Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАР")

"К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА"

"К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА" - рукопись К. Маркса, написанная весной - летом 1843 в Крёйцнахе. Начало критики Марксом гегелевского учения о государстве и праве относится к весне 1842. Рукопись 1843 содержит критику раздела «Внутр. гос. право» гегелевской «Философии права». Осн. проблема работы Маркса - соотношение гражд. общества и государства. Критически преодолевая гегелевское спекулятивное учение об обществе, Маркс, в частности, опирался на материалистич. выводы работы Л. Фейербаха «Предварит. тезисы к реформе философии», опубл. в нач. 1843. Марке, в противоположность Гегелю, пришёл к выводу, что не государство определяет гражд. общество, а, наоборот, гражд. общество (совокупность материальных, в конечном счёте экономических, жизненных отношений) определяет государство, т. е. по сути дела экономич. базис определяет политич. надстройку. Этот гл. теоретич. результат работы Маркса явился первым, отправным положением материалистич. понимания истории. По характеру соотношения между гражд. обществом и государством Маркс различает осн. историч. ступени развития общества: древность (азиат. деспотия и антич. государство), средние века, новое время, демократия будущего. Маркс впервые подвергает критике идеали-стич. диалектику Гегеля, её спекулятивный характер и мистицизм. Рукопись свидетельствует о сознат. переходе Маркса к материализму.

Хронологически и тематически к этой рукописи примыкают «Крёйцнахские тетради» (июль-авг. 1843) - пять тетрадей Маркса с выписками из книг по истории. Их осн. тема - соотношение частной собственности и государства, процесс отчуждения государства от общества.

На основе рукописи 1843 в кон. 1843 - янв. 1844 Маркс написал ст. «К критике гегелевской философии права. Введение», которая была опубликована в «Немецко-французском ежегоднике» (Париж, февр. 1844). Статья - своего рода манифест нового мировоззрения, она свидетельствует об окончат. переходе Маркса к материализму и коммунизму. Здесь Маркс впервые высказывает идею всемирно-историч. роли пролетариата - первое, отправное положение теории науч. коммунизма. Важнейшие положения статьи: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами... Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 422, 428).

Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, Abt. 4, Bd 2; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 219-368, 414-29, т. 13, с. 6, т. 16, с. 378-79, т. 27, с. 350-57; Карл Маркс. Биография, М., 1973", гл. 1; Л а п и н Н. П., Молодой Маркс, М., 19762 гл. 4; Марксистская философия в 19 в., кн. 1- От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-60-х гг. 19 в., М., 1979, гл. 2.

КАMЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБАНИС

КАБАНИС (Cabanip) Пьер Жан Жорж (5.6.1757, Ко-нак, Коррез,-5.5.1808, Рюэй), франц. философматериалист и врач. Ученик Кондильяка. По своим политич. воззрениям был близок к жирондистам. В эпоху Великой франц. революции сыграл большую роль в реорганизации мед. школ. Участвовал в перевороте 18-го брюмера. Материализм и атеизм К. были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения франц. материалистов 18 в. К. утверждал, что мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Вместе с А. Л. К. Дестют де Траси К. был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей (см. «Идеологи»). Считал медицину гл. средством совершенствования человеч. рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. Оказал влияние на развитие медицины и физиологии.

Oeuvres philosophiques, pt. 1-2, P., 1956; в рус. пер.- Отношения между физическою и нравственною природою человека, т. 1 - 2, СП Б, 1865-66.

Рабинович М. X., П. Ж. Ж. К. (К 150-летию со дня смерти), «Вестник АМН СССР», 1958, ;№ 8; D u b o i s E. F., Examen des doctrines de Cabanis, v. l-2, P., 1842; Vermeil de С o n с h a r d P. P., Trois etudes sur Cabanis, Brive, 1914.

