Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОГ"-"ЛЮТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОГ"-"ЛЮТ")

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ошибки, связанные с нарушением в содержат. мыслит, актах законов и правил логики, а также с некорректным применением логич. приёмов и операций. В логике рассматриваются различные виды Л. о., возникающие в процедурах определения и деления понятий, в дедуктивных и индуктивных выводах, в доказательстве и т. п. Так, нарушение правил определения понятия приводит к ошибочным - несоразмерным, содержащим в себе порочный круг или тавтологию - дефинициям. Нарушение правил силлогизма приводит к логически неправомерным формам выводов, не обеспечивающим истинность заключения при условии истинности исходных посылок. Л. о. в доказательствах являются: подмена тезиса (ignoratio elenchi), ошибка, состоящая в неправильности умозаключений, на которых строится рассуждение, недоказанное основание доказательства (petitio principii), круг в доказательстве (circulus in demonstrando), тавтология в доказательстве (idem per idem) и др. Ошибками индукции могут быть поспешные обобщения, напр. на базе «простого» перечисления или заключение «после этого, значит по причине этого» (post hoc ergo propter hoc). Л. о., которые совершаются непреднамеренно, называются паралогизмами; совершаемые же преднамеренно - софизмами.

Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Кондаков Н. И., Логич. словарь-справочник, M., 19752.

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ - номиналистич. и плюралистич. учение о действительности, выдвинутое Расселом и Витгенштейном в 10-20-х гг. 20 в. Программа Л. а. предусматривала построение логически совершенного языка, моделью которого объявлялся логич. язык. Один из осн. постулатов Л. а. - признание языка образом действительности: его предложения изображают сочетания объектов так же, напр., как проекция к.-л. геометрич. фигуры изображает эту фигуру. Л. а. рассматривал мир как совокупность лишь внешне связанных друг с другом атомарных фактов (т. е. не имеющих составных частей). Теория Л. а. отрицала всякую закономерную внутр. связь в действительности, сводя процесс познания к бесконечному описанию атомарных фактов. Несостоятельность Л. а. была настолько очевидна, что уже в 30-х гг. Рассел и Витгенштейн отказались от своей доктрины.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН

ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН - термин, применяемый в широком смысле для обозначения любой достаточно «общепринятой» нормы (закономерности) правильного рассуждения. В формализов. языках совр. логики (исчислениях) Л. з. соответствуют тождественно-истинные (общезначимые) формулы, в том числе аксиомы этих исчислений, а также постулируемые для них правила вывода. Из существования различных систем аксиом и правил вывода для логич. (и логикоматематич.) исчислений следует, что понятие Л, з. относительно; но оно не является произвольным, поскольку выбор конкретной аксиоматич. системы обусловлен рядом объективных закономерностей природы и мышления.

В узком смысле слова Л. з. называются, следуя антич. и ср.-век. традиции, следующий законы мышления: тождества («всякая сущность совпадает сама с собой»), противоречия («никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным»), исключённого третьего («для произвольного высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно») и достаточного основания («всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано»). Согласно совр. представлениям, принципы тождества и достаточного основания принадлежат скорее не логике, а теории познания и методологии науки. Принципы исключённого третьего и противоречия относятся собственно к логике, где играют, однако, различную роль: если «общепринятый» для традиц. логики принцип исключённого третьего для ряда логич. исчислений отвергается (см. Интуиционизм, Конструктивная логика), то принцип противоречия не только доказуем в любой содержательноинтерпретируемой логич. системе, но и лежит фактически в основе всей совр. формальной логики (см. Непротиворечивость).

Войшвилло Е. К., Логич. следование, связки и законы логики, в кн.: Модальные и интенсиональные логики, ?., 1978.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ - см. в ст. Логический позитивизм.

ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ

ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ - течение совр. аналитической философии, которое сводит философию к логич. анализу языка и возникающих при его использовании проблем средствами совр. формальной (ма-тематич.) логики. Возникновение и развитие Л. а. ф. обусловливались повышением интереса к логико-мето-дологич. проблематике, связанной с интенсивным процессом математизации науки и развитием методов логич. формализации. Исследование этой проблематики оказалось, однако, связанным в Л. а. ф. с позитивистским отрицанием мировоззренч. значения философии. Осн. идеи Л. а. ф. впервые были сформулированы Расселом, выдвинувшим тезис, что любая научно осмысленная филос. проблема есть по существу формально-логич. проблема. Идеи Л. а. ф. были развиты также в «Логико-филос. трактате» Витгенштейна и получили развёрнутое выражение в логич. позитивизме Венского кружка. Начиная с 1930-х гг. к течению Л. а. ф. примыкает ряд др. групп и отд. философов (в СШАт. н. логич. прагматисты У. Куайн, Н. Гудмен, А. Пап, в Великобритании К. Поппер, в Польше К. Айдукевич, Я. Лукасевич, Т. Котарбиньский и др.). Л. а. ф. сводит философию к метафилософии, т. е. к анализу форм и способов выражения в языке филос. проблематики, либо подменяет философию логич. или линг-вистич. исследованиями.

Рассел Б., История зап. философии, пер. с англ., М., 1959, гл. 30; Hapский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961, гл. 1;

см. также лит. к статьям Аналитическая философия, Неопозитивизм.

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ - см. Историческое и логическое.

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ - отношение между некоторыми высказываниями (посылками) Г и высказыванием В (заключением), отображающее тот факт, что из Г, используя правильные приёмы рассуждения, можно получить В. В логике, фиксирующей нормы рассуждения с помощью построения формализов аксио-матич. теорий (логич. исчислений), утверждение о Л. с. В из Г в некром исчислении (символически: Г - В) означает существование такой конечной последовательности формул (называемой выводом из посылок), в которой каждый член этой последовательности есть либо одна из посылок Г, либо аксиома, либо получается из предшествующих членов последовательности по одному из правил вывода, причём последний член этой последовательности есть В. Если для построения вывода Г h- ? не требуется никаких посылок (т. е. если множество Г пусто), то говорят о логич. доказуемости В. Утверждения о том, что Г "г- В, могут быть использованы как правила логики для высказываний с соответств. логич. структурой, однако при том условии, что в рамках принятой семантики при истинности всех посылок из Г гарантируется истинность В. В таком случае говорят, что между Г и В имеет место отношение Л. с. в семан-тич. смысле (символически: Г ?- В). Чтобы решить задачу формального описания свойств Л. с. в рамках исчисления, в язык последнего вводится спец. связка - импликация. Имеется ряд формальных теорий Л. с. (теории материальной, строгой, релевантной импликации и др.), которые с различных сторон уточняют понятие Л. с.

см. к ст. Логика.

ЛОГОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОКАЯТА

ЛОКАЯТА [от санскр. лока - (этот) мир, идущее из этого мира], учение др.-инд. философии, тяготеющее к материализму. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н. э., хотя предпосылки его существовали раньше. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати; соч. Л. не сохранилось. Источником для изучения Л. являются отрывки доктрин Л. и высказывания о ней, встречающиеся в соч. инд. философов.

В основе Л. лежит скептич. отношение к догматике брахманизма, к догматич. религии вообще; согласно Л., существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание Л. бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого мира, признание существующим только этого, чувств. материального мира и его законов. Особенностью Л. является утверждение принципа свабхавы - наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей её строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые её природе, бессильны изменить непреложный ход её существования. Учение о свабхаве сыграло значит. роль в истории инд. философии, оказав влияние на буддизм, джайнизм и др. Целью бытия, согласно Л., является забота о благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму чарваки.

ЛОКК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМБРОЗО

ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11.1835, Верона,- 9.10.1909, Турин), итал. врачпсихиатр и антрополог. В области криминологии обратился к изучению личности преступника, исходя из предположения о наличии у него специфич. анатомо-физиологич. признаков, предопределяющих совершение преступления. На основе антропологич. измерения осуждённых пришёл к выводу о существовании «прирождённого преступника», обладающего особыми физич. чертами (сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и т. д.). Предложенная Л. таблица признаков прирождённого преступника, по его мнению, характеризует «атавистич.» черты личности, которая от рождения наделена преступными наклонностями. Концепция Л. игнорирует социальную обусловленность преступности, историч. изменчивость и относительность самого понятия преступления. Первые же проверки таблиц Л. опровергли его данные и показали, что идея о существовании прирождённого преступника ошибочна. Однако влияние идей Л. прослеживается в совр. бурж. криминологии.

