Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕИ"-"РУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕИ"-"РУТ")

РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ

РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ - бурж. социологич. концепция, сменившая в 70-х гг. 20 в. скомпрометировавшую себя концепцию деидеологизации, одновременно как её отрицание и своеобразное продолжение. Сохранив осн. тезис последней - противопоставление науки и идеологии,- сторонники Р. вместе с тем исходят из того, что обществ. науки, в частности социология, не способны выполнять функции идеологии в обществе, ибо не дают ответа на вопросы о смысле человеч. жизни, о социальных и моральных ценностях цивилизации и т. п., которые якобы вообще не могут быть обоснованы рационально. Пренебрежение к этим вопросам, согласно концепции Р., создаёт в обществе «идеологич. вакуум», который заполняется враждебной существующему строю идеологией. Призывая к «идеологич. обновлению» капитализма, к «идейной мобилизации» Запада в борьбе против марксизма, реального социализма и междунар. ком-мунистич. движения, поборники этой концепции (Дж. Кэбот-Лодж младший, Э. Винер, Л. Фойер в США, О. Лемберг, К. Менерт в ФРГ и др.) пытаются разработать привлекательную для широких масс «новую идеологию», которая могла бы морально возродить «зап. цивилизацию» путём сочетания традиц. либерализма с радикальной фразеологией, а также вызвала бы идейный раскол в социалистич. странах и освободит. движении. Сторонники Р., как правило, отрицают применимость критерия истинности к идеологии и оценивают её лишь с т. зр. эффективности провозглашённых лозунгов; они уделяют осн. внимание не столько идейному содержанию, сколько технике манипулирования сознанием и поведением людей с помощью средств массовой информации и социальной психологии. Некоторые из них под «идеологич. обновлением» откровенно подразумевают возрождение религиозности, насаждение социальной мифологии, намеренный утопизм и т. п., также обосновывается и оправдывается вырождение идеологич. борьбы на междунар. арене в «психологич. войну».

При всей формальной антиномичности концепций деидеологизации и Р. они непосредственно направлены против марксизма-ленинизма: если первая стремилась обелить бурж. идеологию, приписывая ей мнимую беспристрастность и научность, то вторая также стремится к реабилитации не всякой, а именно бурж. идеологии, причём обе пытаются дискредитировать социалистич. идеологию. Определ. дань концепции Р. отдают также мн. мелкобурж. радикалы, настаивающие на иррациональности всякой идеологии (Т. Роззак) или отождествляющие идеологию с технологией вообще и с «интеллектуальной технологией» в частности (Хабермас).

Показывая принципиальную неправомерность альтернативы «либо наука, либо идеология», социологи-марксисты выявляют теоретич. несостоятельность и реакц. социальное назначение концепции Р.

Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеологии, в кн.: Социальные исследования духовной жизни сов. общества, М., 1977; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978, гл. 13; Яковлев М. В., Идеология, М., 1979; Habеrmas J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J., The prospect for mankind and a year 2000 ideology, [N. Y.l, 1972; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742; Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf., 1975; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.

РЕЙНАЛЬ

РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,- 6. 3. 1796, Париж), франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. - «Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (v. 1-6, 1770, рус. пер. - «Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1-6, 1834-352) - содержит острую критику феод.абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781 осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал опыт бурж. революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой франц. революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против углубления революц. борьбы.

Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количеств. изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма. Социологич. концепция Р. - своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, которые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм («робинзонаду»), Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ. состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.

Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации, Радищева.

Oeuvres, v. 1-4, Geneve, 1784.

Зельманова Г. Л., Р.- как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere ?., Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P., 1922; Wоlpe H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes» et ses perfectionnements, P., 1957.

РЕЙХЕНБАХ

РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26. 9. 1891, Гамбург,- 9. 4. 1953, Лос-Анджелес), нем. философ и логик. После установления фаш. режима в Германии эмигрировал сначала в Турцию, затем в США.

Р.- представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и познаются с помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям. Осн. доводом в пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных закономерностей, познание которых является целью науки.

Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных связей являются ядром филос. и логич. исследований Р., посвящённых отношению между причинностью и вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что причинность является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал онтологич. природу причинности с её субъективными отображениями в мышлении.

