Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философский энциклопедический словарь (1983)
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - художеств. метод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественноструктурные принципы искусства С. р.

Начальные тенденции литературы и искусства нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории в область литры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. своеобразие сов. литературы; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934), на кром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на реализацию революц. гуманистич. идей.

Продолжая гуманистич. традиции предшествующего искусства на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм в материалистич. философию,- утверждением роли революционнопреобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действительности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционнодейственного, социалистич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность искусства С. р.

Говоря об искусстве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности литературы и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного познания с пафосом субъективной активности.

С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение искусства в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. литературы и искусства. В СССР С. р.- объединяющее начало сов. литературы в целом при всём различии нац. литератур, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч. условий, в которых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления.

С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт искусства стран социализма, революц. искусства бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных основ нового искусства, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие возможности, заключённые в междунар. опыте социалистич. искусства, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств. процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни.

Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, Сб. ст., т. 1-2, M., 19768; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. rr.J, M., 1979"; Горький M., О литературе, М., 1961; С. р. и классич. наследие. Сб. ст., М., 1960; С. р. в зарубежных литературах, М., 1960; Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання соцiалiстичного реалiзму, в. 1-5, К., 1961-74; С. р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и литературах стран Запада, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечества, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М., 1970; его же, С. р., М., 1977; Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1-2, М., 1971; Недошивин Г. А., Теоретич. проблемы совр. изобразит. искусства, М., 1972, гл. 7; Овчapенко А. И., Социалистич. лит-pa и совр. лит. процесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и теория социалистпч. искусства, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М., 1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и особенное в литературах социалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist realism and the British cultural tradition, L., 1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; Timofejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer sozialistischen Gemeinschaft..., B., 1975.

Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.

В начало словаря