Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БАРТ (BARTH) КАРЛ

БАРТ (BARTH) Карл (1886-1968)-швейц. теолог, основатель течения неоортодоксии (Неопротестантизм), идеи к-рого имеют широкое влияние в Зап. Европе и Америке не только в теологических кругах, но и среди светских философов. В своем учении Б. продолжает традиции Лютера и Кальвина, отчасти Кьеркегора. В противоположность либеральному христианству, Б. проводит в своей теологии мысль об абсолютной «инакости» бога по отношению к земному бытию человека: только бог абсолютен, тогда как человек греховен и ограничен в своих возможностях, Это положение находит отражение и в этических взглядах Б.: библейские новозаветные заповеди считаются им не позитивными предписаниями к действию, а лишь «парадигмами» (образцами) абсолютной добродетели, до к-рых человек никогда не сможет подняться и к-рые лишь раскрывают его несовершенство и заставляют безусловно критически относиться к себе. Человек, с т. зр. Б., никогда не был и не будет добрым, поэтому его «подлинная» нравственность может состоять лишь в том, чтобы равно осуждать все то, что с ним происходит в мире и что он сам делает. В этих взглядах нашел отражение обострившийся кризис буржуазной духовной культуры с присущими ему умонастроениями скептицизма и пессимизма по отношению к историческим возможностям человека. Хотя объективно такие взгляды враждебны идеям революционного преобразования капиталистического об-ва, сам Б. во мн. критически относился к капитализму. В свое время он подвергал резкой критике германский фашизм, а после войны неоднократно отказывался выступить с осуждением идей коммунизма. С его т. зр., церковь не должна примыкать ни к каким из воюющих лагерей, партий и систем. Эти взгляды Б. существенно отличаются от убеждений др. совр. теологов, напр. представителей неопротестантизма Э. Бруннера и Р. Нибура, к-рые открыто противопоставляют положения неоортодоксии идеям социализма и коммунизма.

БДИТЕЛЬНОСТЬ РЕВОЛЮЦИОННАЯ

БДИТЕЛЬНОСТЬ РЕВОЛЮЦИОННАЯ - моральное качество, предписываемое коммунистической нравственностью, к-рая требует от членов социалистического об-ва, а также от борцов за социальную справедливость в капиталистических странах своевременно распознавать и пресекать всякие действия (намеренные или ненамеренные), объективно служащие интересам реакции и капиталистического строя. Необходимость Б. р. проистекает из условий борьбы рабочего класса за свое освобождение, из факта наличия в мире социалистической и капиталистической систем и непрекращающейся классовой борьбы между ними, постоянных происков сил империализма против стран социализма (военная разведка, буржуазная пропаганда, провокации). Б. р. предполагает глубокое понимание интересов социалистического об-ва; заботу о безопасности государства трудящихся; умение разоблачать классовых врагов социализма; сохранение государственной и партийной тайны; непримиримость к проявлениям буржуазной идеологии и пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, а также к нарушениям социалистической законности, норм партийной жизни, проявлениям очковтирательства, утраты политической перспективы и др. нарушениям норм социалистического общежития и коммунистической нравственности. В то же время подлинная Б. р. не имеет ничего общего с подозрительностью, недоверием к людям, с зажимом критики снизу и страхом перед широким и деловым обсуждением животрепещущих вопросов коммунистического строительства (Критика и самокритика). Б. р. предполагает политический такт, уважение человеческого достоинства, умение разобраться в сложных вопросах социальной жизни и человеческой психологии, отличать заблуждающегося человека от злостного преступника и сознательного врага, понимание не только объективного значения тех или иных поступков, но и побуждений и мотивов, лежащих в их основе. Б. р. не противоречит требованию осторожно подходить к человеческим судьбам при отправлении правосудия, широко пользоваться «товарищеским воздействием» (В. И. Ленин) и до тех пор, пока это возможно, давать провинившемуся возможность исправиться. Иными словами, Б. р. должна сочетаться с такими моральными требованиями коммунистической нравственности, как гуманизм, человеколюбие

БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕФИЦИАРИИ

БЕНЕФИЦИАРИИ (лат. benе-ficiarius, от bonum -благо и face-re -делать, совершать) - объект благодеяния, человек или группа лиц, в пользу к-рых совершено определенное положительное нравственное действие или пользующихся результатом такого действия. В буржуазной этике принято выделять обязанность благодеяния в особый вид долга личности перед всеми остальными людьми и об-вом (Деонтологический интуитивизм). В этом случае Б. рассматривается как единственное заинтересованное лицо, нуждающееся в нравственном поступке благодетеля, а об-во в целом и др. лица как безразличные по отношению к данному поступку. С т. зр. марксистской этики всякое моральное действие имеет широкий общественный смысл и выгодой Б. отнюдь не исчерпывается нравственное значение поступка. Конечным объектом морального долга выступает не к.-л. отдельный индивид, частное лицо или группа, а об-во в целом. Даже если поступком затрагиваются лишь чьи-то личные интересы, эти интересы рассматриваются коммунистической нравственностью не просто как запросы и желания частного лица, а как законные или незаконные, подлинные или извращенные интересы члена об-ва. Исходя из этого критерия и должен решаться вопрос о том, справедливо ли благодеяние и правильно ли выбран Б.

БЕНТАМ (BENTLIAM) ИЕРЕМИЯ

БЕНТАМ (BENTLIAM) Иеремия (1748-1832)-англ. теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма. Выступил с критикой теорий нравственного чувства и естественного права, В произв. «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789, рус. перевод-I860-1867) и «Деонтология, или наука о морали» (1834) обосновывал опытный характер источника и основания нравственности, к-рый он, подобно гедонистам, видел в стремлении к удовольствиям. То общее, что характеризует все поступки, приносящие удовольствие, с т. зр. Б., есть их польза. Она-единственная цель и норма поведения, основа человеческого счастья. Об-во Б. рассматривает как сумму индивидов, а общественный интерес как совокупность личных интересов. Отсюда целью моральной жизни является «наибольшее счастье  наибольшего числа людей». Оно, по мнению Б., может быть достигнуто путем правильного расчета («моральная арифметика»). С этой целью Б. составляет «шкалу удовольствий и страданий», классифицирует удовольствие по классам и родам, «Теория правильно понятого интереса» фр. материалистов заменяется у Б. теорией «правильного расчета», что дало К. Марксу основание назвать его трезво-педантичным, тоскливо-болтливым оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX в. (т. 23, с. 623). Учение Б. прославляет частный интерес как основу общественного благоденствия, а буржуазное об-во как идущее к «спокойствию, равенству, богатству и достатку». Примененное к праву и политике, учение о пользе служило либеральной буржуазии теоретической платформой в борьбе против вмешательства государства в общественную жизнь, за расширение избирательного права. В то же время принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» был использован Оуэном как основа для построения этической теории утопического социализма.

БЕРГСОН (BERGSON) АНРИ

БЕРГСОН (BERGSON) Анри (1859-1941) - фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. Подвергнув критике механистическое понятие времени, к-рым пользуется «позитивная наука», Б. дал психологическую интерпретацию времени («длительности») как движения «памяти». «Длительность» - атрибут «жизненного порыва», сверхсознания, лежащего в основе вселенной, может быть постигнута не интеллектом, а лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуицией. Этическое учение Б. изложено в книге «Два источника морали и религии» (1932). Общественную связь индивидов Б. рассматривает по аналогии с взаимодействием клеток организма. Природная («закрытая») мораль, по Б., инстинктивная, она требует от индивида безоговорочного подчинения интересам целого, как пчела подчинена интересам улья. Ее повеления догматичны и безличны («должно, потому что нужно»); ее цель -подготовить нацию если не к нападению, то к обороне, но всегда к войне. Две максимы - «Человек человеку бог» и «Человек человеку волк», с т. зр. В., легко примиряются: в первом случае подразумевают соплеменника, во втором - иноземца. Воинственность инстинктивной, «закрытой» морали сохраняется над всеми наслоениями цивилизации, ибо ее источник - биологическая природа человека.  Консервативные тенденции «закрытой» морали дополняются «статической» религией. Высший тип нравственности -«открытая» мораль. Ее источник - интуиция, к-рая свойственна лишь избранным «героям», позволяя им преодолеть биологическую мораль, приобщиться к стихии «жизненного порыва» и проникнуться мистической любовью ко всему человечеству. Эта любовь совпадает, по Б., с любовью бога к своему творению. «Открытой» морали соответствует «динамическая» религия. Только гении, святые и мистики, утверждает Б., способны преодолеть природную инертность человечества и указать ему пути морального прогресса. Распространение мистической «открытой» морали может, по Б., спасти человечество от угрозы уничтожения, возникшей якобы вследствие чрезмерного развития интеллекта, создавшего совр. науку и технику. В этом проявилась иррационализм и элитарность этики Б.

