Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")

КАРТЕЗИАНСТВО

КАРТЕЗИАНСТВО - направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретич. источником крого были идеи Декарта (латинизиров. имя Cartesius - Картезий, отсюда назв.). Ортодоксальное К. характеризуется дуализмом - разделением мира на две самостоят. (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. математич. (геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая, т. о., пустое пространство, и характеризовала движение с помощью понятия «вихрь». В развитии К. обозначились две противоположные тенденции - к материалистич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза) и к идеалистич. окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Быховский Б., Философия Декарта, М.- Л., 1940, гл. 10; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382-408; Brock-d o r f f С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Munch., 1923; D i b o n P., Sur l'histoire de la Philosophie cartesienne, Groningue, 1955;

см. также лит. к ст. Декарт.

КАРТЕЗИЙ

КАРТЕЗИЙ - см. Декарт.

КАРУС

(Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг, - 28.7.1869, Дрезден), нем. естествоиспытатель, врач, философ, художник. В развитом К. варианте позднероман-тич. философии своеобразно преломляется гётевская идея единства бытия - отражения всего во всём. Воспринятое у Гёте представление об органичности и одухотворённости природы, об её живой метаморфозе проецируется у К. на широкое поле спец. знаний (общая физиология, гинекология, «краниоскопия»); при этом К. стремится к созданию целостной символич. картины всего бытия как становления внутр. смысла. Даже искусство пропитывается у К. импульсами его символич. науки: так, пейзажная живопись должна быть научно обоснованной физиогномикой ландшафта. R антипози-тивистском, идеалистич. мировоззрении К. духовное начало безусловно и первично, «душа» определяет развитие организма; ключ к сущности сознания заключён в подсознательном. К. оказал значит. влияние на психологию кон. 19 в., позднее на витализм Клагеса и др. Goethe. Zu dessen naherem Verstandnis, Dresden, 1055; Psyche. Zur Entwicklungsgeschichte der Seele, Dannstadt, 1964; Lehenri-crinnerungen und Denkwurdigkeiten, Bd l-2, Weimar, 1966; Briefe uber Landschaftsmalerei, Hdlb., 1972.

КАСБ

КАСБ (араб. - добыча, присвоение), одно из центр. понятий ср.-век. мусульм. теологии, разработанное в 9 в. (учение о «присвоении») Дираром ибн Амром, Хусейном анНаджаром, некрыми мутазилитами и особенно Ашари и его последователями, Согласно учению о К., всякое человеч. действие творится богом и только «присваивается» человеком. Дирар ибн Амр утверждал, что способность к присвоению дана человеку от рождения, так что он владеет всеми своими действиями, и присвоение их - результат его свободной воли. Напротив, ан-Наджар считал, что способность к присвоению действия и сам акт присвоения творятся богом в человеке одновременно с самим действием человека. Развивая эти взгляды, ашариты утверждали, что человек является субъектом действия лишь в том смысле, что он - место совпадения действия и способности, сотворённых богом. Концепция К., ставшая одной из основ учения ашаритов, критиковалась в 9-10 вв. как мутазилитами, видевшими в ней лишь разновидность фатализма, так и консервативноортодоксальными мусульм. богословами (крылатое выражение: «это более непонятно, чем К. ашаритов»).

Watt W. M., The origin of the Islamic doctrine of acquisition, «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland», 1943, p. 234-47; G a r d e t L., Les grands problemes de la thoologie musulmane. Dieu et la destinee de l'homme, P., 1967, p. 60-64;

см. также лит. к статьям Ашари, Кадар.