КАББАЛА

КАББАЛА (др.-евр., букв.- предание), мистич. течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв., учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 пер-вочисел (как вгреч. пифагореизме), но и 22 буквы евр. алфавита. К. в собств. смысле слова складывается к нач. 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-евр. филос. движением в Андалусии. Основополагающий памятник К.- «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском яз. в Кастилии в кон. 13 в. и принадлежащая, повидимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудич. мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет форму аллегорич. толкования на библейские тексты. К. понимает бога как абсолютно бескачеств. и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»). Однако это ничто есть одновременно всё в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый бог приходит к определённости в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных «зонам» гностицизма («венец», «мудрость», «разумение», «милость», «сила», «сострадание», «вечность», «величие», «основа», «царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космич. тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия. Особый аспект К. составляет т. н. практич. К., основанная на вере в то, что при помощи спец. ритуалов, молитв и внутр. волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космич. процесс истории (напр., приближать пришествие мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от бога).

С 15 в. интерес к К. распространяется в кругах христ. учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной всечело-веч. религии (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Агриппа, Парацельс и др.); близко к К. подошёл Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы бога. Влияние мистицизма К. прямо или опосредованно испытали Гегель, Вл. Соловьёв, Бердяев, Юнг, Бубер.

Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Munch., 1956; S с h o l e m G., Major trends in Jewish mysticism, N. ?., 19694, p. 119-286.

КАБЕ

КАБЕ (Gabet) Этьен (1.1.1788, Дижон,-7.11.1857, Сент-Луис, CILIA), франц. публицист, писатель, утопич. коммунист. Участник движения карбонариев и Революции 1830; историк революции («Популярная историяфранц. революции 1789-1830» - «Histoire popnlaire de la Revolution franchise de 1789 a 1830», t. 1-4, 1839-40). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834), где познакомился с Оуэном. Автор кн. «Как я стал коммунистом» («Comment je suis communiste», 1840). В 1840 в романе «Путешествие в Икарию» (v. 1-2, 1840; рус. пер., т. 1-2, 1935) изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. К. выдвинул лозунг: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Утопия К. имеет, однако, мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в с. хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистич. толка и др. Коммунизм, по К., может быть осуществлён путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии К. много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. К. Маркс характеризовал К. как «...самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» во Франции (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 146).

Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 207-38; В о n n a u d Р., E. Gabet et son oeuvre. P., 1900; С r e t i n o n J. F. et L а с o u r F. M., Voyage en Icarie..., P., 1952.

КАВЕЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАДАР

КАДАР (араб. - власть, могущество), термин арабо-исламской философии, имевший разные значения: в раннем исламе - божеств. повеление, могущество, предопределение; с нач. 8 в. также - власть человека над своими делами, один из синонимов свободы воли. Выражение «када и К.» означало в исламе повеление бога, при этом «када» (повеление) чаще всего рассматривался как синоним извечного универсального веления, атрибут сущности бога, противопоставляясь К. как конкретному проявлению воли бога, его отд. приказанию и решению (согласно Ашари, Бакиллани и др.). Согласно Ибн Сине, каждая вещь получает от первого бытия К.- частное определение его «када», согласно разуму, из которого необходимо порождается всё сущее. В учении «Братьев чистоты» (Ихван ас-Сафа) К.- это удел, назначенный каждой душе согласно движению звёзд, а «када» - вечный разум, порождающий эти небесные закономерности.

Неоднозначно понимался и термин «кадариты» (истолкователи божеств. К.): кадаритами называли тех, кто впервые затронул вопрос о божеств. К. (Мабад ибн Халед ибн Джухани, Гайлан ад-Димашки, Хасан аль-Басри и др.); в уничижит. смысле ортодоксальные богословы называли кадаритами сторонников учения о К. как власти человека, над своими действиями. Последние, однако, не были склонны принимать это название, относя его к сторонникам учения о предопределении - джабаритам. Большинство авторов-традиционалистов 9-11 вв. ставят рядом или отождествляют кадаритов и мутазилитов как еретиков и «отклоняющихся». Однако один из основателей мутазилитской школы Амр ибн Убайд (ум.762) написал в своё время «опровержение кадаритов», явно высказав нежелание защитников свободы воли пользоваться этим названием. Ибн Тай-миййа (ум. 1328) подразделяет кадаритов на две группы: последователи Джахма ибн Сафвана ? Абу-ль-Хасана аль-Ашари, согласно которым божеств. Ь. предваряет всякое человеч. действие; мутазилиты, «философы» и шииты, отстаивающие свободу воли ц моральную ответственность человека (впоследствии за ними и закрепился этот термин).

