Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГХО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОР"-"ГХО")

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. в ст. Мак-Дугалл.

ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ - см. в ст. Капитализм.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТАМА

Г а у т а м а, др.-инд. мыслитель, основатель системы нъяя. Автор трактата «Ньяя-сутра». Время жизни неизвестно, возможно жил в нач. н. э. (Нагард-жуна, живший в сер. 2 в., был уже знаком с отд. понятиями системы ньяя). Иногда авторство «Ньяя-сутры» приписывается Акшападе или Г. и Акшападе вместе, но не исключено, что Акшапада - другое имя Г. «Ньяясутра» состоит из 5 книг, в которых рассматриваются средства и объекты правильного познания, спор, или дискуссия, части силлогизма, наконец, некоторые актуальные для того времени филос. учения. В своём учении, заложившем основы др.-инд. логики, Г. обобщил архаичную практику ведения споров и дискуссий, заострив внимание на таких темах, как доказательство, истина, ложные основания, софистика и т. п. Комментарием к «Ньяя-сутре» Г. является «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.

The Nyaya-Sutras of Gotaraa, trangl. by S. G. Vidyabhusana, Allahabad, 1913; Nyaya-Sutras of Gotama, ed. by M. Ganganaiha Jha and D. Shastri, Benares, 1925; Die Nyaya-SOtras, Lpz., 1928.

см. к ст. Нъяя.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ"

"ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ" - «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Pабочих», произв. К.Маркса, в котором на основе обобщения историч. опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы, революции, государства и диктатуры пролетариата. Написано в апр.- мае, опубликовано в июне 1871 в форме воззвания Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871-72 переведено на ряд языков (в том числе на рус. яз.) и издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важной является 3-я глава.

Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской Коммуны: «Ее настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в. во Ф.», Энгельс в своём введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также подчёркивал: «Это была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).

В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше положение о необходимости слома бурж. гос. машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851-52): 1) он конкретизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный процесс: «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества» (там же, т. 17, с. 344); различая правомерные и чисто угнетательские функции государства, Маркс углубляет понимание его классовой сущности; 2) в характерных чертах зарождающегося пролет. государства он увидел теперь ту политич. форму, которая должна заменить разбитую гос. машину буржуазии; это должно быть государство типа Парижской Коммуны.

Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немецкой идеологии» мысль о революции как двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В черновых набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. государство не устраняет сразу классовой борьбы, но оно создаёт условия, при которых «...эта классовая борьба может проходить через свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную мысль о необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации общественных форм производства» (там же, с. 553).

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317-70; 497-616, т. 22, с. 189-201; Ленин В. П., Государство и революция, ПСС, т. 33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М., 1973г, гл. 12; Марксистская философия в 19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.

ГРАМШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕХ

ГРЕХ - в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли бога. Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология выделяет «первородный» Г. первых людей, последствия которого наследуются их потомками. Формализованное учение о пределах и мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см. Казуистика).

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Григорий Назианзин (о) (ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии,- ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина.

в кн.: Migne PG, t. 35-38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, ., 1969; в рус. пер.-Творения, т. 1-6, M., 1844-68; в кн.: Памятники визант. литературы 4-9 вв., М., 1968, с. 70-83.

Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E., Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u ? J., S. Gregoire de Nazianze theologien, P., 1952.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (?) (ок. 335, Кесария,- ок. 394, Ниса), церк. писатель, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церк. деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность крой усматривается в интеллекте (см. Плерома).

Opera, v. 1-2, В., 1921; то ж e, v. 1-8, Leiden, 1958-64. Несмелое В. И., Догматич. система Г. Н., Казань, 1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V o l k e r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296, Константинополь,- 14.11.1359, Салоники), визант. богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма, давший ему филос. оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что «простота» и неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной визант. церкви. Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.- такое «просветление» духа, которое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики.

в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.- Три творения, Новгород, 1895; в кн.: Памятники визант. литературы 9-14 вв., М., 1969, с. 366-74.

Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99-154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.

ГРИН

ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,- 26.3.1882, Оксфорд), англ. философ-идеалист, представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г. утверждал, что действительность - это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г. выступал против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сводил к прогрессу самосознания личностей. Соч. Г. опубликованы посмертно.

Works, V. 1 - 3, L., 19063.

Д е б о л ь с к и й Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduction to Green's moral philosophy, L., [1934]; Richter M., The politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.

ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,- 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.

Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности государства и права. Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).

Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

Теория Г. в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный антиклерикальный характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1-3, М., 1956) в число запрещённых.

Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kolnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 - 18.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА - область социальной психологии, исследующая совокупность психологич. процессов, происходящих в малых группах.

Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в Массачусетсском технология, институте). Исследования школы базировались на т. н. теории поля, согласно которой индивид в группе рассматривался как бы в определ. психологич. «поле», где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индивида с группой, с групповыми процессами является продуктивной, хотя сведение всех связей только к «психологич. полю» не позволяет выявить действит. социальное содержание отношений людей в малых группах.

