Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАС"-"ПОЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАС"-"ПОЧ")

ПАСКАЛЬ (PASCAL) БЛЕЗ

ПАСКАЛЬ (PASCAL) Блез (1623-62) - фр. математик и физик, религиозный философ. В этике П. заметно влияние стоиков (Стоицизм) и Декарта. В «Письмах к провинциалу» (1657) П. разоблачает лицемерие и фальшь пробабилизма, к-рый у иезуитов (Иезуитизм) был способом замаскировать аморализм принципа «Цель оправдывает средства». Осн. философский труд - «Мысли», - оставшийся незавершенным (изд. посмертно, в 1669), П. писал в период тяжелого нервного заболевания, запутавшись в противоречиях между сомнением, неверием и религиозным фанатизмом. Утверждение мощи человеческого разума (вслед за Декартом) и выражение ничтожества и бессилия человека перед богом в духе самых мрачных высказываний Августина, стремление разрешить «загадку» человеческого бытия и признание ее неразрешимости, скептицизм, лишающий надежды, и попытка спастись от него в религиозном фанатизме, а в качестве лейтмотива-глубочайший пессимизм в оценке судеб человека и человечества - вот несовместимые крайности этических воззрений П. В. жизни человека П. видит по преимуществу «иллюзии», «ложь и лицемерие», господство наклонностей, «противных справедливости и разуму», чувства скорби и безнадежности. П. находит лишь два пути, к-рые способны помочь человеку преодолеть отчаяние: путь мужества, сознания силы разума, стоической добродетели и путь чувства - экстатической любви к богу, преодолевающей сомнения и не нуждающейся в аргументах разума. В конечном счете П. склоняется ко второму: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек - существо бесконечно непонятное для человека и вопроси у твоего Владыки в неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога». Историческое значение идей П. противоречиво: его борьба с иезуитами, гимн разуму и нравственному мужеству сыграли прогрессивную роль, способствуя распространению антифеодальной, идеологии третьего сословия; его пессимизм, религиозно-мистический экстаз, напротив, служили клерикальной реакции, постоянно (с XVII в. вплоть до настоящего времени) спекулирующей на «обращении к богу» ученого.

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ (греч. patre - родина) - общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, к-рое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «Патриотизм, - писал В. И. Ленин, - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом). П. как общественное явление прежде всего относится к области социальной психологии, однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявления П. нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержании различных моральных требований. Именно поэтому понятие П. и представляет собой один из принципов нравственности. В эксплуататорском об-ве П. имеет противоречивую природу, поскольку он характеризует отношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы. Подлинная любовь к родине в эксплуататорском об-ве в наибольшей степени свойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны и подвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у них обычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, а часто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие в делах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в эти периоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда не пользовались плодами своих побед. П. революционных деятелей прошлого всегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющим творческие силы народа, к паразитической верхушке об-ва. В социалистическом об-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; П. впервые становится всенародным. Социалистическому П. присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический П, тесно связан также с пролетарским интернационализмом. В социалистическом об-ве П. народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический П.-один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все ее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе связаны с социалистическим П., т. к. их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.

