Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШВЕЙЦЕР (SCHWEITZER) АЛЬБЕРТ

ШВЕЙЦЕР (SCHWEITZER) Альберт (1875-1965) - нем.-фр. мыслитель, протестантский теолог, врач, общественный деятель. Гл. содержание мировоззрения Ш. (религиозно-идеалистического в своей основе), составляют этические взгляды, исходный принцип к-рых - благоговение перед жизнью.  Этот принцип, согласно Ш., должен придать этике универсальный характер и сделать ее предметом (в отличие от этики традиционной) отношение к жизни как таковой, в ее природном качестве, не проводя различие между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной. Все, что способствует сохранению жизни, ее развитию, представляется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред, - злом. Подобный подход служит основой этико-оптимистического миро- и жизнеощущения, отсутствие к-рого ведет к упадку культуры, к утрате ею духовно-нравственного стержня. Именно в таком состоянии, по мнению Ш., находится совр. западная культура, оторванная от своих естественных истоков, разрушающая целостность личности, подчиняющая ее развитию техники и жестких социальных институтов. Путь к возрождению культуры Ш. усматривает, в конечном счете, в нравственном совершенствовании индивида, в творчестве отдельных личностей в сфере духа. Широкую известность приобрела многогранная деятельность Ш., проникнутая высокими нравственными, гуманистическими устремлениями. В 1913 г. он основал больницу в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка), где до самой смерти работал в качестве врача. Одним из первых на Западе Ш. выступил против применения атомного оружия, за всеобщее разоружение, был противником фашизма, расизма и др. форм человеконенавистничества. Лауреат Нобелевской премии мира за 1952 г. Осн. этические соч.: «Культура и этика» (1923), «Из моей жизни и мыслей» (1931), «Учение о благоговении перед жизнью» (1962).

ШЕФТСБЕРИ (SHAFTESBURY) АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР

ШЕФТСБЕРИ (SHAFTESBURY) Антони Эшли Купер (1671-1713) - англ. философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории нравственного чувства. Для этики Ш. характерны попытки вывести нравственные чувства  человека из его внутренней природы, а также элементы эвдемонизма. Ш. отстаивал т. зр. о врожденности и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных условии. В этом смысле он противопоставляет нравственность религиозному чувству и утилитарной полезности. Правильное соотношение противоположных (общественных и Эгоистических) стремлений человека - путь к добродетели, к достижению наивысшего блаженства, Нравственный идеал Ш. - гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания альтруистических и эгоистических побуждений. Учение о добродетели как цели жизни Ш. стремился обосновать эстетически, отождествляя добродетель и прекрасное. «То, что прекрасно, гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно, а что прекрасно и истинно, то приятно и хорошо, или добро». Движущим стимулом стремления человека к добродетели, с т. зр. Ш., является «энтузиазм», посредством к-рого и достигается примирение противоположных наклонностей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, и жизнь всего общества будет сплошной гармонией», - учил Ш. Для моральной оценки важным Ш. считал лишь намерения личности, а не конкретные последствия ее поступков. Теория Ш., пытавшегося поставить нравственность вне всякой социальной зависимости, носила в целом характер этического абсолютизма. Он оказал влияние; на взгляды Юма, Канта, Гердера, Шиллера. Этические труды Ш. собраны в книге «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (3 т., 1711).

ШИЛЛЕР (SCHILLER) ИОГАНН ФРИДРИХ

ШИЛЛЕР (SCHILLER) Иоганн Фридрих (1759-1805) - нем. поэт, драматург, теоретик искусства. Мировоззрение Ш., сложившееся под влиянием идей Руссо, Г. Лессинга, Шефтсбери, характеризует резкая антифеодальная, антимонархическая направленность. Опираясь на представления о естественной природе человека как основе нравственности, свободы и равенства людей, Ш. страстно обличает сословные предрассудки, произвол, деспотизм, уродующие личность, пагубно влияющие на человеческие отношения (драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др.). В 90-х гг., отправляясь от философских идей Канта, Ш. создает свою оригинальную этическую и эстетическую концепцию. Он критикует кантовское толкование долга, предполагающее подавление личных склонностей, чувственных побуждений. Такое толкование, по мнению Ш., ориентирует человека на поиски морального совершенствования на, путях мрачного монашеского аскетизма. Истинно нравственным Ш. считает поведение, при к-ром склонности не противоречат долгу. Однако гармоничное сочетание обоих начал, с его т. зр., свойственно лишь идеальному человеку («прекрасной душе»). Для совр. об-ва характерна, напротив, разорванность человеческой сущности, одностороннее развитие человеческих способностей: «Прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком», превращается в «отпечаток своего занятия». Отсюда упадок нравов (моральное огрубение, господство чувственных инстинктов у низших классов и извращенность, изнеженность у высших). Ш. считает, что выход из подобного состояния открывает эстетическое воспитание. Только искусство как деятельность, для к-рой характерно равномерное развитие всех творческих сил, и красота, воздействующая одновременно на разум и на чувства, способны сформировать цельного, гармоничного человека, утвердить на земле об-во нравственно совершенных людей. Несмотря на идеализм и утопичность взглядов Ш. на развитие об-ва и совершенствование человека, им присущ оптимизм, ярко выраженный гуманизм. Этическая концепция Ш, изложена в соч.: «О грации и достоинстве» (1793), «Об эстетическом воспитании человека» (1795), «О нравственной пользе эстетических нравов» (1796).

