Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ЧИТТА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧИТТА

ЧИТТА (санскр.- мышление, мысль, умств. фиксация, наблюдение; память, сердце, от чит - воспринимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее совокупность модификаций ума, которые определяют разные состояния духовной жизни. Ч. соотносится с умом (манасом), как внешнее с внутренним. Будучи связана с к.-л. объектом через манас, Ч. принимает форму этого объекта; Ч. Лишена сознания, но способна, будучи вблизи «Я», отражать сознание этого «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления - «Я», по незнанию отождествляющее себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие, логич. вывод, устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание), сон (его возникновение объясняется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память (воспроизведение переживаний прошлого опыта). Прекращение этих модификаций Ч. и есть йога, препятствующая «Я» отождествлять себя с ними. Разные соотношения гун объясняют пять ступеней Ч.: кшипта - беспокойство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над умом и чувствами), мудха - бездеят. притуплённое состояние (тенденция к сну, невежеству, пороку), викшипта - рассеянность, умиротворённое состояние, экагра - сосредоточенность на одном объекте, нироддха - прекращение мыслит. деятельности, самоограничение, сдержанность (полное прекращение модификаций Ч. и погружение в состояние абс. покоя).

Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» - синоним буддхи, и его модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концепций (напр., у Гаудапады) акцент ставится на нереальности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, отстаивала реальность Ч. как первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из которых связаны с органами чувств. три - не связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алая-виджняны, т. е. чистого бытия). Духовный аспект существования - нама (см. Нама-рупа), наряду с манасом и виджняной включает в себя и Ч., понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч. может означать не только мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26.5(7.6).1828, Тамбов,-3(16).2.1904, с. Караул Тамбовской губ.], рус. философ-гегельянец, теоретик государства и права, историк, публицист и обществ. деятель. С сер. 1850-х гг. Ч.-· один из лидеров либерально-западнич. крыла в рус. обществ. движении. Крупнейший представитель правого гегельянства в России, Ч. выступал как против пози-тивизма («Положит. философия и единство науки», 1892), так и против мистич. теократич. идей Вл. Соловьёва. Пересматривал ряд положений гегелевской диалектики (замена триады «тетрадой» идр.), которая стала у Него в целом не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Ч. намечал переход к религ. философии («Наука и религия», 1879). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права; как гарантия личной свободы право является ограничением внеш. свободы. Идеальная форма правового государства для Ч.- конституц. монархия. Он отстаивал принцип частной собственности и невмешательства государства в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии кадетов.

В историографии - один из основателей т. н. юридич. (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе.

История политич. учений, ч. 1-5, М.. 1869-1902; Мистицизм в науке, М., 1880; Собственность и государство,ч. 1-2,М., 1882- 1883; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1-3, М., 1894-98; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Воспоминания, [т. 1-4, М.], 1929-34.

Гульбинский И., Б. Н. Ч., Биобиблиографий, очерк, «Библиографич. известия», 1914, .1Mb 1-2; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387-95; Зорькин В. Д., Из истории бурж.-либеральной политич. мысли России 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (Б. Н. Ч.), М., 1975.

В начало словаря