Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАСТНОСОБСТВЕННИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

ЧАСТНОСОБСТВЕННИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ - см. Отношение к собственности.

ЧВАНСТВО

ЧВАНСТВО - отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту; в пренебрежении к культурным ценностям прошлого или др. народов; в ложной гордости своим общественным положением или принадлежностью к определенной нации, классу, социальной группе, партии; в зазнайстве, успокоенности достигнутым, в превознесении своих успехов и достоинств, преувеличении своих способностей, возможностей и прав, основанном на представлении о личной или групповой исключительности. Исторически Ч. возникает как отражение социального неравенства, антагонизма классов, наций и культур в эксплуататорском об-ве, В социалистическом об-ве оно является одним из тяжких пережитков прошлого, с к-рыми постоянно ведет борьбу Коммунистическая партия. Обычно Ч. возникает на почве несоответствия уровня сознательности и общей культуры людей историческому масштабу возложенных на них задач. На опасность «коя-чванства» неоднократно указывал В, И. Ленин, подчеркивая, что коммунистическое учение и социалистическая практика основываются на обобщении всех достижений общечеловеческой культуры прошлого, на данных совр. науки и богатого практического опыта масс. «...Если коммунист - администратор, его первый долг - остерегаться увлечения командованием, уметь сначала посчитаться с тем, что наука уже выработала, сначала спросить, проверены ли факты, сначала добиться изучения (в докладах, в печати, на собраниях и проч.) -изучения того, где именно мы сделали ошибку, и лишь на этой основе исправлять делаемое. Поменьше приемов Тит Титыча («я могу утвердить, могу не утвердить»), побольше изучения наших практических ошибок» (Ленин В. И.. т. 42, с. 347). Ч. нетерпимо в науке, литературе и искусстве, когда, напр. борьба с буржуазной идеологией космополитизмом подменяется извращенным пониманием национального приоритета и нигилизмом по отношению к достижениям мировой культуры.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - см. Гуманизм.

ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО - принцип поведения и убеждений, обосновывающий угнетение, подавление и эксплуатацию человека, вплоть до оправдания наиболее жестких форм насилия и массового уничтожения целых наций, социальных групп и приверженцев др. веры; одно из крайних проявлений аморализма. В этом принципе нашли отчетливое выражение антигуманность и несправедливость отношений вражды между людьми, родами, племенами и народами, антагонизма и эксплуатации в классовом об-ве. Сторонники этого принципа иногда пытались дать ему моральное обоснование, придать ему видимость «гуманизма» путем извращенного толкования интересов человека или противопоставления «избранных» «неполноценным» массам (иезуитский принцип «спасения души» еретика путем его сжигания на костре; различные варианты теории «элиты и масс», .проповедующие защиту интересов «избранных» от власти «толпы»). Порабощение народов и дискриминация в отношении различных наций обосновываются в расовых теориях учением об их «неполноценности» и заботой о «спасении высших рас» и даже мировой цивилизации. Фашизм довел этот принцип до программы поголовного истребления отдельных наций. Коммунистическая нравственность непримирима ко всяким проявлениям Ч. В основе ее гуманизма лежит материалистическое учение о роли народных масс в истории, понимание того, что отсталость отдельных народов и классов обусловлена их угнетенным социальным положением. Ликвидация неравноправия, развитие способностей человека во всех областях деятельности (Всестороннее, целостное развитие личности) и составляют сущность революционного процесса создания коммунистического об-ва. Поскольку оно впервые разрешает проблему человека и общества, постольку подлинное человеколюбие коммунистической нравственности имеет научно-теоретическое и социально-практическое обоснование.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование радиинтересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. Ч. воспитывается в людях и способна проявляться в практических взаимоотношениях людей в зависимости от характера общественных отношений. В классово антагонистическом об-ве, где каждый рассматривает др. как средство для достижения частных целей, как объект эксплуатации, где господствуют соперничество и вражда, во взаимоотношениях людей преобладает бесчеловечность (она вместе с тем характеризует эксплуататорское об-во в целом, с его безработицей и нищетой, войнами и т, д.). Ч. выступает там лишь как индивидуальное свойство «хороших» людей и трактуется исключительно в либерально-филантропическом духе. Подлинное нравственное содержание Ч. возникает и развивается в процессе борьбы трудящихся с социальной несправедливостью и антигуманными условиями жизни. Впервые объективные предпосылки для того, чтобы Ч. стала непременным моральным требованием, относящимся ко всем областям жизни человека, создаются лишь в социалистическом об-ве. Здесь бесчеловечные поступки выступают как пережитки прошлого и осуждаются общественным мнением, а злостные проявления в бесчеловечности (насилие, хулиганство) караются также законом.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА - см. Характер моральный.

ЧЕСТНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ - моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, к-рыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью Ч. являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие. Требование Ч. обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе социальной практики, взаимной координации их действий и потребностями повседневного общежития. Однако в условиях эксплуатации, классовых противоречий, взаимной конкуренции Ч. не могла стать всеобщим правилом, законом социальной жизни. Это требование постоянно нарушалось. Буржуазные просветители, сведя к земной основе мораль, к-рой прежде приписывалось божественное происхождение, провозгласили Ч. залогом личного преуспеяния (Эгоизма теории), приобретения доверия людей и кредита. Буржуазная практика истолковала такое представление о Ч. в духе торгашеского практицизма, считая ее чем-то вроде неофициального контракта, к-рый можно расторгнуть, как только его соблюдение становится невыгодным. В политике это означало узаконение обмана избирателей для приобретения их голосов, в коммерции-надувательство конкурента, в международных отношениях -нарушение условий договора при изменении соотношения сил, когда др. государство уже не может защитить свои права. По отношению же к трудящимся господствующий класс соблюдал законы и выполнял взятые на себя обязательства лишь постольку, поскольку опасался массовых выступлений (забастовок или восстаний). Буржуазия неоднократно предавала своих союзников в борьбе против феодальной знати (пролетариат и крестьянство) и обращала против них оружие, как только приходила с их помощью к власти (примером может служить французская революция 1848 г.). Коммунистическая нравственность рассматривает Ч. не как результат соглашения людей, общественного договора и залог взаимной выгоды частных лиц, а как непреложное общечеловеческое требование, вытекающее из объективной необходимости совместной деятельности и жизни людей. Особое значение приобретает Ч. в революционной и общественно-созидательной деятельности, подчиненной целям построения самого гуманного и справедливого об-ва. В силу общности этих интересов для всех людей Ч. перед об-вом и перед др. становится вопросом Ч. перед самим собой.

ЧЕСТОЛЮБИЕ

ЧЕСТОЛЮБИЕ - социальное чувство, проявляющееся как мо тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность,  корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.-карьеризму.

ЧЕСТЬ

ЧЕСТЬ - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн. сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни  и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения человека. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг) - см. Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо.  Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА (моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер  как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы, как человеколюбие, патриотизм, оптимизм, пессимизм, национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности (долг, ответственность, совесть, достоинство, стыд), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (Привычки), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней «потребности здорового организма», по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. (Культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

ЧУВСТВО НОВОГО

ЧУВСТВО НОВОГО - положительное моральное качество. противоположное косности, характеризующее способность человека правильно понимать потребности дальнейшего развития об-ва, ставить и решать актуальные проблемы жизни (производства, науки, искусства, взаимоотношений людей), улавливать в совр. положении вещей ростки нового, выдвигать, поддерживать и проводить в жизнь прогрессивные начинания. Ч. и. наиболее отчетливо выражается в таких действиях, к-рые имеют характер инициативы, творческого почина, примера, ломающих устаревшие традиции и нормы. Оно является непременной предпосылкой самодеятельности и творчества в морали. Как особое моральное требование Ч. н. впервые выдвигается коммунистической нравственностью. Оно обусловлено природой социалистического строя. «...Как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, - писал В. И. Ленин, - будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения. происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» (т. 33, с. 99-100). Социалистическое и развивающееся на его основе коммунистическое об-во представляет собой постоянное, не ограниченное мотивов, к-рыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Являясь требованием нравственности, вытекающим из общего принципа гуманизма, Ч. тесно связана с др. нравственными качествами (Уважение, Великодушие, Скромность, Сочувствие, Благородство, Доверие). Вместе с тем Ч., поскольку она относится к области повседневных взаимоотношений людей, представляет собой составную часть культуры поведения. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие к людям. В области быта коммунистическая нравственность  придает особенно большое значение Ч. по отношению к женщине, к престарелым, а также к детям. В области служебных взаимоотношений, в труде, общественно-политической деятельности коммунистическая мораль особо подчеркивает необходимость чуткого отношения руководителей к рядовым работникам, начальников - к подчиненным, должностных лиц -к населению. В. И. Ленин остро поставил вопрос о чутком отношении социалистического государства, его органов и отдельных руководителей к трудящимся массам, видя в этом реальное проявление коммунистического гуманизма. Из этого же он призывал исходить при подборе руководящих кадров партии никакими наперед установленными рамками движение человечества ко все более высоким формам социальной жизни. Поэтому формирование Ч. н. является одной из важнейших сторон коммунистического воспитания личности. Ч. н. развивается на основе коммунистической сознательности, творческого осмысления учения марксизма-ленинизма и его практического применения к условиям современности. Процесс коммунистического строительства, выдвигающий все новые практические и теоретические проблемы, требует не останавливаться на достигнутом, подвергать критике все устаревающее, смело вступать в борьбу с теми, кто цепляется за старое, отживающее. Постоянное совершенствование методов производства и управления, ломка сложившихся представлений в науке, поиски новых форм в искусстве, сложный процесс формирования коммунистических общественных отношений обусловливают складывание особого, типичного для об-ва развитого социализма социального характера - человека, для к-рого активное преобразование действительности и своего духовного мира стало законом жизни.

ЧУТКОСТЬ

ЧУТКОСТЬ - моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание.

Предыдущая страница Следующая страница