Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИА"-"ДИЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИА"-"ДИЦ")

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛОГ

ДИАЛОГ - см. Философский диалог.

ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ

ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. - через и - время; - одновременный), понятия, характеризующие историч. последовательность развития явлений в некрой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явлений в определ. момент времени (синхрония). Понятия Д. и с. были введены применительно к языку Ф. де Соссюром, резко разграничившим диахронич. и синхронич. лингвистику. Первая из них изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.

С развитием структурализма и распространением его методов на др. области гуманитарного и естеств.-науч. знания сфера применения понятий Д. и с. существенно расширилась. Дихотомию Д. и с. (наряду с такими, как развитие и функционирование, эволюция и организация, история и структура) используют в исследовании сложноорганизованных развивающихся объектов, когда сам процесс развития выступает как формирование и преобразование структуры объекта. Некоторые представители структурализма неправомерно резко противопоставляли Д. и с., считая, что только синхрония может изучаться объективными науч. методами, однако впоследствии это противопоставление стало проводиться более умеренно.

Существуют познават. задачи, для решения которых достаточны методы диахронич. либо синхронич. исследования. Вместе с тем при построении теории, претендующей на сколько-нибудь полное описание и объяснение развивающейся системы, любой из этих подходов сам по себе оказывается недостаточным. Законы Д. и с. не являются абсолютно независимыми друг от друга, т. к. состояние системы в некоторый данный момент времени и свойственная ей структура накладывают существ. ограничения на диапазон возможных преобразований системы.

В области познания социальных явлений идею орга-нич. сочетания диахронич. (историч.) и синхронич. (структурного) методов впервые выдвинул К. Маркс, «Капитал» которого - образец как историч., так и структурного анализа капиталистич. формации. Грецкий М. Н., Франц. структурализм, М., 1971; Принцип историзма в познании социальных явлений, ?., 1972; Б л а у б е ? г И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, М., 1973; Фуко М., Слава и вещи, пер. с франц., М., 1977; Соссюр Ф. д е, Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977; Levi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., [19731.

ДИГНАГА

ДИГНАГА (480-540 или неск. позднее), инд. философ-буддист, представитель школы йогачара, основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапара-мита-сутр», автор комм. к соч. Васубандху. Гл. труд по логике - «Праманасамуччага» («Составление средств правильного познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно переработал учение о восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников брахманистской логики; его защищал Дхармакирти - ученик Д.

см. к ст. Йогачара.

ДИДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio - разобщение, обособление), в широком смысле - сложное высказывание, образованное из двух или более предложений с помощью союза «или», выражающего альтернативность, или выбор. В символич. логике Д. наз. логич. связку (операцию, функцию), образующую из предложений А и В сложное высказывание, обозначаемое обычно как А V В, которое является истинным при истинности по крайней мере одного из двух дизъюнктивных членов: А или В. В классич. логике Д. вместе с отрицанием образует функционально-полную систему пропозициональных связок, что позволяет определить через них др. пропозициональные связки. Традиционно принято отличать рассмотренную (нестрогую) Д. от строгой (разделительной) Д., для крой характерно то, что соответствующее высказывание истинно при условии, когда истинен один и только один дизъюнктивный член.

см. к ст. Логика высказываний.

ДИКЕ

ДИКЕ (греч. ), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода - одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из которых они возникли. Классич. выражение идеи кос-мич. правосудия - фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 - вероятно, обыгрывая значение Д.тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Д. - хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопоставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонификация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. закона - «рта».

Анализу образованного от термина - справедливость, имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.

Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907; G u ё r i n P., L'iuie de Justice dans la conception de l'Univers chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt, B., 1964: V l a s t o s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E. Alien, v. 1, b.-N. Y., 1970, p. 56-91.