В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в условиях лабораторного эксперимента, получать важные факты об образовании малых групп, их сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.

В сов. социальной психологии термин «Г. д.» употребляется также как наименование всей совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучается как единица в системе обществ. отношений, обществ. разделения труда, как субъект социальной деятельности. Групповая сплочённость, лидерство и др. процессы интерпретируются в контексте совместной деятельности людей в группах. Так, групповая сплочённость рассматривается не просто как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориентации членов группы относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе чувства удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной деятельностью в ней. Такой подход позволил существенно дополнить характеристику динамич. процессов в группе изучением процесса её развития, превращения в коллектив.

Произошло и существ. обогащение методов исследования Г. д., в частности переориентация исследований с лабораторного эксперимента на изучение реальных социальных групп. Такие исследования имеют важное прикладное значение (изучение групповых процессов в рабочих бригадах, коллективах учреждений, школьных классах, студенч. группах и т. д.). Андреева Г. М., Б о г о м о л о в a ?. ?., П е т p о в с к а я Л. А., Сонр. социальная психология на Западе, М., 1978; Социальная психология, М., 1979; Психологич. теория коллектива, М., 1979; Донцов А. И., Проблемы групповой сплоченности, М., 1979.

ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - см. Социальные группы.

ГУАНЬ ЧЖУН

Г у а н ь И у (ум. 645 до н. э.), др.-кит. политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым министром в царстве Ци - богатом государстве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств. аристократии и укрепление царской власти. Первым в истории Китая выдвинул концепцию об управлении страной на основании закона («Законы - отец и мать народа»). Утверждал всеобщность закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления». Пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не поддержали эту идею. На основе высказываний Г. Ч. через 300 лет после его смерти был составлен трактат «Гуаньцзы» (до нас дошёл вариант 1 н. до н. э.), в котором нашли отражение также взгляды представителей даосизма, конфуцианства, минцзя, иньянцзя и др. школ. Ш т е и н В. М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959; Др.кит. философия, т. 2, М., 1973, с, 14-57; Кшл-tzu. A repository of early Chinese thought, transl. and study of 12 chapters hy W. A. Pickett, v. 1, Hong Kong, 1965.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 -11.2.1141, Париж), ср.век. философ и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138). Отличался широтой умств. интересов (согласно своему принципу - «учись всему, и ты потом увидишь, что ничто не бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие человеч. знаний предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции, разделяющей то, что в опыте выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии), как и ортодоксальная теологич. позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму в вопросе об универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о человеке в духе последоват. августинианства (человеч. природа тождественна с мыслящей дутой и лишь «смешана» с плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия бога от человеч. самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с рационалистическими, созерцат. аскетизм - с интеллектуальной любознательностью.

:в кн.: Migne, PL, t. 175-177. Штекль ?., История ср.-вен. философии, пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre Richard v. St. Viktor, Munster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.

ГУДМЕН

ГУДМЕН (Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер. философ и логик. Представитель аналитической философии. В своих филос. исследованиях Г. стремится обосновать логически непротиворечивый базис «единой системы описания процесса приобретения знания». С этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной системы), на котором можно выразить осн. истины логики и математики, факты и законы здравого смысла и науки в терминах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г. предлагает отказаться от употребления общих понятий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойство», «отношение», «необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует руководствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что сводимо, по Г., к требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что оптимальной для конструктивного номинализма является такая картина мира, при которой поток опыта индивидуума разлагается на элементарные чувств. качества.

В области логики Г. разработал методы анализа проблем контрфактич. предложений, дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.

Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v. 12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and projects, Indianapolis - N. ?., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis, 19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The structure of appearance, Dordrecht - Boston, 19772.

Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441-49; Богомолов A.C., Буржуазная философия США 20 в., М., 1974, с. 28(1-90; К а и б е ? г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с, англ., М., 1978.

ГУЛИАН

ГУЛИАН (Gillian) Константин Йонеску (р. 22.4.1914, Бухарест), рум. философмарксист, действит. чл. Академии СРР. В 1949-70 директор Ин-та философии Академии СРР. Историк рум. и мировой философии; историк и теоретик культуры и проблем ценностей; возглавлял коллектив рум. учёных по созданию первой марксистской истории рум. философии - «Istoria gindirii sociale §i filozofice in Romania» (1964). Г. ставит вопрос о разработке в марксизме филос. антропологии, философии культуры и аксиологии в качестве самостоят. дисциплин.

Problematica omului, Вис., 1966; Originale umanismului si ale culturii. Вис., 1967; Hegel. Sau filozofia crizei, Вис., 1970; Istoria, omul si culture, Вис., 1970; Antropologie filozofjca, Вис., 1972; Introducere in istoria filozofici moderne, Вис., 1974; Bazele istoriei si teoriei culturii, Вис., 1975; Marxism $i structuralism, Вис., 1976; в рус. пер.- Метод и система Гегеля, т. 1-2, М., 1962-63.

