Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
АТМАН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АТМАН

АТМАН (санскр.- дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях - всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в упанишадах.

Учение об А. восходит к «Рпгведе», где А. обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания; в этом отношении А. может отождествляться и с пуру-шей. В ранних упанишадах А. понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях: когда А. отождествляется с телом человека, брахман воплощается как космос; когда А. отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой; когда А. отождествляется с носителем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара; наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).

Учение об А. получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его принципы: от устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» - это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чистого бытия), не ограниченное конкретными объектами; А. скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в боге, брахмане; открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания - самопознание, которое одновременно есть и познание бога и связано с достижением высшего блаженства. Помимо веданты теория А. активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих модификаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконечной субстанции, обладающей сознанием).

Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании А. как целостной субстанции: есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллюзии постоянной души. В махаяне была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.

Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1-2, М., 1956-57; W a U е s e r M., Das Problem des Ich, Hdlb., 1903; Stcherbatsky T h., The soul theory of the Buddhists, «Изв. Росс. АН», 1919, т. 13, с. 823-54, 937-58; Narahari H.G., Atman in pre-Upani-sadic Vedic literature, Madras, 1944; Gunther H., Das Seelenproblem im alteren Buddhismus, Konstanz, 1949; Troy Wilson Organ, The self in Indian philosophy, The Hague, 1964; Damodaran Edavana, Critique of Self, [Bombay], 1966; Dasgupta S. N., A history of Indian philosophy, v. l-5, Delhi, 1975.

В начало словаря