Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАУ")

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н. выделяется в относительно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится всё более сложным и опосредованным. Осн. требования к науч. Н.- однозначность замысла, система методов Н., объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного Н., либо применения иных методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента). На первый план всё больше выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).

Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большой мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения

к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включённое) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и глубиной его осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем Н.

Роговин М. С., Введение в психологию, М., 1969, гл. 6; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М., 1972, гл. 4, § 1;

см. также лит. к ст. Эксперимент.

НАВЫК

НАВЫК - доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собств. смысле слова. В отличие от привычки Н., как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определ. условиях.

Бернштейн ?. ?., О построении движений, ?., 1947; Ходжава 3. И., Проблема Н. в психологии, Тб., 1960.

НАВЬЯ-НЬЯЯ

НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.- новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, - в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики. Основоположник Н.н.- Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в котором впервые появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15-16 вв.: Пакшадхара, Рагхунатха Широмани, автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н. Матхуранатха Таркавагиша (17в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.

Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы Н.-н., не ограничиваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отношений между самими вещами. В духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями или цельными образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности процесса доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из предыдущих стадий доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к результатам, которые были достигнуты в аристотелевской логике, а в некоторых случаях опередила её и даже математич. логику (напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов по Н.-н. находились на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств. языком. Вместе с тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто вынуждены были оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич. конструкциями. Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и эпистемологии.

Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Инголлс Д. Г. X., Введение в инд. логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattvacinta-mani-rahasya, Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the Tattva-cintamani, Dordrecht, 1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l a l D. K., The NavyaNyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in Navya-Nyaya philosophy, Camb. (Mass.), 1968.

НАГАРДЖУНА

НАГАРДЖУНА (2в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика, один из учителей ма-хаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение «Праджнапарамита-сутр». Гл. соч. Н. «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как «Н.-шастра» или «Сутры H.». H. назвал свою философию «средним путём», в согласии с определяющим понятием раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложение собств. концепции, а опровержение существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным «диалектич.» методом демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своём гл. соч. Н, опровергая учение вайбхашики (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной связи и др. понятий.

Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904;

см. также лит. к ст. Мадхъямика.

НАГЕЛЬ

НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по мн. вопросам позицию логического эмпиризма, Н. в то же время выступает против неопозитивистского принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и опыта в науч. познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки индетерминизм, опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.- логика и методология науки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о том, что в мире действуют лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации человеч. тела; в мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, которые не следует рассматривать как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет никаких оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистич. подход в обществ. теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество является «случайным событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с фактич. физич., биологич. и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала определяется его способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.

Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований необходимости законов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на основе их функций в соответств. контексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопросами квантовой механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.

An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R. Cohen); Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays in the philosophy of science, Glencoe, 1956; Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N. Y., 1961.

Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; Каримский А. М., Философия амер. натурализма, М., 1972.

НАДСТРОЙКА

НАДСТРОЙКА - понятие историч. материализма, обозначающее совокупность идеологич. отношений, взглядов и учреждений определ. общества. В неё входят государство, политич. и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия, искусство.

см. Базис и надстройка.

НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ

НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ - филос.-эстетич. понятия, предложенные Шиллером («О наивной и сентиментальной поэзии» - «Uber naive und sentimentalische Dichtung», 1795) для характеристики двух противоположных типов художеств. творчества и миросозерцания, основанных соответственно на пластическом видении объективных вещей природы и на рефлексии, разъединяющей творч. субъект и предметный мир. Эти понятия одновременно обозначали у Шиллера два типа культуры - античный и современный, однако оба типа творчества могли сосуществовать и в современности (Шиллер и Гёте как противоположности). Типология Ш. была подхвачена на рубеже 18-19 вв. («классическое» и «романтическое») в эстетике и философии культуры романтизма, модифицируясь в дальнейшем в различных понятиях и концепциях 19-20 вв. (аполлоновское и дионисийское идр.).

Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., [1963].

НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ

НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ - стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденной практике представление о том, что все характеристики внеш. мира, данные в жизненном опыте, адекватно и исчерпывающе выражают объективную реальность. Н. р. представляет собой бессознательно материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая существование внешнего мира независимо от нашего сознания (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 49). Материалистич. предпосылка, из которой исходит Н. р., сознательно кладётся филос. материализмом в основу теории познания. Вместе с тем Н. р. сталкивается с неразрешимыми трудностями при объяснении природы познания, в частности таких проблем, как взаимоотношения знания и предмета, иллюзии и реальности, непосредственно данного и опосредованного в знании и др., науч. решение которых даётся в диалектич. материализме. Претензия на близость к позиции Н. р. характерна для эмпириокритицизма, неореализма, лингвистич. философии, некоторых разновидностей феноменологии, однако в действительности представители этих направлений подвергают наивно-реалистич. точку зрения йдеалистич. истолкованию.

см. также ст. Естественнонаучный материализм и Лит. к ней.

НАЛБАНДЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАМА-РУПА

НАМА-РУПА (санскр., имя - форма), понятие инд. философии, получившее особое развитие в буддизме, где оно означает определ. психофизич. единство и вместе с пудгалой и собранием скандх выступает как эквивалент человеч. «Я». Охватывает две обширные сферы: нама - все психич. компоненты, рупа - все чувственные. В соответствии с классификацией на 'пять скандх, рупа охватывает 1-ю скандху, нама - все остальные (ведана, санджня, санкхара и виджняна). В отличие от собрания скандх поляризация двух сфер Н.-р. позволяет отождествлять наму с духовным началом, рупу - с материальным. Комбинация Н.-р. возникает в процессе волнения дхарм по закону пратитья-самутпады.

НАРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - революция, осуществляемая широкими слоями народа в противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам. Н. р. поднимает к участию в историч. творчестве нар. массы, которые выступают активно, со своими собств. экономич. и политич. требованиями. Н. р. могут иметь различное обществ.-экономич. содержание. Так, народными были, напр., Великая франц. революция и Революция 1905-07 в России. Сравнивая три бурж. революции нач. 20 в.: португальскую, турецкую и русскую, В. И. Ленин писал о первых двух, что «..."народной" ни та, ни другая не являются...» (ПСС, т. 33, с. 39). Революция 1905-07 в России была «... несомненно, "действительно народной" революцией, ибо масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные гнётом и эксплуатацией, поднимаясь самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих попыток посвоему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (там же). К числу Н. р. 20 в. относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и Азии, а также Кубинская революция 1959, осуществлённые при широком участии трудящихся масс, нац.освободит. и нац.-демократич. революции. Наиболее глубокими Н. р., совершаемыми рабочим классом в союзе со всеми трудящимися, являются социалистические революции.

НАРОДНИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНОСТЬ

НАРОДНОСТЬ - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражалось в постепенном смешении племён, замене прежних кровнородств. связей территориальными. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования Н. завершился в основном в период феодализма (древнерус., польск., франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Н. обычно складывались из неск. племён, близких по своему происхождению и языку (польская - из слав. племён: полян, вис-лян, мазовшан и др.), или из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоевания одних племён другими (французская - из галльских племён, рим. колонистов и герм. племён: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. её частями, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хоз. общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистич. отношений и усилением экономич. и культурных связей Н. превращаются в нации. Н., оказавшиеся разделёнными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.), Древнерус. Н. явилась общим корнем рус., укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации. Не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. В СССР некрые Н. (туркменская, киргизская и др.) превратились в нации, минуя капиталистич. стадию развития. Многие Н. (особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своём развитии, могут и не превратиться в нации; с течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, усваивают их культуру и язык и постепенно сливаются с ними.

Распад колон. системы империализма и завоевание мн. странами Азии и Африки гос. независимости ускорили процессы этнич. консолидации и рост нац. самосознания. Из племенных территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., Что такое «Друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; Алексеев В., Род, племя, П., нация, М., 1962; Численность и расселение народов мира, М., 1962; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969.

