Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАКТИ

ШАКТИ (санскр., букв.- мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила, энергия, с помощью которой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной ипостасях. Особенно известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её жен. форме (в шиваизме); почитается шиваитами под разными именами и в разных формах, в шактизме почитается как богиня, практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а материя как чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно только с помощью Ш., которая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым сознанием и материей, как причина становления, то, посредством чего божество воздействует на мир. Поэтому Шива отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к объектам мира [в этом последнем аспекте Шива характеризуется рядом признаков - сознанием, интеллектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством (ананда) и т. п.]. В «Бха-гавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе неизменность брахмана и изменчивость становления и создающего изменчивую природу с помощью особой силы - майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классификация принципов, связанных с Ш. (тридцать шесть таттв).

Frauwallner E., Aus der Philosophie der sivaitischen Systeme, B., 1962; Gonda J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L., 1970.

ШАН ЯН

Гунсунь Ян, Вэй Ян (390- 338 дон. э.), др.-кит. гос. деятель, один из основоположников легизма. Происходил из обедневшего аристократич. рода из царства Вэй. Был первым советником циньского царя Сяо-гуна (361-338 дон. э.), провёл серию реформ, основанных на концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.

Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич. мысли создал теорию деспотич. государства и разработал осн. концепции легизма об управлении обществом и государством: концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория единого (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности народа, система рангов знатности, теория «клещей» - наделение общинников правом контроля над деятельностью чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу же после смерти Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.

Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова, М., 1968; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 210-23.

ШАНКАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАО ЮН

Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй,- 1077), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос. трактатов «Хуан-цзи цзин-ши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэнь-дуй» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют высшие принципы, управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно объективным путём, т. е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что возникновение вещей является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом концепцию «числа»: «изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, которое создаёт числа; числа образуют формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и является естественным. Человек - самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как и тьма вещей, управляется числами.

Harlez Сh. de, L'ecole philosophique moderne de la Chine ou Systeme de la nature (Sing-Li), Brux., 1890, p. 77 - 110;

см. также лит. к ст. Неоконфуцианство.

ШАРРОН

ШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж,- 16.11.1603, там же), франц. философскептик. В трактате «О мудрости» («De la sagesse», livre l-3, 1601), выступая против догматизма и схоластики, Ш. требовал «свободы ума», сопоставления разных т. зр. и принятия к.-л. из них «только по указанию разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным характером учёности, изучать не тексты, а вещи. По Ш., разум человека -гл. познават. сила. Касаясь роли ощущений, Ш. отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя они сообщают лишь о внеш. форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами. Разум способен «через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о них» (там же, р. 148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их развивать даже без содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно побуждает, не успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать больше и лучше». Указывая, что все существующие религии - это суеверия, Ш. оговаривает, что это не касается христианства. Ш. считал себя защитником христианства, но его понимание христианства далеко от ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании всемогущей первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения этой первопричине.

Для постижения догм христианства - откровения, бессмертия души, таинств - «нужно, чтобы человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием, экзальтацией» (там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности - не религия, а природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этич. принципам, соблюдения крых требуют природа и разум. Трактат Ш., многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня, оказал большое влияние на франц. мысль 17 в., особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на Ш., ортодоксыклерикалы не без основания видели в нём одного из вдохновителей рационализма, материализма и деизма нового времени.

Toutes les Oeuvres, v. l, P., 1635.

Popkin R. Н., The history of scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, i960; Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961].

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (14.1.1875, Кайзерсберг, Эльзас,-4.9.1965, Ламбарене, Габон), немецко-франц. мыслитель, близкий философии жизни; теолог, врач, музыковед и органист; всемирно известен анти-воен. выступлениями. В 1913 вместе с женой - сестрой милосердия Элен Бреслау - на собств. средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Ш. гд. делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена франкфуртская пр. Гёте, в 1952 - Нобелевская пр. мира.

Исходный принцип мировоззрения Ш.- факт жизни (противопоставляемый факту мысли как производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Ш. предлагал формулу: «я - жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Отсюда Ш. выводил свой осн. этич. принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Ш., - не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Ш., стать основой этич. обновления человечества, выработки норм универс. космич. этики.

