Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КЬЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КЬЕ")

КОМТЭ (COMTE) ОГЮСТ (1798-1857)

КОМТЭ (COMTE) Огюст (1798-1857) - фр. философ, основатель позитивизма. Этические взгляды К. органически связаны с его философией и социологией. Из учения позитивной философии К. следует взгляд на отдельного индивида как на члена рода, правила поведения к-рого определяются не личными интересами, а общим порядком вещей; изолированный индивид есть лишь абстракция. В законах этики, по К., и выражаются постоянные условия совместной жизни людей. Основание морали - не польза, предполагающая длительную общественную связь, а социальный инстинкт, или влечение к общественной жизни, к-рое основывается на чувстве и не зависит от личного интереса. Взгляд этот, согласно собственному признанию К., восходит к моралистам шотландской школы - Юму к Адаму Смиту. Личные инстинкты преобладают в индивидуальной жизни. В семье, к-рая представляет собой первый социальный организм, зарождается симпатия, освобождающая разум от эгоистических склонностей и научающая индивида жить для др. В общественной жизни человек руководствуется интеллектуальными способностями, здесь свободное развитие получают социальные инстинкты и как результат этого возникает внутреннее удовлетворение, не зависящее ни от поощрений, ни от наград. На основе чувства принадлежности к социальному организму у человека формируется понимание роли личного деяния для об-ва в целом, развиваются самые благородные черты и природные склонности, а дурные инстинкты или отмирают, или начинают служить общественному благу. Наивысшая моральная идея - идея человечества, развитие к-рого обусловлено соединенным действием индивидуальных и социальных сил. В созданной К. «религии человечества» в качестве принципа социального общежития выдвигается «любовь», в качестве основания - «порядок» и в качестве цели - «прогресс». Несмотря на отдельные глубокие положения, этика К. - идеалистическая в своей основе, теснейшим образом связанная с идеей эволюционизма. Непонимание роли классовой борьбы и революций в истории об-ва привели К. к антинаучному выводу, что гл. трудности на пути общественного развития не социально-политического, а морального порядка. Устранить их может только прогресс идей и улучшение нравов (Морализирование). Этическое учение изложено гл. обр. в осн. соч. К.-«Курс позитивной философии» (1830-42).

КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА

КОНСЕКвЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА (лат. consequentia - последствия) -этические теории, в к-рых моральное значение поступков устанавливается в зависимости от последствий, к к-рым они приводят. К такого рода теориям относятся утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, аксиологический интуитивизм. К К. э. относятся все материалистические концепции этики, к-рые исходят из того, что мораль выполняет определенные полезные функции в об-ве, служит удовлетворению интересов людей и что, следовательно, нравственные требования имеют целесообразный характер (Телеологическая этика). Исходные принципы К. э. неоднократно подвергались критике идеалистическими теоретиками нравственности (среди них Кант, сторонники деонтологического интуитивизма). Марксистско-ленинская этика, хотя и выводит природу морали из ее социально-исторических функций, отвергает вульгарно-утилитаристское представление, что мера нравственного достоинства каждого отдельного поступка определяется характерам последствий, к к-рым он привел в данном конкретном случае. Результат того или иного поступка в известной мере зависит от случайных обстоятельств, не обусловленных характером самого действия. Моральное достоинство поступка целиком определяется его содержанием (в т. ч и характером мотива, по к-рому он. совершен). Содержание же поступков предписывается моралью исходя из наиболее характерных, типичных последствий, к к-рым вообще приводят действия людей в обычных условиях. Марксистская этика, имеющая революционно-критический характер, учитывает не только типичные результаты общепринятых действий, но и историческое значение поступков, выходящих из общего правила, отвергающих установленный порядок во имя высших идеалов (даже если эти поступки и не достигают реальных и ощутимых практических результатов в данное время, но служат последующим поколениям образцами героического подвижничества, самоотверженности и человеколюбия). Поэтому марксистская этика, вскрывая ограниченность К. э., требует более всестороннего анализа общественного значения моральных поступков.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА (лат. - contextus - связь, соединение) -термин, употребляемый иногда для обозначения этических теорий, в к-рых центральной моральной проблемой считается выбор человеком решения в зависимости от конкретной ситуации (контекста) и в связи с этим принижается значение общих принципов и норм нравственности. Как К. э. часто оцениваются, напр, моральное учение экзистенциализма, фр персоналистские теории нравственности (Самореализации этика); так характеризуют свою этику сторонники неопротестантизма. Они исходят из того, что в каждой ситуации смысл морали должен пересматриваться наново, К. э. - выражение крайнего релятивизма и иррационализма в этике.

КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ

КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ - специфическая ситуация морального выбора, в к-рой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению др. нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Для немарксистских этических концепций характерно утверждение, что К. м.-либо аномалия в нравственных отношениях, либо роковая неизбежность. Марксистская этика рассматривает К. м. как специфическое отражение социальных противоречий. Существование классовых антагонизмов и неантагонистических противоречий определяет разделение ситуаций К. м. на два типа: между нормами разных моральных систем и в рамках одной системы моральных ценностей. Примером антагонистического типа К. м. служит столкновение норм и принципов буржуазной и социалистической морали. В этой ситуации К. м. является идеологическим выражением социального антагонизма двух общественно-экономических формаций и потому носят бескомпромиссный характер. Социальная основа К. м. в рамках социалистической морали принципиально иная: он выражает неантагонистические противоречия личности и об-ва, личности и коллектива, межличностных отношений и т. д. Конфликтные ситуации этого типа: столкновение между различными уровнями развития нравственного сознания, требованиями нормы и идеала, видами обязанностей, между долгом и склонностью и т. д. Разрешение К. м. базируется на построении иерархии нравственных ценностей (общественный долг, напр., рассматривается как более высокий по сравнению с частным) при четком осознании диалектики абсолютного и относительного в применении любой моральной нормы. Возможность успешного разрешения нравственных противоречий с т. зр. единства требований гуманности и социальной целесообразности придает личной ответственности за выбор особую значимость. Это дало повод экзистенциалистам говорить об «обреченности» человека. Однако личное решение не совершается в неком социальном и духовном вакууме, а обусловлено прежде всего общественной приверженностью человека, его участием в коллективно-общественной деятельности, историческими условиями. В социалистическом об-ве постепенно исчезают те формы К. м.. к-рые обусловлены антагонистическими противоречиями я порождают ситуации безысходности. Однако К. м. яе исчезают <юяиостью, поскольку они связаны и с прогрессивным преобразованием об-ва и с историческям развитием человека как личности.

КОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

КОНФУЦИИ (КУНЦЗЫ)

КОНФУЦИИ (Кунцзы) (ок. 551-479 до и. э ) - кит. философ и политический деятель. Свое учение К. проповедовал устно. Осн. источником сведений о его взглядах служит запись его изречений и бесед, сделанная учениками,-книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральным понятием учения К. является «жэнь» («гуманность»). Оно характеризует закон отношений людей в об-ве и цель нравственного самосовершенствования, В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу. Отсюда вытекают сформулированные К. моральные требование: чего не желаешь себе, того ве делай людям (ср. «Зелотое nf/Wi^ ло»), плати добром за добро » справедливостью за зло; скачала познай самого себя;  уважай и люби старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семенные н общественные отношения;  почитай предков; проявляй заботу о младших К считал, что нормы нравственности исходят от высшей силы-неба (Тянь), поэтому он не выдвигает к.-л. новых моральных положений, а лишь разъясняет обычаи старины, соблюдение н-рых способствует достижению «жэнь». Теоретическим обоснованием этике-политической теории К. служило его учение о выправлении имен («чжэн мин»), согласно к-рому имя, слово должны соответствовать сущности вещи. Отсюда » титул человека должен соответствовать его фактическому положению в об-ве, а поведение - занимаемому положению и званию: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» Т. обр., учение К закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство. В течение тысячелетий оно использовалось правящими классами Китая для удержания народа в подчинении и для увековечения с помощью разработанной обрядовой системы феодальной структуры страны с ее иерархией и суровой регламентацией общественных отношений. Отдельные стороны ковфудвайства была развиты и превращены его учениками в религиозвую систему, а сам К. - обожествлен.

КОРЫСТОЛЮБИЕ

КОРЫСТОЛЮБИЕ - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, к-рый рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с т. зр. личной матерналиой выгоды, К. есть проявление эгоизма в сфере отношевия людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании вред почтения личному материальному интересу перед обществеякдм. К. как явление общественной психологии возникает с появлением частной собственности. В буржуазном об-ве оно становится осн. движущей пружиной действий людей в сфере общественной деятельяоств н личных взаимоотношений. Лицемерие осуждая К., буржуазяая мораль вместе с тем фактически признает его как естественный мотив человеческих поступков. В условиях социалистического об-ва жажда личного обогащения представляет собой одни из наиболее вредных пережитков капитализма, постоянно вступающий в противоречие с интересами об-ва, унижающий человеческое достоинство и препятствующий духовному развитию личности. Коммунистическая нравственность рассматривает К. как одно из самых низменных качеств.

КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА

КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА - направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине XX в., особенно в США (Ф. Вудбридж, У. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); совмещает в себе объективный идеализм  и элементы натурализма. Согласно теориям К. т., в основе эволюционного развития вселенной лежит некая мировая цель, каждая ступень эволюции заранее предустановлена и достигается посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Исходя из такого объективно-идеалистического понимания природы толкуется и нравственность. Человек, с т. зр. Вудбриджа, есть часть природы и его моральное назначение состоит в том, чтобы взять «на себя задачу сознательного созидания в свете естественной телеологии». Поскольку человек рассматривается как природное, а не общественное существо, в теориях К. т. намечается попытки биологизировать нравственность, поставить ее вне рамок об-ва (Эволюционная этика). С др. стороны, сама природа толкуется здесь как осуществление некой высшей цели. предустановленной извечно. Это сближает данную теорию с религиозной этикой.

КОСНОСТЬ

КОСНОСТЬ - моральное качество, характеризующее рабскую приверженность человека отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, прогрессивное. диктуемое актуальными потребностями современности (ср. Чувство нового). В моральном отношении К. выражается в нравственном догматизме и абсолютизме. Косный человек следует укоренившимся в его сознании догмам и предрассудкам и враждебно относится ко всему тому, что противоречит укладу его жизни и устоявшимся представлениям. Как индивидуальное качество того или иного человека К. может быть отчасти объяснена особенностями его психики, его неспособностью легко отказаться от привычных форм поведения и мышления. Однако происхождение К- как общественного явления следует искать в консерватизме устоявшихся общественных отношений и привычек, а также в интересах тех социальных групп, к-рые сознательно выступают против всего того, что грозит изменить их положение. В этом отношении К. - отличительная черта господствующих классов, заинтересованных в сохранении отживающего общественного строя. Отдельные проявления косности и консерватизма в социалистическом об-ве связаны с пережитками бюрократизма и формализма, с нежеланием нек-рых работников усложнить характер своей деятельности, лишиться привычного и спокойного уклада жизни, потерять свое общественное положение и уступить место людям, отстаивающим новое. Сама природа социалистического об-ва такова, что требует непрестанного развития и совершенствования способов практической деятельности во всех сферах общественной жизни, отрицания старых и утверждения новых форм труда, руководства, мышления. Поэтому коммунистическая нравственность  непримиримо относится ко всяким проявлениям К.

КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ

КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ (греч. kriterion - мерило для оценки), - Вопрос о К. н. составлял одну из важнейших проблем этики ма протяжении всей ее истории и решался по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой морали. Будучи не в состоянии научно понять социальный механизм происхождения моральных представлений, сторонники различных домарксистских этических направлений выдвигали в качестве К. н. то «человеческую природу», то волю бога, то самоочевидные принципы разума и т. д. Научно решить вопрос о К. н. смогла лишь марксистская этика. Действительным основанием (и соответственно критерием) нравственности является объективная историческая необходимость,  определенным образом преломляемая в потребностях и интересах людей, классов, социальных групп. Эти потребности и интересы, в свою очередь, отражаются в представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных требований. С развитием об-ва исторически изменялось и содержание моральных требований. Одни из них совершенно меняли свой смысл, др. оставались в силе, поскольку сохранялись нек-рые общие для всех эпох условия человеческого общежития (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Требования коммунистической нравственности, включающие как традиционные принципы, так и новые, выработанные об-вом в практике социалистической революции и строительства коммунизма, основываются в конечном итоге на научном понимании законов истории и познании необходимости перехода от капиталистического об-ва к коммунистическому. В рамках общей проблемы обоснования нравственной системы и ее принципов решается и более частный вопрос - о специфически моральном критерии оценки конкретных поступков и обоснования отдельных моральных требований. Поскольку общая тенденция социально-исторического развития об-ва уже нашла отражение в моральном сознании в виде моральных принципов, нравственного и общественного идеалов, норм и т. п., то частные оценки и решения о выборе поступка обосновываются обычно с их помощью. На каждую отдельную личность ложится гл. обр. задача осознанно относиться к общим моральным принципам (Сознательность) и уметь правильно применить эти общие положения к конкретным условиям (Самодеятельность и творчество).