КАССИРЕР

КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (28.7.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша,- 13.4.1945, Принстон, Нью-Джерси), нем. философ-идеалист, представитель мар-бургской школы неокантианства. Проф. (1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета. С 1933 в эмиграции: в Оксфорде (Великобритания), в 1935-41 в Гстеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей деятельности занимался фйлос. проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или «функций»; после 1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Ко геном и Наторпом К. устраняет из кантов-ской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир опыта; материал для построения опыта («многообразие») создастся у К. самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кан-товских двух сфер - теоретич. и практич. разума, по К., существует единый «мир культуры», идеи практич. разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, т. о. созидающими мир принципами. К. называет их «символич. функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные для Канта с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символич. формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, история), рассматриваются им как самостоятельные, несводимые друг к другу образования. Философия культуры К. определяет и понимание им человека как «животного, созидающего символы». Автор историко-фи-лос. работ о Лейбнице, Канте, Декарте, философии Возрождения, Просвещения и др.

В Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd 1 - 4, B., 1908-57; Freiheit und Form, B., 1916; Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1-3, B., 1923- 1929; An essay on man, New Haven - L., [1945]; The myth of the state, L., 1946; в рус. пер.- Познание и действительность, СПБ, 1912; Теория относительности Эйнштейна, П., 1922.

Buczynska H., Cassirer, Warei., i963; E. · Cassirer, hrsg. v. P. A. .Schupp, В., 1960.

КАСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. - очищение), термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит к древнему пифагореизму, крый рекомендовал музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит. значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов, развитое в не дошедшей до нас части «Поэтики», вызвало появление целой литературы о том, как следует понимать здесь К. (см. «Поэтика»).

В учении Фрейда термин «К.» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии, Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4] - Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 178-215; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The argument, Camb., 1957; B r u n i u s T., Inspiration and Katharsis, Uppsala, 1966.

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. - утвердительный), теология, описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление которых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу т. н. аналогии бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным.

см. Апофатическая теология.

КАТЕГОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий,в отличие от условного «гипотетич. императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260) и «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был подвергнут критике Гегелем.

Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант «... превратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения "с в ?б о д н о й вол и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из неё таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты» (Соч., т. 3, с. 184).

P a t о n ?. I., The categorical imperative, L.- ?.?., 1947; Williams T. C., The concept of the categorical imperative, Oxf., 1968.

"КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ"

"КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ" (нем. Kathedersozialismus, от Katheder - кафедра), разновидность бурж. социализма. Возник в Германии в 60-70-е гг. 19 в. в качестве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства государства в экономич. и социальные отношения якобы для введения «социализма» сверху. Идейные истоки «К.с.» - в концепции «социальной монархии» Л. Штейна (Германия) (см. «Государственный социализм»).«К.с.»был «... естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и политической растерянности тамошней буржуазии» (Ленин В. И., ПСС, т. 2, с. 479). Катедерсоциалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское государство «народным госвом», чиновничество и монархич. власть «единственно нейтральными элементами в классовой борьбе», способными обеспечить улучшение положения трудящихся, доказывали возможность социального решения рабочего вопроса путём полицейской регламентации труда, возрождения обычаев ср.-век. цехов и пр. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике «К.-с.», капитулянтство перед ним оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь «К.-с.», «легального марксизма» в России и междунар. ревизионизма. В кон. 19 - нач. 20 вв. влияние «К.-с.» значительно упало. Некоторые его идеи позднее были восприняты идеологами реформизма, политич. реакции.

Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19; Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и «критики Маркса», ПСС, т. 5; его же, Против бойкота, там же, т. 16; его же, Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 21; V o l k е г l i n g F., Der deutsche KathederSozialismus, B., 1959.

КАУЗАЛЬНОСТЬ

КАУЗАЛЬНОСТЬ (от лат. causalis - причинный), то же, что причинность.

КАУТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЧЕСТВО

КАЧЕСТВО - филос. категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от др. объектов. Вместе с тем К. выражает и то об-, щее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Ср.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы». На почве механистич. мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектич. материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств. определённости вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 547). Под свойством понимается способ проявления определ. стороны К. объекта по отношению к др. объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория К. объекта не сводится к отд. его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ. свойств объекта, его внутр. и внеш. определённости, относит. устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними.

Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств. чувств. восприятии К. выступает как некоторое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто ,- потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» (Лени н В. И., ПСС, т. 29, с. 301). Познание идёт от К. к количеству и далее к их единству - мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества.