ПЕРЕЖИТКИ

ПЕРЕЖИТКИ (моральные) - остатки досоциалистических нравов, привычек и взглядов, проявляющиеся в поступках и в отношениях между людьми, исторически унаследованные от эксплуататорского об-ва (капиталистического, а также феодального), противоречащие принципам коммунистической нравственности. Проявлениями П. являются такие нарушения норм общественной морали, как эгоизм, пренебрежение личности интересами социалистического об-ва, воровство, взяточничество, кумовство, угодничество, тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия и др. рода проявления нечестности; бесчеловечное отношение к людям (человеконенавистничество, грубость, месть, клевета, вероломство, высокомерие, цинизм); различные формы общественной пассивности и равнодушия к коммунистическим идеалам (нигилизм, безыдейность, безответственность, формализм в исполнении общественных обязанностей) и, как следствие этого, лицемерие, ханжество, «двойное» существование -«для себя»  и «для других». Крайняя форма выражения моральных П.-нарушение норм социалистического права, преступность. Оборотной стороной таких, ненормальных для социалистического строя, отношений между личностью и об-вом является пренебрежение интересами личности и ее всестороннего развития: проявления невнимания коллективов и организаций к материальным и духовным запросам людей, казенно-бюрократическое отношение к их нуждам, к общественной инициативе; нарушение принципов социалистического демократизма и гуманизма, нежелание отдельных руководителей считаться с мнением рядовых членов коллектива, стремление поставить Я себя над ними, подавить критику и самокритику, беспринципное делялячество. Все эти формы поведения и мотивов, противоречащие коммунистической нравственности, с одной стороны, уже не соответствуют новым социальным условиям, противоречат природе и осн. тенденциям развития социалистического об-ва, но, с др. стороны, еще находят себе почву в противоречивом характере развития общественного бытия и сознания (в экономических трудностях, в существовании устаревших, консервативных форм общения, в недостатках идейно-организационной работы, в отдельных нарушениях политической линии партии), а также связаны с существованием капиталистической системы и влиянием, оказываемым буржуазной пропагандой на сознание наиболее отсталой части населения социалистических стран. Преодоление П. прошлого в морали идет по нескольким направлениям. Во-первых, прогресс экономики и культуры, совершенствование общественных отношений, социалистического образа жизни приводят к постепенному устранению существующих еще объективных условий сохранения П. собственнической, буржуазной и мелкобуржуазной, а также патриархальной и феодально-байской морали. Во-вторых, активную борьбу с П. ведут под руководством Коммунистической партии государство и его органы, трудовые коллективы, общественные организации. В-третьих, рост сознательности и организованности трудящихся, успехи коммунистического воспитания способствуют становлению новой, творческой личности, обладающей развитым самосознанием и инициативой, активной жизненной позицией, борющейся за прогресс об-ва, способной к самоконтролю и самовоспитанию.

ПЕРСОНАЛ ИЗМ

ПЕРСОНАЛ ИЗМ - см. Самореализации этика.

ПЕССИМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-68) - рус. революционный публицист, литературный критик, философ-материалист. В 1862-66 находился в заключении в Петропавловской крепости. Один из ярких представителей школы Чернышевского, П, был последовательным противником феодальной и буржуазной морали. Отсюда революционно-просветительский, обличительный («нигилистический») пафос его выступлений, направленных на опровержение средневековых религиозно-нравственных догматов, идей авторитаризма и приспособленчества, проповедовавшихся идеологами буржуазного либерализма. Подлинная нравственность, по П., предполагает, «чтобы человек был самим собою, чтобы всякое чувство проявлялось свободно, без постороннего контроля и придуманных стеснений». Этическая концепция П. исходит из обусловленности существующих в об-ве моральных отношений и идей социальными отношениями. Поэтому всякое изменение нравственности обусловлено в конечном счете изменениями в области материальной жизни. Социальную апатию народных масс своего времени, неразвитость у крестьян чувства личного достоинства, наклонность бедняков к стихийному бунту П. рассматривал как результат воздействия «исключительных обстоятельств», в к-рые ставит трудящегося об-во, где господствует частная собственность.  «Бедняк, которому общество отказывает в работе и в куске хлеба, должен поневоле вступить в открытую войну с этим обществом и вести эту войну всеми правдами и неправдами, силою и хитростью, нарушая безбоязненно и бессовестно все предписания нравственного закона». П. указывал на необходимость выработки морали «новых людей», революционеров, берущих на себя ответственность за судьбы народа. Вслед за Чернышевским П. давал революционную интерпретацию теории разумного эгоизма (Эгоизма теории), указывал на науку, рациональное знание как на основу новой нравственности. Умный человек, считал П., не может поступать безнравственно. «Новые люди не грешат и не каются; они всегда размышляют и потому делают только ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки и избегают их в последующих выкладках. У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказываются тождественными понятиями; чем умнее новый человек,  тем он честнее, потому что тем меньше ошибок вкрадывается в расчеты, У нового человека нет причин для разлада между умом и чувством, потому что ум, направленный на любимый и полезный труд, всегда советует только то, что согласно с личною выгодою, совпадающею с истинными интерасами человечества и, следовательно, с требованиями самой строгой справедливости и самого щекотливого нравственного чувства». Основанная на знании убежденность в правоте своего дела, по П., одно из гл. нравственных качеств революционера. Признавая закономерность насильственной революции как возможного пути к будущему об-ву, П., однако, считал, что столкновения между народными массами и их угнетателями могут привести к разгулу страстей и излишнему кровопролитию, «понижающему нравственность» в об-ве. Чтобы избежать этого, необходимо высокое нравственное сознание революционных вождей, к-рые в ходе революции должны стремиться свести насилие к минимуму. Принципы революционной морали, разрабатывающиеся П., оказали влияние на совр. ему передовую молодежь и на революционеров последующих поколений. Вместе с тем стремление подчинить всю человеческую деятельность принципам утилитаризма свидетельствует об исторической ограниченности этической концепции П.

ПЛАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛОТИН

ПЛОТИН (ок. 205 - ок. 270) - греч. философ эллинистической эпохи, систематизатор идеалистического учения, основывающегося на идеях Платона и потому называемого неоплатонизмом. Соч. П. издал его ученик Порфирий, разделив их на шесть «Девяток» («эн-неад») - по девяти трактатов в каждой. Кроме Платона на формирование этических взглядов П. оказали влияние Аристотель и отчасти этика стоицизма. Сложившись в эпоху эллинизма с характерным для нее образованием огромных рабовладельческих монархий, разрушивших формы полисноп демократии, этика П., как и у стоиков, является индивидуалистической. Он отбрасывает социальную этику Платона и развивает этические идеи последнего только в контексте индивидуальной морали личного совершенствования. Но, в отличие от космополитической этики стоиков (учжия о повиновении «гражданина мира» законам вселенной, управляемой провидением), этический индивидуализм П. - учение о «бегстве» от зла и от порочности материального мира к запредельному богу путем совершенствования и диалектического восхождения через интуицию прекрасного к высшему благу. Назначение человека, по П., посредством добродетели стать подобным богу. Первая ступень добродетелей - гражданские, их признак - наличие меры, свойственных только по противоположности, - все чувственное. Точнее, зло определяется как материя, как недостаток, антитеза или отсутствие добра. Абсолютный недостаток добра есть зло, относительный или частичный - порок. Это слабость души, к-рая сама по себе имеет множество сил. Бегство от порочности есть победа души над материей, к-рая, хотя и не может проникнуть на место, занимаемое душой, омрачает излучаемый душой свет, делает его тусклым, Т. обр., порок - это ослабленный материей свет души. Несмотря на черты алогизма и иррационализма, этика П. - этика эллинского интеллектуалистического идеализма. В феодальную эпоху она была вытеснена христианской этикой. ной идеальному миру форм, предела и «эйдосов» (умственных «видов»). Далее следуют добродетели «очищения» - освобождения от телесного, как чуждого сущности души. Очищение делает человека безгрешным, исправляет его, но конечная цель  не безгрешность, а богоподобие, уподобление уму. Т. обр., над гражданскими добродетелями возвышаются очистительные, а над ними -созерцательные. Восхождение души к высшему благу совершается на путях эстетической жизни (восхождение к общепрекрасному), любовной страсти (восхождение к бестелесному прекрасному) и философской жизни (восхождение к истинно реальному). Последняя осуществляется посредством математического воспитания и диалектики - основы для приобретения и совершенствования естественных добродетелей и принципов нравственности. Счастье, по П., жизнь в целом, но все живущее счастливо в возможности. Человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье-в рассудочной части души. Оно совпадает с совершенством: не зависит от внешних благ и свойственно лишь подлинному (внутреннему) человеку, к-рый в самом себе имеет все для счастья. Внешние блага не являются истинными, ибо они лишь необходимые условия телесного существования. Нравственный идеал П. - бегство от зла. Сущность зла, к-рое познается.

ПОБУЖДЕНИЕ

ПОБУЖДЕНИЕ - чувственная форма, в к-рой проявляются лютые и намерение к совершению к.-л. поступка. По своей психологической природе П. представляет собой двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление, направляющее действия человека. Исходя из чувственной формы П., ; сторонники бихевиоризма и фрейдиэма в этике делали неправильный вывод о том, что сознательные мотивы вообще не играют сколько-нибудь существенной роли в поведении людей, что человек не осознает рационально подлинные мотивы своей деятельности, а осуществляет ее «подсознательно»,;! Марксистско-ленянская этика указывает на необходимость отличать содержание мотива (то, что побуждает человека, хотя он может и не осознавать этого в данный момент) от его психологической формы (того, как мотив переживается человеком в том или ином случае). Если в результате нравственного воспитания человек начинает выполнять требования морали по внутренней склонности, личной потребности, по непосредственному П., то это вовсе не означает, что его поступки не мотивированы. Напротив, иногда это означает, что нравственный мотив настолько глубоко укоренился в сознании человека, что он перестает отличать эти мотивы от П., продиктованных его личными интересами (Чувства, Привычки, Склонности).

