Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (19.7.1898, Берлин,- 29.7.1979, Штарнберг), нем.-амер. философ и социолог. Наряду с Адорно и Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского инта социальных исследований. С 1934 в США.

Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко использовал его категории и некоторые идеи, интерпретируя их в духе совр. бурж. философии и социологии. Согласно М., развитие науки и техники позволяет господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критич. отношением к обществу и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения». Включаясь под воздействием навязываемых ему «ложных» потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма якобы интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают обездоленные массы «бедных» стран, противостоящие «богатым», к которым М. причислял и империалистич. и развитые социалистич. страны. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент ненасильств. подавления оппозиции, М. настаивал на «радикальном отказе» от легальных форм борьбы как «парламентской игры». М. отрицая революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран и революционную сущность их политических программ. Выступая как разновидность «постиндустриального» романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистических сил.

Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit, .Pr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941; Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a critical analysis. L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. с В. Moore, R Wolff); Das Ende der Utopie, B., 1967; Essay on liberation, Войton, 1969; Counterrevolution and revolt, Boston, 1972; The aesthetic dimension. Toward a critique of marxist aesthetics, Boston 1978; Psychoanalyse und Politik, Fr./M., 19806.

Баталов Э. Я., Философия бунта, М.,1973; Штейгервальд Р., Третий путь Г. М., пер. с нем., М., 1971; Woddis J., New theories of revolution, L., 1972.

МАРСЕЛЬ

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж,- 9.10.1973, там же), франц. философ, драматург и критик, основоположник католич. экзистенциализма. Испытал влияние А. Бергсона, Л. Брюнсвика, Дж. Ройса. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию «неосо-кратизмом», или «христианским сократизмом».

Порывая с традицией католич. схоластики, представленной томизмом, М. считает невозможным к.-л. рациональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия, преломлённая чере,з индивидуальный опыт, существование отд. человека. В осн. соч. «Быть и иметь» («Etre et avoir», 1935) М. проводит резкое различие между миром «объективности» (разобщённым физич. миром) и миром «существования», где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. Действительность предстаёт у М. расщеплённой на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологич. плане М. противопоставляет «проблеме» - абстрактному рациональному познанию - «таинство» - интуитивное, эмоциональноэтич. постижение: «бытие есть таинство». Для социальных взглядов М. характерна романтич. идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как «разбитого мира», превращающего человека в вещь, а также отвержение к.-л. социально-политич. действий масс. Journal metaphysique, P., 1927; Homo viator. P., [1944]; Lе mystere de l'Etre, v. 1-2, P., 1951; Les hommes centre 1'humain, P., 1951; L'horame problematique, P., [1955]; Presence et immorta-lite, P., 1959; Essai de Philosophie concrete, P., 1967.

Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христ. мо-раль, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Совр. бурж.,философия, М., 1972, с. 557-66;Existentialisme chretien: G. Marcel, P., 1947; G a 1 l a g h er К. Т., The philosophy of G. Marcel ?. ?., 1962; W i d m е г С h., G. Marcel et le thelsme existentieJ P., 1971.

МАСЛОУ

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1.4.1908, Нью-Йорк,-8.6. 1970, Пало Альто, Калифорния), амер. психолог, один из лидеров т. н. гуманистич. психологии. Выдвинул «хо-листическидинамич.» теорию мотивации, согласно которой существует иерархия потребностей: истинно человеч. потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологич. и социального характера. Полная самоактуализация личности в идеалистич. концепции М. достигается в форме высшего «трансцендентного» переживания, сходного по природе с религ. экстазом. Анализируя природу науки, подверг критике её позитивистскую трактовку, поставив вопрос о важности исследования личности учёного и своеобразия высших форм мотиваций его деятельности. Основатель Амер. ассо-циации гуманистич. психологии.

The psychology of science, Chi., 1969; Motivation and personality, H.3f.; 1970s; The farther reaches of human nature, Harmonds-worth, 1976.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication), систематич. распространение сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных . аудиторий с целью утверждения духовных цен-востей и оказания идеологич., политич., экономич. или организац, воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить быструю передачу и мас-совое тиражирование больших объёмов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды», или «средствами М. .к.».

М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и. их получателя, связанных между собой. физич- каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись).