Отстаивая идею свободного и нравств. индивида, Ш. выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю, как выражение свободного и нравств. существа человека,- знанию (пониманию), как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внеш. необходимости. По мысли Ш., «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации». Ш. противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «технич. эру» и «внеш. прогресс». Согласно Ш., этика призвана органично сливаться с культурой. Достижение этого единства способно обеспечить прогресс человечества. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый обществом. Ш. ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистич. мировоззрения, способного утвердить человеч. личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творч. активности. С этой гуманистич. позиции Ш. критиковал нравств. состояние совр. бурж. общества, переживающего глубокий духовный кризис.

Kulturphilosophie, T1 1-2, Munch., 19293; Le Probleme de I'ethique dans Involution de la pensoe 1щта(пе, Р., 1952; Das Christentun} und die Weltreligionen, Munch., 1962; Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, В., 19632; в рус. пер,- И. С. Бах, М., 1864; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.

Левада Ю- А., А. Ш.-мыслитель и человек, «ВФ», 1965, № 12; А. Ш.- великий гуманист XX в., М., 1970; Петрицкий В. А., Этич. учение А. Ш., Л., 1971; A. Schweitzer Sein Denken und sein Weg, hrsg. v. H. W. Bahr, Tub., 1962; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Winnubst B., Das Friedcnsdenken A. Schweizers, Amst., 1974; Speа O., A. Schweizers Ethik, Hamb., 1978.

ШЕЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЛИНГИАНСТВО

ШЕЛЛИНГИАНСТВО - течение в духовной жизни Германии, России и др. стран Европы, связанное с влиянием разных сторон и этапов филос. деятельности Шеллинга. Ш. носило разнородный характер и не образовало особого филос. направления или школы. Среди последователей философии тождества Шеллинга в Германии - эстетик и историк философии Ф. ACT (1778- 1841), Й.Я. Вагнер (1775-1841), К. В. Ф. Зольгер, позднее критиковавший Ш. в своей эстетике. Большая группа романтич. натурфилософов была привлечена универсалистским филос. толкованием естествознания у Шеллинга - среди них Й.В. Риттер (1776-1810), Л. Окен (1779-1851), Г. X. Шуберт (1780-1860), X. Стеффенс (1773-1845), И. П. В. Трокслер (1780- 1866).

В России значит. распространение Ш. было связано с деятельностью нем. профессоров, преподававших в моск. и харьковском университетах (И. Г. Буле, И. Б. Шад и др.), слушанием лекций Шеллинга (Д. М. Веллан-ский), изучением его соч. (В. Ф. Одоевский, И. И. Надеждин и др.).

Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, т. 1, М., 1913; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в рус. философии нач. 19 в., «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6; Манн Ю. В., Рус. филос. эстетика (1820-1830 гг.), М., 1969; Рус. эстетич. трактаты первой трети 19 в., вступ. ст. и примеч. 3. А. Каменского, т. 1-2, М., 1974; Knittermeyer H., ScheUing und die romantische Schule, Munch., 1929.

ШЕСТОВ

Лев (псевд.; наст. имя и фам.- Лев Исаакович Шварцман) [31.1(12.2).1866, Киев,- 20.11.1938, Париж], рус. философ-экзистенциалист и литератор. В 1895-1914 жил преим. в Швейцарии, с 1914 - в Москве, с 1918 - в Киеве, с 1920 - в Париже.

Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Ш. предвосхитил осн. идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. заявляет о трагич. абсурдности человеч. существования и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиц. философии, требуя переместить т. зр. с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», он полемически противопоставляет её академич. стилю мышления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безличновсеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязат. нравств. нормы, приводит Ш. к гносеологич. релятивизму и имморализму. Хотя в нач. 1910-х гг. безрелиг. «Апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется религ. пафосом «sola fide» (лютеров-ское оправдание «только верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержат. определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному ре-лиг. самочувствию, божеств. источник; филос. умозрению Ш. противополагает откровение («Афины и Иерусалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболич. характер: познават. устремлённость отождествляется с грехопадением человеч. рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистич. темперамент Ш.- мастера филос. парадокса и афоризма, его едкая критика академич. мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.).