L'uomo delinquente, v. l-3, Torino, 1896-975; в рус. пер.- Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892; Гениальность и помешательство, СПБ, 18953.

Решетников Ф. М., Совр. амер. криминология, ?., 1965; его же, Уголовное право бурж. стран, в. 1, М., 1965; Кузнецова Н. Ф., Совр. бурж. криминология, М., 1974; Мельникова Э. Б., Решетников Ф. М., Совр. франц. криминология, М., 1972.

ЛОМОНОСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОПАТИН

Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,- 21.3.1920, там же), рус. философидеалист и психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск. психологич. обва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма (типа систем Спинозы и Гегеля) как односторонних т. зр., которым противопоставлял развиваемый им т. н. конкретный спиритуализм - своеобразную модификацию христ. платонизма и лейбницевской монадологии. Согласно Л., мир - совокупность взаимосвязанных деят. существ (монад, сотворённых центров бытия), внутр. духовная сторона которых определяет их внеш., материальные проявления. Считая, что философия, ставящая задачей рациональное исследование всеобщих начал, неизбежно должна прийти к теизму, Л. разграничивает при этом области знания и веры, философии и религии: действительность, понятая как творч. деятельность духовных субстанций, помимо свойств, постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства - предмет веры. В отличие от Вл. Соловьёва и др., усматривавших в вере высшую форму постижения истины, Л. понимает под верой «тёмную творч. силу», бессознат. предчувствие истины: то, что мистика угадывает, философия доказывает рационально. Основу нравств. поведения составляет свободная воля, подчиняющаяся закону творч. причинности. В психологии Л. - сторонник метода самонаблюдения (интроспекции); единство психич. функций объяснял наличием души как сверхвременной субстанции (монады).

Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит. задачи философии, ч. 1-2, М., 19112;Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914.

Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ЛОССКИЙ

Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,- 24.1.1965, СенЖеневьев-де-Буа], рус. философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. В 1922 выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в НьюЙорке (1947-50). Гл. задача философии, по Л.,- построить «теорию о мире как едином целом» на основе прежде всего религ. опыта. Центр. элемент мира - мистически понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия «интенциональных» (целевых) актов - осознание, внимание и т. д.; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Осн. черты рус. философии, по Л., - её этич. характер, «религ. реалистичность», «синтетичность». Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии рус. философии («История русской философии», 1951).

Осн. учения психологии с т. зр. волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое целое, М., 1917; Осн. вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, П., 19223; Обоснование интуитивизма, Берлин, 19248; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абс. добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христ. миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Personalistischer Idealismus, «Kant-Studien», 1959-60, Bd 51, H. 4.

Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.-Л., 1963; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.

ЛОТЦЕ

ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман (21.5.1817, Бауцен, - 1.7.1881, Берлин), нем. философ, врач, естествоиспытатель. В «Мед. психологии...» («Medizinische Psychologie...», 1852) и др. спец. трудах по медицине и физиологии отстаивал некоторые положения механистич. материализма, критиковал витализм. В филос. работах «Микрокосм» (Bd 1-3, 1856-64, рус. пер., ч. 1-3, 1866-67), «Система философии» («System der Philosophie», ?? 1-2, 1874-79) и др. развивал идеи объективного идеализма, близкие к учению о монадах Лейбница. В теории познания и логике Л. ввёл телеология, понятие «значимости» как специфич. характеристику мыслит, содержания; аналогично этому в этике и эстетике Л. ввёл понятие «ценности».

Geschichte der Asthetik in Deutschland, Munch., 1868; в рус. пер.- Основания практич. философии, СПБ, 1882; Основания психологии, СПБ, 1884.

Миртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914; Wentscher M., Lotze, Hdlb., 1913; Thomas E., Lotze's theory of reality, L., 1921.