Эффективность М. к.-определяется не только целями и задачами, воздействия передаваемых сообщений на людей, но и соответствием содержания и формы М. к. их постоянным и .текущим информационным нуждам. Будучи мощным орудием идейно-нолитич. борьбы, социальной) управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ. отношений, оказываю-щих существ. влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды. В условиях капитализма цели М. к., выступающей в ка-честве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедли-вости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских, приёмов и «массовой культуры». В социа-листич. обществе М. к. призвана укреплять идейное и Модально-политич. единство общества, бороться с бурж. идеологией И пропагандой, служить воспитанию гар-монистически развитой личности.

Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем М. к., функционирование отд. её элементов, их взаимодействие. Теория и методология исследования М. к. в марксистско-ле-нинской и бурж. социологии определяются принципиальными различием их целей и задач.

Алексеев А. Н. О ?.к. и ее социальных средствах, в сб: Журналист, прессу, читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологич. проблемы массовых информационных процессов, 1973; ? и ? с о в Б. М., Пути развития средств М. к., Л., 1977; М. к. в условиях научно-технич. революции, Л., 1981; People, society arid mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964; D e F l e u r M. L., Theories of mass communication, N.. Y., 19702; The process and effects of mass communi-cation, ed, W., Schramm, rev. ed., Urbana, 1971.

"МАССОВАЯ КУЛЬТУРА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - см. в ст. Логика.

МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - см. Исторический материализм.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТРАИ

МАТРАИ (Matrai) Ласло (р. 17.1.1909, Будапешт), венг. философ, акад. Венг. АН (1962). В 1945-80 директор библиотеки Будапештского университета, с 1970 пред. Отделения философии и истории Венг. АН. Область науч. деятельности: история философии и проблемы бурж. литературы 20 в., психологич. и гносеологич. закономерности художеств. творчества; выступая с критикой иррационализма. Гос. пр. (1975).

A jelenkori esztetika foiranyai, Bdpst, 1931; Modern gondolko-das, Bdpst, 1938; Haiadas es fejlodes, Bdpst, 1947; Elmeny es mu,· Bdpst, 19732; AJapJat vesztett felepitmeny, Bdpst, 1976; Gondo-lat es szabadsag, Bdpst, 1961; A kultura tortenetisege, Bdpst,

МАХАЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - одна из сократич. школ в др.-греч. философии. Основана Евклидом из Мегары (умер в глубокой старости после 369 дон. э.), одним из ближайших учеников Сократа. К М. ш. принадлежали Евбулид, Стилпон и Диодор Крон. Противники прозвали М. ш. эристической, а её представителей - эристиками («спорщиками») (Диоген Лаэртий II 106). Отталкиваясь от учения Парменида о том, что существует только единое бытие, и от учения Сократа о благе, Евклид утверждал, что «существует одно только благо, лишь называемое разными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями. А противоположное благу он отрицал, заявляя, что оно не существует» (там же). Евклид отрицал допустимость умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон.

С диалектикой перехода количества в качество связаны апории Евбулида «Сорит», или «Куча» (если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?) и «Лысый» (если волосы с головы выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым?) (Диоген Лаэртий VII 82). М. ш. впервые натолкнулась на логич. парадоксы, связанные с самоотнесением понятий. Так, Евбулид поставил парадоксальный вопрос: говорит ли правду или неправду человек, заявляющий «Я лгу» (Cic. Acad. priora II 29, 95). Рассуждение Евбулида (возможно, Алексина - др. представителя М. ш.) «Рогатый», основанное на логич. ошибке учетверения терминов (quaternio terminorum), относится уже к категории софизмов. Оно гласит: «Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат» (Диоген Лаэртий II 108; VII 187).

Стилпон отвергал общие понятия и утверждал, что тот, кто говорит «человек», не называет ни одного конкретного человека и, следовательно, говорит «никто» (Диоген Лаэртий II 119). Ученик Стилпона Филон и др. мегарики исследовали различные формы логич. импликации (Секст Эмпирик, Против ученых XIII 113-117). Диодор Крон отождествлял возможное с действительным (Эпиктет, Беседы II 119, 1). Отрицая, вслед за представителями элейской школы, движение, он утверждал, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся (Секст Эмпирик, Против ученых X 85). М. ш. сыграла значит. роль в развитии логики.