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНЫЕ МАССЫ И ЛИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСИЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТИКА

НАСТИКА (санскр., от на асти - он не существует, его нет), в Др. Индии обозначение религ.филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, отрицающих существование трансцендентного мира и не верящих в жизнь после смерти, а следовательно, и не признающих авторитета Вед. В «Законах Ману» словом «Н.» обозначали нигилиста, от которого, однако, отличали еретика - «пашанда»; позже это слово стало относиться к атеистам вообще. Противоположность Н. - астика. К Н., или неортодоксальны.« даршанам, относят локаяту, адживику, в определ. смысле ранний буддизм и ранний джайнизм; наиболее характерным считается учение адживики, которое занимает среднее положение между скептицизмом и материализмом локаяты и агностицизмом и этич. идеализмом буддизма и джайнизма.

Осн. принципом философии Н. является отрицат. отношение к любым сверхчувств. принципам: непризнание существования гл. авторитетов ведийского мировоззрения - бога-абсолюта и отличной от тела души (брахмана и атмана), будущей жизни и т. д. Н. утверждает бытие строго индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собстп. природы, не имеющей повторений и аналогий. Ничто не в состоянии изменить определяемую этой природой судьбу объекта. Этот фаталистич. детерминизм был особенно подчёркнут адживикой. В этич. отношении отрицание религ. и вообще к.-л. авторитетов привело впоследствии, с одной стороны, к прямому гедонизму чарваки, с другой - к провозглашению практики индивидуального совершенствования и воспитания личности (буддизм и джайнизм). Н. оказала влияние на йогу и санкхью, на формирование философских систем индуизма.

Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, пер. с англ., ?., 1961; Shаntri D. ?., A short history of Indian materialism, sensationalism and hedonism, Calc.- Га. о.], 19572; Вarua B., A history of Pre-Buddhistic Indian philosophy, Delhi 1970.

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ - целостная форма жизнеощущения человека, общий «строй» («тон»), состояние его переживаний, «расположение духа». В Н. человека в своеобразной, «симптоматич.» форме находят своё глубочайшее выражение и осуществление личностное жизнеотношение, определ. способ соответствия личности требованиям жизненной ситуации. Сфера II. неоднородна, простираясь от нерасчленённо переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» Н.) до таких вполне отчётливо выраженных форм жизнеощущения, как, напр., скука, печаль, скорбь, тоска, страх, отчаяние или, напротив, увлечённость, ликование, радость, восторг, надежда, просветлённость и т. д. Выступая как бы общим смысловым контекстом всей душевной жизни и деятельности человека, Н. интимно проникает и определяет все отд. частные переживания и поступки личности.

НАТОРП

НАТОРП (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, - 17.8.1924, Марбург), нем. философ-идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала науч. познания; соответственно кантовское принципиальное различие между априорными формами чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логич. проблему: как всё содержание науч. знания определяется изначальным актом мышления («первоисточником») -- связыванием обособления и объединения. Классич. примером науч. знания Н. считает математич. анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех спец. объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории антич. философии (особенно о Платоне)Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта, интерпретируемым в духе марбургской школы.

П. уделял большое внимание проблемам т. н. социальной педагогики, которая связана с возникшей внутри

марбургской школы идеей «этич. социализма». Осн. мотив социальной педагогики Н. - образование индивида с целью включения его u движение человечества к идеальному обществу, где личность рассматривалась бы не только как средство, но и как цель. Социально-лолитич. взгляды Н. представляют собой вариант бурж. либерализма.

Plato's Ideenlehre, Lpz., 192l2; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme, Gott., 192l3; Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften, Lpz., 19233; Philosophische Systematik, Hamb., 1958; в рус. пер.- Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Кант и Марбург-ская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913.

Совр. бурж. философия, М., 1972, с. 38-43; Grale I., Das Problem des menschlichen Seins in der Philosophie P. Natorps, Wurzburg, 1933.

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа) в ф и л о с о ф и и, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего. Т. к. понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пекоторым разновидностям материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.), так и некоторым идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью (гилоэоизм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатич. условиями, географич. средой (географич. школа в социологии), биологич. и расовыми особенностями людей и т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич. эволюционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17-18 вв., исходившей из некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств. общества, естеств. морали, естеств. права).

Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает специфич. характер закономерностей социально-историч. развития, не сводимых к к.-л. абстрактным и неизменным «природным» началам.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. iiatura - природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки, напр. атомистич. гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Само понятие «H.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).