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМБОЛЬДТ

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель), нем. эстетик, языковед, философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Г. отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в. (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков (статьи о поэме Гёте «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой франц. революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности госва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792, опубл. 1851) - рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич. единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790-1800-хгг., посвящённые др.-греч. истории и культуре). Вершина науч. деятельности Г. - его работы о языке, в которых начала сравнит. языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении языков...», «Uber das vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...», «Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», - введение к работе «О языке кави на острове Ява», «Uber die Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l--3, 1836-39, и мн. др.). Подчёркивая творч. природу языка, Г. рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык - не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии языка как самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.). Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann, Bd l-17, B., 1903-36, то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1-5, Darmstadt-B., 1960-65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l-2, B., 1962.

Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш ? е т Г. Г., Внутр. форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.), М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitatsidee, В., 1928 2; S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und Wirken, B., 1975 2.

ГУМПЛОВИЧ

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, - 19.8.1909, Грац), польскоавстр. социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними - гл. фактором социальной жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., - в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между ордами, разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд другими возникает государство, при котором борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями, классами, партиями и т. д., а также между государствами.

Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность. Натурализм в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных законов, фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ. прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в котором каждое общество проходит этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., которой присущи общие пороки социального дарвинизма,- свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного материализма и редукционизма в построении со-циологич. теории.

Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz., 1933; в рус. пер.- Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса, 1899; Социология и политика, М., 1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии XIX ГУМПЛОВИЧ начала XX века, М., 1979, гл. 4.

ГУНЫ

ГУНЫ (санскр. гуна, букв. - качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы, входящие в состав пракоторити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г. получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из трёх отд. верёвок) - саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит, эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в том числе приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса - пассивного, от-рицат. начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невосцринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям - объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или индифферентность. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.л. одной из Г.

Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, который бывает двух типов. Первый из них - сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г., их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри которой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения Г. - вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из Г. над двумя другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.

В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вай-шешики Г. - качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах Г. - психич. состояния, вызывающие отрицат. физич. и духовные эффекты. В некоторых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о Г. сыграло значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.

см. к ст. Санкхъя.

ГУРВИЧ

ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давидович (Жорж) (2.11,1894,Новороссийск, - 10.12.1965, Париж), франц. философ и социолог. Называя свои взгляды «диалектич. гиперэмпиризмом», Г. отвергал формально-дедуктивные теории и эмпиризм в зап. социологии и стремился строить социологию на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектич. гиперэмпиризм» Г. в методологич. плане означал ориентацию на отказ от к.-л. заранее принятой филос. позиции в подходе к изучению человека, а в онтологич. плане - истолкование человеч. опыта как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.

Приписывая универсальное значение типологич. методу, Г. выделяет микросоциальные типы; типы частных групп; тины социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное» членение социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию. «Вертикальный» срез социальной реальности, по Г., состоит в делении на «глубинные уровни» (от эколого-морфологич. основы до «коллективных умонастроений и психич. актов»), изучаемые «глубинной социологией».

Предмет социологии Г. характеризовал как «целостные социальные феномены» (понятие, сформулированное Моссом), исследуемые одновременно на всех «глубинных уровнях», во всех аспектах в процессе их структурации, деструктурации и разрушения. С позиций плюрализма Г. выступал как против материализма, так и против идеализма. Указывая на противоречивый характер обществ. развития, он считал отношения между классами «радикально непримиримыми» и доказывал неизбежность социальных антагонизмов. С позиций «плюралист-ского и децентрализованного коллективизма» критиковал капиталистич. общество, указывал на необходимость и неизбежность социальной революции. В целом для концепции Г. характерны призывы к конкретности, к сближению с историей, диалектикой, и в то же время абстрактность и схоластичность теоретич. построений, антиисторизм.

Dialectique et sociologie, P., 1962; La vocation actuelle de la sociologie, t. 1-2, P., 1963.

Грецкий M. H., Некоторые концепции диалектики в бурж. философии и социологии совр. Франции, «ФН», 1967, № 3; Критика современной буржуазной теоретической социологии, М., 1977, гл. 7.

ГУССЕРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГХОШ

Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, - 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с инд. философией 19 в., с другой- с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать некую общечеловеч. религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности Востока». Филос. основой этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»): особенностью её является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс. реальностью (брахманом) и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в котором первонач. единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которо-го - возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств. начала путём использования религ., этич., эстетич. и др. имиульсов человека в их совокупности. Суть этого пути - отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентировать традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке.

The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.

Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, I960.

Предыдущая страница Следующая страница