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

БЕРЕЖЛИВОСТЬ - моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности (Отношение к собственности). Б. обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности. Впервые понятие Б. приобретает большое значение в морали буржуазия эпохи первоначального накопления капитала Начинающий капиталист, остро нуждавшийся в деньгах для расширения производства, в своем моральном сознании противопоставлял добродетель Б. морали расточительства и роскоши, исповедовавшейся феодальной аристократией, обладавшей тогда осн. массой общественного богатства. Эта Б. означала на деле скопидомство, корыстолюбие, стяжательство, жестокую эксплуатацию рабочих. Впоследствии идеологи буржуазии изображали Б. как осн. источник происхождения капитала. Демагогически призывая трудящихся к Б., трактуя ее как основу национального процветания, они тем самым отвлекают их от борьбы за повышение заработной платы. Т. обр., понятие «Б.» в буржуазной морали имеет классовый смысл и служит средством идейного оправдания эксплуатации. Совершенно иной моральный смысл приобретает понятие «Б.» в социалистическом об-ве. Здесь оно означает разумное отношение к результату человеческого труда, проявление уважения к трудящемуся, заботу о благе людей, т. е. выступает как непременный элемент коммунистического отношения к труду, выражение социалистического гуманизма. Б.- не только моральное понятие, но и принцип социалистического хозяйствования Она предполагает наиболее экономное и целесообразное использование общественного богатства на благо трудящихся. Требование Б. в отношении общественной собственности нашло отражение в моральном кодексе строителя коммунизма.

БЛАГО

БЛАГО - общее понятие,  употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о Б. формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся Б., лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные Б., утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного Б.-моральная ценность, добро (иногда слова «Б.» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). В силу противоречивого характера исторического процесса и противоположности интересов различных классов «всякое благо для одних необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса -новым угнетением для другого» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 21, с. 177). Классовый подход к Б. проявляется в ориентации на определенные виды благ, в произвольном установлении их субординации (напр., «вещизм» как характерная черта собственнического сознания). Из этого не следует, что Б. не может быть общечеловеческим или что не существует объективных критериев оценки различных явлений, охватываемых понятием «Б». Это значит лишь, что определение Б. через интересы людей является неполным. Марксизм вскрывает объективные источники человеческих интересов и показывает, что интересы зависят от общественного бытия, его исторических законов. Правильность понимания общего Б. тем или иным классом проверяется анализом процесса исторического развития. Объективно Б. является осуществлением коренных интересов того класса, к-рый в данных исторических условиях выполняет миссию революционного, прогрессивного преобразования об-ва, направленного на освобождение человечества в целом. Поэтому то, что является Б. для пролетариата, для социалистического об-ва, в конечном счете представляет Б. для всего человечества. В социалистическом об-ве высшим Б. считается общенародное Б., т. к. только через его осуществление можно обеспечить наиболее полное удовлетворение интересов каждого отдельного человека.

БЛАГОДАРНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Моральное требование платить добром за добро возникло очень давно, когда человек стал выделять себя в первобытном коллективе и когда стала возможной практика взаимных услуг. Долг Б. приобретает более широкое значение в условиях буржуазного об-ва как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, напр. когда бывший благодетель становится конкурентом. Коммунистическая нравственность признает, что Б. является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Однако она считает, что в том случае, когда обязанность Б. по отношению к кому-либо вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, честности, служения об-ву и т. п.), предпочтение должно быть отдано последним. Ведь Б. относится к сфере частных взаимоотношений индивидов, тогда как область служения людям более широкая, затрагивает их общественные отношения.  Коммунистическая нравственность отдает последним приоритет перед личными и частными.

