Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
ГЕРБАРТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГЕРБАРТ

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Оль-денбург,- 14.8,1841, Гёттинген), нем. философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» - «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.- «Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l-2, 1828-29). В центре метафизики Г.- понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию которых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики си-нехологией; от греч. /? - связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.- это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в · математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма,- определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с её анализом «души» и «Я» как понятий, которые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г., - «простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала - одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).

Samtliche Werke, Bd 1 - 19, Lpz. - Langensalza, 1887-1912; в рус. пер. - Психология, СПБ, 1875; Избр. педагогич. соч., т. 1, М., 1940; Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 322- 334.

Шишкин Н., О детерминизме в связи с математич. психологией, «Вопросы философии и психологии», 1891, кн. 8; История философии, т. 3, М., 1943, с. 472-78; F r i t z s с h Т., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz.-13., 1921; Wei? G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928.

В начало словаря