Котарбиньский Т., Лекции по истории логики, в его кн.: Избр. произв., пер. с польск., М., 1963, с. 545 - 48; Луканин Р. К., М. ш., в кн.: История антич. диалектики, М., 1972, с. 167-77; Fritz K. v., Megariker, в кн.: RE., Suppl. V, 1931, S. 707-24.

МЕДИТАЦИЯ

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), умств. действие, направленное на приведение психики человека в состояние углублённой сосредоточенности. В психологич. аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значит. понижение реактивности. Соматич. состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение - приподнятостью и некоторой отрешённостью (от внеш. объектов и отд. внутр. переживаний).

В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и т. п.) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определ. последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно - как природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр. дхьяна, рус. думанье, греч. - размышляю, англ. musing - дремотное мечтание и т. п.).

Методики М. различаются наборами технич. приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие М. получила в индийской и буддийской йоге, в антич. «филос. экстазе» платоников и неоплатоников (причём у первых она выступила как необходимая предпосылка теоретич. мышления, в частности математического), в православном «умном делании» («логос-медитация», или «Иисусова молитва»), в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах совр. психоанализа (Юнг), ставящих целью интеграцию личности.

МЕЙЕРСОН

МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша,- 4.12.1933, Париж), философидеалист. С 1882 жил во Франции. Считал, что теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, до М., лежит априорный принцип тождества: познание означает отождествление различного. Категории и науч. теории, по М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, они не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны». Видя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимал её как выражение преобразования предмета во времени. Познание зако-нов М. противопоставлял познанию причинных связей. М. критиковал субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности по существу приводит философию М. к агностицизму.

De Pexplication dans les sciences, t. 1-2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Du chemincment de la pensee, t. 1-3, P., 1931; в рус. пер.- Тождественность и действительность,

Кеllу Т h. В., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; Marcucci S., E. Meyerson, Torino, 1962.

МЁЙНОНГ

МЁЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (17.7.1853, Львов,- 27.11.1920, Грац), австр. философидеалист и психолог. Философия М.- разновидность неореализма;. Исходя из идей Юма и своего учителя Брентано, М. развил идеалистич. «теорию предметности», понимая под «предметом» не материальный объект, а данность объекта в переживании. Это положение М. было раз вито в теории интенциональности Гуссерля. М. разработал также общую теорию ценностей. Идеи М. оказали влияние на развитие неопозитивизма, в частности на ранние работы Рассела. Uber die Stellung der Gegenstandstheo e im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, Lpz., 19283. Те gen E., A. v. Meinong. Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952; L е по с i M., La teoria della conosceoza in Alexius Meinong, Mil., 1972 (библ.).

МЕЛАНХТОН

МЕЛАНХТОН (Melanchthon, грецизированное от нем. Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден,- 19.4.1560, Виттенберг), нем. гуманист, теолог и педагог, деятель бюргерского направления Реформации, друг и сподвижник М. Лютера, систематизатор люте-райской теологии. Воспитывался под непосредств влиянием идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского, получил классич. гуманистич. образование. С 1518 до конца жизни проф. греч. яз. в Виттенбергском университете. Издание Нового завета на греч. яз., осуществлённое Эразмом, побудило М. заняться изучением Биб-лий. Один из образованнейших людей своего времени, учёный-книжник, знаток современных ему наук, древних языков и античной философии, М. стремился использовать греко-латинскую образованности для замены пришедшей в упадок схоластической тео-логии новой протестантской теологией. Он автор первого систематич. изложения лютеранской теологии («Общие принципы теологии», «Loci communes rerum theologicarum», 1521), которая в трудах самого Лютера в то время существовала лишь в форме разрозненных полёмич. идей. В 20-30-х гг. М. продолжал вместе с Лютером разработку догматич. основ лютеранской церкви, помогал Лютеру в переводе Библии на нем. яз., участвовал в многочисл. полемиках и политич. борьбе. М. пытался смягчить фатализм люте-ровского учения, соединив лютеранство с гуманистич. традицией. Согласно желанию Лютера, М. после его смерти (1546) возглавил лютеранское движение.. Был одним из инициаторов Аугсбургского религ. ми-ра (1555), утвердившего господство князей над религ. жизнью по принципу «чья земля, того и вера». М.- признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и университетского образования, введённой в районах, где победила Реформация. В основу университетского образования было положено изучение древних языков как необходимое средство изучения Священного писания в подлинниках. М. составил ставшие классическими учебники по логике, греч. и лат. грамматикам, этике, риторике и др.; участвовал в преобразовании и создании ряда нем. университетов.

