Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
АТЕИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АТЕИЗМ

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. ? - отрицат. частица и 9 - бог; букв.- безбожие), система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, к.-л. сверхъестеств. сил, существ, религию вообще. Содержание понятия «А.» изменялось в ходе истории и было тесно связано как с характером религ. учений, так и с развитием самого А. Научный А. не следует отождествлять с пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием. Его составными частями являются филос., историч., естественнонауч. критика религии, атеистическое воспитание и пропаганда.

А. в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религ. вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. верований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч. нар. религии, крым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. В антич. время рождаются различные концепции происхождения религии: Демокрит выдвигает идею о возникновении веры в богов из страха перед грозными силами природы; афинскому тирану Критию приписывается взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый А. очень редок (легенда о «трёх обманщиках»), но зато можно проследить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде ср.-век. ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда, Оккама и др.

Становление капиталистич. способа производства требовало развития науки, что привело к столкновению с церковью и религ. догматикой. «...Паука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдающихся учёных, обосновывавших гелиоцентрич. картину мира, сыграли огромную роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христ. идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила мн. мыслителей к пантеизму (Бруно, Л. Ванини, Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Гоббс, Ньютон), скептич. рационализму в вопросах религии (Мон-тень, П. Бейль, Вольтер).

Представителями последовательного А., «бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 45, с. 26), выступили франц. материалисты 18 в. Видя в религии преим. продукт обмана и невежества, франц. материалисты боролись за освобождение от религ. предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Недостаточность их А. связана с неисторич. подходом к религии и обществ, развитию. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Фейербах, который с позиций антропологич. материализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии Фейербах видел в «самоотчуждении» человека, проекции человеч. чувств и желаний в образах фантастич. существ - богов. Ограниченность антропологич. понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиц. религию новой «религией человеколюбия».

А. в 19 в. связан в значит. степени с достижениями естеетвеннонауч. мысли. Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонауч. «монизма» и организовал «Союз монистов» для борьбы с религ. мировоззрением. Атеистич. направленность имел вульгарный материализм Бюхне-ра, Фохта, Молешотта.

С позиций иррационалистич. философии жизни подверг критике христианство и религию Ницше. В 20 в. иррационалистич. линия критики религии получила развитие в т. н. атеистич. экзистенциализме (Хайдег-гер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил Фрейд.

В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой рус. мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение которых складывалось в русле деизма. Рус. революц. демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикре-постнич. борьбы. Естественнонауч. традиция критики религ. миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева.

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материа-листич. понимание истории привело к выработке науч. взглядов на религию как социальное явление, возникновению науч. А. Маркс и Энгельс показали недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастич. отражение действительности и иллюзорное избавление от гнёта этой действительности. По словам Маркса, «р е л и-г и о з н о е убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеч. отношений и становится возможным тогда, когда «...отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех обществ.-историч. условий, которые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство религ. предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономич., историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...м а-териалистически объяснить источник веры и религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отношение коммунистов к религии, Ленин писал: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии науч. А. сыграли Г. В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Диц-ген и др. марксисты.

После победы . революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистич. пропаганды закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от ре-лиг. предрассудков является одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью комму-нистич. воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистич. строительства. Если в сер. 30-х гг. в городах 1/3 взрослого населения, а в деревне - 2/з были верующими, то в кон. 70х гг., по данным социологич. исследований, активные верующие составляют 8-10% взрослого населения. В совр. условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистич. работа, охватывающая теперь все слои, группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль А. в построении в СССР общества, где господствует научно-материалистич. мировоззрение.

Маркс К. и Энгельс Ф., Об А., религии и церкви, Сб., ?., 197?, Ленин В. И., Об А., религии н церкви, Сб., М., 1969; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О религии, Сб., М,, 1975; О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. государства, ?., 19812; Материалы XXVI сьезда КПСС, М., 1981; М а у т н е ? ?., А. в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.-М., 1924; Ворони ц ин И. П., История А., Рязань, 19303; История свободомыслия и А. в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный А., Избр. тр., М., 1972; История и теория А., М., 1974; Научный А., М., 1978; Mauthner Fr., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd l-4, Stuttg.--B., 1920-23; Borne E., Atheism, N. ?., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd 1-2, B., 1966-67; Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971.

Ю. Б. Пищик.

В начало словаря