежуточных обществ. групп в классово антагонистич. обществе, по объективным признакам не относящихся к осн. классам.

В рабовладельч. обществе это - свободные мелкие собственники, в феодальном - бюргерство, формирующаяся торг.-пром. буржуазия и пр. В условиях капитализма такими группами являются: торговцы, ремесленники и др. гор. мелкие собственники, а также лица свободных профессий; большая часть крестьянства или фермерства; работающая по найму интеллигенция (за исключением сё верхушки, относящейся к капиталистич. классу, и низших групп, смыкающихся с пролетариатом); управленч., адм. персонал (менеджеры), не занимающий высших постов, и некоторые близкие к нему группы. Принято различать «традиционные», или «старые», С. с. (мелкие собственники), удельный вес которых понижается с развитием капитализма, и растущие «новые» С. с. (часть интеллигенции, служащих и пр.). С. с. неоднородны. Составляющие их слои и группы различаются по обществ. положению и роли. Среди них есть мелкие эксплуататоры и эксплуатируемые; лица, имеющие весьма значит. доход, и получающие меньше среднего рабочего; группы, генетически связанные с докапиталистич. обществ. укладом («старые» С. с.), и люди, олицетворяющие новейшие достижения в области науки, управления, производства (интеллигенция, часть менеджеров и т. п.). Т. о., объединение всех С. с. в единый класс неправомерно (см. «Среднего» и «нового среднего класса» теории).

Марксистская наука рассматривает С. с. как структурное подразделение капиталистич. общества, учитывая ряд существ. моментов, придающих С. с. относит. единство. Общим для них является именно «промежу-точность» их положения по отношению к осн. классам общества, из которой следует противоречивость их характеристик и классовых интересов. В мелком собственнике «сосуществуют» и трудящийся и эксплуататор. Рядовой управляющий - это и наёмный подчинённый служащий капиталиста, и лицо, осуществляющее капиталистич., эксплуататорскую функцию руководства. Находящийся на службе интеллигент - и эксплуатируемый наёмный работник, и лицо, большей частью занимающееся творч. трудом, обладающее обычно рядом экономич. и социальных привилегий. Каждый из С. с. своими «верхними» группами смыкается с буржуазией, а «нижними» - с пролетариатом или полупролетариатом (см. также Рабочий класс).

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест. Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Капитал, т. 1-3, там же, т. 23-25; Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; его же, Великий почин, там же, т. 39; Грант Э., Социализм и средние классы, [пер. с англ.], M., I960; Городские С. с. совр. капи-талистич. общества, М., 1903; Hадель С. Н., Совр. капитализм и С. с., М., 1978; Зап. Европа. Экономика, политика и классовая борьба, т. l, M., 1979, гл. 10.

СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ

СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ - этап эволюции антич. платонизма (80 дон. э. - 220 н. э.), порвавшего со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска-лонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с тяготением к школьной организации вызывает появление в С. п. весьма характерного для поздней античности типа философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по существу дающего самостоят. синтез осн. идей эллинистич. философии. С. п. развивается в Александрии (Эвдор, Филон), Афинах (Никострат, Кальвисий Тавр, Гарпо-кратион, Север), в «школе Гая» (Альбин, Апулей, Гален); к С. п. относят также и Плутарха Херонейского, испытавшего сильное влияние пифагореизма и ритора Максима Тирского. Неопифагореизм (Модерат, Никомах, Нумений, Кроний, Аммоний) также необходимо рассматривать в контексте С. и. В этике для С. п. решающее значение имела формула «уподобление божеству» - как цель платоновской философии и путь достижения «высшего блага»; С. п. усвоил разделение трёх типов благ в перипатетической школе, разрабатывал проблематику промысла, рока и свободы воли, выдвинутую стоицизмом. Осн. проблема С. п. в области физики - природа и характер деятельности первоначала - решалась монистически и дуалистически. Перерабатывая платоновское учение о демиурге («Тимей»), благе («Государство»), едином («Парменид»), С. п. развивает концепцию «двух богов»: первый - трансцендентный ум (нус), который есть благо; второй - демиургический ум, деятельность которого создаёт мир. Вопрос о переходе от нематериального первоначала к материальному космосу решался на основе учения о четырёх или пяти элементах, в связи с чем велись споры об аристотелевском эфupe и возможности его объединения со стоич. огнём. Особое значение для С. п. имело усвоение логики Аристотеля, причём и здесь различение категория, и гипотетич. силлогизма, как и учение о 10 категориях, отыскивалось у Платона. Стремление к синтезу аристотелизма и платонизма сопровождалось и развитием антиаристотелевской традиции (Эвдор, Плутарх, Аттик), воспринятой Плотиной.