КРИТИКА И САМОКРИТИКА

КРИТИКА И САМОКРИТИКА (греч. kritike - оценка, разбор) - один из способов выражения общественного мнения, помогающий преодолению противоречий и трудностей в развитии социалистического об-ва в строительстве коммунизм а. Одновременно является одним из важнейших принципов коммунистической нравственности, а также особой формой проявления нравственного самосознания личности. Принцип К. и с. предполагает. свободное выражение трудящимися своего мнения относительно недостатков в деятельности государства, различных общественных организаций, отдельных руководителей н коллективное обсуждение мер по преодолению этих недостатков; оценку вышестоящими организациями и руководителями деятельности нижестоящих организаций, коллективов и отдельных лац; товарищеское воздействие коллектива на его членов, имеющее целью исправление или улучшение их деятельности; гласность, отчетность руководящих органов и общественных деятелей перед избравшими их организациями или перед всем народом, открытое признание совершенных ошибок перед общественностью; трезвое и критическое отношение каждого человека к себе, начиная от рядового члена социалистического об-ва и кончая самым высоким руководителем. Социальными условиями, позволяющими сделать К. и с. одним из важнейших путей воздействия общественного сознания на развитие об-ва, являются: обобществление средств производства, уничтожение антагонистических классов, общность коренных целей и интересов всех членов об-ва. Как принцип коммунистической нравственности К. и с. является выражением более общего ее принципа-коллективизма, к-рый требует от каждого человека рассматривать свои действия с т. зр интересов всего об-ва, самостоятельно анализировать свои поступки и считаться с мнением окружающих. Для деятельности КПСС данный принцип выступает в качестве непреложного закона, вытекающего из принципа демократического централизма, Как закон жизни партии принцип К. и с. был провозглашен ее основателем В. И. Лениным и нашел отражение в Уставе и Программе КПСС.

КРОПОТКИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921) - рус. революционный деятель, теоретик анархизма, сторонник философии позитивизма. Был арестован за связь с народниками (1874), бежал из заключения и поселился за границей. Взгляды К. характеризуются механистическим и метафизическим пониманием общественных явлений, вульгарно-натуралистическим их истолкованием. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности, К. трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло,  справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы. «Наше нравственное чувство - природная способность, совершенно так же, как чувство осязания или обоняния». Дочеловеческое происхождение нравственных чувств (справедливости, альтруизма я др.), выступающих как инстинкты самосохранения, доказывается, по К-, фактом взаимной помощи в природе. В об-ве понятия нравственности развиваются в том же направлении, в каком они были заимствованы из природы. Нравственно то, что полезно для сохранения рода, безнравственно то, что вредно для него. Нравственный прогресс в человеческом об-ве есть результат естественного развития. К. стремился разработать принципы общечеловеческой нравственности, к-рые лежали бы в основе любой классовой морали. Такая нравственность, с т. зр. К., призвана не сковывать самодеятельность личности, не делать из человека «идейного автомата», а способствовать развитию личной творческой силы и почина. Достигается это, по К., путем синтеза двух стремлений индивида: подчинить др. людей своим личным целям и объединиться с др. людьми (чувство общечеловеческой солидарности, взаимной зависимости). К. мечтал об об-ве, в к-ром свобода личности не связана никакими рамками государственности. Не владея научным пониманием взаимоотношения об-ва и личности при коммунизме, К. считал, что анархизм и коммунизм не противоречат, а дополняют друг друга. Нравственное начало анархизма X. усматривал в принципе равенства (каждый должен обращаться с др. так же, как он желает, чтобы обращались с ним) и активности (избытке жизненности). Этот -((избыток сил, любви, разума и энергии» К. призывал отдавать на счастье др. людей, в этом он видед высшее личное счастье. Ос», этические соч.: «Этика» (т, 1, 1922), «Нравственные начала анархизма» (1904, рус. перевод 1907), Анархия, ее философия и идеал» (1896, рус. перевод 1900), «Взаимнаа помощь как фактор эволюции» (рус. перевод 1907).

КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939) - советский партийный и государственный деятель, педагог и теоретик коммунистического воспитания. В своих Педагогических соч. (т.. 1-10, 1957-63) К. раскрывала связь нравственного воспитания с трудовым, эстетическим и атеистическим воспитанием, рассматривала коллектив в качестве необходимой среды для развития у человека чувства ответственности за совершаемые поступки. Одной из заслуг К. явилось обоснование и развитие ленинской идеи политехнического образования как средства формирования всесторонне развитой личности. К. подчеркивала нравственное значение марксистского мировоззрения, овладение к-рым придает высокий смысл н цель человеческой жизни, «знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела». Важное значение для понимания этических взглядов В. И. Ленина и нравственного содержания его личности имеют написанные К. «Воспоминания о Ленине», в к-рых даны живые свидетельства того, Как в процессе революционного гворчества масс «выковывалась пролетарская этика». В статье «Облик Ленина как человека» К. противопоставляла мелкособственническому индивидуализму мораль коллективиста, революционного борца, нашедшую яркое воплощение в личности В. И. Ленина.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то и, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью. В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и Операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека. Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности, Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием (Нравственная культура личности).