Nallino G. ?., SuJ nome di «qadariti», «Rivista degli Studi oriental!», 1916-18, v. 7; W a t t H. M., Free will and predestination in early Islam, L., 1948;

см. также лит. к статьям Калам, Касб.

"КАЗАРМЕННЫЙ КОММУНИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗУИСТИКА

КАЗУИСТИКА (от лат. casus - случай), рассмотрение отд. случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В этике - обсуждение «казусов совести», нравств. затруднений, напр. при конфликте между различными обязанностями. В теологии (вт. н. нравств. богословии) - формализов. учение о пределах и мере греха в различных ситуациях (получило особенное развитие в католицизме в 17-19 вв.).В обыденном словоупотреблении - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнит. положений).

КАЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛОКАГАТЙЯ

КАЛОКАГАТЙЯ (греч., от -прекрасный и ? - хороший), идеал физич. и нравств. совершенства. Идеал К. сложился в среде аристократии гомеровской и архаич. эпохи, где физизич. сила и ловкость, приносившие успех в атлетич. состя-заниях, ставились в один ряд с высшей добродетелью -доблестью воина. Идеал К. был затем усвоен греч. де мократией и ярко проявился в классич. эпоху (5в. до н. э.) в скульптуре, в частности в творчестве Поликлета и Фидия, и в поэзии, в особенности в эпиникиях ?ин-дара и в трагедиях Софокла.

Лосев ?. ?., Классич. К. и ее типы, в кн.: Вопросы эстетики, в. 3, М., 1960, с. 411-75.

КАЛЬВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАММАРИ

Михаил Давидович [17.2(1.3).1898-21.9. 1965, Москва], сов. философ, чл.корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1919. Окончил Ин-т красной профессуры философии и естествознания (1931). Преподавал философию в вузах с 1929. В 1954-59 гл. редактор журн. «Вопросы философии». С 1945 старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Осн. труды по историч. материализму.

О сов. социалистич. обществе, М., 1948 (соавтор); Историч. материализм, М., 1954 (соавтор); Народ-творец истории, Рига, 1954; Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; Роль нар. масс и личности в истории, М., 1957 (соавтор).

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,-21.5.1639, Париж), итал. философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистич. утопии. Сын сапожника; с 1582 монахдоминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophie sensibus demonstrate») в защиту натурфилософии Телезио против схоластич. аристотелизма. Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки соч., в том числе по философии, частично опубл. в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 освобожден и переведён в Рим, в 1629 оправдан; в 1634 - бежал во Францию в связи с угрозой выдачи исп. властям.

В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров. Коммунистич. утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе- общности имущества («Город Солнца», произв., построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубл. 1623, рус. пер. 1906,1954), дополняемую утопией всемирной теократич. монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистич. общине у К. упразднены собственность я семья, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех, рабочий день сокращён до 4 часов; огромное внимание уделяется развитию науки («магич. знанию»), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистич. общиной находится в руках учёно-жреч. касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европ. государей (исп., затем франц. короля) и рим. папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

Tutte le opere, v. I -, Mil.-Verona, 1954-; Lettere, Bari, 1927, La filosofia ehe i sensi ci additano, Napoli, 1974.

Г o p ? у нк е л ь А. X., Т. К., М., 1969 (библ.); Ш т е к-ли А. Э., «Город Солнца»: утопия и наука, М., 1978; P i r р о L., Ricerche campanelliane, Firenze, 1947; С o r s a n ? ?., Tommaso Campanella, Bari, 1961; Badaloni N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; A m er i o R., II sistema teologico di Tommaso Campanella, Mil.- Napoli, 1972.

