Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕО"-"ГОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕО"-"ГОР")

ГЕОЦЕНТРИЗМ

ГЕОЦЕНТРИЗМ - геоцентрич. система ми-р а (от греч. ?? - Земля), учение о центр. положении Земли в Солнечной системе и Вселенной. Согласно Г., не только Луна, но и планеты, Солнце и звёзды обращаются вокруг Земли как единого центра, что соответствует повседневным наблюдениям. Со времён Пифагора в философии и науке утвердилось представление о гармонии мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных тел; однако с началом систематич. астрономич. наблюдений выяснилось, что видимые пути некоторых тел (планет) явно не удовлетворяли этому требованию. Платон сформулировал в качестве центр. задачи астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Эту задачу решали Аристотель и Птолемей. В системе Птолемея, явившейся вершиной Г., планеты движутся строго равномерно по круговым орбитам - эпициклам, а центры последних - по другим, также круговым орбитам - деферентам. Сочетание этих совершенных движений в итоге даёт видимое запутанное движение (соответствие наблюдениям достигается хитроумным подбором элементов орбит).

Г. стал осн. принципом космологии христианства и был связан с представлением об особой роли и центральном положении человека в мироздании (антропоцентризм). Благодаря авторитету Аристотеля и церкви он господствовал ок. двух тысячелетий, пока не сменился как в науке, так и в обыденном сознании гелиоцентризмом.

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ

ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (?; из г. Гераклея на юж. берегу Понта Эвксинского) (4в. до н. э.), др.-греч. философ, чл. древней Академии платоновской, согласно Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в некоторых текстах причисляемый к перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 дон. э.) - кандидат на должность схоларха; побеждён Ксенократом с перевесом в неск. голосов; возможно, вернулся в Гераклею и основал свою школу. Диоген Лаэртий (V 86-88) сохранил каталог соч. Г. (47 названий, в основном диалоги). Г. имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; действующие лица его диалогов, как правило, историч. персонажи (в том числе Фалес, Пифагор - к диалогу Г. восходит легенда о Пифагоре, изобретшем термин «философия» и впервые назвавшем себя «философом») - ср. написанный в подражание Г. филос. диалог Цицерона «О государстве». Соч. Г. утрачены, реконструкция его взглядов опирается на фрагменты и свидетельства док-сографое. В физике («О природе») в противовес неизменяемым и бескачеств, атомам Демокрита Г. развил представление об аффицируемых «несопряжённых молекулах», обладающих качеств. различиями и управляемых божеств. мировым разумом. Концепция Г. оказала влияние на Стратона из Лампсака и врача-натурфилософа 1 в. до н. э.. Асклепиада из Вн-финии. В диалогах Г. обсуждались такие астрономич. теории, как вращение Земли вокруг своей оси, вращение Венеры и Меркурия вокруг Солнца, Солнца - вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрич. систему Тихо Браге), гелиоцентрич. гипотеза и даже гениальная догадка о существовании др. планетных систем («каждая звезда - мир, содержащий землю...»). Астральная концепция души («душа - свет», происходящий из Млечного Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием субстанциальности души в диалоге «О том, что в Аиде».

Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 7, Basel - Stuttg., 1969".

Loni'e I. M., The «Anarmoi onkoi» of Heraclides of Pontus, «Phronesis», 1964, v. 9, № 2, p. 156 sq.; его же, Medical theory in Heraclides of Pontus, в кн.: Mnemosyne, Lip-siae, 1965, p. 126 sq.; RE, Suppl. XI, 1968, col. 675-86.

ГЕРАКЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРДЕР

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морун-ген,- 18.12.1803, Веймар), нем. философпросветитель. С 1770 генерал-суперинтендант в Веймаре. Программа просветит.филос. деятельности Г. была намечена в «Дневнике моего путешествия в 1769 году» («Journal meiner Reise in Jahre 1769», опубл. 1846). Г. представляет новый этап просветительства в Германии, он отказывается от одностороннего рационализма, свойственного ещё Лессингу, подчеркивает роль чувства в человеч. личности, а в связи с этим - многообразие творч. проявлений человека и различных народов. Уже в нач. 70-х гг. Г. становится одним из наиболее влиятельных мыслителей Германии, гл. вдохновителем движения «Бури и натиска», оказавшим воздействие на Гёте. Эта роль Г. стала возможна благодаря усвоению им англ. сенсуалистич. философии и эстетики 18 в. и идей Гамана, главного филос. учителя Г. В многочисл. работах Г. сумел синтезировать многогранные естеств.-науч. и филос. искания 18 в.; склонный не к систематич. изложению, но к вдохновенной рапсодии, Г. сумел в отчётливой и доступной форме сформулировать идею органич. развития мира, прослеживая её и в неживой, и в живой природе, в жизни общества и в человеч. истории, как бы на разных уровнях единого мирового организма. В трактате «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. «Начало языка. Исследования о происхождении языка», в. 1, 1906) Г. впервые выразил принцип своего мировоззрения, преодолевавшего теологич. картину истории: язык, по Г.,- создание человеч. разума. После фрагментарной работы «И ещё одна философия истории человечества» («Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774) Г. создаёт монументальные «Идеи к философии истории человечества» (Т11-4, 1784-91, рус. пер. 1977), где изложение начинается с картины постепенного формирования Земли и завершается очерком историч. развития человечества. Продолжением «Идей» явились «Письма для поощрения гуманности» («Briefe zur Beforderung der Humanitat», Bd 1-10, 1793-97). Поздний Г. вёл острую полемику против Канта («Метакритика критики чистого разума» - «Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1799, «Каллигона» - «Kalligone», T 1 1-3, 1800, посвящённая критике кантовской эстетики), в которой высказал ряд материалистич. идей. Проведённая Г. идея становления и развития мира как органического целого, равно как его философия культуры во многом определили последующее развитие всей нем. филос. мысли.

samtliche Werke, hrsg. v. B. Suphan, Bd 1- 33,1877-1913; Werke, Bd 1-5, B.- Weimar, 1978; в рус. пер.- ИзОр. соч., M,-Л., 1959.

Гаим Р., Г., его жизнь и соч., пер. с нем., т. 1-2, М., 1888; Г у л ы г а А. В., Г., М., 1975'; KantzenbachF. W., J. G. Herder in Seibstzeugnissen und Biiddokumenten, Reinbek bei Hamb., 1970.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ - религ.-филос. течение эпохи эллинизма и поздней античности. Представлено большим числом соч. на греч., лат., коптском и др.-арм. языках, в которых посвящённому от имени бога Гермеса Триждывеличайшего открываются все тайны мира. Подразделяется на «популярный Г.» (3в. до н.э.- 3 в. н. э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и «учёный Г.» (2-авв.), содержащий трактаты религ.-филос. характера. В «учёном Г.» наблюдаются две противоречивые тенденции: оптимистически-пантеистическая (трактаты. 5, 8, 9) и пессимистически-гностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13).

Связное изложение учения Г. дано гл. обр. в сочинениях пессимистически-гностич. группы (особенно в 1-м трактате «Поймандр»), Оно подразделяется на теологию, космологию, антропогонию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию. Его суть в следующем: изначально существует божеств. свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». Благодаря первой эманации верховного умалогоса происходит разделение этого естества на четыре первоэлемента. Вторая эманация высшего божества - ум-демиург творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем совокупными усилиями его и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума- первочеловек («антропос»), соединением которого с природой объясняется происхождение человека. Человек двойствен по своему естеству: бессмертен, благодаря душе и уму, наследованным от антропоса, и смертен, благодаря телу, полученному от дольней природы. Спасение для человека заключается в познании («гносисе») своей божеств. сущности и уподоблении богу. После смерти человеч. душа возносится к своему божеств. перво-истоку и, проходя через семь небесных сфер, очищается, оставляя в каждой из них чужеродные наросты (влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т. д.).

В целом Г. является типичным продуктом религ. синкретизма эллинистич. эпохи и представляет собой синтез греч. и вост. традиций. Наиболее родствен он гностицизму. Г. способствовал подготовке неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру ср. веков и особенно эпохи Возрождения.