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям). В отличие от обычая, к-рый предполагает однородные поступки различных лиц, П. охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива. Марксистская этика исходит из того, что П. человека - это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, к-рое характерно для большинства этических теорий прошлого. Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний, субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в классовом об-ве человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам· и намерениям, так или иначе вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и П. рассматривается как недостаточный показатель нравственности. Марксистская же этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического об-ва. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела  человека она ций, во время войны, а также исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (напр., когда: в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни), В ходе общественного развития постоянно возникают ситуации, требующие от людей «необычных» поступков, выходящих за рамки общепринятых нравственных требований. Коммунистическая нравственность требует от человека в исключительных обстоятельствах напряжения всех физических и духовных сил для; совершения исключительных поступков, превосходящих все обычные нормы. Эту исключительность П., однако, не следует понимать односторонне. Он не является уделом лишь выдающихся личностей, Значение П. может состоять в том, что он явится почином массового движения, и тогда исключительное) становится обычным. Вместе с тем, коммунистическая мораль не проповедует в качестве каждодневной нормы поведения всеобщий аскетизм, самопожертвование или при-й менение крайних средств в повседневной общественной жизни.

ПОДВИГ

ПОДВИГ - акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат к-рого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Особенно часто возникает потребность в совершении П. в эпохи революму. Последний первоначально понимался как дарованная человеку богами сверхъестественная способность побеждать врагов и достигать успеха в любых начинаниях, как исключительность судьбы, удачливость и всесилие, присущие лишь выдающимся личностям, военным вождям и царям (Гильгамеш в шумерско-вавилонском эпосе, Ахилл у Гомера), но не простым смертным. С развитием классовых и государственно-иерархических отношений вырабатывается сознание непреодолимости жизненных противоречий и препятствий, возникающих перед личностью, лишенной светской и божественной власти. Формируется и иное представление о жизненном подвиге: способность человека противостоять ударам судьбы, со спокойствием принимать поражения и, даже не достигая позитивных результатов, оставаться верным нравственным принципам, сохраняя внутреннюю свободу и достоинство, Такое понимание П. вырабатывает стоицизм. В особенно враждебных человеку условиях П. перерастает в мученичество, жертву собой во имя возвышенной идеи. Этот идеал, в сущности демократический, хотя и несущий на себе печать пассивности и пессимизма, был впоследствии приспособлен к нуждам мировых религий (особенно христианства, отчасти буддизма). Так, образ Христа предстает там как пример человека-мученика, к-рый жертвует собой ради искупления и спасения всего человечества. П. и мученичество понимаются христианской церковью как принятие мук и гибель от руки иноверцев «во славу господню», как монашество и отшельничество. Принципиально иной смысл получает П. в революционных традициях нравственности: оно рассматривается как специфическая форма проявления позитивного героизма в особых условиях. В противовес либеральной реакции на поражение революции 1905 г., к-рая противопоставила революци-онно-«интеллигентскому» героизму П. самосовершенствования, смирения, «внутреннего и незримого подвига» (статья С. Н. Булгакова «Героизм и подвижничество» в «Вехах»), Ленин и большевики трактовали П. как героизм в условиях отсутствия или спада революционности в народе, как верность делу, утверждаемую подлинными революционерами в полной тягот и лишений подпольной работе, ссылках и тюрьмах. После Октября Ленин выдвинул лозунг превращения революционного энтузиазма в героизм «будничной работы». В определенных условиях коммунистическая мораль требует сочетания героизма исключительного действия с таким повседневным П.

