Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "А" (часть 4, "АПО"-"АЭТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АПО"-"АЭТ")

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori - из последующего и a priori - из предшествующего), филос. понятия; апостериори - знание, получаемое из опыта, априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление А. и а. получило развёрнутое выражение в классич. рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц), который исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретич. истин (т. е. положений математики и математич. естествознания) рациона-листский априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности (аподик-тичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то, согласно Канту, априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма наполняется, по Канту, апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности и необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетич. априори) указало на роль исходных содержат, предпосылок как необходимых элементов познания.

В зап. философии и методологии науки 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная (или прагматич.) концепция априорности, согласно которой априорные положения - это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.

Отвергая априоризм как принцип объяснения природы знания, диалектикоматериалистич. методология признаёт существование некоторых исходных содержат. принципов, лежащих в основе науч. знания и обладающих особыми методологич. функциями в процессе науч. познания (напр., постулат функционального подхода в биологии и отчасти в социологии, общие принципы системного подхода и др.).

см. Теория познания, Теория, Эмпирическое и теоретическое.

S Введенский А. И., Логика как часть теории познания, П., 19173; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; К а р-нап Р., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Швыpёв В.С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1-2.

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. - отрицательный), теология, стремящаяся адекватно выразить абс. трансцендентность бога путём последоват. отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия (напр., о боге нельзя сказать не только то, что его нет, но и то, что он есть, ибо он по ту сторону бытия). А. т. была разработана Псевдо-Дионисием Арео-пагитом; в ср. века дополнялась каталитической теологией.

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к, на и perceptio - восприятие), понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введён Лейбницем, крый обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич. функций, определяющих единство чувств. опыта. Кант различал трансцендентальную А.- единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирич. А.- единство, проявляющееся в продуктах познават. деятельности и осознаваемое как нечто производное от первого единства.

Дальнейшая эволюция понятия А. связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей массы»), на основе чего происходит упорядочивание и понимание новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич. учения о способах и приёмах усвоения знаний. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, который придал ему основополагающее значение и поставил в зависимость от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избират. характер и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии понятие А. модифицировалось в ряд новых понятий - напр, гештальта (см. Гештальтпсихолоеия), установки и др., выражающих различные аспекты активности личности.

Совр. психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Благодаря конкретному опыту личности (знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира приобретает особый смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает общность и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми.

Лейбниц Г. В., Монадология, в кн.: Избр. филос. соч., М., 1908; его же, Новые опыты о человеч. разуме, М.-Л., 1936; Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы философии и психологии», 1897, № 1 (36); В у н д т В., Очерки психологии, М., 1912; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M., 19462; Теплов Б. М., Психология, М., 19515.

АПРИОРИ

АПРИОРИ - см. Апостериори и априори.

АПТЕКЕР

АПТЕКЕР (Aptheker) Герберт (р. 31. 7. 1915, Нью-Йорк), амер. историкмарксист. Чл. Коммунистич. партии США. Директор Амер. института марксистских исследований.

А. осн. внимание уделяет критике бурж. идеологии, антикоммунизма, расизма, проблемам свободы и демократии, а также истории негритянского народа. Подвергая критич. анализу взгляды бурж. историков, философов и социологов, А. освещает различные аспекты методологии науч. исследования закономерностей обществ. развития, классовой борьбы. А. выступает за разрядку междунар. напряжённости, против врагов мира, демократии и социального прогресса.

History and reality, N. ?., 1955; The world of С. Wright Mills, N. Y., 1960; Soul of the republic. The Negro today, N. Y., 1964; The urgency of Marxist-Christian dialogue, N. Y., 1970; в рус. пер.- Лауреаты империализма, ?., 1955; Амер. негр сегодня, М., 1963; История афро-американцев. Совр. эпоха, М., 1975.