В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что обоснование любого знания лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв статистич. (частотную) интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории познания. Свой вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р. использовал для интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.

Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.- Los Ang., 1944; Modern philosophy of science. Selected essays, foreword by B. Carnap, L.-N. Y., [1959]; Experience and prediction, Chi.- L., 1961; The theory of probability, Berk., 1971; Nomological statements and admissible operations, Ann Arbor, 1973; Laws, modalities and counterfactuals, Berk., 1976; Selected writings, v. 1-2, Dordrecht, 1978; в рус. пер.- Направление времени, M., 1962.

Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М. 1965, с. 408-16; Вruning W., Der Gesetzesbegriff im Positivismus der Wiener Schule, [Mcisenheim/Glan, 1954]; H. Reichenbach: logical empiricist, Dordrecht, 1979.

РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛЯТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМКЕ

РЕМКЕ (Rehmke) Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн,- 23.12.1930, Марбург), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. Критикуя материализм, наивный реализм и философию Канта за допущение «вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действительность непосредственно даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в сб. «Новые идеи в философии», в. 6, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия как осн. наука исходит, по Р., из признания логич. примата всеобщего над единичным. В этике, отвергая категорич. императив Канта, Р. понимает нравственность как самоотверженную любовь к др. людям. Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме». Последователи Р. создали в 1919 общество его имени, издававшее журн. «Grundwissenschaft» (1919-37).

Philosophie als Grundwissenschaft, Lpz., 19292; Grundriss der Geschichte der Philosophie, Fr./M.- Bonn, 19655; в рус. пер,- Душа человека, СПБ, 1906.

Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 136-42; Тroberg G., Kritik der Grundwissenschaft J. Rehmkes, Munch., 1941.

РЕНАН

РЕНАН (Benan) Жозеф Эрнест (27.2.1823, Трегье, Котдю-Нор,-2.10.1892, Париж), франц. философ, писатель, историк религии, филолог-востоковед. В 1845 под влиянием тюбингенской школы отказался от духовной карьеры и приступил к созданию истории религ. верований. В первом науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855) P. использовал достижения филологии для изучения характера и истории древних народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную реконструкцию историч. прошлого на основании всей совокупности частных историч. свидетельств. Общая скептич. и агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной интерпретации историч. материала. После путешествия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь Иисуса» (1863, рус. пер. 1906), где в лит. форме осуществил историзацию образа Христа в соответствии с принципами франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником, макс. очищение евангельских легенд от сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета характеризуют Р. как представителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как «церковноисторический роман» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 469, 473). Признавая полезность религ. веры для поддержания основ существующего порядка, Р. пытался спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы христианства. Политич. идеалом Р. было элитарное общество с олигархия, правлением «мыслящей аристократии».

Oeuvres completes, v. 1 - 10, P., [1947-61]; в рус. пер - Собр. соч., т. 1-12, К., [1902-03]; Будущее науки, т. 1-2, К., [1902]; История первых веков христианства, т. 1-7, СПБ, [1907].

Chadbourne R. M., E. Henan, N. Y., [1968]; Peyre H., Sagesse de Renan, P., 1968; Dupont-SommcrA., Ernest Renan et ses voyages, P., 1973; Winling R Pofmy et Renan, Lilie - P., 1975.

РЕНУВЬЕ

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), франц. философидеалист, лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарактеризовал его философию как «...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В качестве исходного пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное. Р. отрицал существование «вещей в себе» и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму Юма, он считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия - принципиальная координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и делая акцент на проблемах прак-тич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил систему категорий, в которой центр. место занимает категория отношения. В более поздних работах его философия сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного творчества множества духовных существ - личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно Р., неразрывно связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц. персонализма.

Essais de critique generale, v. 1-4, P., 1854-64; Esquisse d'une classification systematique des doctrines philosophiques, v. 1-2, P., 1885-86; Le personnalismc, P., 1903.

Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ, 1914; История философии, т. 3, ? 1959, с. 481-85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (отфранц. representatif - показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н. выборочного метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к обследованию части (выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие формальное и выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит. интервалом), в котором с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит. вероятностью) может оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и границы доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма генеральной совокупности, объёма выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит. вероятности), способа расчёта обследуемой характеристики и её значения для выборочной совокупности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р., разрабатываемая в рамках одного из разделов математич. статистики - теории выборочного метода.

Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; Кокpeн У., Методы выборочного исследования, пер. с англ., М., 1976.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refero - отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в своём поведении люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к которой фактически принадлежат, но на ту, к которой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для индивида Р. г. может выступать как стандарт для самооценки (компаративные Р. г.) и как источник его установок, норм и ценностей (нормативные Р. г.).

Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к которой принадлежит индивид. Различают также «реальные» и «вымышленные», «позитивные» и «негативные» Р. г. (напр., из-за неприязненного отношения к «Р. г. учителей» ребёнок иногда поступает вопреки их требованиям).

Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возрастом число их увеличивается, в зависимости от содержания решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы которых могут взаимоподкрепляться, не пересекаться или вступать в противоречие. Последнее ведёт к внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением новых Р. г. прежние могут сохранять своё влияние. Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её проблем - изучение детерминант выбора индивидами тех или иных Р. г.

Концепция Р. г. используется при изучении формирования личности и социальной регуляции поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что индивид заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом которой надеется стать); при анализе взаимосвязи менаду объективным положением человека в социальной структуре и его субъективным представлением об этом, для исследования причин возникновения некоторых межиндивидуальных и вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. индивидов важно для оптимизации воспитат. работы, предупреждения преступности, повышения эффективности пропаганды.

Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Яковлев А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971; Метревели В. Г., К вопросу о теории Р. г. в совр. бурж. социологии, «Социологич. исследования», 1975, № 4; Ольшанский В. Б., Группа присутствия и эталонная группа, в кн.: Социальная психологич. М., 1975; Кон И. С., Психология юношеского возраста, М., 1979; Социальная психология личности, М., 1979; Щедрина Е. В., Референтность как характеристика системы межличностных отношений, в кн.: Психологич. теория коллектива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психологич. М., 1980; Merton R. К., Social theory and social structure, Glencoe, 19682.

РЕФЛЕКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФОРМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ - процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии принятие Р. традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс принятия Р. включает в себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, A.B. Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и функционального развития.

Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в которой Р. называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию, широко используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич. реальность принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается, напр., в забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей.

О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к ним.

Вопросы кибернетики, в. 8 - Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю., Психологич. теория Р., пер. с польск., М., 1979 (библ.).

РИБО

РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,- 9.12.1916, Париж), франц. психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в., Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психич. процессы и личность в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство» (цит. по кн.: Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье). Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл идр.).

В рус. пер.: Болезни личности, М., 1887; Характер, СПБ, 1899; Психология внимания, СПБ, 1897; Эволюция общих идей М., 1898; Психология чувств. СПБ, 1898; Философия Шопенгауэра, СПБ, 1899; Аффективная память, СПБ, 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств. СПБ, 1905; О страстях, Од., 1912; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 1916.

Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961, № 2; Dugas L., Le phalosophe Th. Hibot, P., 1924.

РИГОРИЗМ

РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor - твёрдость, строгость), строгое проведение к.-л. принципа в действии, поведении и мысли, исключающее к.-л. компромиссы, учёт др. принципов, отличных от исходного, и т. п. Моралистич. Р. характерен, напр., для таких направлений протестантизма, как пуританизм. В этике принцип Р. был сформулирован в учении Канта о долге как единств. критерии нравственности. С точки зрения Канта нравственными признаются лишь поступки, совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие требованиям долга и даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из других побуждений (склонности ит. п.).

РИД

РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, - 7.10.1796, Глазго), шотл. философ, основатель шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко критиковал материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.- «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач. невыводимых принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внеш. мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США - Дж. Мак-Кош, во Франции - П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистич. философией.

The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.

Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fraser ?. С. Th. Reid, Edin.- L., [1898]; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D. Stewart, Brux., 1980.

