Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ДАОСИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДАОСИЗМ

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя - школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.- три религии) - филос.-религ. триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая вплоть до 20 в. Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством, сторонники Д. объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697-2598 дон. э.), благодаря чему Д. получил наименование Хуан-Лао чжи сюе - учение Хуан-ди и Лао-цзы.

Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение наивноматериалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако содержащиеся в нём элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2-3 вв. на философский (дао цзя), высшим выразителем которого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо), образовавший своего рода «церковь», первым патриархом которой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34-156). Религ. Д. включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не имеющие ничего общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы понятия «Д.» стали весьма расплывчаты.

Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618-907), стал неотъемлемой частью «нац. культа» - верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в составе упомянутой выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и обществ («Тайпиндао» - «Путь великого равенства», «Удоумидао» - «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»- «Учение белого лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» - «Жёлтые повязки»); оказал значит. влияние на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246-210 дон. э.), Цзин-ди (156- 141 дон. э.), Гао-цзуна (650-683), Сюань-цзуна (712- 756) и др. В КНР в 1951-53 проводилась борьба против тайных даосских сект.

Исходной идеей филос. Д. является учение о дао - пути, извечном, естеств. и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе - с дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй - недеяние, одна из осн. идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать свободу её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао затемняется человеч. односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство - всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и философии.

Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226-93; Др.кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114- 138, 212-24, 248-94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; ?о?шнева Е. Б., Учение «Белого Лотоса» - идеология нар. восстания 1796-1804 гг., М., 1972, с. 8-29; Малявин В. В., Мир как метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в кн.: Общество н государство к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91-99; Welch H., Taoism. The parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ., Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The religion of China. Confucianism and Taoism, N. Y.- 1968'; McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the rite of cosmic renewal, Wash., 1972.

С. Кучера.

В начало словаря