БЛАГОДЕЯНИЕ

БЛАГОДЕЯНИЕ (часто понимается как тождественное добродеянию) - действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Иногда понятию «Б » придается общесоциальный, а понятию «добродеяние» - специфически моральный смысл (по аналогии с понятиями «благо» и «добро»). В этом случае под Б. понимается действие (обычно намеренное), объективный результат, последствия к-рого отвечают интересам людей, полезны для об-ва. Под добродеянием же понимается поступок, отвечающий требованиям нравственности и совершенный сознательно по моральным мотивам (во имя высоких идеалов, интересов человека или об-ва). В буржуазной этике эти понятия часто противопоставлялись, марксистская этика рассматривает их в диалектическом единстве (Бенефициарий, Консеквенциальная этика, Моральной доброты теория). В обыденном языке термины «Б.» и «добродеяние» в настоящее время  употребляются редко, гл. обр. в ироническом смысле.

БЛАГОРОДСТВО

БЛАГОРОДСТВО - моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, к-рыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). В разные исторические эпохи в понятие «Б.» вкладывалось различное содержание. Моральное сознание эксплуататорского об-ва обычно придавало Б. сословный смысл, наделяя этим качеством преимущественно господствующие классы. Так, рабовладельческая мораль считала Б. достоянием лишь избранных, аристократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом.

В феодальном об-ве вследствие упрочения сословных барьеров Б. стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности, указывает первоначальное значение слова «благородство» в рус. языке - благое рождение), Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего сословия», деятельность к-рых так или иначе подрывала господство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать Б. как индивидуальную особенность того или иного человека. Эта добродетель уже не имеет чисто сословного характера. Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», к-рая возвышается над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. В противоположность сословному пониманию Б. люди труда и передовые мыслители прошлого вкладывали в него общечеловеческое содержание-гуманность, честность, неподкупность и т. д. Именно эту традицию наследует коммунистическая нравственность,  согласно к-рой под Б. прежде всего понимается сознательное, ставшее привычкой и склонностью служение людям.

БРАЧНО-СЕМЕИНАЯ МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ (санскрит buddha -просветленный) - одна из мировых религий Возник в VI-V вв. до н. э. в Индии и получил распространение в Центральной, Южной и Восточной Азии. Верующие буряты, калмыки и тувинцы исповедуют Б. в форме ламаизма, сложившегося в XIV-XV вв. в Тибете, Легендарным основателем Б. считают Будду - царевича Сиддхартху Гаутаму (он же - Шакьямуни, т. е. «мудрец из рода шакьев»), якобы жившего в долине Ганга (Индия). Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. Отрывочные сведения о его жизни и проповеднической деятельности имеются в канонической литературе Б. Более подробные его «биографии» (Махавасту, Буддхачарита, Лалитавистара и др.) составлены во II-III вв. н. э. В них сведения, могущие быть отголосками действительных событий, переплетаются с описаниями чудес и др. плодами религиозной фантазии. Хотя физическая смерть, по представлениям буддистов, не прекращает существования, т. к. умерший возрождается в др. человеке, божестве, духе, животном и т. д, такое перерождение, согласно этическому учению Б., не благо, а зло. ибо бытие в любой его форме - страдание. Бытие-страдание безначально божественный творец не мог бы создать столь несовершенный мир. Благость высших божеств - будд, достигших абсолютного совершенства в результате бесконечного множества перерождений и накопления добродетелей, в том, что они указывают путь к спасению, к преодолению страданий, способ достижения абсолютного небытия (нирваны). Форма перерождения Живого существа, его жизненный путь и страдания определяются его кармой, т. е- деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Причина новых перерождений - привязанность к жизни. Перестать перерождаться, учит Б., может только тот, кто смиренно и покорно будет перекосить любые мучения, порвет земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований Б.- соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло». Идеалом Б. является созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение. В ламаизме вся жизнь верующего регламентируется подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», в к-рых конкретизируется этика раннего Б. грехи делятся на телесные (лишение жизни, взятие неданного, развратная жизнь), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешка) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь), соответственно предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. Добродетели (напр., милосердие, раздача милостыни, правдивость, усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность, вера в истину религии) вознаграждаются лучшим перерождением, пребыванием в раю, окончательным спасением (нирвана). Т. обр., покорность тем, в чьих руках в эксплуататорском об-ве находятся богатство, сила и власть, объявляется Б. путем к спасению, к «небесной награде за земные страдания». В этом состоит реакционная социальная сущность этики Б.

БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТА НРАВСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница