Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
РЕФОРМАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РЕФОРМАЦИЯ

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование, исправление), разнородное социальнополитич. и идео-логич. движение 16-17 вв., охватившее большинство стран Зап. и Центр. Европы и направленное против ср.-век. католич. церкви как «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 361). В узком смысле Р. - пересмотр осн. догматов католицизма, который привёл к возникновению нового направления христианства - протестантизма. Р. явилась следствием вырождения католицизма как господствующего мировоззрения, признания его неспособности осуществить осн. замысел ср.-век. религ. культуры - организовать земную жизнь людей как подготовку к «царствию небесному».

Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Р. Обожествление папы, индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный крах рим. католич. церкви. Вселенские соборы 14-15 вв. (особенно Констанцский и Базельский) стремились к исправлению церкви «во главе и членах», но попытки её внутр. реформирования не удались. Начавшаяся в 16 в. протестанская Р. выступила с лозунгом не исправления католицизма, а борьбы с ним.

Р. была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-бурж. направление Р., и Т. Мюнцера, вождя народной Р. Объявляя причиной Р. «порчу церкви», идеологи Р. видели её в искажении учения Христа и целью Р. считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времён. Чтобы очистить веру от историч. наслоений, они призывали проверить священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить авторитету церкви и сохранить только те таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Совершив эту проверку, Р. признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязат. посты и большинство церковных праздников.

Важнейшая идея Р. - необходимость личной ответственности человека перед богом без посредства церковной иерархии. В обществ. сознании 16-17 вв. католич. церковь выступала как насильств. власть, пытающаяся организовать рслиг. жизнь человека по образцу формальноюридич. отношений и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу поведения. По мнению идеологов Р., спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным раскаянием и верой. В силу божеств. предопределения воли существуют непосредственное, персональное отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь не способна приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредо-вать и нивелировать их отношения.

Переосмысление роли церкви в деле человеч. спасение связано с изменениями в понимании отношения природы и духа. Католич. догматика основана на признании того, что в некоторых природных вещах божеств. дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые дары, мощи, чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей на священные и несвященные; священное - не вещь, которую можно дать, продать (индульгенции), отнять, завоевать (крестовые походы). Это воззрение чётко проявилось в дискуссии о таинстве евхаристии (причастия). Согласно учению римско-католич. церкви, Христос субстанциально присутствует в святых дарах. Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а отсутствие веры отнимает у святых даров их благодатную силу.

Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они утверждают, что божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Церковь - это община верующих, союз братьев во Христе, а не вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому церковная организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич. подчинения.

Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате которых в ряде европ. государств утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом государства. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.

Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16в.) и Английской (17в.) революциях, в ходе которых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и мирского призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циальнокритич. мышления, филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых, предпринимательских, ориентации в хоз. практике.

Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; его же, К «Крест. войне», там же, т. 21; его же, Заметки о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, ?., 1948, с. 343- 346; Бецольд Ф., История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 - 2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1-2, М., 1906-07; Штерн Л., Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Munch., 1907; Ritsсhl O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd 1-4, Lpz., 1908-27; Dilthey W., Auffassung und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E., Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l - 2, Lpz., 1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; Сhadwiсk O., The Reformation, Grand Rapids (Michigan), 1965; Merle d' Aubigne J. H., Histoire de la Reformation en Europe au temps de Calvin, t. l-8, Osnabruck, 1968; Сourvoisier .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977;

см. также лит. к статьям Лютер, Кальвин.

Т. Н. Панчеко.

В начало словаря