Источники: Манандян X., Определение Гермеса Трисмегиста Асклепию, «Вестник Матенадарана», 1956, № 3, с. 287-314; Hermes Trismegistus. Corpus Hermeticum, v. 1-2, P., 1946.

Reltzenstein R., Poimandres, Lpz., 1904; F e s-t u g i ё r e A. M. J., La revelation d'Hermes TrismiSgiste, v. l-4, P., 1944-54; его же, Hermetisme et mystique pai'enne, P., 1967; Yates F. ?., Giordano Bruno and the Hermetic tradition, CM., 1964; Troger K. W., Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum XIII, B., 1971.

ГЕРОИЗМ

ГЕРОИЗМ - героическое, совершение выдающихся по своему обществ. значению действий, отвечающих интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времён люди отказывали в Г. тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, обществ. идеалам.

Вопрос об историч. природе Г. был впервые поставлен итал. философом Вико (18в.), считавшим Г. характерной чертой лишь определ. периода в развитии человечества, т. н. века героев, предшествующего «веку людей». Эта концепция получила развитие у Гегеля, который отличит. признаком «героич. века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого гос.-правового строя. Однако история показала, что и установление бурж. государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. «...Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения и революц. романтизма создали концепции бунтарства героич. личности, борющейся за нац. и политич. свободу и «естественное» равенство людей. В реакц. романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, «толпе», и даже обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль); в образе «сверхчеловека» у Ницше он получил моральное право на насилие. Эти идеи нашли развитие и в реакц. течениях бурж. мысли 20 в., которые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г. с милитаризмом.

В освободит. движении России 19 в. проблема героич. личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников, у идеологов анархизма. Однако абсолютизация единичного героич. акта и индивидуального подвига личности критиковалась уже Н. Г. Чернышевским, а затем марксистами Г. В. Плехановым и В. В. Воровским. Марксизм провозглашает Г. масс необходимым условием победы социалистич. революции и коммунистич. общества. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистсколенинская концепция Г., отличит. чертой которой является слияние индивидуального подвига с массовыми героическими действиями. ?кт. революция 1917 и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечеств. война породили в народе героич. подвиги в вооруж. борьбе и героич. повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистич. соревновании, ударничестве, в движении за коммунистич. отношение к труду. По словам В. И. Ленина, победа социализма «... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» (ПСС, т. 39, с. 17-18). Величие героич, подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирноисторич. содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд Е свободу человеку.

ГЕРЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЁТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА - см. Автономная и гетерономная этика.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - форма, образ, облик, конфигурация), одно из ведущих направлений в зап.-европ., особенно нем., психологии 1920-30-х гг., крое в противовес атомизму интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Б. Титченер) подчёркивало целостный и структурный характер психич. образований. Осн. представители Г.: М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка, а также во многом близкие к ним К. Левин, К. Гольдштейн, X. Груле, К. Дункер и др. Сложившись первоначально на основе исследования зрит, восприятия, Г. распространила затем свои идеи на изучение мышления, памяти, действия, личности и социальной группы.

Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был выдвинут в кон. 19 в. австр. искусствоведом X. Эренфельсом в противовес господствовавшим в то время представлениям ассоцианиз-ма. Специфич. характеристика целого была названа Эренфельсом «геттальткачеством» переживания; она может сохраняться при изменении всех отд. частей (напр., одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях или на разной «высоте» и т. п.) и, наоборот, теряться при их сохранении (напр., мелодия, проигранная «с конца») - т. н. критерии гешталь-та, по Эренфельсу. Следующий шаг в развитии Г. (Вертхеймер, 1912) состоял в демонстрации того, что целое вообще нечто другое, нежели сумма «частей», которые выделяются из него посредством «изоляции» (обособления). Далее в работах Кёлера и Вертхеймера было показано, что части целого в собственном смысле суть «функции» или «роли» в нём, т. е. целое имеет функциональную структуру. Структура эта обладает дина-мич. характером, всякий гештальт под действием внутр. сил (которые порождают, поддерживают и восстанавливают определ. тип его организации, а также производят его реорганизацию) стремится перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой црегнантностью (от нем. pragnant - чёткий, выразительный) организации гештальта, т. е. её простотой, правильностью, завершённостью, выразительностью и осмысленностью. В качестве языка для описания гештальтов был использован заимствованный из физики аппарат теории поля (Кёлер, 1920), а затем - теории «открытых систем» (Кёлер, 1958).