РИКЕР

РИКЕР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель религ. феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений Р.- волевая активность субъекта («Философия воли» - «Philosophie de la volonte», t. l-2, 1950- 1960). Опираясь на феноменологич. метод и учение Гуссерля о «жизненном мире», идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность» человека, выделяя при этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анализе проблемы воли использует т. н. регрессивно-прогрессивный метод, позволяющий, по мнению Р., с одной стороны, открывать «археологию» субъекта, его укоренённость в бытии, а с другой - исследовать его «телеологию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч. существования Р. усматривает в осознании и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном» исследовании человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего бытие человека. На основе этих принципов строится феноменологич. герменевтика, которую Р. предлагает в качестве способа истолкования человека, мира и культуры, т. е. метода историч. (гуманитарных) наук. В то же время герменевтика Р.- попытка объединить на основе религ. идеализма различные способы философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать их с феноменологией духа Гегеля (в последние годы - и с философией языка).

Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La metaphore vive, P., 1975; The philosophy of Paul Ricoeur; an anthology of his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. Philibert M., Paul Ricoeur ou la liberte selon 1'esperance, P., 1971; Sens et existence. En hommage a Paul Ricoeur, P., 1975.

РИККЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИМСКИЙ КЛУБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИСМЕН

РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9.1909, Филадельфия), амер. социолог. Приобрёл известность исследованиями социальной психологии и культуры в США в 20 в. [«Одинокая толпа» - «The lonely crowd», 1950 (совм. с N. Glazer, R. Denney); «Лица в толпе» - «Faces in the crowd», 1952]. По Р., произошёл переход от типа личности, «ориентированной изнутри», т. е. от активного субъекта конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности, «ориентированной извне», т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция «социального характера», по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма, ощущения духовной опустошённости. Р. описывает кризис «амер. деловитости» и распространение «потребит. психологии», поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя гос.монополистич. бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы связанные с усложнением пром. производства и урбанизацией. Он не видит их обусловленности социально-классовой структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. С позиций бурж. демократизма и абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм. В Thorstein Veblen, N. Y,-L., 1960; Individualism reconsidered, Glencoe, [1954]; Abundance for what?, Garden City, 1965; The academic revolution, Garden city, 1968 (совм. с С. Jencks).

Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирия, социология, М., 1965; 3амошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966.

РИТА

РИТА (санскр.), в др.-инд. мысли обозначение универс. космич. закона, одно из ключевых понятий др.-инд. культуры ведийской эпохи. Р. определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение осн. условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. То, что устроено в соответствии с Р., характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» - состоянию, причастному хаосу и связанному со страхом), направленный изнутри, из некоего центра, вовне. Р. определяет и членение этого пространства на части, которые, соединяясь, образуют целокупный, контролируемый и законосообразный космос. Посредством Р. достигается порядок круговращения Вселенной; поскольку он существует, он благ и истинен. Поэтому и Р. толковалась как истина в самом широком смысле слова (и в этом отношении она сближается, а иногда и совпадает с сатьей). Противоположностью Р, выступает анрита - неупорядоченность как лишённость Р. Р. определяет физич. и нравств. аспекты жизни: движение светил, дождь, рост растений, жизнь животных, людей, деяния богов и т. п. Считалось, что Р. была установлена древнейшими инд. божествами Адитьями, которые продолжают охранять её. В послеве-дийскую эпоху усиливается этич. интерпретация Р. Понятие Р. имеет многочисл. типологич. параллели (др.-греч. Дике и др.).

Ригведа. Избр. гимны, М., 1972, с. 141-42, 146 - 47, 304, 309; Ludеrs H., Varuna, Bd 1-2, Gott., 1951-59; Ramakrisna G., The concept of Hta and the ethical element in Vedic literature, «Vedanta Kesari», 1967, v. 54, p. 154-60.

РИТУАЛ

РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения.

Исторически Р. как тип действия сложился в культовых системах; в совр. обществах различные, типы Р. действуют также в сферах политич. и социальной организации общества (гражд. обрядность, офиц. торжества, дипломатич. церемониал и пр.). Структуру Р. составляет строго регламентируемая последовательность актов (действий), в том числе вербальных (песнопения ит. п.), связанных со спец. предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы Р. первичны по отношению к индивидуальным; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые психологич. состояния личности в определ. социокультурные рамки. Символич. значение Р., его обособленность от повседневно-практич. жизни подчёркивается атмосферой торжественности.