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) АРТУР

ШОПЕНГАУЭР (SCHOPENHAUER) Артур (1788-1860) - нем. философ-иррационалист, основоположник философии жизни. Ш, выступил против материализма и рационалистической идеалистической философии (особенно против историзма и диалектики). На гл. принципе его метафизического идеализма (сущность мира - это слепая неразумная воля, а представление - его явление) покоится этическое учение Ш., в к-ром он предлагает исходить из первого факта сознания - из представления, распадающегося потом на объект и субъект. Если человек, созерцая жизнь, забывает самого себя, то тем самым он возвышается до чистого субъекта познания и перестает быть субъектом воли. Ш. распространяет понятие воли на все существующее, возводя ее в некий космический принцип: «Мир является следствием воли к жизни»; не человек «микрокосм», а мир - «макроантропос». Согласно Ш., изучение мира с физической стороны всегда безотрадно для людей. Удовлетворение и утешение они могут получить только при изучении моральной стороны мира, где, с его т. зр., раскрываются глубины «внутреннего существа» человека. Ш. считал, что его философия -единственная, воздающая морали все должное: ведь только в том случае, если признать, что сущностью человека служит его собственная воля и что он есть свое собственное произведение, его поступки являются действительно его собственными поступками и могут быть ему вменяемы. Пессимизм Ш. выразился в положении: «Страдание - вот истинный удел человека. Жизнь... всегда протекает трагически, и особенно трагичен ее конец». Однако жизнь и смерть трагичны лишь для обычного человека, неспособного постичь их тайну. Для того же, кто возвышается над повседневностью и созерцает сущность мира - волю, а затем через ее постижение отрекается от нее и приходит к нирване (абсолютной безмятежности), для такого человека цель жизни  - смерть. «Смерть -это конечный вывод, resume жизни, ее итог...» Истинный философ, мудрец, постигший тайну мира, не будет бояться смерти, ибо он уже и в жизни знает, что он есть ничто. У него уже нет жажды индивидуального бытия. Т. обр., по Ш., через отрицание воли к жизни человек может прийти к вечной добродетели. Пессимистические и иррационалистические мотивы этики Ш. оказали большое влияние на последующую буржуазную философию, были восприняты и развиты в экзистенциализме. Осн. этические соч. Ш.: «Две основные проблемы этики» (1896), «Афоризмы и максимы» (1891- 92).

ШТИРНЕР (STIRNER) МАКС

ШТИРНЕР (STIRNER) Макс (псевдоним Шмидта Иоганна Каспара) (1806-56) - нем. философ-идеалист. В своем гл. соч. «Единственный и его достояние» (1845) изложил этическую теорию, основанную на принципах «чистого эгоизма». Конкретную индивидуальную личность («мое Я») во всем ее своеобразии, «единственности» Ш. объявил высшей реальностью, творцом всех ценностей в мире. Подметив свойственную буржуазному об-ву тенденцию к обезличиванию человеческих отношений, к превращению человека в простой придаток социального целого, Ш. сделал отсюда вывод о том, что любые общественные институты, моральные нормы, законы и т. п. враждебны личности. Все надындивидуальное, социальное предстает в его изображении как нечто абсолютно чуждое личности, мешающее ее свободному проявлению. Это мир призраков, фантомов, к-рым люди подчиняются, поскольку они не освободились еще от фетишистского преклонения перед созданиями собственного разума (от «одержимости»). Отсюда и моральное сознание, ориентирующееся на общественное мнение,  представляет собой, по Ш., не что иное, как разновидность религиозного, т. е. рабского, сознания, а нормы нравственности, по сути дела, религиозные догматы. Чтобы стать подлинно свободным, человек должен отбросить такие сковывающие его сознание понятия, как нравственный долг, обязанность, и руководствоваться не к.-л. общественными установками, а лишь собственными интересами. Личное благо - вот верховный принцип человеческого бытия. К области личного Ш. относит не только свойственный отдельному человеку мир мыслей, переживаний, поступков; все существующее в мире (в т. ч. и др. люди) рассматривается им лишь под углом зрения того, как оно служит утверждению конкретного индивида, объявляется его достоянием (собственностью). Ш. окружающим его миром, опираясь лишь на свою силу, исходя из своих внутренних возможностей. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подвергли резкой критике крайний индивидуализм и идеализм этики Ш., вскрыли ее считает, что человек владеет внеисторический характер.

Предыдущая страница Следующая страница