Выдвинутый Г. принцип целостности при анализе психич. явлений был воспринят в последующем развитии психологии; при этом были подвергнуты критике известный физикализм общей концепции Г., игнорирование ею культурно-историч. характера человеч. психики.

Кёлер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; К о ф ф к а К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.- Л., 1934; Психология мышления, М., 1965; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12; Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, разд. 2; Kohle г W., Gestalt psychology, ?. ?., 1929; ? ? f-f k a K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935.

ГИЛЕМОРФИЗМ

ГИЛЕМОРФИЗМ (от греч. - материя и - форма), термин, возникший в кон. 19 в. для обозначения восходящего к Аристотелю учения о форме и материи как осн. принципах бытия.

ГИЛОЗОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ

ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ - см. Жильбер Порретанский.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), др.-греч. врач, «отец медицины», один из основоположников науч. подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естеств. причинами. В соч. Г. обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 в. до н. э.- при осторожном отношении его к филос. объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно соч. «О древней медицине»). В соч. «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географич. условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на обществ. строй. Выделил четыре осн. темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Г. дошло много мед. трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Г.», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Г. и т. н. клятва Г.- исходный пункт развития проф. врачебной этики.

в рус: пер.: Избр. книги, пер. В.И.Руднева, [?.? 1936-Соч., пер. В. И. Руднева, 1т.] 2-3, М., 1941-44.

Moon R. О., Hippocrates and his successors..., L., 1923; P o h l e n z M., Ilippokrates und die Begrundung der wissenschaftlichen Medizin, B., 1938; WeidauerK.j Thukydides und die hippokratischen Schriften, Hdlb., 1954.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ - см. Теория познания.

ГНОСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОББС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОБИНО

ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д'Авре,- 13.10.1882, Турин), франц. философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтикомифологич. философии истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» - «Essai sur l'inegalite des races humaines», t. 1-4, 1853-55) Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерар-хич. характер деления на «белую» (ведущую), «жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Тра-гич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой - причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с культурным релятивизмом и критикой европо-центризма: европ. цивилизация, по Г., не выше остальных и подобно всем другим обречена на гибель.

К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).

Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1-2, P., 1869; Nouvelles asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les philosophies dans 1'Asie centrale, P., 1957"; в руо. пер.- Век Возрождения, М., 1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий чародей, М.-Л., 1926.

Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Г., в его кн.: Люди и идеи, М., 1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика философско-историч. воззрений А. де Г.), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7, М., 1977.

ГОЛБРЕЙТ

Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15.10.1908, АйонаСтейшен, шт. Онтарио, Канада), амер. экономист и публицист. Подвергая критике неоклассич. школу, которая отводит ведущую роль в экономич. системе рынку и свободной конкуренции, стремился создать экономич. теорию, учитывающую воздействие на экономику политики и др. социальных, институтов. «Планирующий» (в противовес «рыночному») сектор экономики Г. первоначально рассматривал как осн. черту амер. хозяйства на качественно новом этапе науч.-технич. прогресса. Социальная утопия этого периода строилась Г. на основе представления, что изобилие дешёвых товаров потребления, которое отождествлялось с обществ. богатством («общество потребления»), должно решить все социальные проблемы.

В дальнейшем в результате изучения организации крупных пром. корпораций и механизмов их связи с гос. аппаратом Г. создал теорию «нового индустриального общества», в которой намечал пути усовершенствования капитализма посредством образования «технострук-туры» - воплощения коллективной власти специалистов различных уровней квалификации и компетентности, приобщённых к процессу принятия решений внутри корпораций. В работах последних лет Г. настаивает на необходимости расширения и углубления сотрудничества государства с пром. корпорациями, включения в это сотрудничество экономич. и социальной науки, которая выступала бы при этом носителем обществ. интересов.