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ - из Мессены (2-япол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ, представитель перипатетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр. историч., историкокультурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич. характера), оказавшие влияние н-а мн. позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli, Die Schule des Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Своей «Жизнью Эллады» (фр. 47-66) Д. дал одну из первых историй культуры: смена трёх ступеней хозяйства - собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода); происхождение социальнопо-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного примата на практич. (активную) жизнь (, vita activa) - в сознат. противопоставлении идеалу теоретич. (созерцательной) жизни (, vita contemplativa) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония» 4 элементов (фр. 9- 12), что не мешало Д. признавать профетич. способности души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33-37).

W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.

ДИКТАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЛЕММА

ДИЛЕММА (греч., от - дважды и - лемма, предположение, посылка), форма умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют гипотетич. (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат. буквами обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...» понимать соответственно как логич. отрицание, дизъюнкцию и импликацию (см. Логические операции), то т. н. конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или С; следовательно, В или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В; следовательно, В» (простая конструктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (отрицающие) Д. имеют соответственно вид: «если А, то ?; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если А, то В; если А, то С; не В или не С; следовательно, не А».

Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиомами) в совр. формальной (математич.) логике (см. Исчисление высказываний, Логика высказываний), а содержательные их формулировки используются как орудия дискуссий и споров (напр., распространённым инструментом логич. опровержения служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. понимают затруднит. ситуацию выбора между двумя равно неприятными возможностями.

ДИЛЬТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ - введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ. явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ. отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет социальной статики - устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия. Проблемы Д. и с. с. изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У. Самнер, Э. Дюркгейм, Л. Визе, Б. Малиновский.

Уже Конт подчёркивал условность разделения Д. и с. с. Однако в истории социологии это противопоставление привело к осознанию специфики методов исследования процессов функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины Д. и с. с. сохранили свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - см. Статистические и динамические закономерности.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для которых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтаристич. концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди) стали рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа механич. толчка, а как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности организма и определяющийся прежде всего его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и безразличным к другим.

В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения разнообразных психо-логич. концепций, которые, в противоположность статическому подходу к психике (напр., в ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий, представлений), уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики - побудительным мотивам, влечениям, интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом как результат действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., которые понимаются как бессознат. влечения (психоанализ идр. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц), целевые действия (У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в психологии личности, которые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г. Олпорт, Г. Мёрфи и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её формировании.

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (1-япол. З в.), автор единственной сохранившейся биографич. истории др.-греч. философии, близкой к жанру «преемств» и содержащей также доксографич. материал (см. Доксографы). Полное заглавие в Парижском кодексе: «Жизни и мнения прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской школы». Структура соч. определяется искусств. разделением всех филос. школ на две цепочки «преемств»: «ионийскую» (от Анаксимандра до стоицизма, кн. II - VII) и «италийскую» (от Пифагора до Эпикура, кн. VIII-X); выпадающие из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются как «спорадич.» философы (кн. IX, гл. 1-2). «Жизни и мнения» - компиляция, сотканная из цитат многочисл. предшественников Д. Л., часто вставленных одна в другую и нарушающих связность изложения или даже ошибочно приписывающих взгляды одних философов другим. Д. Л. цитирует (часто из вторых и третьих рук) св. 200 авторов и 300 произв. Исто-рич. ценность компиляции неравномерна; содержащие много доброкачеств. материала жизнеописания Пифагора, Эмпедокла, Платона, Аристотеля и стоиков контрастируют с карикатурной биографией Гераклита, уникальная своими аутентичными письмами и фрагментами Эпикура X книга несравнима со стоич. адаптацией учения Аристотеля (кн. V) или подложными письмами досократиков. Возможно, что сам Д. Л. был философски индифферентен: судя по его эпиграммам на смерть философов, он мыслил свой труд как произв. изящной словесности (ср. повышенный интерес к анекдотам, скандальной хронике и пикантным историям). Соч. Д. Л. - один из важнейших источников информации о греч. философах.

Diogenis Laertii Vitae philosophorum, v. 1-2, Oxf., 1964; в рус. пер.- О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979.

Лосев А. Ф., Диоген Лаэрций - историк античной философии, М., 1981; Hope R., The book of Diogenes Laer-tius; itsspiritand its methods, N. Y., 1930; M e i e r J., Diogenes Laertius and his Hellenistic Background, Wiesbaden, 1978 (лит.).