Древнейшая и глубинная основа Р.- символич. переход между различными формами космич. и социаль-го бытия (живое - неживое, человеческое - сверхчеловеческое, природное - социальное и т. п.). В религ. Р. выражается фантастич. символич. преодоление предельных для соответствующего сознания противоположностей (ритуальное изображение воскресения природы и человека, перехода в иную социальную категорию и пр.). В структуре Р. важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва, герой, словесная формула. Эта структура составила ядро мифологич. сознания, а в дальнейшем повлияла на различные фи-лос. и художеств. формы.

Секуляризация обществ. отношений и норм лишает Р. ореола священности и таинственности, превращает его в социальную условность, символ признания определ. норм и ценностей.

см. также Обычай.

РИХТА

РИХТА (Richta) Радован (р. 6.6.1924, Прага), чехосл. философ-марксист, акад. ЧСАН (1977). Чл. КПЧ с 1945. Директор Ин-та философии и социологии ЧСАН с 1968. В 50-х гг. Р. способствовал утверждению в Чехословакии марксистской философии. Осн. работы Р. посвящены проблемам науч.технич. революции, в особенности её социальных последствий, и её влиянию на развитие личности. Р.- один из руководителей авторского коллектива совместных сов.-чехосл. работ «Человек - наука - техника» (1973) и «Научно-технич. революция и социализм» (1973).

Civilizace na rozcesti. Spolecenske a lidske souvislosti vadec-kotechnieke revoluce, Praha, 1969s (соавтор); в рус. пер.- Свобода, о которой идет речь!, Прага, 1977 (совм. с В. Румлом).

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство Суффолк,- 9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235 епископ Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элементами грекоараб. естеств. наук, в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими распространение на Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о свете как тончайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для возникновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой которой является свет и самораспространение которой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной - крайний предел возможного распространения этой точки; эта граница, твердь, отражает свет, и отражённый свет в обратном движении организует всю Вселенную, образуя небесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются в Земле.

Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении математики (прежде всего геометрии) для изучения природы.

Первый свет - это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходящее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.

Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телесными проявлениями, первый свет и заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. познание может осуществляться и менее совершенным образом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении усматриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и состоит в последоват. отделении (абстрагировании) акциденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математики в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.

The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.

Baur L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Munster, 1917; Сromhiе А. С., Robert Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.

РОБИНЕ

РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене (23.6.1735, Ренн,- 24.1.1820, там же), франц. философматериалист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Р. издал осн. произв. «О природе» (1761-66, рус. пер. 1935), которое ввело его в среду деятелей Просвещения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь П. Бей-ля, 5 тт. дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Р. приветствовал Великую франц. революцию и в начальный её период участвовал в политич. борьбе. Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. Материю считал одушевлённой (гилозоизм): все тела природы обладают животными функциями - питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ. на вершине которой находится человек, Р. в некоторой мере предвосхитил эволюц. теорию. Стремление построить законченную филос. систему, умозрительность рассуждений, использование схолас-тич. определений и понятий сближает Р., который, по словам Маркса и Энгельса, «... сохранил ещё связь с метафизикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 в. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро идр.). Органистич. идеи Р. оказали влияние па натурфилософию Шеллинга и частично Гегеля.

В рус. пер.- Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., Воронеж, 1800.

Васильев С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.-Л., 1935; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.- Л., 1935, с. 136-65; Ситковский Е., Философия Ж.. Б. Р., М., 1936; Аlbert R., Die Philosophie Kobinets, [Lpz.J, 1903.

РОД

РОД - см. в ст. Вид ирод.

II

группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероятнее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии.

Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.

Согласно одной из распространённых в сов. науке т. зр. родовое общество проходит последовательно два этапа развития - эпоху материнского и эпоху отцовского Р. В материнском Р. производств. отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Р. в это время был экономич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко второму этапу родового строя - эпохе отцовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми.

Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был производств. ячейкой, а имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития. Экономич. ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р.

Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941;Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., Л., 19352; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М, 19742; Первобытное общество, М., 1975; Боpисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792 Файнберг Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980.

РОДЖЕРС

РОДЖЕРС (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собств. проблем путём активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споём осознании либо подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии - так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гу-манистич.», психологич. сложившаяся под влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, приобрела в 1950-60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом) в исследовании человеч. поведения.

