Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
САМАДХИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМАДХИ

САМАДХИ (санскр., букв.- сложение вместе, соединение), понятие инд. философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию) мысли на к.-л. объекте, которое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги - последнее и высшее из восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко поглощён объектом созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. С.сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью - достижением двух последних ступеней ума (читты) - сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание объекта мысли, когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя отрицат. эмоций, и выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит. эмоций] и асампраджнята-С. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в состояние покоя).

В буддизме С.- последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырёх стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность приводит к освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышлением; 2) устранение сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости - нирване.

см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация. CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,- 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выражали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к. «примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социалдарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд. черт обычая и некоторых др. явлений.

Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society, v. 1-4, New Haven - L., 1927-28 (совм. с A. G. Keller).

Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 -нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; Мс Сlоskey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865-1910. A study of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie, N. Y., 1964.

В начало словаря