Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕТ")

ПАВЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА - филос. направление 14- 16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродисийского. Получила распространение в университетских центрах Сев. Италии - Падуе, Мантуе, Ферраре, Болояье. Зарождение её связывается с деятельностью проф. Падуанского университета Пьетро д'Абано (кон. 13 - нач. 14 вв.). К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали профессора Падуанского и Болонского унтов Анджело д'Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верния, Пьетро Траполино, Марко Антонио Дзимара, Алессанд-ро Акиллини, Агостино Нифо. В филос. построениях некоторых представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей томизма. В целом для П. ш. характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы П. ш. развивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологич. представление о несо-творённости человеч. рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеч. воли, о естеств. детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итал. философов П. Помпонацци, Дж. Бруно, Дж. Ванини.

Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., Ц903]; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Nаrdi В., Saggi sulraristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, в сб.: Atti del XII Congresso internationale di (ilosofia, v. 9, Firenze, 1960; Randall J. H., The school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961.

ПАЛАМА

ПАЛАМА - см. Григорий Палама.

ПАЛИНГЕНЕСИЯ

ПАЛИНГЕНЕСИЯ (греч., от - опять, вновь и - рождение, т. е.- новое рождение, возрождение), термин др.-греч. философии.

1) Первоначально в стоицизме означал «возрождение» мира после мирового пожара (экпюросис) (Хрисипп SVK II, 191, 187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Аврелий II, 1: «периодическая П. всех вещей») и был синонимом др. термина для «вечного возвращения» - апо-катастасиса, «восстановления»; такое употребление встречается у Прокла (комм, к «Тимею» 3, 241 Diehl).

2) Позднее термин «П.» попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе; впервые в значении «возрождения в новом теле» употребляется у Плутарха (De esu carnium 4, 998 с; De Is. 72, 379e, зачатки уже у Пла-тона - Менон 81Ь); во множеств. числе (-V) - «инкарнации». Неопифагореец 2 в. н. а. прений, по свидетельству Немесия Эмесского («О природе человека» 3, 117 Matthaei), написал трактат «О П.» (сохранилось 11 цитат), причём П. «он называет реинкарнацию» (Немесий). 3) В эллинистич. мистериальных культах - «новое рождение» при посвящении в таинства (см. особенно 13-й трактат «Герметич. корпуса»); П. совершается при жизни и означает духовное обновление-возрождение, которому предшествует символич. смерть старого, греховного человека. К этому кругу идей восходит «купель нового рождения» (П. в Новом завете, Тит 3,5 - об обряде крещения); термин «П.» применяется также и к воскресению (Матф. 19, 28). 4) В эпоху Возрождения П. становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения антич. жизни, науки и искусства.

Dorrie H., «Palingenesia», в кн.: Der kleine Pauly, Bd 4, Munch., 1972, S. 428-29; Reitzenstein R., Die hellenistischen Mysterienreligionen, Lpz.- В., 19273, S. 267-70; Harnack A., Die Terminologie der Wiedergeburt..., в кн.: Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 42, H. 3, Lpz,, 1918, S. 97-143; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion., Bd 2, Munch., 1961, S. 685-93.

ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНЕНТЕИЗМ

ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. ?? »?? - всё в боге), религ.-филос. учение, согласно крому мир пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и является личностью; синтез теизма и некоторых аспектов пантеизма. Термин введён К. Краузе (1828).

ПАНИНИ

ПАНИНИ (5в. до н. э.), др.-инд. языковед, автор «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»), исчерпывающе полной грамматики санскрита, являющейся классич. образцом системного подхода к языку. Значение труда П. далеко выходит за пределы языкознания; разработанные П. методы описания языка (установка на полноту, логич. простота и краткость) тесно связаны с общими проблемами логики и методологии. Вводимое П. понятие нулевого элемента в языке как значимого отсутствия представляет собой точную аналогию др. открытия др.-инд. науки - употребления нуля в математике. П. последовательно разграничивает язык-объект и описывающий его метаязык, который строится как формализованная запись алгебраич. типа и является (наряду с языком математики) одним из ранних образцов специализиров. языков науки. Развитие структурной лингвистики и семиотики обусловили обострённый интерес к труду П. в совр. науке.

Grammatik, hrsg. v. O. Bohtlingk, Lpz., 1887; La grammaire de Panini, ed. par L. Renou, v. 1-2, P., 1966.