АРГУМЕНТ

АРГУМЕНТ (лат. argumentum), l) суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности к.-л. др. суждения (или теории). 2) А. влогике - посылка доказательства, иначе наз. основанием или доводом доказательства; иногда А. наз. всё доказательство в целом.

АРИСТИПП

АРИСТИПП - из Кирены (ум. после 366 до н. э.), др.-греч. философ, основатель киренской школы. Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1; III 8). К концу жизни вернулся на родину и основал филос. школу (Диоген Лаэртий II 65-85). А. считал, что всё существующее действует ради к.-л. блага или зла и единственным достойным внимания предметом являются ценности - хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для которой эти различия не существуют (Аристотель, Метафизика 996а 32 слл.), и изучение природы как дело невозможное и бесполезное. Уже Сократ делал акцент на недостаточности человеч. знания, а А. утверждал, что мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвавший же их предмет непознаваем (Секст Эмпирик, Против учёных VII 191-193). Неизвестно в точности, что из гедонистич. учения киренской школы посходит к А. Биографич. традиция утверждает, что А. считал наслаждение целью жизни и сам следовал этому принципу (так, некоторое время он жил при дворе сиракузского тирана Дионисия I). Вместе с тем он учил, что нужно сохранять самообладание и не делаться рабом наслаждений. А. высоко ценил личную свободу и не желал быть гражданином к.-л. государства, стремясь везде жить в качестве чужестранца (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе II 1, 11 - 13). Имущество может обременять того, кто к нему привязан, так что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при кораблекрушении. Платон, критикуя в «Теэтете» скептич. взгляды в теории познания и разбирая в «Филебе» вопрос о наслаждениях, возможно, полемизирует с А., не называя его по имени.

Фрагмент ы: Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden - Koln, 1961.

С l a s s e n C. J., Aristippos, «Hermes», 1958, Bd 86, S. 182- 192.

АРИСТОКРАТИЯ

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. ', букв.- власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия - как власть одного, республика - как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия - как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия - как власть народа... Все эти различия возникли в эпоху рабства» (Ленин В. И., ПСС, т. 39, с. 74). В истории антич. политич. идей разработка понятия А. для обозначения одной из гос. форм правления связана с Платоном и Аристотелем; в дальнейшем аристокра-тич. форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Кант и др. Обоснование А. приверженцами такой формы правления сводится, как правило, к идее о политич. неполноценности большинства людей, которыми призвана править аристократич. элита. Аристократич. республиками были в древности Спарта, Рим (6-1вв. до н. э.), Карфаген; в ср.-век. Европе -Венеция, Псковская и Новгородская феод. республики и др.

2) Знать, привилегированная часть к.-л. класса (эв-патриды в Афинах, патриции в Риме, дворянство и т. д.) или обществ, группа (напр., финанс. А.), пользующаяся особыми правами и преимуществами. Политич. влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, определяются конкретными историч. условиями и особенностями той или иной страны.

АРИСТОКСЕН

АРИСТОКСЕН - из Т а р е н т а (ак-ме, согласно визант. лексикону «Суда», 336-333 до н. э.), др.-греч. философ, ученик Аристотеля, представитель перипатетической школы. Из многочисл. соч., гл. обр. музыковедч., педагогич. и историко-биографич. характера (453 книги, согласно «Суде»), сохранились только (в сокращённом виде) «Элементы гармоники» в трёх книгах и часть 2-й кн. «Элементов ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся А. в Ликее). Применяя перипатетич. метод (сочетание систематизации со скрупулёзностью эмпирич. описания), А. дал музыковедч. синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по значению с зоологич. трудами Аристотеля или ботаническими - Теофраста). Зачинатель жанра биографий философов; серия монографий о пифагорейцах: «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейском образе жизни» и «Пифагорейские изречения» - фр. 11-41 Wehrli, биография Архита Та-рентского (фр. 47-50). Культ Архита и стремление изобразить Пифагора в духе просвещённого пифагорейства последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив его от архаич. религ. табу на бобы) разительно контрастирует со скандально-анекдо-тич. и очернит. тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51-68). Засвидетельствованное для А. сравнение отношения между душой (псюхе) и телом с отношением между муз. гармонией и лирой (фр. 118-121) уже в «Федоне» Платона (85е) вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно, бессмертия души и, вероятно, также отражает т. зр. «последних» пифагорейцев - учителей А. (ср. Диоген Лаэртий VIII 46), не веривших больше в метемпсихозу.