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ум. ок. 330-320 до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а его последователи-киниками (от греч. - собака). До нас не дошли соч. Д. С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в письм. форме.

Д. С. отвергал всякое знание, лишённое этич. направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, Пёстрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внеш. влияний была, по утверждению Д. С., доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Xpиcocтом VIII 27-35;VI l, 7,31,35). Д. С. жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиц. формами жизни, он не признавал отечества, единств. законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24-29, 32, 38, 63; Лукиан, Распродажа жизней 8; Арриан, Беседы с Эпик-тетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Д. С., помочь человеку вернуться к природе.

Finley ?. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and controversies, L., 1968, p. 89-101; см. также лит. к ст. Киники.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ - см. Псевдо-Дионисий Ареопагит.

ДИОНИСИЙСКОЕ

ДИОНИСИЙСКОЕ - см. Аполлоновское и дионисийское.

ДИСКРЕТНОСТЬ

ДИСКРЕТНОСТЬ (от лат. discretus - разделённый, прерывистый), прерывность; противопоставляется непрерывности. Напр., дискретное изменение к.-л. величины во времени - это изменение, происходящее через определ. промежутки времени (скачками). Д. означает также зернистость строения материи, её атомистичность.

см. Непрерывность и прерывность.

ДИСКУРСИВНЫЙ

ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursivus, от dis-cursus - рассуждение, довод, аргумент), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. distantia - расстояние), степень ощущаемого отличия собственной социальной группы от той, к которой принадлежат др. участники взаимодействия. В социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания психологич. близости между людьми; при этом различают интимную, личностную и публичную дистанции как вариации расстояния, которое предпочитает удерживать индивид между собой и партнёром по общению. Минимальная Д. с. выражается в полноте и дозволенности проявления чувств. непосредственности, открытости индивида в отношениях с партнёром. Но чем больше Д. с., тем сильнее замкнутость, недоверие к представителям иной группы, желание свести к минимуму необходимое общение.

Д. с. возникает на основе реальных экономич., по-литич., культурных, национальных, возрастных различий между социальными группами, к которым принадлежат взаимодействующие индивиды. Однако эти различия специфически преломляются в обществ. психологии, причём значимость той или иной характеристики обусловливается её причастностью к доминирующим в группах ценностям. Это создаёт предпосылки для оценочного (ст. зр. выше-ниже) отношения к своей и чужой группе, порождая в антагонистич. обществе множество предрассудков и социальных стереотипов мышления, приписывающих группе «мы» всяческие добродетели, а группе «они» - лишь пороки и недостатки. Поэтому любая система дискриминации людей (по имущественному, национальному, региональному, религиозному и др. признакам), с одной стороны, апеллирует к сложившимся предрассудкам, а с другой - способствует их укоренению. Д. с. в этих условиях выступает как уровень антипатии и неприязни, выражаемых членами одной социальной группы по отношению к другой. Так, изучая рабочих, Ф. Энгельс отметил, что «для них каждый человек - человек, между тем, как для буржуа рабочий не вполне человек» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 357).

В социалистич. обществе отсутствуют основания для к.-л. социальной дискриминации. Однако существующие различия между людьми, напр. по месту в системе совместной деятельности, по роли в её организации и т. п., делают функционально необходимой определ. Д. с. (напр., для поддержания отношений ответственной взаимозависимости, для исключения круговой поруки, панибратства и т. д.). При этом Д. с. становится подвижной, в значит. степени изменяющейся в зависимости от особенностей ситуации и личностных качеств участников.

Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, Л., 1965; Бодалев A.A., Восприятие человека человеком, Л., 1965; Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Кон И. С., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966, М 9; его же, К проблеме нац. характера, в кн.: История и психология, М., 1971; Л еонтьев A.A., Психология общения, Тарту, 1974; Ольшанский В. Б.,

Социальная дистанция, в кн.: Социальная психология. Краткий очерк, М., 1975; Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, M., 19792.