Идеология, содержание социально-экономлч. программ Г. со временем существенно менялось от антикоммунистич. направленности к концепции конвергенции - сближения двух политич. систем на единой индустриальной основе, и, наконец, к приписыванию амер. обществу 70-х гг. черт социализма. Эволюция взглядов Г. связана отчасти с его критич. позицией по отношению к существующим экономич. теориям и к социальной действительности. Но неизменным у Г. остаётся оправдание совр. гос.монополитич. организации капиталис-тич. общества и поиски внутр. резервов для преодоления его социальных противоречий (см. также Технократия).

American capitalism, Boston, 1952; The affluent society, Harmondsworth, 19682; Almost everyone's guide to economics, Boston, 1978 (COBM. с N. Salinger); The nature of mass poverty, Camb.- L., 1979; A life in our times, N. Y., 1981; в рус. пер,- Новое индустриальное общество, М., 1969; Экономич. теории и цели общества, М., 1979.

Корягин А. Г., Фролов Б. И., Социальная утопия Д. Г., Критика концепции «нового индустриального общества», М., 1978.

ГОЛЬБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОМЕОМЕРИЯ

ГОМЕОМЕРИЯ (греч., от - подобный и - часть), термин др.-греч. философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл качественно однородные вещества, у которых любые части подобны по своим свойствам друг другу и целому. В аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место между элементами и «неподобочастными», каковыми являются органы животных и растений. К «подобочастным» Аристотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину, кору и т. д., а также металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных» содержится в 4-йкн. «Метеорологии» - 388а 13-20). Аристотель утверждал, что «подобочастные» служат материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас анаксагоровых текстах этот термин не встречается. Термин «Г.» в позднейшей доксографич. литературе об Анаксагоре обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора) всевозможных веществ, смеси которых образуют все вещи.

ГОМЕОСТАЗ

ГОМЕОСТАЗ - гомеостазис (от греч. - подобный, одинаковый и - состояние), свойство организма поддерживать свои параметры и физиоло-гич. функции в определ. диапазоне, основанное на устойчивости внутр. среды организма по отношению к возмущающим воздействиям внеш. среды. Идея Г. впервые была сформулирована франц. учёным К. Бер-наром (1878). В 1929 амер. биолог У. Кеннон предложил термин «Г.» в связи со своей концепцией «мудрости тела». В 1948 У. Р. Эшби (Великобритания) применил представления о Г. для обоснования моделирования широкого круга систем (биологич., технич., социальных) с обратной связью. Гомеостатичность сложных систем достигается посредством целого комплекса механизмов (в организме - буферные системы крови, ос-морецепторы, железы внутр. и внеш. секреции, на интегрирующем уровне - нервная регуляция). В ходе эволюц. развития различных типов систем их устойчивость обычно возрастает, вырабатываются более сложные и многоуровневые комплексы обратных связей. В то же время абс. Г. недостижим, что применительно к живому организму подтверждается неизбежностью болезней и старения, а по отношению к технич. системам - их изнашиванием, а также способностью адекватно реагировать только на строго определ. возмущения. В понятии Г. отражается диалектика изменчивости и устойчивости, присущая как природным, так и искусств. системам.

? Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Адольф Э., Развитие физиологич. регуляций, пер. с англ., М., 1971; Г., М., 1Я76; Cannon W. В., Organization for physiological homeostasis, «Physiological Review», 1929, v. 1).

ГОМОМОРФИЗМ

ГОМОМОРФИЗМ - см. Изоморфизм и гомоморфизм.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ - из Леонтин в Сицилии (ок. 480 - ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно антич. биографич. традиции-, ученик Эмпедокла и основателей искусства красноречия

Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели или мудрости, а только ораторскому искусству, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех добродетели вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25 слл.). Отрицал возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично пережитого наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более или менее правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как выразился Г., обманутый представлением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавшийся обману. Иронич. полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О несуществующем»: доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей общности, Г. пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует ничего, а если бы даже и существовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если бы узнали, не могли бы ничего передать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979 a 11- 980a 21; Секст Эмпирик, Против ученых VII 65 слл.).

Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21-47; DK II, 217-307.

Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и практика зарождающейся художеств. прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. университета», 1941-, в. 63, с. 70-86; G o m p е r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965; Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.

Предыдущая страница Следующая страница