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ (др. имена-Лу Цзыцзин, Лу Сяншань) (26.3.1139, Цзиньси, пров. Цзянси, - 10.1.1193, Цзиньмынь, пров. Хубэй), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Основатель школы Л у- Ван (см. Чан). Друг Чжу Си. Л. Ц. и его братьев Лу Цзю-шао и Лу Цзюлина называли «школой (учением) трёх учителей Лу». Его произв. собраны в «Сяншань цю-ань-цзи» [«Полное собрание (произв. учителя) Сянша-ня»]. В основу своего учения Л. Ц. положил «синь» (сердце, душа, ум, разум, мысль) - термин, который, видимо, лучше всего передаётся понятием «сознание». Синь, единое и неделимое, тождественно принципу (ли-закону); принципы природы (букв. неба), человека и вещей существуют только в нашем сознании, ибо лишь синь является тем, что существует на самом деле: «Вселенная - это и есть мое синь, синь - это и есть Вселенная». В моральном плане синь является «самоопределяющимся», обладающим прирождённым знанием добра и такой же способностью творить добро. Идеи Л. Ц., впоследствии развитые Ван Янмином, были противоположны взглядам Чжу Си, что привело к противостоянию этих течений на протяжении неск. столетий.

Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван уань-шаня, М., 1976, с. 39-52; H u a n g Hsiu-chi, Lu Hsiangshan, a twelfth century Chinese idealist philosopher, New Haven, 1944; Fung Yulan, The spirit oi Chinese philosophy, L., 1962, p. 192-203;

см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.

ЛУКАСЁВИЧ

ЛУКАСЁВИЧ (Lukasiewicz) Ян (21.12.1878, Львов, - 13.11.1956, Дублин), польск. логик. Зачинатель исследований по математич. логике в Польше, один из лидеров львовсковаршавской школы. Л. принадлежат основополагающие работы в области многозначной логики, а также ряд исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики, модальной логики, разработке оригинальной логической (бесскобочной) символики. Ряд трудов Л. посвящён истории логики (логические идеи ранних стоиков, силлогистика Аристотеля, которую Л. представил в виде формализов. системы). Результаты логич. исследований Л. использовал для обоснования рацио-налистич. позиции в противовес иррационализму в науке и философии. Филос. взгляды Л. не получили систе-матич. выражения. В них сочетаются элементы рационализма и феноменализма (в некоторых моментах близкие логич. эмпиризму) с элементами католицизма, признанием границ компетентности разума, за которыми, по Л., находится область религ. чувства и веры.

Zzagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961; Selected works, Amst., 1970; в рус. пер.- Аристотелевская силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, М., 1959.

Берников ?. ?., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах польск. философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв.), К., 1978; В о r k o W s k i L., S I u p e с k i J., The logical works of J. bukasiewicz, «Studia Logica», 1958, t. 8.

ЛУКАЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКРЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУЛЛИЙ

ЛУЛЛИЙ (латиниаиров. Lullius, исп. Lulio, каталан. Lull или Llull) Раймунд [ок. 1235, Мальорка,- ок. 1315, Тунис (?)], философ, богослов. каталанский писатель. Тридцати лет оставил жизнь блистательного придворного поэта, вступил в орден францисканцев и стал миссионером. Проповедовал в Сев. Африке, где, согласно легенде, претерпел мученич. смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульм. теологии, Л. явился одним из родоначальников европ. арабистики. От Л. осталось ок. 300 соч., написанных гл. обр. по-каталански и по-арабски, но сохранившихся часто лишь в лат. переводах.

Мировоззрение Л. сложилось под влиянием фран-цисканства и Августина. Полемизируя с аверроизмом и его учением о двойственной истине, Л. считал, что истинное познание возможно только в свете откровения. Мир для Л. - символ бога, в каждой вещи отражены божеств. «совершенства», рассмотрение которых открывает познанию принципы действия бога в мире. В целях исчерпывающей полноты такого познания Л. разрабатывал методы моделирования логич. операций, используя символич. обозначения предельных понятий (осн. соч. «Великое искусство» - «Ars magna», опубл. 1480). Это привело его к разработке первой логич. машины и сделало одним из предшественников комбинаторных методов в логике.

Opera omnia, v. l-8, Mainz, 1721-42 (переизд.- Opera, v. 1-10, Fr./M., 1965); Obres originales, Palma, 1955.

Battlorl M., Introduccion bibliografica a los estudids Lulianos, Palma, 1945; Estudios Lulianos, Palma, 1957; R z у t-t k а В., Ars magna. Die grosse Kunst des Raimund Lull, Modling bei Wien, [I960]; Platzeck E. W., Raimund Lull. Sein Leben, seine Werke...,Bd 1-2, Dusseldorf, 1962-64.