Собр. соч., т. 1-6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957. Асмус В. Ф., Л. Ш. и Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В., «Остается одно: произвол», «Вопр. литературы», 1975, № 10; Wernham J. С., Two Russian thinkers, Toronto, 1968; Л. Ш. Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография литературы о Л. Ш., сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1978.

ШЕФТСБЕРИ

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Cooper) (26.2.1671, Лондон,-15.2.1713, Неаполь), англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш. выразил осн. идеи, присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк. религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины. Используя неоплатонич. образы (заимствуемые, в частности, у кембриджских платоников), Ш. рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.- выражение стремления человека к идеалу гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеч. бытия. Нравственность, по Ш., коренится во врождённом человеку «нравств. чувстве»; сущность её - в гармоничном сочетании индивидуальных и обществ. склонностей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с утверждением эстетич. характера нравств. совершенства, неразрывного единства красоты и нравственности. Ш. анализировал принципы классицистич. реализма, разрабатывал важнейшую для искусства Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич. идеи Ш. были систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии и моралистич. прозе (начиная с А. Попа,

Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции (Дидро) и особенно Германии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский романтизм).

Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l-3 L., 1711; Second characters or The language of forms, Camb ' 1914; в рус. пер.- Эстетич. опыты, ?., 1975.

Михайлов А л. В., Эстетич. мир Ш., в кн.: Шефтсбери А. Э. К., Эстетич. опыты, М., 1975, с. 7-76; Walze! О., Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe Munch., 19322; Wo Iff E., Shaftesbury und seine Bedeutung Tub., 1960; Uehlein F. ?., Kosmos und Subjektivitat Lord Shaftesburys philosophical regimen, Freiburg - Munch., 1976.

ШИЛЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШИНКАРУК

Владимир Илларионович (р. 22.4.1928, с. Гайворон, ныне Киевской обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1981), акад. АН УССР (1?78). Чл. КПСС с 1951. Окончил в 1951 филос. факультет Киевского университета им. Т. Г. Шевченко, где аатем преподавал; в 1965-68 декан филос. факультета. С 1968 директор Ин-та философии АН УССР. В 1969-71 и с 1979 гл. редактор журн. «Фiлософська думка». Осн. работы в области диалектич. материализма и истории философии. Редактор «Фiлософського словника», К., 1973,

Логика, диалектика и теория познания Гегеля, Ц., 1964; Теория познания, логика н диалектика И. Канта, К., 1974; Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977.

ШЛЕЙЕРМАХЕР

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, - 12. 2. 1834, Берлин), нем. протестантский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок кружку йенских романтиков. В рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах» (1800, рус. пер. 1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание - основа религии, которую Ш. определяет как «созерцание универсума», позднее - как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом трудов по философии («Диалектика» - «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии, протестантской догматике. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первенствующей роли внутр. чувства в познании, в непостижимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на либеральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменевтики.

Samtliche Werke, Bd 1-30, В., 1835-64; Asthetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.- B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ?. H.?immerle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.

Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben Schleierrnachers, Bd 1-2, В., 1922-66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und Werk, В., 1968; Brandt R. B., The philosophy of Schleiennaoher, N. ?., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B. Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 19742

ШЛИК

ШЛИК (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, - 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. - «последовательный эмпиризм», к которому он пришёл, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. данного» - чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него - формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjentifique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufsatze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.

Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365-69.

ШОВИНИЗМ

ШОВИНИЗМ (франц, chauvinisme), крайня« форма национализма, проповедь нац. исключительности, противопоставление интересов одной нации интереса« всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается, что прообразом этого персона-жа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем «величия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националистич. экстремизма. В Великобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование - джингоизм.

Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители которого выступали в период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики буржуазии своих стран, получило название социал-шовинизма.

Разновидность Ш. - великодержавный Ш. - идеология и политика господствующих классов нации, занимающей главенствующее (державное) положение в государстве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и культурной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. - человеконенавистнич. идеология и политика фащ. государств.

Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу против любых разновидностей идеологии Ш. и её ноеителей.