Elemente harmonica, rec. B. da Rios, Romae, 1954; Aristo-xeni Rhythmica, ed. G. B. Pighi, Bologna, 1959; Die Schule des Aristoteles, hrsg. v. F. Wehru, H. 2 - Aristoxenos, Basel - Stuttg., 19672.

Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, т. 4, М., 1975, с. 664-70; W е h г l i F., Aristoxenos, в кн.: RE, Suppl. XI, 1968, col. 336-43.

АРИСТОТЕЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКЕСИЛАЙ

АРКЕСИЛАЙ (ок. 315 до н.э., Питана в Этолии,- ок. 240, Афины), др.греч. философ. Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от - «это ещё нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от - «принятое в качестве данного»). Цель философии - не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А. к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.- теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств. восприятия. Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А. на практике предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным - тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А. принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью.

G 1 в o n O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum Helveticum», 1944, Bd l, S. 47-64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie, Munster, 1961; Kramer H. J., Platonismus und Hellenistische Philosophie, B,-N. Y. 1971, р. 5 -107. Ю. А. Шичалин.

АРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (греч., от - начало и - образ), в позднеантич. философии (Филон Александрийский идр.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга изначальные, врождённые психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в т. н. коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеч. символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и т. д.

АСАНГА

АСАНГА (ок. 310-390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара. Первоначально примыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей ма-хаяны. Наиболее известное соч.- «Махаяна-сумуччая» (или «Абхидхарма-самуччая»). Филос. значение имеет «Махаянасанграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в области психологии. Считается также одним из предшественников развитого тантризма.

Tucci G., On some aspects of the doctrines ot Maitreya (Natha) and Asanga, Cale., 1930.

см. также лит. к ст. Йогачара.

АСИМОВ

Мухамед Сайфитдинович (р. 1.9.1920), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1974), акад. АН Тадж. ССР (1965), президент АН Тадж. ССР (с 1965). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1941 Узб. университет им. Алишера Навои. В 1946-62 на педагогам, работе, в 1962-65 - на парт. и гос. работе. Ведёт науч. работу по проблемам диалектич. материализма и истории философии. Деп. Верх. Совета СССР с 1966.

М Асари барчастаи философия и марксиста (Дар бораи асари В. И. Ленин «Материализм ва эмпириокритицизм»), [Душанбе], I960; Материя ва тасвири физикии олам, Душанбе, 1966; Пай-доиш ва инкишофи таффакури фалсафй, Душанбе, 1970.

АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ (от греч. - упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физич. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых филос. школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество ит. п.). Целью А. может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатич. состояниям, обретение «сверхъестеств. способностей» (йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа в т. д. Нередкий мотив А.- отказ от пользования привилегиями в условиях обществ. неравенства (толстовство идр.). А. представляет собой одну из характерных черт ранних крест. движений, грубоуравнитель-ного неразвитого коммунизма и «казарменного коммунизма».

АСМУС

Валентин Фердинандович [18(30). 12. 1894, Киев, - 5.6.1975, Москва], сов. философ, д-р филос. наук (1940). Окончил историко-филологич. факультет Киевского университета (1919). С 1919 на научноисследоват. и педагогич. работе. Проф. Моск. университета (с 1939) и старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1968). Осн. работы по вопросам истории философии (в частности, истории нем. идеализма и рус. философии), теории и истории логики, эстетики и литературоведения. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании труда «История философии».