Топоров В. Н., О некоторых аналогиях к проблемам и методам совр. языкознания в трудах древнеиндийских грамматиков, «Краткие сообщения Ин-та народов Азии», 1961, в. 57, с. 123-33; Димри Д ж. П., П. и его «Восьмикнижие», «Народы Африки и Азии», 1973, № 6; Agrawala V. S., India as known to Panini, [Lucknow], 1953; Misra V. N., The descriptive technique of Panini, The Hague - P., 1966; Katre S. M., Paninian studies, v. 1-3, Poona, 1967-69; его жe, Dictionary of Panini, t. l -, Poona, 1968-.

ПАНЛОГИЗМ

ПАНЛОГИЗМ (от греч. - всё и - мысль, слово, разум), филос. принцип, согласно крому действительность трактуется как логич. выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Г. Гегель); разновидность идеалистич. рационализма. Возможность П. как филос. миропонимания содержалась в учении Спинозы, который определял мышление как атрибут единой субстанции. Классич. формой П. является филос. система Гегеля, согласно которому подлинная действительность есть воплощение и самосознание мирового разума, самомышление абс. идеи. По мысли Гегеля, мировой дух, истина могут быть адекватно и до конца раскрыты только в Науке логики, в системе логич. категорий. П. характерен для марбургской школы неокантианства (Г. Коген), которая абсолютизирует не логику мирового разума, а понятие и факт науки, отождествляет действительность с формами её познания, подставляя на место бытия логич. учение о нём.

см. Идеализм.

ПАНПСИХИЗМ

ПАНПСИХИЗМ (от греч. - всё и - душа), идеалистич. представление о всеобщей одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного анимизма первобытных верований и гилозоизма др.-греч. натурфилософии до развитых идеалистич. учений о душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция монады у Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейц. психолога 20 в. К. Г. Юнга и др.).

ПАНТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДИГМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДОКС

ПАРАДОКС (от греч. - неожиданный, странный), то же, что противоречие; в широком смысле - неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается достаточно трудно; в этом смысле парадоксальными принято наз. любые неожиданные высказывания, особенно если неожиданность их смысла выражена в остроумной форме. В логике П. (или антиномиями, противоречиями) наз. высказывания, в точном смысле слова противоречащие логическим законам,: недоказуемость П. (т. е. непротиворечивость) - осн. требование, предъявляемое к логич. и логикоматема-тич. исчислениям, аксиоматич. науч. теориям (см. Аксиоматический метод, Метатеория, Формализм). Напр., в различных системах аксиоматич. теории множеств отсутствие П. обеспечивается разумным ограничением постулируемых в них аксиом, в первую очередь т. н. аксиом свёртывания - формальных аналогов об-щелогич. абстракции принципа, или же путём накладывания необходимых ограничений на выразит. средства науч. теорий, в терминах крых формулируются различные свойства.

Логич. и теоретико-множеств. П. родственны т. н. семантич. П. (см. Семантика), возникающим в естеств. языках и науч. теориях из-за неограниченного и неоговариваемого спец. образом отношения именования (см. Имя). Типичный пример семантич. П.- известный ещё антич. философам П. «Лжец»: высказывание «я лгу» истинно, если предположить его ложность, но из этого, в свою очередь, следует, что оно ложно, т. е. высказывание это, если его сформулировать с надлежащими уточнениями, вообще не может считаться высказыванием (каждое высказывание, по определению, либо истинно, либо ложно). Несмотря на различие логич. (теоретико-множеств.) и семантич. П., между ними существует глубокое родство. Последнее обнаруживается при сравнении, напр., с П. «Лжеца» т. н. парадокса Рассела, согласно которому множество всех множеств. не содержащих себя самих в качестве собств. элементов, должно, по определению, содержать само себя, а следовательно,- и не содержать себя. Особенно известна и наглядна шуточная модификация этого П.- т. н. П. «Брадобрей»: «Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?». Анализ П. или в более широком смысле - уточнение науч. теорий, обусловленное тем, что новые экспериментальные данные вступают в противоречие с принципами, ранее казавшимися надёжно проверенными, составляет неотъемлемую часть общего процесса развития науки.

Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 3; Френкель А. А., Бар - Xиллел И., Основания теории множеств. пер. с англ., М., 1966, гл. 1.