ШОПЕНГАУЭР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА - философия «здравого смысла», возникла в 60-80-х гг. 18 в. в шотл. университетах и получила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.- Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. Ш. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеч. природе богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассудки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала основанные на врождённом «общем чувстве» доводы в пользу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно учению Ш. ш., является уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания: люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Однако главное для Ш. ш. - признание самоочевидности религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике материалистом Дж. Пристли. Наиболее активными пропагандистами философии «здравого смысла» в США были Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П. Ру-айеКоллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и Т. Жуфруа.

История философии, т. 2, М., 1941, с. 269-73; Грязнов А. Ф., Философия Ш, ш., М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D. S. (ed.), The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961.

ШПЕНГЛЕР

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкенбург, Гарц, - 8. 5. 1936, Мюнхен), нем. философ-идеалист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха гл. труда «Закат Европы» (Bd 1-2, 1918-22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг. выступал как публицист консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей демагогии.

Решающее влияние на Ш. оказала философия Ницше. Ш. исходит из понятия органич. жизни, подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как «организм», крый, во-первых, обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не может. Ш. насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (грекоримская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному «организму», по Ш., заранее отмерен определ. (ОКОЛО тысячелетия) срок, зависящий от внутр. жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой «протяжённости», бездушного «интеллекта», а с другой - стоит в контексте восходящих к Ницше концепций «массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для грекорим. культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира - в 19 в., с которого начинается его «закат».

С наступлением цивилизации художеств. и лит. творчество делается якобы ненужным; поэтому Ш. предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

Стиль изложения у Ш. построен на оперировании развёрнутыми метафорами, причём метафорич. сближение слов часто подменяет логику понятий.

Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Munch., 1931; Reden und Aufsatze, Munch., 195l3; TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Munch., 1965; в рус. пер.- Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922, Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.

Лазарев В. Н., О. Ш. и его взгляды на искусство, М., 1922; О. Ш. и закат Европы, М., 1922; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, в его кн.: Избр. филос. труды, т. 2, М., 1971; Hughes H. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N. ?., [1962]; Spengler-Studien. Festgabe fur M. Schroterzum 85. Geburtstag, hrsg. v. A. M. Koktanek, Munch., 1965.

ШПЕТ

Густав Густавович [26. 3 (7. 4). 1879, Киев, - 23. 3. 1940, Томская обл.], рус. философидеалист, последователь феноменологии Гуссерля и филос.-историч. концепции Гегеля. Проф. (1918-23) Моск. университета; в 1924 -29 вице-президент Росс. академии художеств. наук (затем ГАХН). В концепции ??. универсальное понимание («уразумение») означает отыскание «первых начал» и «принципов» бытия, которые Ш. наз. «смыслами», «эйдосами», «идеями». Действительность не просто «дана» в опыте, она, согласно Ш., «загадана», и обнаружение её смысла достигается через раскрытие интуитивных актов человеч. разума. Интуицию Ш. трактовал в духе рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница: интуитивное «узрение сущности» полностью выразимо и сообщаемо средствами дискурсивных, ло-гич. определений, хотя разум изначально усматривает сущность («смысл») так же непосредственно, как непосредственно воспринимаются чувственно данные вещи. Опосредствование есть момент производный, это - описание, доказательство, интерпретация. В соч. «Внутр. форма слова» (1927) философия языка предстаёт как основа философии культуры, предвосхищены мн. идеи позднейшей герменевтики (учения об истолковании). Перевёл «Феноменологию духа» Гегеля (опубл. 1959).

Явление и смысл, М., 1914; Филос. наследство П. Д. Юрке-вича, М., 1915; История как проблема логики, ч. 1, М-, 1916; Сознание и его собственник, М., 1916; Филос. мировоззрение Герцена, П., 1921; Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, П., 1922; Эстетич. фрагменты, в. 1-3, П., 1922-23; Введение в этнич. психологию, в. 1, М., 1927.

ШРЕДЕР

ШРЕДЕР (Schroder) Эрнст (25. 11. 1841, Мангейм,- 16.6. 1902, Карлсруэ), нем. математик и логик. Дал систематич. изложение математич. логики (как алгебры логики), включая теорию отношений; им введён термин «исчисление высказываний». Сформулировал принцип двойственности и ряд др. математико-логич. принципов.