Диалектич. материализм и логика, К., 1924; Диалектика Канта, М., 19302; Логика, [М.], 1947; Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Декарт, М., 1956; Демокрит, М., 1960; Нем. эстетика 18 в., М., [1963]; Проблема интуиции в философии и математике, ?., 19652; Избр. филос. труды, т. 1-2, М., 1969-71; Иммануил Кант, М., 1973; Платон, ?., 19752; Античная философия, М., 19762.

АССОЦИАНИЗМ

АССОЦИАНИЗМ - ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно которой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» - ощущений и связывающего их «цемента» - ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.

Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической - Г. Эббингауз и образной - Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Некоторые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.

Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. Ассоцианизм.

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (от позднелат. associatio - соединение) в психологии, связь, образующаяся при определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи - актуализация А.- состоит в том, что появление одного члена А. регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиологич. основой А. считается условный рефлекс.

Идея связи представлений развивалась уже в антич. философии (Платон, Аристотель). Термин «А.» был впервые введён Л окком (1698), который, однако, обозначил им «...неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. А. стала осн. понятием ассоцианизма. Одна из распространённых классификаций А. основана на временных условиях их возникновения: если связь между психич. образованиями возникает благодаря их одноврем. появлению в сознании, говорят об А. по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об А. по смежности во времени. Др. классификация основана на различии содержания психич. образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той А., которая при этом актуализируется; по этому основанию различают А. по смежности, А. по сходству и А. по контрасту.

Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959.

АСТИКА

АСТИКА (санскр., от асти - он есть, существует), в Др. Индии обозначение религ.филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, верящих в существование трансцендентного мира («астипаралока»), соответственно в жизнь после смерти и, следовательно, признающих авторитет Вед; противоположность А.- настика. К А., или ортодоксальным даршанам, относили мимансу, веданту, санкхью, йогу, нъяю, вайшешику (иногда и некоторые др. школы, исходящие из принципов, сформулированных в Ведах). Хотя в более позднее время слово «астика» стало обозначать просто верующего в бога, первоначально отнесение к астич. даршанам не было связано с признанием бога как творца мира (напр., миманса и санкхья отрицают характеристику бога как демиурга). Иногда к А. относят также буддизм и джайнизм, но только в том узком смысле, что последователи этих двух систем верят в жизнь после смерти.

АТАРАКСИЯ

АТАРАКСИЯ (греч., букв.- отсутствие волнений, невозмутимость), термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел.

см. Эпикур.

АТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТОМИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТРИБУТ

АТРИБУТ - аттрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи - движение. Термин «А.» встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций.

АФАНАСЬЕВ

Виктор Григорьевич (р. 18.11.1922, с. Актаныш Актанышского р-на Тат. АССР), сов. философ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1981, чл.-корр., 1972). Чл. КПСС с 1943. В 1940-53 в Сов. Армии. Окончил заочно Читинский педагогич. институт (1950). С 1953 преподавал философию и науч. коммунизм в Челябинском педагогич. институте, в Академии обществ. наук при ЦК КПСС. В 1968-74 зам. гл. ред. газ. «Правда», в 1974 - 76 гл. ред. журн. «Коммунист», с 1976 гл. ред. гаа. «Правда». Осн. труды по проблемам научного коммунизма, управления, филос. вопросам биологии. Чл. ЦК КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета СССР с 1979.

Проблема целостности в философии и биологии, М., 1904; Науч. управление обществом, M., 19732; Социальная информация и управление обществом, М., 1975; Человек в управлении обществом, М., 1977; Основы филос. знаний, M., 197811; Системность и общество, М., 1980; Общество: системность, познание, управление, М., 1981.

АФФИЦИРОВАНИЕ

АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficio - причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Термин «А.» берёт начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре» (1613) Гоклениус различал внеш. A. (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутр. A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств. движения («Страсти души», 1649, §§ 23-25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается путём их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами А. даёт, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом.

Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-Я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, который толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент его собств. активности.

Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.

Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектикоматериалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания.

см. Ощущение, Теория познания.

Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, M., 1964, с. 127-43; Шеллинг Ф. В., Система трансцендентального идеализма, пер. с нем., М.- Л., 1936, с. 96 -136, 273-89; Кант и кантианцы, М., 1978.

АХИНСА

АХИНСА [санскр., букв.- непричинение вреда (живому)], воздержание от нанесения вреда живому, наиболее характерный этич. принцип инд. философии и религии, являющийся дополнением тапаса. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей природы. Восходит к добрахма-нистско-ведийским представлениям, осмысленным в филос. категориях брахманизма. Доминирующее нравств. правило в индуизме, приобретает особое значение в буддизме и джайнизме. Важнейшая характеристика А.- её универс. направленность на всё живое без к.-л. ограничения и выбора; оборотной стороной этого оказывается слабость нравств. акта: А. предстаёт прежде всего как постоянное чувство жалости к окружающему, так что речь идёт здесь скорее об определ. нравст, настроении, а не о к.-л. действии.

АХУНДОВ

Мирза Фатали [30.6(12.7). 1812, Шеки, ныне Азерб. ССР, -26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. фи-лософ-материалист и атеист, драматург, обществ, деятель. Мировоззрение А. формировалось под влиянием прогрессивных филос. и науч. идей мыслителей Азербайджана и России. А. сблизился с сосланными на Кавказ декабристами - А. А. БестужевымМарлин-ским, А. И. Одоевским. А. хорошо знал историю философии стран Востока и Запада, в частности работы франц. материалистов 18 в. В 60-х гг. написал филос. трактат «Три письма инд. принца Кемал-удДовле к перс. принцу Джелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего» и перевёл его на рус. и перс, языки; ему принадлежат также филос. ст.«Критика „Ек кельме"», «Ответ философу Юму» и др.

Отвергая идею о боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, А. придерживался той т. зр., что бытие Вселенной в своём происхождении не нуждается в к.-л. другом бытии. Частицы, из крых состоит Вселенная, есть атомы. «Как время, так и пространство суть атрибуты этого существа» - Вселенной (Избр. филос. произв., Баку, 1953, с. 107). В природе господствует строгая закономерность. А. отвергал бессмертие души. Все религии, по А.,- «абсурд и вымысел», гл. тормоз в развитии и раепространении просвещения, науки и культуры; страх, надувательство и обман - их основа. Считая ощущения результатом воздействия внеш. мира на органы чувств человека и источником познания, отводя большую роль в познании также и разуму, А. не смог, однако, постигнуть диалектику перехода от чувств, знания к логич. мышлению.

Выступая за «прогресс и цивилизацию», против феод, порядков и деспотизма, А. уповал на нар. избранника, который учредит парламент и будет заботиться о народе; вместе с тем он допускал, что подобное преобразование может быть осуществлено и путём насильств. свержения угнетателей. «...Сам народ должен издавать законы соответственно положению и требованиям эпохи, выработать конституцию и следовать ей» (Избранное, М., 1956, с. 271). А. был сторонником единения азерб. и рус. народов.

А.- основоположник азерб. драматургии. Работы А. оказали большое влияние на развитие культуры народов Востока.

Ахвердов А., Жизнь и деятельность Мирзы Фатали А., [Б., 1928]; Гусейнов Г. Н., Филос. взгляды ?. ?. ?., Б., 1942 (лит.); его ж е, Из истории обществ, и филос. мысли в Азербайджане в 19 в., Б., 19582; К а с у и о в ?. ?., ?. ?. А. и рус. революц.-демократии, эстетика 19 в., Б., 1954; М е л и-к о в а М. Ф., Обществ.политич. взгляды ?. ?. ?., Б., 1958; Рафили М. Г., ?. ?. ?., Жизнь и творчество, Б., 1957; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 737-45; История философии, т. 2, М., 1957, с. 413-15; Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение ?. ?. ?., М., 1962; P з а е в А. К., Политич. взгляды ?. ?. ?., В., 1968.