КАН

КАН (Kahn) Герман (15.2.1922, Бейонн, Нью-Джерси), амер. социолог, специалист в области социального прогнозирования, один из зачинателей и наиболее видных представителей бурж. футурологии, по образованию математик. В 1948-61 занимался разработкой вопросов воен. стратегии в корпорации РЭНД (RAND), выполняющей заказы военно-пром. комплекса США, С 1961 основатель и руководитель частного Гудзонов-ского института, составляющего социальные, политич., эко-номич., технич. и др. прогнозы по контрактам с правительств. учреждениями и монополистич. корпорациями. Одиозную известность К. принесли его кн. «О термоядерной войне» («On thermonuclear war», 1960), «Мысли о немыслимом» («Thinking about unthinkable», 1962) и «Об эскалации: метафоры и сценарии» («On escalation: metaphors and scenarios», 1965), в которых он пытался обосновать возможность и целесообразность применения ядерного оружия в качестве оправданного продолжения внеш. политики США. В своих книгах, написанных в соавторстве с др. сотрудниками Гудзо-новского института, «Год 2000-й» («The year 2000», 1967), «Грядущее. Размышления о 70-х и 80-х гг.» («Things to come; thinking about the seventies and eighties», 1972), «Следующие 200 лет» («The next 200 years», 1976) и др., а также в мпогочисл. статьях и интервью К. выступает как поборник концепции «постиндустриального общества», отстаивающий интересы многонациональных корпораций и стремящийся навязать развивающимся странам модернизацию поамерикански. Выступая против окологич. пессимизма с позиций тех-нологич. оптимизма, К. исходит из волюнтаристского принципа т, н. самооправдывающегося пророчества, согласно крому можно навязать массам определённое, уготованное для них будущее, убедив их в его неизбежности. Вместе с тем работы К., особенно выполненные по спец. заказам и не предназначенные для публикации технич. проекты, представляют определ. интерес с т. зр. методологии и техники социального прогнозирования (использование многофакторной экстраполяции, метода сценариев и т. п.), а также содержат большой фактич. материал.

Б е с т у ж е в - Л а д а И. В., Окно в будущее, М., 1970; А р а б - О г л ы Э. А., В лабиринте пророчеств. М., 1973; его же, Демографич. и экологич. прогнозы, М., 1978, гл. 8; И к о н н и к о в а Г. И., Теория (.постиндустриального общества». Г.удущсе человечества и его бурж. толкователи, М., 1975; Бовш В. И., Футурология и антикоммунизм, Минск, 1977.

КАН ЮВЭЙ

Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона,- 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. учёный, философ, политич. деятель. В 1898 был гл. вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6. - 21.9.1898); спасаясь от преследований, уехал из Китая, путешествовал по Азии, Америке и Ев-ропг; в 1899 организовал в Канаде консервативный Союз защиты императора (Баохуан хуэй). С 1912 в Китае, боролся за установление конституц. монархии и превращение конфуцианства в гос. религию. Автор многочисл. соч., в которых рассматривается проблема подлинности канонич. книг и даётся собств. интерпретация конфуцианства с привнесением элементов буддизма и некоторых европ. теорий. Уделил значит. внимание концепции «перемен», или «изменений» (бянь), как проявления «пути неба», «закона (ли) вещей», имеющего эволюционный и в значит. мере индивидуальный характер. Традиц. конфуцианское понятие жэнь (гуманность) К. Ю. истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историч. развитие человечества объяснял при помощи почерпнутой из хроники «Гунъянчжуань» теории трёх этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюц. процессе. Дополнив эту теорию высказыва-ниями Конфуция о периодах великого единения и равенства (да-тун) и малого спокойствия, К. Ю. развил универс. теорию социального развития да-тун, сходную с теориями европ. утопич. социализма: в условиях всеобщего равенства, любви, справедливости и обществ. владения имуществом идеальный мир будущего будет принадлежать всем людям; семья, государство, частная собственность, наказания и даже нац. языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и «девять преград» (государственные, классовые, расовые, половые, профессиональные и т. п.) - источник человеческих страданий. Оказал значительное влияние па развитие общественной мысли в Китае кон. 19 в.

Да-тун шу (Книга о Великом Единении и Равенстве), Пекин, 1956; Кун-цзы гай-чжи као (Исследование идей Конфуция об изменении гос. строя), Пекин, 1958; Синь-сюе вэй цзин као (Исследование о подделанных классических канонах Синьской школы), Пекин, 1956.

Новая история Китая, М., 1972, с. 289-313; Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. 19 в., М., 19802; K'ang Yu-vrei. A biography and a symposium, ed. with transl. by Jung-pangLo, Tucson, 1967; Liang Ch'i-ch'ao, Intellectual trends in the Ch'ing period, Camb. (Mass.), 1959, p. 83-107.

КАНАДА

КАНАДА (видимо, после 300 до н. э.), один из создателей др.-инд. филос. системы вайтешика и первый её систематизатор. Считается, что настоящее имя К.- Улука, откуда обозначение его системы - аулукья. Осн. труд - «Вайшегаика-сутра»; особое внимание уделяется в нём атомарной структуре Вселенной, логич. проблемам (восприятие, вывод, причинность), катего242 КАН риям (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность) и т. п. Несомненно, что текст «Вайшешика-сутры» дополнялся и после К.

Vaisesikadarsana of Kanada, ed. by Ananlalal Thakur, Darb-hanga, 1957; Vaisesikasutra of Kanada, with the comm. of С rananda, critically ed. by Muni Sri Jamhuvijayaji, Baroda, l

см. к ст. Вайшешика.

КАНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТИАНСТВО

КАНТИАНСТВО - критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление «критич.» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды Канта от обвинений в иррелигиояности и по-литич. радикализме (И. Шульце, X. Шмидт, Г. Меллин, С. Мутшелле и др. в Германии, III. Вилле во Франции, М. Кинкер в Голландии). К. проникает в историю философии (К. Хайденрайх, И. Громан, В. Г. Тенноман) и др. дисциплины: право (Г. Гуфеланд, ?. Фейербах), историю (К. фон Роттек, позднее Ф. X. Шлоссер), протестантскую теологию и философию религии (И. Тифакультетрунк, X. ир, X. Паулюс). Первые представители К. сочетали взгляды учителя с элементами ходячих филос. и религ. воззрений. Более основат. переработку системы Канта осуществили К. Л. Рейнгольд, «Письма о кантовской философии» (1786-87) которого способствовали распространению и усилению влияния К., С. Век и др., развивавшие К. в направлении более последоват. субъективного идеализма.

Нач. 19 в., наряду с осн. линией развития классич. нем. философии, даёт побочное направление, получившее название «полукантианства». Его представители Я. Фриз, В. Круг, Ф. Бутервек, позже Е. Апельт, Ф. Бенеке привносят в К. элементы «популярной философии» 18 в., «философии веры» Якоби и философии религии Шлейермахера, а также эмпирич. психологии. К. в их системах переосмысливается в духе идеалистич. антропологизма и психологизма.

В сер. 60-х гг. 19 в. К. перерастает в неокантианство, что сопровождается усилением критики Канта «справа», с позиций более последоват. идеализма. Всё развитие К. подчинено задаче устранения внутр. противоречий учения Канта за счёт выхолащивания материа-листич. и диалектич. его элементов. Не представляя единой школы, К. существует ныне в виде тенденции, опосредствуясь различными «новейшими» влияниями. Его организац. центр - «Кантовское общество» (с 1904) и журн. «Kant-Studien» (с 1896).

Галич А., История филос. систем..., [кн. 2], СПБ, 1819, § 120-22 (библ. раннего К.); Виндельбанд В., История новой философии, пер. с [нем.], т. 2, СПБ, 19133.

см. также лит. к ст. Кант.

КАПИЛА

КАПИЛА - др.-инд. мыслитель, основатель системы санкхъя. Время жизни К. неизвестно, хотя нередко считают, что он жил раньше Будды, т. е. не позже 7 в. до н. э.; личность К. рано стала объектом мифологи-зации. Принято считать, что К. принадлежали «Санк-хья-сутра» и некоторые др. трактаты, однако учение его в общем виде можно реконструировать по древнейшему из доступных текстов санкхьи - «Санкхья-карика» Ишваракришны: т. н. «атеистич.» санкхья, отрицающая существование бога и возможность доказательства его бытия; дуалистич. реализм - пуруша и пракри-ти как независимые друг от друга первичные реальности.

"КАПИТАЛ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАППАДОКИЙСКИЙ КРУЖОК

КАППАДОКИЙСКИЙ КРУЖОК - группа христ. теологов, писателей и учёных, действовавших в малоазий-ской области Каппадокии во 2-й пол. 4 в. Глава К. к.- Василий Великий; важнейшие члены - Григорий Богослов, Григорий Нисский и Амфилохий Иконийский. Наряду с борьбой против арианства, за объединение церкви на основе ортодоксии 1-го Вселенского собора для К. к. характерно позитивное отношение к антич. культурной традиции.