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ - степень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Чувства - продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В известном смысле «называться человеком» и «быть культурным» -синонимы, если согласиться с Кантом, что суть культуры «а общественной ценности человека». Человек, вт. ч. и его чувства, есть часть природы, но облагороженная культурой. Даже низшие чувства, с к-рыми человек рождается, есть результат общественно-исторического, культурного развития, в ходе к-рого происходит «очеловечивание» биологических форм. Напр., слух и зрение становятся культурными, общественно развитыми в зависимости от способности органов чувств «к человеческим наслаждениям» (Маркс К., Энгельс ф„ т. 42, с. 122), от умения различать красоту, безобразие, по-человечески любить, страдать и т. д. Тем более это верно по отношению к высшим -социальным, нравственным и эстетическим чувствам. (Напр-, к таким, как патриотизм, коллективизм, интернационализм.). К. ч. достигается воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством. К. ч. позволяет судить об общей культуре, воспитанности человека. Это нечто большее, чем просто соблюдение принятых в об-ве правил поведения -этикета. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами др. человека. Элювии - одно из средств общений и регулятор общественного поведения людей. Напр., уважение достоинства др. людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается преимущественно в форме непосредственного эмоционального контакта или отклика, в чувстве такта, проявляющегося через простейшие средства эмоционального взаимодействия - интонацию, взгляд, жест. Последние способны и соединять, и отталкивать людей друг от друга. Недостаток К. ч., выражаясь в. бестактности, грубости иди демонстративном равнодушии, не только портит настроение окружающим, но и имеет серьезные социальные и нравственные последствия, разобщая людей, к-рые соединены друг с другом общими целями и идеалами. На этой социальной, мировоззренческой стороне К. ч. особенно важно акцентировать внимание в практике воспитания личности. Гл. в К. ч. - ее содержательная сторона, т, е. доброжелательнее отношение к др. людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей. Самые благородные побуждения и искренние чувства рискуют остаться непонятыми^ если они облекаются в грубую, развязную форму. В форме человеческих чувств и переживаний зримо, наглядно проявляется взаимосвязь этического и эстетического моментов поведения и общения. Напр., взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если это взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен. Т. обр., как вообще в поведении и общении, в эмоциональных проявлениях форма а содержание тесно взаимосвязаны друг с другом. По эмоциональной культуре можно судить о воспитанности человека вообще. И это справедливо даже в тех случаях, когда в разряд невоспитанных попадает человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей. Поэтому культура выражения эмоций -необходимое условие  полноценной нравственной жизни, признак культуры поведения и нравственной культуры личности в целом.

КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР) (KIERKEGAARD) СЕРЕН

КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (KIERKEGAARD) Серен (1813-55) - датский философ-мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к-рая связывала бы человека непосредственно с богом. Этим объясняется его особый интерес к этической проблематике. К. считал, что гегелевский абсолютный идеализм  и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же реальностями, как сам человек. Не познание объективного мира. а познание самого себя в своем подлинном существовании (экзистенции) - гл. задача «субъективного мыслителя», в к-ром К. видел своеобразный идеал человека, его действии, поступков и жизни. Мир, согласно К., находится в состоянии «смертельной болезни», к-рой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным; несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший -несчастнейшим, истина - ложью, ложь -истиной, реальность -иллюзорностью, иллюзорность -реальностью и т. п. В этом - «парадоксальная диалектика» К. Индивид, по К., должен заниматься только самим собой, своими чувствами и воспоминаниями, своим «внутренним», ибо «истина есть субъективность». К. выделяет три стадии жизни, к-рые должен пройти человек для достижения своей цели: эстетическая, когда человек имеет дело только с возможностями, никогда не превращающимися в действительность, т. е. когда человек живет только мгновениями, «воображаемой жизнью»; этическая, когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство ответственности за свое собственное существование (для этой стадии характерно постоянство и длительность переживания, глубокий анализ своего собственного «я»); религиозная, когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не конечность. Т. обр., осн. этические проблемы К. сводил к проблемам религиозным: индивид, будучи религиозным существом, постоянно чувствует свой долг перед богом. Этика К. (осн. работы: «Или-или», «Страх и трепет», 1843, «О понятии страха». 1844), как и его филоссхрия в целом, представляла собой реакцию христианского романтизма на материализм и диалектически-рационалистические воззрения. Его взгляды оказали влияние на Борта и др. протестантских и католических философов.

Предыдущая страница Следующая страница