Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ПАНТЕИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ (от греч. ?a? - всё и - бог), филос. учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.» - его противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко скрывались натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистич. религ. мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религ.-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ Краузе для обозначения своей идеалистич. системы, чтобы отличить её от системы натуралистич. П., ввёл термин панентеизм. Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи содержались уже в др.-инд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в др.-кит. мысли (даосизм), в др.-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.

В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, .скрытом в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на неоплатонич. учение об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении мира из ничего пантеисты развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным богом. Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях Экхарта.

Натуралистич. тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 - нач. 17 вв., когда он лёг в основу большинства натурфилос. учений, противостоящих креационизму господствовавших монотеистич. религий (в особенности уитал. философов Дж. Кардано, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «...природа... есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., «...местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар. Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала оставаться осн. руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза; опираясь на традицию П., он разработал материалистич. филос. систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».

В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Гердер, крые, в противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическогилозоистич. элементы спинозизма. Филос. системы таких нем. идеалистов, как Шеллинг и Гегель, по словам Ф. Энгельса, «...пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (там же, т. 21, с. 285). В дальнейшем развитии философии П. утрачивает своё значение.

Соколов В. В., К историч. характеристике П. в зап.-европ. философии, «ФН», 1960, № 4; J ase he G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptforrnen..., Bd l-3, B., 1826-32; Plumptre C. E., General sketch of the history of Pantheism, v. 1-2, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz. - В., 19212; S i w e k R. P., Spinoza et le pantheisme religieux, nouv. ed., P., 1950; Helpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, Harab., 1951.

В. В. Соколов.

В начало словаря