ПАРАЛОГИЗМ

ПАРАЛОГИЗМ - см. в ст. Логические ошибки

ПАРАЦЕЛЬС

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,- 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение П. можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», т. н. астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с к.-л. определ. пространством, способное воздействовать на любое др. астральное тело, т. е. магич. начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей Как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатонич. понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по П., возможность магич. воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магич. созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается П. именно как практическиволевое устремление души (в этом он предвосхищает нем. идеализм кон. 18- 19 вв.).

Осн. элементы, составляющие у П. космич. тело,- земля, вода, воздух и небо; кроме них, П. признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирич. вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности.

Поскольку вся природа у П. населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; т. о., врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

П. оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-88), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гель-монта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-99), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения П. были развиты нем. романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).

Samtliche Werke, Bd 1-14, Munch.- В., 1922-36; Samt-Ae Werke, Bd 1-4, Jena, 1926-32.

Проскуряков В.,П., M., 1935; Левен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; Vogt ?., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960, Wiesbaden, 1960.

ПАРЕТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПАРМЕНИД"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД - из Элеи, в Юж. Италии (р. ок. 515 до н. э.- согласно Платону, ок. 544- согласно Аполлодору), др.-греч. философ, основатель элейской школы. Автор филос. поэмы «О природе», от которой до нас дошли довольно большие отрывки. Дожил до глубокой старости. Очевидно, испытал влияние идей Ксенофана, учившего о единстве сущего и неподвижности божества, а также влияние пифагорейцев (Диоген Лаэртий IX 21). Возможно, был знаком с учением Гераклита - систему взглядов П. легко представить себе как реакцию на учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости сущего.

П. первым из др.-греч. философов стал оперировать понятиями макс. общности, говоря о бытия (или сущем) и небытии (или не-сущем). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытия не существует (В 2 DK), а следовательно, не может существовать и пустота. Во вступлении к поэме П. изображает своё путешествие на колеснице, управляемой солнечными девами, из царства ночи к свету, а своё учение преподносит как откровение, полученное от богини (В l DK). Однако содержание поэмы находится в резком контрасте с её ми-фологич. обрамлением: поэма представляет собой попытку рационально представить в категориях мышления противоречивый движущийся мир. П. провозглашает тождество сущего и мыслимого. Бытие для П. едино и неподвижно - всякая множественность и всякое изменение представляются ему противоречивыми, а поэтому невозможными. Вселенная имеет Для него вид однородного плотного шара: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, Сверх бытия, ничего; судьба как его приковала,- Цело, недвижно оно. Все вещи, в чем смертные видят Истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: Быть, а также не быть, рождаться, а также и гибнуть, Место на место менять, обменивать цвет и окраску. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри» (В 8 D К).

П. был убеждён в том, что истинное знание даёт нам только разум, а на чувствах основываются лить недостоверные и противоречивые мнения людей (В 7 D К). Нарисовав в 1-й ч. поэмы картину мира, представлявшуюся ему истинной, П. во 2-й ч. описывал мир, как он существует во мнениях людей. В частности, возникновение мира он описывал, используя идеи милетской школы; в основе мироздания, согласно «мнению людей», лежит у П. противостояние света-огня и тьмы (В 8 и 9 D К) и смешение элементов (В 12 D К). П., по-видимому, первый пришёл к выводу о шарообразности Земли (А 44 DK), разделил Землю на кли-матич. зоны (А 44а D К) и установил, что утренняя и вечерняя звезда являются на самом деле одной и той же планетой - Венерой (Диоген Лаэртий IX 23). Учеником П. был Зенон Элейский.

Фрагменты: DK I; Parmenides, a text with transl., («mm. and critical essays, by L. Taran, Princeton, 1965.

Сornford F. M., Plato and Parmenides ..., transl. with an introd. and a running comm., L., 1939; Reinhard! K., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Fr.M., 19592; Verdenius W. J., Parmenides. Some comments on his poem, В., 19642; Merlan Ph., Neues Licht auf Parmenides, в сб.: Archiv fur Geschichte der Philosophie, B., 1966, S. 267-76; Bormann K., Parmenides, Hamb., 1971.

ПАРСОНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТИЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Ферран,- 19.8.1662, Париж), франц. религ. философ, писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в области точных наук разочаровался в них и обратился к религ. проблемам и филос. антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер. 1898). Осн. филос. труд - «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее собой наброски к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова, 1888; С. Долгова, 1892.

Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечяое молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека - непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек - «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на антропологич. проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М. Достоевского.

Oeuvres, v. 1-14, P., 1904-14; Pensees, v. 1-3, P., 1951; Oeuvres completes, P., 1976; в рус. пер.- в кн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы,- Б. П., Мысли,- Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.

Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность, СПБ, 1891; Бутру Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; Кляус В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П., М., 1979; Меsnard J., Pascal. L'homme et l'oeuvre, P., 1951; Gress ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.

ПАТАНДЖАЛИ

ПАТАНДЖАЛИ - создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не вполне ясно отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще всего указывают 2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее авторитетного руководства по философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их достижения (пути устранения страдания и факторов вызывающих страдание, средства к сосредоточению - самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи развивались и углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.

The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa, Torino, 1962.

Eliade M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; Оberhammer G., Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud- und Ostasiens und Archiv fur indische Philosophie», 1965, Bd 9; The Yoga-System of Patanjali, transl. from the original Sanskrit, Delhi, 1977 (Harvard oriental series, v. 17).

ПАТОС

ПАТОС - пафос (от греч. ?? ?? - испытываемое воздействие, перемена, страдание, страсть), термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),- её деятельность и изменения под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.- изменение всякого предмета под влиянием внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. В антич. эстетике П. как душевное переживание, волнение и страсть противопоставлялся этосу - постоянным чертам характера.

Burkert W., Zum altgrlechlschen Mitleidsbegriff, Munch., 1955.

ПАТРИОТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИЦИ

ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,- февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей - свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l-2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость «божеств. безумием» - вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.

Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. ?., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; Kristeller P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.

ПАФОС

ПАФОС - см. Патос.

ПЕЙН

ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,- 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвещения. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Великобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный против англ. монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. выступил с обоснованием бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно чёткое различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.

Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1-2, 1794- 1795, рус. пер. 1959) - воинственный антирелиг. трактат, признанный «библией амер. Просвещения». П. призывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуждениям, знание - вере. Однако П. не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие души.

Филос. позиция П. - непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физич. законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей. За политич. радикализм и антирелиг. деятельность П. подвергался преследованиям.

The complete writings, v. 1-2, N. ?., [1945]; в рус. пер.- Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969.

Баскин М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405-20; Гольдбе ? г ?. ?., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, ?. ?.-L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; Aldridge A. O., Man of reason, Phil,- N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч., лат. philosophia prima), термин философии Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию «наука» (эпистеме), или «науч. дисциплина», и может прилагаться к математике, физике, этике, поэтике (поэтому «математич. философия» на языке Аристотеля означает просто «математика»). От «частных наук» Аристотель отграничивает «первую», или высшую, философию («Метафизика» 1026 а 24, а 30; 1061 b 19), философию в собств. смысле слова, которую он называет также мудростью - «софия» («Никомахова этика» 1141 а 16; «Метафизика» 981 b 28 и др.) и которая имеет своим предметом «бытие как таковое» («Метафизика» 1026 а 31); она изучает «первые», т. е. высшие, «начала» (см. Архе), или причины сущего, т. е. прежде всего форму и материю, движущую причину, цель. По три-хотомич. классификации науч. знания в «Метафизике» (1026 а 18) П. ф. вместе с «математич.» и «физич.» философией образует троицу «теоретич.» наук и отождествляется с «теологией», предмет которой - «вечные», «обособленные» и «неподвижные сущности» [предмет физики - «обособленные и подвижные» сущности, математики - «необособленные (абстрактные), и неподвижные»]. Термин «первая» указывает не только на онтологич., но и на аксиологич. примат П. ф. - отсюда её «наивысшая ценность» («Метафизика» 1026 а 21) и «предпочтительность» по отношению к остальным разделам философии. Лекции Аристотеля но П. ф. были объединены, вероятно, Андроником Родосским (1в. до н. э.) под назв. «Метафизика» (т. е. «то, что следует после физики»).

Uhde В., Erste Philosophie und menschliche Unfreiheit. Studien zur Geschichte der ersten Philosophie, Bd l, Wiesbaden 1976.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - гносеологич. понятия механистич. материализма, введённые англ. учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о человеч. разуме» (1690) Локка (самые термины встречаются вср.-век. схоластике, напр. у Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механич. движение, покой, длительность (см. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку, - это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.

Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, крый разграничивал субъективное знание «по мнению», т. е. существующее в форме ощущения, и знание «по истине», т. е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17-18 вв., было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропониманием. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные - протяжённость и движение. Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Юм и Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внеш. объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В кон. 19-20 вв. эти идеалис-тич. взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одноврем. признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОМАТЕРИЯ

ПЕРВОМАТЕРИЯ - первая материя (греч. , лат. materia prima), термин философии Аристотеля.

см. Форма и материя.

"ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ"

"ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ" - см. «Начала теологии».

ПЕРЕЖИТКИ

ПЕРЕЖИТКИ - «остаточные» явления прошлого (обществ. отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового обществ. строя, при более высоком уровне социально-экономич. развития. Наличие П. прошлых эпох отмечали ещё философы Др. Греции. Первые серьёзные попытки объяснить это явление предпринимались мыслителями нового времени. Так, представитель франц. Просвещения, исследователь архаич. культов Ш. де Брос живучесть, П. связывал с силой привычки и невежеством (см. «О фетишизме», М., 1973, с. 127).

Науч. объяснение существования П. дано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, которые показали, что каждая стадия обществ. развития не сразу преодолевает наследие прошлого. В частности, они отмечали, что никогда не существовало «чистого» капитализма. Даже в высокоразвитых капиталистич. странах, хотя и в модифицированном виде, сохраняются остатки прежних экономич. укладов и связанные с ними черты образа жизни, традиции, взгляды и представления. Кроме того, втягивая в свою орбиту страны с более низким уровнем социально-экономич. развития, капитализм не только разлагает, но и воспроизводит многие докапиталистич. формы обществ. жизни, опираясь на её реакц. и консервативные элементы.

Возникающее с победой социалистич. революции новое общество не может сразу избавиться от «родимых пятен» капитализма, проявляющихся в экономич. жизни, в сознании и поведении части людей. В условиях социалистич. общества П. прошлого приходят в резкое столкновение с гл. тенденциями обществ. прогресса. На первый план выступает задача преодоления тех П., существование которых прямо противоречит содержанию социалистич. обществ. отношений, нормам социалистич. права и морали: бурж. взглядов и нравов (особенно в отношении к социалистич. собственности и общественно полезному труду), пьянства, хулиганства, бюрократизма и др. Развенчание и преодоление П. прошлого (особенно частнособственнических и националистических) - условие успешной борьбы с чуждой социализму идеологией.

Преодолению П. способствуют: совершенствование всех сторон экономики, культуры, социального управления; развитие социалистич. демократии и укрепление законности и правопорядка; повышение уровня образования и культуры (в том числе политической и правовой) всех членов общества; усиление идейно-воспитат. работы с учётом особенностей социальных групп и слоев социалистич. общества, выработка коммунистич. мировоззрения у всех людей. Формирование нового человека и совершенствование социалистич. обществ. отношений, социалистич. образа жизни, создание атмосферы всеобщей нетерпимости по отношению к П. прошлого ведут к их полному исчезновению.

ПЕРЕРЫВ ПОСТЕПЕННОСТИ

ПЕРЕРЫВ ПОСТЕПЕННОСТИ - см. в ст. Скачок.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - см. Непрерывная революция.

ПЕРСОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЦЕПЦИЯ

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio - представление, восприятие, от percipio - ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию - апперцепции.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ - см. Оптимизм и пессимиз.

ПЕТР ДАМИАНИ

ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (ок. 1007, Равенна,- 22.2.1072, Фаэнца), итал. ср.-век. теолог, представитель схоластики. Выступал против к.-л. применения логики к истолкованию таинств веры и считал, что «философия должна служить Священному писанию, как служанка своей госпоже». Это высказывание П. Д.- источник часто повторявшейся в ср. века формулы «философия- служанка богословия». В соч. «О божеств. всемогуществе», исходя из того, что невозможное во времени возможно в вечности, доказывал, что бог может сделать бывшее небывшим. Канонизирован католич. церковью.

Migne PL, v. 145; De divina ornnipotentia e altri opuscoli, ed. . Brezzi, Firenze, 1943.

Endres J. A., Petrus Damiani und die weltliche Wissenschaft, Munster, 1910 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 8, H. 3); Blum O. J., St. Peter Damian, his teaching on the spiritual life, Wash., 1947.

Предыдущая страница Следующая страница