ДИСТИНКЦИЯ

ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio - различение), термин, обозначающий познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами и явлениями действительности или между элементами сознания. В совр. формальной логике под Д. подразумевается один из ло.гич. приёмов, заменяющих определение.

ДИСФУНКЦИЯ

ДИСФУНКЦИЯ (от греч. -, лат. dis- приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство, и лат. functio - осуществление, исполнение, деятельность), понятие, характеризующее такой тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия или процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта. Термин «Д.» предложен амер. социологом Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» («The social theory and social structure», 1957), подвергшим критике некоторые постулаты функционализма в бурж. социологии и социальной антропологии. В частности, он выступил против универсализации точки зрения, согласно которой всякий воспроизводящийся в социальной системе элемент культуры (ритуал, обряд и т. п.) способствует поддержанию существования этой системы. Согласно Мертону, при изучении каждого элемента необходимо устанавливать «чистый баланс функциональных последствий», учитывая не только благоприятные, но также и нейтральные и неблагоприятные последствия. Понятие Д. позволяет фиксировать некоторые противоречия социальных систем, однако оно не вскрывает причины и механизмы изменения и развития общества.

Юдин В. Г., Системные представления в функциональном подходе, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М., 1973, с. 108-26.

ДИСЦИПЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19-20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Гальтон, который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900). Первыми крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Ла-зурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и др.

В Д.п. широко применяются теста - как индивидуальные, так и групповые: они используются для определения умств. различий, а с изобретением т. н. проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами факторного анализа выявляются факторы, характеризующие некоторые общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количеств. вариации в психологич. свойствах отд. индивидов.

Вопрос о причинах психологич. различий явился предметом острейших дискуссий на протяжении всей истории Д. п. и прежде всего - проблема соотношения биологич.и социальнокультурных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50- 70-х гг. 20 в. для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов - как экспериментальных, так и математических. Совершенствуется техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кет-тел, Великобритания), изучается роль ценностных ориентации личности, детально выявляются психологич. аспекты возрастных и половых различий. Наряду с различиями между индивидами в умств. отношении широко исследуются различия в творч. и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Изучаются корреляции между психологич. свойствами, с одной стороны, и физиологическими - с другой (У. Шелдон, Г. Айзенк - Великобритания, Б. М. Теплов - СССР).

Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; V i ё г о n П., La psychologic differentielle, P., 19622; Anastasi A., Differential psychology, ?. ?., 19583.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia - разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы, и структурную, в ходе которой в системе выделяются подсистемы, реализующие те или иные функции. Термин «Д.» получил широкое распространение в науке начиная со Спенсера, рассматривавшего Д. и интеграцию как осн. моменты всеобщей эволюции материи от простого к сложному на биологич., психологич. и социальном уровнях. Однако при анализе процессов развития необходимо учитывать, что на каждом структурном уровне материи и в каждой конкретной развивающейся системе процессы Д. и интеграции обусловлены действием различных механизмов. Результатом Д. может быть как полная автономия выделившихся частей, так и установление - за счёт процессов интеграции - новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.

Иногда под Д. понимается дифференцированность, т. е. наличие в целом совокупности специализиров. частей, уровней, подсистем.

Д. социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преим. формальные аспекты Д. Спенсер считал, что Д. проявляется в обществе как разделение труда. Дюрк-гейм рассматривал Д. в результате разделения труда как закон природы и связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. М. Вебер видел в Д. следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Совр. структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (Парсонс идр.) рассматривает Д. как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отд. функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Д. остаётся не решённым (см. Структурнофункциональный анализ). Наряду с функциональными, существуют таксономич. определения Д., когда термин обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и организаций. В. И. Ленин подверг критике абстрактную трактовку процесса Д. в бурж. социологии, не учитывающую того главного, что связано с разделением общества на антагонистич. классы (см. ПСС, т. 33, с. 10).