Werke in Auswahl, Bd 1-7, hrsg. v. R. Stupperich, Bd 1-7, Gutersloh, 1951-71.

St ern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praecep-tor Germania, Halle, 1963; Stupperich R., Melanchthon, B. 1960; H a m m e r W., Die Melanchthonforschung im Wandel der Jahrhunderte, Bd l-2, Gutersloh, 1967-68; Maurer W., Der Junge Melanchthon zwischen Humanismus und Reformation, Bd 1-2, Gott., 1967-69.

МЕЛИСС

С а м о с с к и й (5в. до н. э.), др.-греч. философ, последний представитель элей-ской школы. Развивая идеи Парменида, настаивал на единстве сущего (DK ??. ?8), на его неизменности (фр. 7) и вечности (фр. 1, 2), а также на том, что показания чувств дают только видимость истины (фр. 8). В отличие от Парменида, утверждал, что сущее беспредельно (фр. 5). Распространённое представление, будто М. отрицал телесность сущего, основывается на ошибочном понимании фр. 9, в котором в действительности оспаривается телесное существование отд. вещей. Познание богов М. считал невозможным, а потому предлагал не высказываться о них (Диоген Даэртий IX 24). М. полемизировал с учением Эмпедокла о четырёх началах, с атомистами, Анаксименом или его последователями, с Анаксагором.

Фрагменты: Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm., a cura di G. Reale, Firenze, 1970; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Казань, 1915, с. 90-109.

Фляксбергер В. А., Мелисс, в кн.:. Проф. Е. А. Боброву..., Варшава, 1913, с. 60-78; Solmsen F., The «Eleatic one» in Melissus, Amst., 1969.

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛЬЕ

МЕЛЬЕ (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни,-между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), франц. философматериалист, атеист, утопич. коммунист. Сельский священник (с 1689). Своё единств. соч. «Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубл. в 3 тт. в 1864 в Амстердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1-3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, призывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистич. общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди которых играет религия, подвергнутая М. разносторонней критике. М. с классич. ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознат. обмана.

Теоретич. источниками материализма М. явились антич. атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религ.-идеалистич. философию.

Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в.

Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; Поршнев Б. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966.

МЕЛЮХИН

Серафим Тимофеевич (р. 6.6.1927, с. Ивановское Староюрьевского р-на Тамбовской обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1981). Чл. КПСС с 1947. Окончил филос. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1949 и аспирантуру Ин-та философии АН СССР в 1952. С 1953 па преподават. и науч. работе. В 1960-66 зав. кафедрой философии и науч. коммунизма Ленингр. электротехнич. института им. В. И. Ульянова (Ленина), в 1966-74 зав. кафедрой философии естественных факультетов,.в 1974-77 декан филос. факультета, с 1974 зав. кафедрой диалектического материализма МГУ. Осн. работы в области диалектич. материализма и филос. вопросов естествознания.

Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Материя в ее единстве, бесконечности и развитии, M., 1966; Материальное единство мира в свете совр. науки, М., 1967.

МЕН ДЕ БИРАН

МЕН ДЕ БИРАН (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de Biran) (29.11. 1766, Вержерак,- 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель, приверженец монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период Реставрации - член палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеологов» (А. Дестют де Траси и др.), развивавших сеноуа-листич. теорию познания в духе Локка и Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...» - «Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), который, по М. де В., ложно представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чс-ловеч. «Я», его внутр. мир не могут быть поняты до аналогии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. природа души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается бытие внеш. вещей.

В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафизики. В «Новых опытах антропологии» («Nouveaux es-sais d'anthropologies, 1823-24), оставшихся незавершёнными, он различает три ступени человеч. жизни - животную, человеческую и божественную, выражением которых соответственно являются чувств. ощущения, воля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит. воздействие на последующее развитие идеалистич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на персонализм и экзистенциализм. Oeuvres, v. 1 - 14, P., 1920-49.

Кудрявцев Н., Философия М. де Б. в начальной ста-дии ее развития, М., 1911; История философии, т. 3, M., 1943, с. 394-99; CressonA., Maine de Biran. Sa vie, son oeuvre, P., 1950; L а с r o z e R., Maine de Biran, P., 1970.

МЕНДЕЛЬСОН

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес-cay, - 4.1.1786, Берлин), нем. философ, глава берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в развитии и распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как олицетворение этич. мудрости, духа Просвещения М. послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лсссинга, 1779). С выступления М. «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklarung?», 1784) началась знаменитая дискуссия о сущности просвещения, в которой участвовали Кант, Гердер и др. М. рассматривал просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung): «просвещать», по М., значит духовно направлять людей к жизни согласно разуму, в соответствии с предназначением человека. Эти идеи были развиты и систематизированы Гердером, Шиллером, В. Гумбольдтом. Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейб-ницевской теодицеи, против англ. Поэта А. Попа («Поп-метафизик» - «Pope ein Metaphysiker», 1755). В отличие от Лессинга, М. не вышел за рамки теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...»-«Morgenstunden...», 1785 и др.). Автор соч. по различным разделам философии, в том числе эстетики («О принципах изящных искусств и наук»-«Betrachtungen uber die Quellen und die Verbindungen der schonen Kunste und Wissenschaften», 1757; «О возвышенном и наивном в изящных науках» - «Uber das Erhabene und Naive in den schonen Wissenschaften», 1758, и др.).

Gesammelte Schriften, Bd 1-4, 7, 11 - 14, 19, Stuttg.- Bad Canstatt, 1971 - 77; Schriften zur Philosophie, Asthetik und Apologetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1-2, Hildesheim, 1968; Die Hauptechriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.

Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18в.), М., 1962; В. i с h t е r L., Philosophie der Dichtkunst. M. Mendelssohns Asthetik zwischen Aufklarung und Sturm und Drang, B., 1948; Schneider W., Die wahre Aufklarung, Freiberg in Breisgau - Munch., 1974.

"МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ"

"МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ" - термин, употреблявшийся в сов. и зарубежной марксистской литературе в 30-х - нач. 50-х гг. 20 в. для обозначения ошибок; в философии, совершённых группой А. М. Деборина. В пост. ЦК ВКП(б) «О журнале „Под знаменем марксизма"» (25 янв. 1931) указывалось, что группа Деборина по ряду важных вопросов философии скатывается «...на позиции меньшевиствующего идеализма» («О партийной и советской печати». Сб. док-тов, 1954, с. 407). Смысл термина «М. и.» состоял в том, что отрыв Де-бориным и его учениками теории от практики рассматривался как возрождение известной меньшевистской догмы, а отождествление ими диалектики Гегеля и Маркса - как отход к идеализму.

История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 1.

МЕРА

МЕРА - филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств. характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с оп-редел. количеством. В рамках данной М. количеств. характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. М. указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. М.- это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существ. характеристики.

МЕРИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus- достойный и греч. - власть), букв.-власть, основанная на заслугах. Термин введён в употребление англ. социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В антиутопии «Возвышение меритократии: 1870-2033» («The rise of the meritocracy: 1870-2033», 1958) он сатирически изображал грядущий приход к власти и последующий крах новой олигархии, оправдывающей своё господство тем, что она состоит из интеллектуально наиболее одарённых и энергичных представителей всего народа. Представители неоконсервативного направления в бурж. обществ. мысли, особенно в США (Белл, Бжезинский, М. Платнер и др.) придали, одна-ко, этому термину позитивное содержание и сконструировали апологетич. социологич. и политология. концепцию М., направленную против идеи социального равенства и приаванную оправдать политич. и экономич. привилегия «новой интеллектуальной элиты», якобы вносящей непропорционально большой вклад в благосостояние всего общества. Эта концепция, представляющая собой модернизацию традиц. элиты теорий, питается обосновать претензии бурж. интеллигенции на участие в управлении обществом, оправдать возрастающую бюрократизацию гос.-монополистич. капитализма, опровергнуть мелкобурж. радикальные уравнит. теории и увековечить деление общества на управляющих и управляемых.

Красин Ю. А, Революцией устрашенные, М., 1975; В е 1 1 D., The coming ?? Post-Industrial society, ?. ?., 1973;

см. такжепит. к ст. Элиты теории.