см. ст. Переход количественных изменений в качественные илит. к ней.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - социологич. категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творч. труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). В 70-х гг. 20 в. в капиталистич. странах развернулась идеологич. кампания «за новое качество жизни» с целью приглушить критику бурж. строя, направить её в русло экологич. и социально-психологич. проблем. Среди бурж. философов, социологов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия К. ж. остаётся дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю или образу жизни, другие противопоставляют К. ж. и уровень жизни как взаимопротивоположные (т. е. чем выше уровень жизни, чем напряжённее жизненный ритм, тем ниже К. ж., и наоборот), третьи сводят К. ж. к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды и т. д.

Философы и социологи-марксисты подчёркивают серьёзность проблем К. ж., особенно в совр. условиях, но отвергают апологетич. бурж. концепции К. ж., вскрывают их классовую сущность и критикуют методоло-гич. несостоятельность попыток подмены проблематики уклада, уровня, образа жизни одними лишь узко взятыми и тенденциозно трактуемыми проблемами К. ж. При социализме неуклонный подъём жизненного уровня нар. масс приводит к повышению К. ж. человека.

К. ж. наряду с укладом и уровнем жизни определяет условия образа жизни людей.

Милейковский А. Г., Науч.-технич. революция и проблема «К. ж.» в развитых капиталистич. странах, «ВФ», 1074, № 7; ? ? ? о в С. И., Проблема «К. ж.» в совр. идеологич' борьбе, М., 1977; БестужевЛада И. В., Б а т ы-г и н Г. С., О «К. ж.», «США: экономика, политика, идеология» 1978, ? 1; Т од о ? о в А. С., К. ж., пер. с болг., М., 1980; Campbell ?., Converse Р. E., Rodgers W L The quality of American life, N. У., 1976.

КВАНТИФИКАЦИЯ

КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantum - сколько и facio - делаю), измерение качеств. признаков.

КВАНТОР

КВАНТОР (от лат. quantum - сколько), оператор логики предикатов, применение крого к формулам, содержащим лишь одну свободную переменную, даёт предложение (высказывание). Различают К. общности, обозначаемый символом (от англ. all - все), и К. существования (от exist - существовать): хР(х) интерпретируется (см. Интерпретация) как «для всех х имеет место свойство Р», а хР(х) - как «существует х такой, что имеет место свойство ?(х)». Если предметная область (универсум) конечна, то хР(х) равносильно конъюнкции всех формул Р(а), где а - элемент предметной области. Аналогично, хР(х) равносильно дизъюнкции всех формул вида ? (а). Если же предметная область бесконечна, то xP(x) и хР(х) могут быть истолкованы соответственно как бесконечные конъюнкция и дизъюнкция. Введение К. в логике многоместных предикатов (т. е. неодноместных) обусловливает неразрешимость исчисления предикатов. Различные соотношения между К. общности и существования и логическими связками логики высказываний формализуются в исчислении предикатов.

см. к ст. Логика предикатов.

КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ (франц. quietisme, от лат. quietus - спокойный, безмятежный, quies - покой), религ. этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божеств. воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в кон. 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628-96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель» («Guida spirituale»). Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божеств. любовь.

Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648-1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в.

Термин «К.» приобрёл и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от к.-л. деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность мн. вост. религий. В.И.Ленин, находя элементы К. в толстовстве, подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. ПСС, т. 20, с. 104).

S с h а г l i n g С. E., Michael de Molinos. Ein Bild aus der irchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; H e p p e H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.

КВИНТЭССЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕДВОРТ

КЕДВОРТ (Cudworth) Ралф (1617, Аллер, Сомерсет, -20.7.1688, Кембридж), англ. философ-идеалист, ведущий представитель кембриджских платоников. Сын священника. Образование получил в Кембриджском университете, где испытал сильное влияние Б. Уичкота. С 1645 глава Клэрколледжа, а с 1654 Крайст-колледжа Кембриджского университета. К. разработал спиритуалистич. и телеологич. учение о мире, в котором действуют духовные «пластич. природы» - непосредств. инструменты реализации божеств. целей. В гл. соч. «Истинная духовная система мира» («The true intellectual system of the universe», 1678) К. выдвинул идеалистич. интерпретацию атомистич. теории. Соглашаясь с Декартом в трактовке критерия истинности идей как ясности и отчётливости, а также принимая теорию врождённых идей, которой придавая теологич. окраску, К. одновременно отвергал картезианскую дуалистич. онтологию и механистич. физику. Выступал против теории обществ. договора и УТИЧ. взглядов Гоббса, учил о божеств. происхождении неизменных и вечных принципов нравственности.

A treatise of freewill, L., 1838. Passmore J. ?., Ralph Cudworth, C'.amb., 1951.

КЕДРОВ

Бонифатий Михайлович [27.11 (10.12).1903, Ярославль], сов. философ, химик, историк науки, акад. АН СССР (1966, чл.-корр. 1960). Чл. КПСС с 1918. Окончил химич. факультет МГУ (1930). В 1935-41 на парт., затем на науч. работе. В 1941-45 в Сов. Армии. В 1945-49 и 1958-62 в Ин-те философии АН СССР. Гл. ред. журн. «Вопросы философии» (1947-49). В 1949-52 в БСЭ, в 1946-58 и в 1971-78 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС. В 1962-74 директор, с 1974 зав. сектором «История науки и логика» Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Работал в области термодинамики и физич. статистики. Осн. работы в области материалистич. диалектики, филос. вопросов естествознания, науковедения, психологии и логики науч. открытий. К. сформулировал некоторые принципы диалектич. логики: о прямой зависимости между объёмом и содержанием развивающегося знания, об определении науч. понятий «через закон», о соотношении принципов структуры и генезиса и др.

О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; Атомистика Дальтона, М.- Л., 1949; Эволюция понятии элемента в химии, М., 1956; Филос. анализ первых трудов Д. И. Менделеева о периодич. законе, М.,1959; Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Классификация наук, [кн.] 1-2, М., 1961 - 65; Предмет и взаимосвязь естсстл. наук, ?., 19672; Три аспекта атомистики, [кн.] 1-3, М., I960; В. И. Ленин и революция n сстсстпознании XX века, М., 1969; Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Ленин и диалектика естествознания XX века, М., 1971; Из лаборатории ленинской мысли. (Очерки о «Филос. тетрадях» В. И. Ленина), ?., 1972; Как изучать книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», М., 1972; О совр. проблемах периодич. системы, М., 1974 (совм. с Д. Н. Трифоновым); Прогнозы Д. И. Менделеева в атомистике, т. 1 - 3, М., 1977-79; Марксистская концепция истории естествознания 19 в., М., 1978 (совм. с А. П. Огурцо-вьм); Энгельс о развитии химии, ?., 1?792; Ленин и науч. революции. Естествознание. Физика, М., 1980; Ленин, наука, социальный прогресс, М., 1982.

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - англ. философы и теологи 2-й пол. 17 в., пытавшиеся использовать учение неоплатонизма для обоснования христ. теологии. Осн. представители: Б. Уичкот, Г. Мор, Д. Смит, Р. Кедворт. К. п. преподавали в Кембриджском университете. Отвергая религ. непримиримость пуританизма и кальвинистскую концепцию божеств. предопределения, они отстаивали т. н. широкий взгляд на роль и задачи англиканской церкви и идею свободы воли. К. п. сочетали идеи креационизма с учением об эманации и признавали постоянное божеств. присутствие и влияние в мире, осуществляемое через посредство «мировой души». Они пытались реставрировать неоплатонич. натурфилософию, противопоставляя ее картезианской

механистич. физике. Будучи сторонниками теологич. варианта теории врождённых идей, К. и. утверждали, что идеи «внедрены» в бессмертные человеч. души богом, а процесс познания заключается в их актуализации. Работы К. и., написанные гл. обр. в форме религ. проповедей или философско-ноэтических сочинений, оказали влияние на брит. моралистов А. Шефтсбери и Р. Прайса, а также на поэта-романтика С. Т. Колриджа.