Der Operationskreis des Logikkalkuls, Lpz., 1877; Vorlesungen uber die Algebra der Logik, Bd 1-3, Lpz., 1890-1905; Abriss der Algebra der Logik, Tl 1-2, Lpz.- B., 1909-10.

ШТАММЛЕР

ШТАММЛЕР (Stammler) Рудольф (19. 2. 1856, Альсфельд, - 25. 4. 1938, Вернигероде), нем. теоретик права, неокантианец, социальные взгляды которого близки к«катедерсоциализму». Задачи науки об обществе, и в частности теории права, трактовал в духе марбург-ской школы неокантианства. По Ш., понятие права априорно. Это мыслительная категория, независимая от социальной реальности и лишь прилагаемая к ней. В кн. «Хозяйство и право ст. зр. материалистич. понимания истории» (1896, рус. пер. 1899) с позиций т. н. юридического мировоззрения пытался опровергнуть марксизм, отождествлявшийся им с экономич. детерминизмом. Утверждал, что право первично по отношению к экономике и государству, если не во временном и причинном, то во всяком случае в логич. плане. Обществ. жизнь во всех её проявлениях - это упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой которой выступает право. Экономич. и политич. развитие должно поэтому идти путём частичных изменений права, критерием которых является создаваемое человеч. разумом «правильное право». Взгляды Ш. подвергались критике в работах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. марксистов.

Die Lehre von dem richtigen Rechte, B., 1902; Theorie der Hechtswissenschaft, Halle/Saale, 1911; Kecht und Macht, B., 1918; Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrage, Bd l- 2, Charlottenburg, 1925.

Ленин В. И., ПСС, т. 3, с. 635; т. 46, с. 30; Плеханов Г. В., Избр. филос. произведения, т. 1, М., 1956, с. 490-91; т. 2, М.,1950, с. 303-04; т.3, М.,1957, с. 191-94.

ШТЕЙНЕР

Штайнеp (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, - 30. 3. 1925, Дорнах, близ Базеля), нем. философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естеств.-науч. соч. в 1883-97. Испытал влияние эволюц. учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее - философии жизни Ницше. В 1902 перешёл к теософии, возглавив нем. секцию Теософского общества; после конфликта с ним (из-за провозглашения Кришна-мурти новым мессией) основал в 1913 Антропософское общество с центром в г. Дорнах (Швейцария).

Учение Ш. о человеке - антропософия - мыслилось им как путь к раскрытию заключённых в человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Ш. и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отд. видов искусств, медицины, космологии, религии, истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор театрализованных представлений-мистерий, как скульптор и архитектор.

Gesamtausgabe, Vortrage, Bd 1-18, Dornach, 1958-75; R. Stelners TubingerAusgabe, Bd 1-14, 1961-67; в рус. пер,- Мистерии древности и христианство, М., 1912; Теософия, М., 1915; Очерк тайноведения, М., 1916.

Белый А., Р. Ш. и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Wiesberger H., R. Steiner. Das literarische und kunstlerische Werk, Dornach, 1961 (лит.); Hiebel Fr., R. Steiner im Geistesgang des Abendlandes, Bern - Munoh., 1965; Abendroth W., R. Steiner und die heutige Welt, Munch., 1969.

ШТИРНЕР

ШТИРНЕР (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. - Каспар Шмидт, Schmidt) (25. 10. 1806, Байрёйт, - 26. 6. 1856, Берлин), нем. философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. «Единственный и его собственность» (1844, рус. пер., 1918) пытался последовательно отстаивать солипсизм в антропологии, атике и праве. Осн. мысль Ш. состоит в том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирич. личность единична. Поэтому всё, что относится к «человеку» вообще, не относится к данному («единственному») «Я». Понятия «человек», «право», «мораль» и т. п. трактовались Ш. как «призраки», отчуждённые формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, Ш. утверждал, что первоисточники права и морали - сила и могущество отд. личности. Произвол индивида устанавливает истинность того или иного положения («Я - критерий истины»). Индивид, согласно Ш., должен искать не социальную, а свою собств. свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистич. интересы отд. лиц. Индивидуализм, нигилизм и анархизм оказываются общим итогом воззрений Ш., которые были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Нем. идеологии» (см. Соч., т. 3, с. 103- 452).

Geschichte der Reaktion, Abt. 1-2, В., 1852. Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Курчинский ?. ?., Апостол эгоизма. М. Ш. и его философия анархии, П., 1920; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Ar von H,, Aux sources de l'existentialisrae M. Stirner, P., 1954 (лит.); Emge ?. ?., ?. Stirner. Eine geistig nicht bewaltige Tendenz, Mainz, 1964.

ШТРАУС

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Людвигсбург, - 8. 2. 1874, там же), нем. теолог и философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции 1848-49 Ш. отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист, противник социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1-2, 1835-36, рус. пер., кн. 1-2, 1907) было «первым произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы ортодоксального гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не отвергая историч. реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий о его жизни и деятельности и якобы совершённых им сверхъестеств. чудесах. Применяя по отношению к Новому завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание является мифологическим, как и вероучения др. религий. На поставленный им в соч. «Христианское вероучение в его историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1-2, 1840-41) lionpoc: христиане ли мы?- Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера» (1872, рус. пер, 1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религ. верований, таящихся в чувстве человеч. зависимости от природной закономерности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской школе протестантской истории религии.

Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Bonn, 1876-78; в рус. пер.- Переписка между Ж. Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Ла-велэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа, СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.

Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13-15; Zeller Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg, 1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.

ШУНЬЯ

ШУНЬЯ (санскр., букв.- пустота), одно из осн. понятий философии буддизма махаяны. Впервые появляется в «Праджнапарамита-сутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), но своё полное развитие получает в учении Нагарджуны (школа мадхьямика). Ш. означает психо-логич. состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы «бытие-небытие» («реальность-нереальность»), «субъект-объект» и т. п., что служит гл. признаком наступления состояния «освобождения», или нирваны. Однако при свойственной буддизму неразличимости психологического и онтологического Ш. может означать и саму пустоту, бессущностность, отсутствие неизменного постоянного начала и т. п.

см. к ст. Мадхъямика.

ШУНЬЯВАДА

ШУНЬЯВАДА - см. Мадхьямика.

ШУППЕ

ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, - 29. 3. 1913, Бреслау), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного, неразложимого элемента (основания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание сознания крого, по Ш., есть «действительность» (познаваемая реальность). Чтобы избежать солипсизма, дополнил свою концепцию посту-лированием всеобщего сознания, сообщающего «действительности» объективный характер. Т. о., субъек-тивно-идеалистич. учение приобрело у Ш. очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в философии» выступил В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

Erkenntnistheoretische Logik, Bonn, 187i; Grundzuge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 188?; Grundri? der Erkenntnistheorie und Logik, B., 1894; в рус. пер.- Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6.

Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 124-77; Богомолов А. С., Нем. бурж. философия после 1865 г., М., 1969, с. 61-76.

ШЮЦ

ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899, Вена, -1959, Нью-Йорк), австр. философ и социологидеалист, последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США. В философии Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии. Осн. внимание он уделял созданию филос. фундамента социальных наук. Используя описат. феноменологич. метод и идеи М. Вебера, отчасти Джеймса и Бергсона, Ш. предложил собств. версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеч. представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализов. конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном», виде. Тем самым Ш. пытался решить поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных науч. категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Однако упустив из виду реальные материальные процессы социальной жизни, Ш. пошёл по пути онтологизации конституированных значений и создания нового варианта социальной онтологии в традиции антинатуралистич. «наук о духе».

Ш. исследовал также структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного познания, структуру человеч. общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы теории и методологии социального познания. Идеи Ш. оказали влияние на развитие буржуазной мысли.

Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, W., I9602; Collected papers, v. 1-3, The Hague, 1962-66; Reflections on the problem of relevance, New Haven, 1970; A. Schutz on phenomenology and social relations, ed. by H. R. Wagner, Chi., 1970; The structures of the life-world, Evanston (111.), 1973 (совм. с Т. Luckmann).

Ионин Л. Г., Понимающая социология. Историко-критич. анализ, М., 1979; Gorman R. ?., The dual vision, N. Y., 1977; A. Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senachaften, hrsg. v. W. Sprondcl, B. Grathoff, Stuttg., 1979.

Предыдущая страница Следующая страница