ПОДВИЖНИЧЕСТВО

ПОДВИЖНИЧЕСТВО - вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению изоне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, само пожертвование. Исторически идея П. возникает как антитеза герои; рассматривает в тесном единстве. Мотивы, к-рыми руководствуется человек, в конечном счете выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его П. на протяжении длительного времени, в различных условиях. Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, к-рыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих. Коллектив, окружающие люди способны более или менее правильно разобраться в «тайниках души» человека, по его поступкам судить о мотивах, о его подлинной или мнимой моральности. При этом коммунистической нравственности чуждо представление о внутренней порочности или неисправимости того или иного человека. В социалистическом об-ве принято не просто оценивать (одобрять или осуждать) действия людей с позиций абстрактного морализирования, а выявлять их причины и направленно управлять П. людей в процессе коллективного нравственного воспитания.

ПОЛЕЗНОСТЬ

ПОЛЕЗНОСТЬ - одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, к-рую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения постав зе ведет к крайне упрощенному и вульгарному ее пониманию в духе торгашеского практицизма. Концепции П. придерживался также Чернышевский, к-рый, однако, придал ей революционно-коллективистскую направленность. Он считал, что нравственными являются «идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу». Марксистской этике чужд дух утилитарного практицизма, она рассматривает П. лишь как один из аспектов моральной ценности поступков. Поскольку в классовом об-ве интересы людей всегда носят классовый характер, П. нужно рассматривать конкретно-исторически, с учетом того, каким именно интересам и целям она отвечает (для кого и в каком отношении полезно). Коммунистическая мораль оценивает нравственное достоинство поступков с т. зр. значения для социалистического об-ва, для строительства коммунизма, подчеркивая приоритет общественного интереса (и пользы) над индивидуальным. Интересы трудящихся, цели, связанные с построением коммунизма, являются основой подлинно гуманной щ справедливой морали, потому что в конечном счете они отвечают интересам всего человечества (общечеловеческое и классовое ек нравственности). Поэтому, оценивая П. того или иного поступка и т. зр. коммунистической нравственности, мы в конечном итоги имеем в виду общечеловеческие интересы, общеисторическую перленных целей. В моральной деятельности людей понятие «П.» характеризует поступок с т. зр. его последствий, реально достигнутого результата. В истории этических учений понятие «П.» было выдвинуто в качестве моральной категории, когда впервые был понят целесообразный характер нравственной деятельности (Цели и средства). Древнеинд. материалисты и древнегреч. софисты, напр., считали, что конечной целью моральных поступков и критерием их оценки является их польза для человека. Позднее категория П. как основа нравственности (наряду с интересом) выдвигалась Спинозой, Гоббсом, Локком, фр. материалистами. Во всех этих этических учениях проявилась материалистическая тенденция - стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Обоснование принципа П. имело прогрессивное значение для утверждения буржуазных идеалов, пришедших на смену отжившей феодальной идеологии. Но все теории П. страдали буржуазной ограниченностью. Значение нравственного поступка не связывалось в них с объективными законами развития об-ва, а ограничивалось признанием его П. для осуществления субъективистски или натуралистически (Натурализм) понимаемых интересов и целей человека как такового. Буржуазная ограниченность теорий П. со всей очевидностью проявилась в утилитаризме Бентама. Сведение значения морали в жизни об-ва к поль спективу развития человеческого об-ва.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ - Нравственно-воспитательную функцию могут выполнять самые различные виды П. и н,, практикуемые об-вом (напр., правовые или экономические). Но их специфически нравственное значение состоит как раз в том, что посредством их об-во дает понять человеку, что его поступки одобряются или осуждаются (Санкция, Воздаяние). О П. и н. в морали часто также говорят в связи с тем, что нравственный поступок приносит человеку внутреннее удовлетворение (напр., гордость собой, чувство собственного достоинства) , а аморальное действие - душевное страдание (страх перед возможным Н., муки стыда, угрызения совести). Эти внутренние переживания, однако, имеют значение в морали лишь постольку, поскольку они являются психологической формой проявления нравственного самоконтроля и самооценки. Т. обр., П. и н. в морали имеют характер чисто духовного воздействия об-ва на личность или индивида на самого себя и содержат в себе оценку (похвалу или порицание) совершенных поступков.

ПОРИЦАНИЕ

ПОРИЦАНИЕ - см. Санкция.

ПОРОК

ПОРОК - см. Добродетель.

ПОСЛЕДСТВИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ - объективный результат (достигнутое состояние или последовавшее развитие событий), к к-рому привело действие человека. П. являются итогом, с одной стороны, вмешательства человека в естественный ход событий, как он происходил до этого, а с др. стороны - воздействия дальнейшего развития событий на непосредственный результат поступка (Деяние). Категория П. играла важную роль в истории этики. В связи с тем, что П. часто не соответствовали намерению и усилиям человека, высказывались разные т. зр. по вопросу о том, правомерно ли учитывать П. при оценке поступка (Консеквенциаль-ная этика).

ПОСТУПОК

ПОСТУПОК - клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с т. зр. единства мотива и последствий; намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и доследующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре П. Последний слагается из следующих элементов; мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего П. и отношения его к оценке окружающих. роль различных элементов П., особенно мотива и последствий, в немарксистской этике оценивалась по-разному: либо в поступке важен гл. обр. исключительно мотив (Моральной доброты теория), либо мотив не играет роли, имеет значение лишь само действие (Деонтологический интуитивизм). Теоретики, придававшие определяющее значение последствиям поступков (Консеквенциальная этика), считали, что достижение требуемых моралью результатов должно быть и субъективной целью человека (Гедонизм, Эвдемонизм. Утилитаризм, Эгоизма теории). Однако роль мотива в моральной деятельности, как правило, их мало интересовала. Марксистская этика выработала целостное представление о П., придавая значение, как мотиву, так и последствиям. Разные аспекты оценки П. - соответствие намерения и П., цели и средства,  мотива и последствий концентрируются в требовании единства ценностной и операционной сторон деятельности человека, обеспечиваемого гармонией знаний, убеждений и деяний. Элементы структуры П. составляют содержание морального долга, к-рый человек выполняет, и все они учитываются при оценке П. (что именно сделано, во имя чего сделано, намеренно или случайно, как сам человек относится к своему действию). При анализе значения различных моментов П. марксистская этика учитывает, какую роль они выполняют в моральных отношениях и деятельности человека. Напр., выполняя свой долг, человек не всегда отдает себе в данный момент отчет, почему он так поступает. Это не значит, однако, что он поступает бессознательно. Если нравственные действия стали для него привычкой, ему незачем в каждом конкретном случае заниматься мотивировкой своих П., вырабатывать решение и т. п. Эти внешне отсутствующие моменты в П, всегда можно восстановить, проанализировать всю деятельность данного человека (есля, к примеру, ему самому понадобится разобраться в Характере своих действий, к-рые до того казались ему само собой разумеющимися). Всесторонность анализа и оценки П. возможна лишь тогда, когда он рассматривается не изолированно, а сквозь призму всего поведения личности, его генеральной направленности, морального облика человека в целом. Единство мотива , и последствий достигается, закрепляется и обнаруживается не в одиночном поведенческом акте, а в целой серии П., скрепленных в систему, выстроенных в «линию поведения».

ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЧИН

ПОЧИН - одна из форм инициативы; действия отдельных люден или групп, послужившие началом нового движения, изменения форм общественной деятельности и уклада жизни. П. особенно большое значение приобретал в эпохи социальных сдвигов, революций, строительства нового об-ва. Буржуазный способ производства,  в противоположность жесткой цеховой регламентации и канонизации приемов труда, создал условия для развития П. частного предпринимательства, что способствовало быстрому росту производительности труда. Однако в капиталистическом об-ве возможность проявить П. распространяется гл. обр. на обладателей капитала, а также на представителей т. наз. «свободных профессий» (врачей, адвокатов, художников и др.). Переход капитализма в монополистическую стадию и резкое сужение сферы действия свободной конкуренции знаменовали собой, по словам В. И. Ленина, «неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения...» (т. 35, с, 195). Впервые П. становится действительно массовой формой активного участия трудящихся в созидании нового об-ва только с уничтожением частной собственности на средства производства,  при социализме. Ленин указывал, что «почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни» (т. 39, с. 18) имеет громадное историческое значение. Он выражает возросшую сознательность трудящихся. Мн. новые явления в жизни нашего об-ва - результат добровольного П., исходящего от трудящихся масс. Примером могут служить коммунистические субботники первых послереволюционных лет, названные Лениным «великим почином»; в настоящее время  - движение бригад и ударников коммунистического труда, движение рационализаторов и изобретателей.

Предыдущая страница Следующая страница