The Cambridge platonists, Oxf,, 1901.

Смирнов ?., История англ. этики, т. 1, Казань, 1880; История философии, т. 2, М., 1941, с. 212-13; Paw-son G. P. H., The Cambridge platonists, L., 1930; Gassi-rer E., The Platonic renaissance in England, Edin., 1953; The Cambridge platonists, ed. by С. A. Patrides, L., 1969.

КЕТЛЕ

КЕТЛЕ (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.2.1796, Гент,- 17.2.1874, Брюссель), бельг, социолог, математик, астроном, метеоролог; один из создателей науч. статистики. С позиций позитивизма К. утверждал, что социальная жизнь и физич. явления подчиняются законам одного порядка и должны изучаться точными методами математич. статистики. Выдвинул понятие «среднего человека» (homme moyen), обладающего средними физич., интеллектуальными и моральными характеристиками; отд. индивиды, по К., лишь искажённые выражения среднего типа. К. стремился открыть законы его сохранения. Он доказал, что некоторые массовые обществ. явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчиняются определ. закономерности. К. Маркс оценивал кн. К. «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (v. l-2, 1835, рус. пер., т. 1, 1865, т. 1-2,1911-13) как «... превосходный научный труд...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 531), но отмечал, что К. не смог объяснить установленных им закономерностей (см. там же, т. 32, с. 495-96). К. оказал значит. влияние на развитие количеств. методов в социальных исследованиях.

в рус пер · Социальная система и законы, ею управляющие, СПБ, 1866.

Райхесберг Н. М., А. К. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ. 1894; H a l b w а с h s M., La theorie de l'homme moyen. Essai sur Quetelet et la statistique morale, P., 1912.

КИНДИ

КИНДИ - а л ь - К и н д и Абу Юсуф Якуб бен Исхак (кон. 8 в., Пуфа, Ирак,-между 860 и 879, Багдад), араб. философ и учёный, первый представитель вост. аристотелизма. Автор более 200 работ, большая часть которых до нас не дошла. Был тесно связан с мутазили-тами. Во время борьбы халифа аль-Мутаваккиля (847-861) с рационалистами подвергался гонениям. Ввёл в науч. оборот произведения антич. философов, редактировал переводы на араб. язык с греческого через сирийский. Автор сокращённого изложения ряда произв. антич. философов и комм. к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. В русле аристотелевского учения о категориях К. выдвинул концепцию 5 прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени. К. первым разработал концепцию четырёх видов разума (актуального, потенциального, приобретённого и проявляющегося), на которую опирались др. арабоязычные философы. Оказал большое воздействие на развитие араб. и ср.-век. европ. философии; труды К. переводил Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Р. Бэкон.

в рус. пер.: Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии; О первой философии; Книга о пяти сущностях; Объяснение ближней действующей причины возникновения и уничтожения, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9-14 вв., М., 1961.

S Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и 3. Востока, М., 1966; Rescher N., al-Kindi. An annotated bibliography, Pittsburgh, 1964; A t i у с h G. N., al-Kindi: the philosopher of the Arabs, Rawalpindi, 1966.

КИНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРЕЕВСКИЙ

Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва,- 11 (23). 6. 1856, Петербург], рус. философ-идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич. философии. В «Обозрении рус. словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития рус. литературы нач. 19 в. и выделил реалистич. тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журн. «Европеец», привлёк к нему лучшие лит. силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретич. занятиям; участвовал с нач. 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. Осн. опубл. соч. - «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич. схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и вост.-христ. «умозрения» (вост. патристики), из которых, по К., и должна исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её - духовнонравств. цельность личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача - «мысленное развитие»..., «отношения веры к современной образованности» (см. ПСС, т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении нознават. и моральных сил К. видит источник кризиса «европ. просвещения» и господства отвлечённого мышления в идеалистич. философии. Усвоение Россией достижений «европ. образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на основе правосл. учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере др.-рус. обществ. жизни и быта. Консервативно-утопич. идеал универс. православно-христ. культуры, овладевающей «...всем умств. развитием совр. мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич. условий России сер. 19 в. К. оказал влияние на развитие рус. идеалистич. философии кон. 19-нач. 20 вв.