МЕРЛО-ПОНТИ

МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор-сюр-Мер,- 4.5.1961, Париж), франц. философ-идеалист, представитель феноменологии; в ряде мотивов близок экзистенциализму. Филос. образование получил в Высшей нормальной школе, где сблизился с Ж. П. Сартром (порвавшим с ним в 1953) и Ж. Ипполитом. Испытал влияние гештальт-психологии. В процессе работы над неопубл. наследием основателя феноменологич. школы Гуссерля М.-П. пришёл к более широкому толкованию интенционалъности как характеристики не только сознания, но всего че-ловеч. отношения к миру. В соответствии с этим М.-П. ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (экзистенции), которое осмысленно, ибо открыто миру, а не замкнуто в себе как вещь. Всё бытие человека является реализацией и раскрытием его экзистенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром. Субъект и мир - два полюса единого «феноменального поля», в кром субъект всегда ситуативно связан и потому не может быть выявлен прямо и до конца. В ряде работ М.-П. выступил как антикоммунист и противник диалектич. материализма.

Phenomenologie de la perception, P., 1945; Les aventures de la alectique, P., 19551"; Eloge de la Philosophie et autres essais, [P.], I965; La structure du comportement, P., 19676; La visible et l'invisible, P., 1971.

Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 285-94; De W a e l h e n s Р. ?., Une Philosophie de l'ambiquite, P., 19683; K wan t R. C., The phenomenological philosophy of Merleau-Ponty, Pittsburgh, 1963.

МЕРТОН

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадельфия, шт. Пенсильвания), амер. социолог. М.- представитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея т. н. теорий среднего уровня, крые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии.

Примером социологич. анализа М. является его теория аномии (понятие, заимствованное у Дюркгейма). Аномия, но М.,- особое нравственно-психологич. состояние индивидуального и обществ. сознания, которое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов». М. считает причиной аномии противоречие между господствующими в США ин-дивидуалистич. «нормами-целями» культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М., практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные цели «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых институтами), апатии и разочарованности в жизни (потеря жизненных целей). М. рассматривает это противоречие не как продукт капиталистич. строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для «индустриального общества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократич. критик бюрократич. и милитаристских тенденций в США, не выходя, однако, за пределы бурж. идеологии. М. принадлежат эмпирич. исследования средств мас-совой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), содержащие критику последних, а также ра-боты по социологии познания и социологии науки,.

Mass persuasion, ?. ?. - L., [1946] (совм. с M. Fiske and А. Curtis); The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор); Seien- се, technology and society in seventeenth century England, N. Y., 19702; Social theory and social structure, N. Y., 19682; On the . shoulders of giants, N. Y., 1965; On theoretical sociology, L., 1967; Contemporary social problems, N. Y., 1971s (совм. с R. A. Nisbet); The sociology of science, Chi., 1973; в рус. пер.- Социальная структура и аномия, в кн.: Социология преступности, М., 1966; Явные и латентные функции, в кн.: Структурнофункциональный -анализ в совр. социологии, в. 1, М., 1968.

Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1967; История бурж. социологии первой. пол. 20 в., М., 1979; The idea of social structure. Papers in honor.pf R. K. Merton, N. Y., 1975; Approaches to the study of social structure, N. Y., [1975].

МЕТАЛОГИКА

МЕТАЛОГИКА - методология д е д у к т и в-ных наук, часть логики, посвящённая изучению метатеоретич. (см. Метатеория) средствами свойству различных логич. систем и логики в целом. К М. не.-редко относят также метаматематику, т. е. теорию (формальных, математич.) доказательств, и теорию, определимости понятий (см. Определение). Проблемы этих теорий, относящиеся к чисто структурным свойствам различных исчислений, образуют «синтаксич. ветвь» М. (см. Синтаксис). Её «семантич, ветвь» - это логич. семантика (теория смысла и теория значения), «ал-гебраич. ядро» которой оформилось в спец. логико-ма-тематич. дисциплину - теорию моделей, а вопросы соотношения между экстенсиональными и интенсиональными языками (см. Экстенсиональность и Интенсио-налъность) - в прагматику.

см. ст. Семиотика илит. к ней.

Предыдущая страница Следующая страница