Основоположники марксизма-ленинизма проанализировали процесс Д. в обществе, связывая его с развитием производит. сил, разделением труда и усложнением обществ. структуры. Важнейшие стадии Д. - разделение земледельч. и скотоводч. труда, ремесла и земледелия, сферы производства и семьи, возникновение государства. Марксизм требует конкретного изучения процессов Д. в обществе в целом - возникновения и формирования классов, социальных слоев и групп, выделения отд. сфер общества (производства, науки и др.), а также Д. внутри классов, обществ. сфер. Такой конкретный анализ показывает, напр., что в условиях социализма Д. сочетается с движением общества к социальной однородности.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ (от греч. - рассечение на две части), деление объёма понятия (класса, множества) на два соподчинённых (производных) класса по формуле исключённого третьего: «А или не-А» (см. Исключённого третьего принцип). Строго говоря, только такое «деление на два» будет дихотомическим, т. е. таким, в котором производные классы определяются парой логически противоречивых свойств (терминов), одно из которых служит основанием деления. Так, деление множества всех людей на мужчин и не-мужчин (по признаку «быть мужчиной») является дихотомическим, но деление того же множества на класс мужчин и класс женщин (по признаку пола) не является Д. д. - основания деления здесь разные, а свойство «быть мужчиной» логически не противоречит свойству «быть женщиной». Последний тип «деления на два» называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результата, оба типа деления могут совпадать; в этом смысле отнесение некоторого «деления на два» к типу Д. д. или псевдодихотомического зависит в ряде случаев от принимаемых допущений.

ДИЦГЕН

ДИЦГЕН (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг,- 15.4.1888, Чикаго), нем. рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший в своих выводах к мате-риалистич. диалектике. Испытал влияние филос. и атеистич. идей Фейербаха. Преследуемый за революц. деятельность, Д. в 1848 эмигрировал в США, а затем в Россию (1864-69). От изучения социально-политич. проблем Д. перешёл к филос. вопросам, особенно теории познания. В 1850-х гг. Д. познакомился с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1867 переписывался с Марксом. С этого времени развитие мировоззрения Д. протекало под влиянием марксизма. С 1869 Д. - член с.-д. партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. Он опубликовал ряд статей в социалистич. печати, в крых пропагандировал эко-номич. и социальные идеи Маркса. Преследования нем. властей заставили Д. вновь эмигрировать в США.

Первая филос. работа Д. - «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер. 1902). Как и более поздние его работы («Экскурсии социалиста в область теории познания», 1887, рус. пер., 1907; «Аквизит философии», 1895, рус. пер.- «Завоевания (аквизит) философии...», 1906), она посвящена разработке осн. проблем теории познания. В гносеологии Д. усматривал теоретич. основу объяснения всех социально-экономич. вопросов. Будучи материалистом, он исходил из того, что мыслит. способность человека связана с его мозгом, является естеств. функцией. С позиций диалектики Д. подверг критике метафизику и агностицизм. Раскрывая содержание диалектикоматериалистпч. теории познания, он рассмотрел ступени и формы познания, роль практики, анализировал процесс отражения бесконечного универсума в формах относит. и конкретной истины. Д. удалось раскрыть противоречивую природу сознания как отражения противоречий материального мира. Однако в своих произведениях он допускал ряд непоследовательностей, отд. ошибок и терминологич. неточностей (отождествление в некоторых случаях сознания и материи, преувеличение относительности человеч. знаний, неточное определение истины и др.). У Д. диалектика не сложилась в целостную систему. В. И. Ленин считал Д. «... одним из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (ПСС, т. 23, с. 117).

Samtliche Schriften, Bd 1-3, Stuttg., 1920; Ausgewahlte Schriften, B., 1954; в рус. пер.-Избр. филос. соч., М., 1941; Письма II. Д. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., И. Д., М., 1981.

Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. кем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Л е-нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3, гл. 4, § 8; В u л к о в а В. В., И. Д., М., 1961; Комарова В. Я., Филос. взгляды И. Д., в сб.: Распространение идей марксистской философии в Европе (кон. 19 - нач. 20 вв ), Л., 1964; H е p n е г A., Josef Dietzgen's philosophische Lehren, Stuttff., 19222.

Предыдущая страница Следующая страница