ПСС, т. 1-2, М., 1911; Критика и эстетика, М., 1979.

Лясковский В., Бр. Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Л ушников А. Г., И. В. К., Казань, 1918; Манн Ю., Путь И. К., в его кн.: Рус. филос. эстетика, М., 1969; Muller В., Russischer Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806-1856), Koln-Graz, 1966 (библ.); G o e r d t W., Vergottlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie v. I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; G lea son ?., European and Muscovite, Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass.), 1972.

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА - одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. К ней принадлежали: дочь Аристиппа - Арета, позднее её сын - Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. К. ш. отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только два состояния: плавное движение - наслаждение и резкое движение - боль. Наслаждения - цель жизни, а счастье - совокупность наслаждений. Некоторые наслаждения вызывают, однако, беспокойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения. Богатство само по себе - не благо, а только средство для получения наслаждений. Нет ничего объективно справедливого и прекрасного, т. к. всё это определяется человеч. представлениями (Диоген Лаэртий II 86-93).

Последователи Гегесия считали счастье невозможным, так что мудрец не столько выбирает блага, сколько избегает зол, стремясь жить без боли и огорчений. В не дошедшем до нас соч. «О самоубийстве воздержанием от пищи» Гегесий так ярко описывал страдания жизни, что власти запретили ему проповедь самоубийства (см. Цицерон, Тускуланские беседы I 34, 83-84; Плутарх, О любви к потомству 5 - Моральные сочинения 497D). Последователи Анникерида, принимая наслаждения в качестве высшей цели жизни, оставляли место и для дружбы, чувства благодарности, уважения к родителям и служения отечеству (Диоген Лаэртий II 96-97). Феодор Киренский снискал себе в древности репутацию атеиста (Плутарх, Об общих понятиях 31 - Моральные сочинения 1075А; Цицерон, О природе богов II, 2). Биографич. традиция приписывает ему парадоксальные рассуждения, напоминающие киников (Диоген Лаэртий II 98-103). Этич. взгляды К. ш. оказали определ. влияние на Эпикура.

Фрагменты: G iannantoni G. I., Cirenaici, Piren-ze, 1958; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden - Koln., 1961.

Stenzel J., Kyrenaiker, в кн.: RE, Hlbbd 23, 1924, S. 137-50.

КИСЕЛИНЧЕВ

Асен Христов (13.9.1905, София,- 3.1.1960, там же), болг. философмарксист, психолог и обществ. деятель, акад. Болг. АН (1958). Чл. БКП с 1927. Директор Инта философии Болг. АН (1952-60). Д-р филос. наук СССР (1954). Димитровская пр. (1950, 1959). Осн. направления работ - марксистско-ленинская гносеология, материалистич. диалектика, критика совр. бурж. философии, вопросы психологии и педагогики. К. - автор первого в Болгарии университетского курса по психологии, излагаемой с диалек-тико-материалистич. позиций.

Избрани произв. в 3 тома, т. 1-2, София, 1964-67; в рус. пер.- Марксистсколенинская теория отражения и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, М., 1956.

КЛАГЕС

КЛАГЕС (Klages) Людвиг (10.12.1872, Ганновер,- 29.7.1956, Кильхберг), нем. психолог и философир-рационалист. По профессии химик, жил в Мюнхене, где с 1905 вёл семинар по проблемам выражения (с1919 в Кильхберге близ Цюриха). Получил широкую известность благодаря своим работам в области характерологии (см. Характер) и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве (динамика тела - «явление» души, душа - «смысл» живого тела, выразит, движения - образы «душевных побуждений», эмоциональных импульсов). Учение о выражении истолковывалось К. как род универс. «кос-мич. физиогномики». В русле натурфилос. построений нем. романтизма (К. Г. Карус),идей И. Бахофена и Ницше К. развил своеобразный вариант философии жизни, рассматривая дух как «акосмич.» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознат. космич. ритм («Дух как противник души», «Der Geist als Widersacher der Seele», Bd l-3, 1929-32). Следствием этой иррационалистич. установки К. является крайне пессимистич. оценка им цивилизации как губительного для жизни господства духа.

S Samtliche Werke, in 10 Bd, Bonn, Bd 1-8, 1964-79; Vom kosmogonisehen Eros, Bonn, 1963'; Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, Bonn, 19648.

Schroder H. E., L. Klages. Die Geschichte seines Lebens, Bd 1-2, Bonn, 1966-72; K a sd or ff H., L. Klages. Werk und Wirkung, Bonn, 1969.

КЛАСС

КЛАСС (от лат. classis - разряд, группа) в логике, понятие, выражающее совокупность (множество) предметов, удовлетворяющих к.-л. условию (условиям) или свойству (свойствам, признакам) (иногда различают понятия «К.» и «множество», что бывает связано со спец. вопросами теории множеств); про такие предметы говорят, что они являются элементами данного К. Предполагается, что в связи с каждым свойством можно рассматривать К. предметов, им обладающих (напр.,свойству «быть чётным числом» соответствует К. всех чётных чисел). К., соответствующий некоторому свойству, может состоять из любого конечного числа предметов; он может быть бесконечным (напр., упомянутый К. всех чётных чисел) или пустым (т. е. вовсе не содержать элементов). К., состоящий только из одного элемента, наз. единичным, или сингулярным. Пустому К. противополагается универс. К., уточняющий круг исследуемых предметов и состоящий из всех объектов подлежащей рассмотрению предметной области. Изучение свойств операций над К. и отношений между К. производится в логике классов.

Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947; Т a p с к и й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. е англ., М., 1948; Кузичев А. С., Диаграммы Венна, М., 1968; Мендельсон Э., Введение в математич. логику, пер. с англ., М., 1971.

КЛАСС "В СЕБЕ" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ"

КЛАСС "В СЕБЕ" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ" - понятия историч. материализма, характеризующие объективное и субъективное выявление сущности класса в историч. процессе. Выделение понятий класс «в себе» и класс «для себя» выражает предпосылки формирования классов и имеет глубокий теоретич. и политич. смысл. Класс «в себе» - такая ступень развития класса, когда он ещё не осознал своих особых, объективно обусловленных коренных интересов, их различия, противоположности или совпадения с интересами др. классов, не выдвигает собств. социально-политич. программы. Так, пролетариат на начальной ступени своего развития не противопоставлял своих интересов интересам своего антипода - буржуазии. «Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 183). Класс существует объективно как класс «в себе» уже с момента формирования определ. отношения группы людей к средствам производства, субъективное же его формирование зависит от целого ряда обстоятельств и условий идейнодуховного и социально-политич. характера. Так, при формировании пролетариата важнейшую роль играет степень распространения среди рабочих пролет. мировоззрения; уровень их образования и сознания; наличие марксистско-ленинских партий; размах всех форм классовой борьбы, прежде всего борьбы политической; характер внутриполитич. обстановки в стране; организац. сплочённость членов класса; отсутствие реформистского и ревизионистского руководства в экономич. и политич. организациях; отсутствие влияния на рабочих бурж. и мелкобурж. идеологии. В зависимости от этих условий формирование пролетариата в класс «для себя» происходит неравномерно, в одни периоды ускоряясь, а в другие - затормаживаясь, растягиваясь на длит. срок. При этом неравномерно совершается формирование классового сознания у отд. отрядов рабочего класса, наиболее быстро оно формируется у фаб.-зав. рабочих, составляющих ядро пролетариата, его наиболее сознат. и организованный авангард, представители которого объединяются в коммунис-тич. и рабочие политич. партии

см. также Классы, Классовая борьба.

Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 83-84; Map к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же, с. 431-34, 437-38, 446-47.

Предыдущая страница Следующая страница