Dorriс H., Platonioa minora, Munch., 1976; Dil-Ion I., The middle Platonists, L., 1977.

СТАДИЙ РОСТА ТЕОРИЯ

СТАДИЙ РОСТА ТЕОРИЯ - см. в ст. Pocmoу.

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК - лит.-филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодёжи, группировавшейся вокруг Н. В. Станкевича. Возник зимой 1831-32. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Неверов, И. П. Клюшников, В. И. Красов, С. М. Строев, Я. Почека, И. Оболенский, в 1833 вошли В. Г. Белинский и К. С. Аксаков, в 1835 М. А. Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Время наиболее интенсивной деятельности - 1833-37. Прекратил существование в 1839.

В кружке преобладали филос.-этич. и пстстпч. интересы. Объединявшее членов кружка умонастроение - романтич. неудовлетворённость существующей обществ. действительностью, стремление уяснить место и назначение человека в мире и пути совершенствования человека и общества. Осн. руслом теоретич. исканий кружка было изучение систем нем. идеализма (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля). Гл. идейно-филос. мотивы, нашедшие выражение в лит. выступлениях и переписке участников кружка,- признание духовного начала мира, утверждение идеала нравственно совершенной личности, противопоставление любви как осн. принципа этики эгоизму, разрушающему личность и обществ. отношения. Деятельность С. к. способствовала распространению в России идей нем. классич. философии, в особенности философии Гегеля и пропаганде гуманистических идеалов. Кружок сыграл важную роль в формировании мировоззрения Белинского, Бакунина, Аксакова.

Аксаков К. С., Воспоминание студентства [1832-35 годов], СПБ, 1911; Корнилов А. А., Молодые годы М. Бакунина, М., 1915; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16-18,39-45; Машинский С., Кружок Н. В. Станкевича и его поэты, в кн.: Поэты кружка Н. В. Станкевича, М.-Л., 1964; История философии, в СССР, т. 2, М., 1968, с. 281-96; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11 - 19 вв., Л., 1970, с. 211-25.

СТАНОВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - см. Динамика и статика социальные.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕПАНЯН

Цолак Александрович [р. 19.12.1910 (1.1.1911), с. Сатхе, ныне Богдановского р-на Груз. ССР], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1938. Окончил Моск. педагогич. институт им. К. Либкнехта. Преподаёт философию в вузах Москвы с 1933. С 1946 в Ин-те философии АН СССР, с 1965 зав. сектором (с1972 отделом) науч. коммунизма. Осн. работы в области историч. материализма и науч. коммунизма.

СССР - социалистич. государство рабочих и крестьян, [М.], 1937; О постепенном переходе от социализма к коммунизму, М., 1951; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959; Закономерности перерастания социалистич. сознания масс в коммунистич. сознание, М., 1963; Две фазы в развитии коммунистич. формации, [М.], 1963; Пролет. интернационализм и современность, М., 1970.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. - твёрдый и - отпечаток), схематич. стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно концепции Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или отрицат. эмоциональным восприятием объекта стереоти-пизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. литературе термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.

В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.

В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеоло-гич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово антагони-стич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).

Бодалев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Buchanan W., Cantril H., How nations see each other, Urbana (111.), 1953; Young K., Social psychology, ?. ?., [19563]; All port G. W., The nature of prejudice, Garden City 1958; Lippmann W., Public opinion, N. ?.-L., [1965»]; Brown R. W., Social psychology, Glenсое, 1965.

СТЁЦЕЛЬ

Стетзель (Stoetzel) Жан (p. 23.4.1910, Сен-Дьё, Вогезы), франц. социолог и социальный психолог. Основатель и президент франц. Ин-та обществ. мнения (с 1938).

Осн. работы С. написаны с позитивистских позиций и посвящены теоретич., методич. и технич. вопросам изучения обществ. мнения. Отстаивая необходимость сочетания социологич. и психологич. подходов в исследовании мнений, С. утверждает, что адекватное понимание обществ. мнения возможно гл. обр. в рамках социальной психологии. По С., выражение как частного, так и обществ. мнения представляет собой важную социальную функцию, а оценочный характер мнений играет важнейшую роль в формировании человеч. ценностей. Разработанный С. методы исследования широко применяются по Франции при изучении обществ. мнения по социальным, экономич. иполитич. вопросам. H Theorie des opinions, P., 1943; L'etude experimental!1 dee opinions, P., 1943; Les sondages d'opinion publique. P., 1973 (совм. с A. Girard); Les revenus et le coot des besoms de la vie P., 1976; La Psychologie sociale, P., 1978; в рус.пер. -Социология во Франции: мнение эмпирика, в кн.: Совр. социологии теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., M., 196l!

Предыдущая страница Следующая страница