КАРЛЕЙЛЬ

Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, - 5.2.1881, Лондон), англ. философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.

В филос. романе «Сартор Резартус» (1833-34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. которая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм - стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.

Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» - носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Некоторые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

Works..., v. 1-30, L., 1899-1923; в рус. пер. - Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».

Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. и ЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты. ,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Саймоне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven - L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.

КАРМА

КАРМА (санскр. - действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии, дополняющее доктрину перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахманистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сан-сары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма. Входит почти во все религ.-филос. системы Индии, являясь существ. частью буддизма, джайнизма, индуизма.

В широком смысле К. - это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле - влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия представляется ясным, внутр. же механизм её остаётся скрытым. К. определяет не только благополучные и неблагополучные условия существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счёте - прогресс или регресс по отношению к гл. цели человека- освобождению от пут «профанического существования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божеств. предопределённости нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. миропорядка. Подчёркивая роль нравств. активности человеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится исходной точкой нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. закона дхармы, связанного с брахманистско-ведийской традицией. Этич. окрашенность закона К., то, что обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств. воздаяния за совершённое (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, или рока, в антич. мировоззрении.

Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; A b h ed a -nan da S., Doctrine of Karma, Calc., 1947s; Humphreys C., Karma und Wiedergeburt, Z., 1951.

КАРНАП

КАРНАП (Carnap) Рудольф (18.5.1891, Вупперталь, - 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), нем.амер. философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Опираясь на Витгенштейна и Рассела, К. считал предметом философии науки анализ структуры естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата ма-тематич. логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х гг.) К. активно участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм идр.) и отрицает мировоззренч. характер философии. Во второй период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксич. связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. К. развивает теорию логич. синтаксиса, строит язык расширенного исчисления предикатов с равенством и с правилом бесконечной индукции как аппарат для логич. анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением «унифицированного языка науки», приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе своей семантич. теории К. строит, индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализованную теорию индуктивных выводов, разрабатывает теорию семантич. информации. Автор работ по семантич. интерпретации и квантификации модальной логики. Ряд результатов, полученных К., был использован в исследованиях по кибернетике. В последние годы жизни К. отказался от мн. взглядов, характерных для первого этапа, и более решительно высказывал положение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логич. систем, близкое к естеств.-науч. материалистической тенденции.

Der logische Aufbau der Welt, В.- Sehlachtensee, 1928; Schemprobleme in der Philosophie, B.- Schlachtensee, 1928; Abri? der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934; Studies in semantics, v. 1-2, Camb., 1942-43; Testability and meaning, New Haven, 1954!; Logical foundations of probability, Chi., 19622; в рус. пер.- Значение и необходимость, М., 1959; Филос. основания физики. Введение в философию науки., М., 1971 (библ.).

Нарский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; Смирнов В. А., О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schupp, La Salle (III.) - L., 1963 (библ.).

КАРНЕАД

КАРНЕАД (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил выдвинутые Аркесилаем принципы академич. скептицизма с его антидогматизмом и полемич. направленностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Представления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. - Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование критерия истины, К. критикует стоич. учение о «постигающем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допускающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т. п.

см. к ст. Скептицизм.

КАРСАВИН

Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петербург, - 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], рус. религ. философ и историк-медиевист. В 1922 выслан за границу. С 1928 проф. университета в Каунасе, в 1940-46 в Вильнюсе. Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трактуемым как динамич. принцип становления, «возрастания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реализаций триединства и всеединства. Понимаемый таким образом историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сходство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д. Работы раннего периода, основывающиеся на обширном материале исторических источников , посвящены истории духовной культуры средневековья.

Культура ср. веков, СПБ - М., 1914; Введение в историю, П., 1920; Noctes petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и рус. идея, П., 1922; Д. Бруно, Берлин, 1923; Философия истории, Берлин, 1923; О началах, Берлин, 1925; Peri archon. Ideen zur christlichen Metaphysik, Memel, 1928; О личности, [Каунас] 1929.

Предыдущая страница Следующая страница