АШАРИ

Абу-ль-Хасан (873/874, Басра,-935 или 941, Багдад), мусульм. теолог. наряду с Матуриди один из основоположников ортодоксального калама. В полемике с крайними рационалистами - мутазилитами А. пользовался их же методами, доводы разума он стремился соединить с буквальным следованием авторитетам. А. выступал как против дословного понимания текстов Корана, так и против крайнего аллегоризма в их истолковании. В отличие от мутазилитов, отождествлявших атрибуты и сущность бога, А. доказывал существование извечных атрибутов бога, отличных от его сокровенной сущности, отстаивая, в частности, несотворённость Корана как атрибута речи бога. А. признавал существование эсхатологич. реалий, описываемых в Коране (напр., весы деяний, мост испытания и т. п.), и утверждал возможность непосредств. видения бога. А. был сторонником мутазилитской концепции присвоения - касб, критикуя одновременно как крайних фаталистов - джабаритов, так и защитников свободы воли - мутазилитов. Последователи А. некоторое время подвергались преследованиям со стороны более ортодоксальных правоведов. В 10-11 вв. учение А. получило широкое распространение в суннитском исламе.

Макалят аль-исламийин, т. 1-2, Стамбул - Лейпциг, 1929-30; Kitab al-ibanah an usul ad-diyanah, transl. with introd. and notes by W. Klein, New Haven, 1940; The theology of aJ-Asha-ri, ed. and transl. by R. J. McCarthy, Beyrouth, 1953.

M a k d i s i G., Ashari and the asharites in Islamic religious history, «Studia islamica», 1962, v. 17, p. 37-80; 1963, v. 18, p. 19-38; A l l a r d M., Le Probleme des attribute divins dans la doctrine d'alAshari et de ses premiers grands disciples, Beyrouth, 1965.

АЭТИЙ

АЭТИЙ, согласно концепции Г. Дильса - автор единственного сохранившегося полностью доксо-графич. (см. Доксографы) компендия «Свод мнений», составленного ок. 100 и реферирующего «Физич. воззрения» греч. философов от Фалеса до Ксенарха Перипатетика (современник Августа). Текст А. реконструирован Дильсом в 1879 из двух редакций: 1-й кн. «Физич. эклог» (выборок) Иоанна Стобея (нач. 5 в.) и дошедшего под именем Плутарха «Компендия физич. мнений философов» в 5 кн. (лат. сокращ. «De Placitis Philosophorum», или просто «Placita» - «Мнения»; составлен ок. 150), а также цитат гл. обр. у патристич. авторов. После Дильса до недавнего времени было принято цитировать уже не Стобея и Псевдо-Плутарха, а А. по сводному тексту. Однако имя А. засвидетельствовано очень плохо (только уцерк. писателя 5 в. Фео-дорита, нередко путающего имена), атрибуция и датировка Дильса ненадёжна; на сводный текст следует поэтому ссылаться как на «Мнения философов». Возможно, автором их был филос. учитель Августа Арий Дидим. В любом случае их следует датировать 2-й пол. 1 в. до н. э. Согласно Дильсу, для периода от Фалеса до Платона «Мнения философов» используют материал «Физич. мнений» Теофраста и в своей композиции отражают их структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2), метеорология (кн. 3), психология (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).

Издания. Сводный текст: D i е I s H., Doxographi Graeci, Berolini, 1879, p. 267-444; Редакция Стобея: S t o b a e-us I., Anthologium, re. C. Wachsmuth et 0. Hense, v. 1, Berolini, 1884 (Printed in Germany, 1958); Редакция Псевдо-Плутарха: Plutarch! Moralia, ed. J. Mau, v. 5, fasc. 2 p. 1, Lpz., 19712.

Предыдущая страница Следующая страница