Psychotherapy and personality change, Сhi., 1954; A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, N. ?., 19722.

Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Hall С. S., Lindzeу G., Theories of personality, N. ?., 19702.

РОЗЕНТАЛЬ

Марк Моисеевич [6(19).2.1906, с. Устье Подольской губ., ныне Винницкой обл.,- 2.2.1975, Москва], сов. философ, засл. деят. науки РСФСР (1966), проф. (1940). Чл. КПСС с 1925. Окончил Ин-т красной профессуры (1933). С 1933 вёл науч.-исследоват. и преподават. деятельность. В 1933-41 зам. ответств. ред. журн. «Лит. критик». С 1946 работал в Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Осн. работы в области диалектического материализма, эстетики, истории философии.

Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич. диалектика, [М.], 1937; . Филос. взгляды Н. Г. Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы диалектич. логики, М., 1960; Ленин и диалектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. развитие, М., 1965; Диалектика «Капитала» Маркса, М., 1967; Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М., 1976.

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ

РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,- 1.7.1855, Стреза), итал. философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della santo Chiesa», 1848, переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в 1849 в папский «Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее влиятельных в католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ. философии - особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта - с позиций платонизма и августинианства. Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой идее потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»-«Nuovo saggio sull' origine delle idee», v. 1-4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ. спиритуализма - идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).

Edizione nazionale delle opere, v. l-48, Rоmа - Padova, 1934-76-; Epistolario filosofico, Trapani, 1968. Э p н В. Ф., Розмини и его теория знания, M., 1914; Sсiacca M. F., Interpretazioni rosmmiane, Mil., 19632; Bergamasсhi C., Bibliografia rosminiana, v. 1-2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1-2, Mil., 1970.

РОЙС

РОЙС (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния,- 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а также англ. неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно крой отд. личности в совокупности составляют «универс. сообщество», выполняющее волю «абс. личности», влекущей людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в политич., экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. госво Р. считал воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью - «лояльность» по отношению к существующему строю. В противоположность Джемсу считал, что под религ. веру невозможно подвести практич. основание: её следует выводить из философии абс. идеализма. Р. принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Оказал влияние на амер. цеонрагма-тизм и персонализм.

The religious aspect of philosophy, Boston - N. Y., 1885; The world and the individual, ser. 1-2, N. Y.-L., 1900-01; Lectures of modern idealism, Hew Haven - L.- Oxf., [1934]; The letters of J. Royce, ed. by J. Clendenning, Chi.- L., 1970. Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, с. 24-35; В u r a n e l l i V., Josiah Royce, N. ?., [1964]

РОК

РОК - см. Судьба.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСТОУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИНШТЕЙН

Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, - 11.1.1960, Москва], сов. психолог, чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942-45), зам. директора Инта философии АН СССР (1945-48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР (1945-49, 1956-60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич. анализом гл. направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).

Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

РУДНЯНЬСКИЙ

РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,- 23.6.1941, Львов), польск. философмарксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р. посвящены франц. материализму 18 в., некоторым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли, развитию философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материалистич. философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич. материализма - кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).

Zdziejow filozofii, Warsz., 1959. Клевчен я А. С., Стефан Р. (Из истории марксистско-ленинской мысли в Польше), Минск, 1968.

РУССО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУТКЕВИЧ

Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Киев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1944. Окончил физич. факультет Киевского университета (1939). Преподавал философию с 1947, в 1966-72 декан филос. факультета Уральского университета (Свердловск). В 1972-76 директор Ин-та социологич. исследований АН СССР, в 1976- 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с 1978 зав. кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР. Основные работы в области диалектического материализма, исторического материализма, социологических исследований.

Практика-основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о естествознании и его роли в жизни общества, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общества, Свердловск, 1954; Движение и развитие в природе и обществе, М., 1954; Век науки и искусства, [М., 1965] (совм. с А. Ф. Еремеевым); Актуальные проблемы ленинской теории отражения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970 (совм. с Ф. Р. Филипповым); Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов. общества, М., 1975; Социалистич. образ жизни и его развитие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социалистич. обществе, М., 1977; Диалектика и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.

Предыдущая страница Следующая страница