В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.

В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д. М. Вел-ланский, а также некоторые естествоиспытатели.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали значение «старой» Н., однако показали её историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «... заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, ... натурфилософии пришел конец» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 304-05). Попытки возрождения Н. были предприняты в кон. 19 - нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.

Диалектич. материализм, исходя из ленинского разграничения филос. понятия материи и естеств.науч. её исследования, исключает возможность существования Н. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естеств. науками и директивной по отношению к ним.

Кузнецов Б. Г., Эволюция картины мира, М., 1961; Dingler H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Naturphilosophie. Von der Spekulation zur Wissenschaft, hrsg. v. H. Horn, R. Lother, S. Wollgast, B., 19G9.

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУКА ЛОГИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУКОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУКОУЧЕНИЕ"

"НАУКОУЧЕНИЕ" («Wissensehaftslehre»), общее обозначение комплекса соч. Фихте, в которых он на протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке», отождествлявшееся им с философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от традиц. понимания философии как онтологии - науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и Спинозы); при этом теория знания в «Н.» тождественна теории бытия. В качестве абс. единства знания «Н.» должно, но Фихте, содержать в себе обоснование всех частных наук; ато законченная система, в которой начало («Я равно Я») есть и её конец. Система «Н.» делится на три части: учение об основоположениях, учение о теоретическом «Я» и учение о практическом «Я».

Комплекс соч.- в соответствии с филос. эволюцией Фихте - распадается па два цикла. К 1-му относятся опубл. в 1794-1802 соч. «О понятии II., или т. н. философии», 1794 (испр. изд. 1798); «0снова общего Н.», 1794 (испр. изд. 1802); «Очерк особенностей II. по отношению к теоретич. способности», 1795; «Первое введение в И.», 1797; «Второе введение в Н. для читателей, уже имеющих филос. систему», 1797; «Опыт нового изложения Н.», 1797 (не окончен, обрывается на 1-й гл.- из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Рус. цер. всех этих работ в 1-м т. Избр. соч. (1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекь-яна под ред. Е. Н. Трубецкого).

2-й цикл работ (1801-12), опубл. уже после смерти Фихте его сыном в Собр. соч. 1845-46, содержит: «Изложение Н. 1801 г.»; «Н.» - лекции 1804 г.; «Сообщение о понятии Н. и его дальнейшей судьбе, написанное в 1806 г.»; «Н. в его общих чертах», 1810; «Н.» - лекции 1812 г.; «Н.» - лекции, читанные весной 1843, но оставшиеся незаконченными вследствие начавшейся войны; вступит. лекции к «Н.», читанные осенью 1813 в Берлинском университете.

Исходное для 1-го периода понятие «Я» заменяется во 2-й период понятием «знания», с помощью крого Фихте хочет освободиться от психологич. импликаций, сопровождающих понятие «Я». Но гл. отличие «Н.» 2-го периода: знание - уже не абсолют, но только образ абсолюта, признание принципиального различия между абсолютом и абс. знанием, отказ от полного тождества знания и бытия.

см. к ст. Фихте.

НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогич. понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта: привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигат. и речевых навыков, реакций сенсорного различения л, наконец, т. н. разумное Н. у человека.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ"

"НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ" - «тех-пологич. оптимизм», течение совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого возлагают надежды на решение противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х - 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит «экологическому пессимизму». Ведущие представители - Д. Белл, Г. Кан, А. Тофлер (США), Б. де Жувенель, Ж. Фурастье (Франция), (5. Флехтхейм (ФРГ), К. Фримен, Д. Габор (Великобритания), Г. Лин-неман (Нидерланды), И. Кайя (Япония), А. Эррера (Аргентина) и др.

К этому течению в совр. зап. литературе причисляются обычно представители различных бурж. обществ. наук, выступающие против концепций социального пессимизма в основном с позиций модернизированных технологич. теорий. Науч. несостоятельность «Н.-т. о.» заключается в переоценке значения науч.-технич. прогресса при определении историч. судеб человечества и недооценке социально-экономич. факторов развития человеч. общества.

Предыдущая страница Следующая страница