ЛУППОЛ

Иван Капитонович [1(13).1.1896, Ростов-на-Дону,- 26.5.1943], сов. философ, акад. АН СССР (1939). Чл. КПСС с 1920. Окончил юридич. факультет Моск. университета (1919) и Ин-т красной профессуры (ИКП) (1932). Работал в Ин-те Маркса и Энгельса (1924). Проф. МГУ (1925-31) и ИКП философии (1925-38), директор Ин-та мировой литературы им. М. Горького (1935-40). Осн. работы в области истории философии, эстетики и литературы. Ленин и философия, М.- Л., 19302; Наука и реконструктивный период, Л.- М., 1931; Историко-филос. этюды, М.- Л., 1935; Лит. этюды, М., 1940; Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., I9603.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА - группа польск. логиков и философов, работавших в Варшаве и Львове в период между двумя мировыми войнами. Основатель школы - К. Твардовский, положивший начало семио-тич. и логико-методологич. исследованиям в Польше. Осн. представители: Лукасевич, С. Лесьневский, Тар-ский, Котарбиньский, Айдукевич, Л. Хвистек, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Татаркевич. Для школы было характерно отрицат. отношение к иррационализму, стремление к сближению филос. и науч. исследований, использование средств логич. анализа для укрепления и обоснования рационалистич. позиции, для повышения точности и однозначности языка науки и философии. Представители Л.-в. ш. внесли значит. вклад в логич. семантику, теорию множеств, модальную и многозначную логику, в математич. логику, в металогич. и методологич. исследования (теория индукции, строение и функции науч. теории, разработка аксиоматич. метода, теория вероятностей) и др. области науч. знания.

Филос. воззрения представителей школы не были однородными и последовательными: материалистич. идеи (Котарбиньский, Лесьневский, Завирский и др.) соседствовали с позитивистскими (ранний Айдукевич) и неотомистскими тенденциями (Лукасевич, И. Сала-муха и др.). Идеалистич. установки ограничивали антииррационалистич. направленность Л.в. ш., приводили к уступкам феноменализму, конвенционализму и неотомистскому противопоставлению разума и религ. веры. Л.-в. ш. распалась в 1939 после оккупации Польши гитлеровской Германией; некоторые представители школы погибли, другие эмигрировали. В социалистич. Польше мн. представители школы перешли на материалистич. позиции, сближаясь с диалектич. материализмом.

Котарбиньский Т., Избр. произв., пер. спольск., М., 1963; Верников М. Н., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах польск. философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв.), К., 1978; J o r d a n Z., The development of mathematical logic and of logical positivism in Poland between the two wars, L. - N. Y., 1945; Z a m e с k i S., Koncepcja nauki w szkole Iwowsko-warszawckiej, Wroclaw, 1977.

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛЮБОМУДРЫ"

"ЛЮБОМУДРЫ" - участники лит.-филос. кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823-25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Ко-шелев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и др. Кружок носил преим. филос. характер. «Л.» изучали соч. Спинозы, Канта, Фихте, Л. Окена, Й. Гёрреса и особенно Шеллинга; в частности, на основе шеллин-гианского принципа «тождества» предпринимались попытки создания цельной филос. системы, приводящей «все случаи или все частные познания человека к одному началу» (Веневитинов). В области эстетики «Л.» выступали против эмпиризма и «критики вкусов», доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Филос. умонастроение сочеталось у мн. «Л.» с либерально-политич. ориентацией. Перед восстанием 14 дек. 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, соч. франц. «политич. писателей» оттеснили «с первого плана» нем. философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, «Л.» распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены Одоевским. Кружок «Л.», сыгравший заметную роль в разработке на рус. почве идеалистич. диалектики и филос. теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н.В.Станкевича, В. Г. Белинского.

КошелевА. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; ? я т-к о в с к и и А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, СПБ, 19013; С а к у л и н П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; ? а н н Ю. В., Рус. филос. эстетика, М., 1969; К а м е н с к и и 3. А., Моск. кружок любомудров, М., 1980.

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮКСЕМБУРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница