Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАЛ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАЛ"-"КОМ")

КАЛИНИН МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1875-1946)

КАЛИНИН Михаил Иванович (1875-1946) - деятель Коммунистической партии и Советского государства, пропагандист марксистско-ленинской теории. В его работах освещаются проблемы нравственности и коммунистического воспитания, в т. ч. вопросы о происхождении и общественной сущности морали, о· зарождении и развитии в недрах буржуазного об-ва пролетарского нравственного сознания, о коренной переделке быта, нравов и психологии людей в процессе социалистической культурной революции. В то же время К. выступал против отрицания общечеловеческих нравственных норм (Общечеловеческое и классовое в нравственности), изображения нового быта в примитивном, упрощенном виде. Осн. задачами нравственного воспитания он считал внедрение принципов коллективизма в производстве, общественной жизни и быту. воспитание культурности в широком смысле слова, включая формирование таких качеств, как честность, чуткость, такт, деликатность, внимательное, бережное отношение к людям. К. выступал против формализма, казенщины и лицемерия в воспитании, обращал внимание на нравственное содержание идейности, партийной убежденности и принципиальности. Он отмечал, что только последовательная приверженность социалистическим идеалам может одухотворить труд и быт человека, предохранить от обывательского подхода к жизни, от стремления к узко личному, мещанскому благополучию. Указывая на пустоту и превратность человеческого существования без высоких общественных целей, К. подчеркивал, что люди «не могут жить по прежнему выражению, «без души», а по нашему - без общественных идеалов. Жизнь каждого человека» если только он понимает, что он - человек, лишь тогда полна, когда он чувствует, что он стремится к чему-то высокому, не в смысле своих узкоэгоистических интересов, а в смысле возвышенной цели передовых людей, борющихся за общее великое дело». Только органическое слияние общественных и личных интересов придает подлинный смысл и счастье жизни. Осн. работы по вопросам морали: «Борьба за нового человека» (1928), «О коммунистическом воспитании» (1940), «О моральном облике нашего народа» (1945).

КАЛЬВИН (CALVIN) ЖАН

КАЛЬВИН (CALVIN) Жан (1509-64) - религиозный реформатор, основатель кальвинизма, одного из трех (наряду с лютеранством и англиканством) гл. направлений в протестантизме. В своем учении, изложенном в соч. «Наставление в христианской вере», К. исходит из представления об абсолютном предопределении. Людям заранее предначертано либо райское блаженство, либо адские мучения. Бессильный изменить предначертание свыше, человек может лишь судить о своей грядущей участи по тому, как складывается его жизнь. Житейские удачи сопутствуют «избранникам» господним, а неудачи свидетельствуют, что человек осужден богом. Ф. Энгельс отмечал, что учение К. является «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил» (т. 22, с. 308). Будучи буржуазной формой христианства, это учение выражало интересы буржуазии периода первоначального накопления, что нашло отражение в проповеди «мирского аскетизма», требовавшей отказа от земных удовольствий, необходимости бережливости, трудового и религиозного усердия, благочестия. В Женеве, ставшей в XVI в. центром кальвинизма, «мирской аскетизм» нашел выражение в строгой регламентации личной жизни верующих, в запрещении всяких увеселений, в т. ч. театральных представлений. Пресекалось всякое проявление свободомыслия. Так, по повелению К. в 1553 г. был сожжен на костре испанский ученый М. Сервет. Судебному преследованию подвергались мн. десятки инакомыслящих. В настоящее время  кальвинизм выступает в разных формах: реформатства, пресвитерианства, конгрегационализ-ма, но во всех этих случаях в нем сохраняется представление о предопределении.

КАМЮ (CAMUS) АЛЬБЕР

КАМЮ (CAMUS) Альбер (1913-60) - фр. писатель и мыслитель, представитель экзистенциализма. Философско-этические взгляды К. изложены в его пьесах, повестях и эссе, гл. тема к-рых - положение человека в совр. капиталистическом об-ве. К. разделяет экзистенциалистский подход к проблемам человека, рассматривая последнего с т. зр. существования его в конкретных ситуациях. Исходным для философии морали К. является понятие абсурда: человек инстинктивно привязан к жизни и стремится к ней, однако он существует в мире. к-рый ему чужд, иррационален и абсурден. Бессмысленно поэтому и само существование человека. В понятии «абсурд», впервые сформулированном К.» получили своеобразное выражение не только действительность буржуазного об-ва, но и одна из характерных черт совр. буржуазного сознания, извращенно отражающего конфликтные ситуации и противоречия этого об-ва и его неспособность справиться с ними. Эти пессимистические мотивы философии и этики К, навеянные в период гитлеровской оккупации Франции, воплощены в образе Сизифа, обреченного на вечные муки. Чтобы уйти от пессимизма, К. пытается обосновать «бунт» против «мирового абсурда», найти в этом основу человеческой экзистенции (подлинного существования) и морали. Однако бунтарство К. ограничено областью духа и морального мышления и является сугубо индивидуалистическим. К. не увидел социальных сил, могущих восстать против абсурда и отчуждения. Путь к преодолению отчуждения, по К-,-в достижении счастья, к-рое заключается в «иден-гификации» человека с самим собой, в его соответствии собственной сущности. Отсюда протест К. против всего чужеродного, что навязывается человеку извне, что отчуждает человека «от него самого»: против буржуазного государства и его институтов, против формализма морали буржуазного об-ва и официальной религии. Но протест этот, осуществляемый на основе идеалистического мировоззрения, непоследователен. «Внешний» бунт и активная борьба несовместимы, по К., с истинной человеческой экзистенцией. Это, по-существу, проповедь непротивления злу: человек не искореняет зло, применив, если нужно, насилие, а «врачует» его. Высшую форму счастья К. видит в солидарности и любви всех людей друг к другу. Такой подход к проблеме человека не выходит за рамки абстрактного гуманизма. «Бунтарские», а в сущности примиренческие идеи К., оставаясь в русле буржуазного мировоззрения, по существу, враждебны подлинно революционной гуманистической морали. Осн. произв., в к-рых отражена философия морали  К.: «Миф о Сизифе» (1942). «Посторонний» (1942), «Чума» (1947). «Взбунтовавшийся человек» (1951), «Письма к немецкому другу» (1943-44), «Падение» (1956).

КАНТ (KANT) ИММАНУИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЬЕРИЗМ

КАРЬЕРИЗМ (фр. carriere - бег) - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и личность человека, к-рый подчиняет всю свою общественную деятельность цели продвижения по службе (Честолюбие), готов выполнять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его личного положения. К.-одно из выражений эгоизма в сфере служебной деятельности, к-рый, однако, лицемерно выступает под маской преданности и бескорыстного служения общему делу (об-ва в целом, организации, учреждения, предприятия). К· исторически возникает на базе социальной и бюрократической иерархии об-ва, развивающейся в условиях социального неравенства. Явления К. остаются и в социалистическом об-ве в силу сохранения материального неравенства и различий в общественном положении. Для карьериста жизненным принципом является не служение общественным интересам на основе коммунистической сознательности, а лишь внешняя демонстрация своей приверженности указаниям высших официальных инстанций. Карьерист отличается крайней беспринципностью и оппортунизмом, приспосабливаясь к обстановке, он с легкостью меняет убеждения тэ зависимости от ситуации. Требования момента он понимает не как объективную необ

ходимость, связанную с актуальными потребностями об-ва, а как линию поведения, угодную начальству. Для карьериста характерны полная безответственность, безразличие к судьбам людей и интересам дела. Вот почему общественное мнение  в социалистическом об-ве сурово клеймит К. Коммунистическая партия ведет борьбу за искоренение К. путем развития социальной активности и сознательности народных масс, внедрения широкого общественного контроля во всех сферах жизнедеятельности об-ва.

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

КАТЕГОРИИ ЭТИКИ (греч. kategoria - категория) - осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К. э-, их логическая форма  и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности В истории этики осн. категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести я нек-рые др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий. в к-рой каждая К. э. определялась бы через др., более общие, При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, др. - понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, нек-рые мыслители приходили к выводу, что между К. э. не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, напр., утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (Деонтология). Марксистская этика строит свою систему категорий в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали как способа регулирования поведения людей, механизм к-рого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. При этом система категорий отражает структуру самой морали. Осн. стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает множество др. понятий. Причем, поскольку эти три стороны морали находятся между собой в тесном единстве, нек-рые этические понятия относятся одновременно ко всем этим категориям, т. е. отражают все стороны морали. К примеру, понятие моральной нормы отображает одновременно один из видов моральных представлений об-ва, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих осн. понятиях отражает нек-рые узловые элементы моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди К. ч. (напр, понятия добра, долга, совести, достоинства. чести и др.). Это не значит, однако, что в данные понятия этическая теория и обыденное моральное сознание вкладывают одинаковое содержание. Напр., понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определенный вид отношения человека к об-ву, а во втором - представлением о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали. Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда ч.-л предписывает и оцениваеч. В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в к-ром выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено. В марксистской этике впервые проводится научное разграничение между К. э. как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании об-ва, хотя грани здесь не абсолютны. К. э. и формы морального сознания перекрещиваются между собой· первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. Система категорий марксистской этики постоянно развивается и обогащается новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - осн. категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», к-рый гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь к-рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т. е. чтобы все др. могли также ему следовать). Кант считал, что в К. и. он открыл независимый от опыта (априорный) принцип, из к-рого можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать др., то она не является правильной). На самом же деле, поскольку данный принцип формален (Формализм), с его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под этот принцип подпадает всякая, в том числе и ложная, консервативная система нравственности. К. и. имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали; каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. К. и. (безусловное повеление) Кант отличает от условного императива (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности. Кант указывает, что условный императив не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели и стремления всегда различны. В этом кантовском представлении нашла отражение социальная реальность,  основанная на противоположности частных интересов, присущей буржуазному об-ву. Отрицая принципы условного императива в качестве морального критерия. Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа, порождаемых частной собственностью. Он отверг истолкование морали в соответствии с характерным для буржуазной политики принципом «Цели оправдывают средства» (Цели и средства. Мораль и политика. Макиавеллизм, Иезуитизм), отверг существующую практику использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей. Вместе с тем, сделав акцент на формальном долге, вытекающем из К. и., Кант, в сущности, отрицает конкретный, целенаправленный характер морального действия, через к-рое реализуются социально-этические потребности человека. Буржуазному принципу «взаимного использования», оправдывающему эксплуатацию человека человеком. Кант противопоставил К. и. в его следующей формулировке: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. На этом основании неокантианцы Г, Коген, П. Наторп, К. Форлендер видели в Канте основоположника социализма (Этический социализм). Однако сам он считал свой принцип практически неосуществимым в жизни и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей». в потусторонний мир. Эта т, зр. Канта вполне соответствовала «бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров», «приукрашивающим выразителем интересов которых он был...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 182, 1?4). Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель  - ничто, движение - все!».

КАУТСКИЙ (KAUTSKY) КАРЛ

КАУТСКИЙ (KAUTSKY) Карл (1854-1938) - теоретик нем. социал-демократии и Интернационала. Выступив со своей концепцией, направленной по замыслу против этического социализма этики Канта, он выдавал за марксистские ошибочные взгляды, извращающие марксизм. Истолковывая моральные явления вульгарно биологически. К, попытался совместить идеи социального дарвинизма с марксизмом. По словам К., этика марксизма - это прямое продолжение дарвинизма: Дарвин дал объяснение происхождению нравственности, а Маркс - объяснение нравственного идеала. В основе морали, по К., лежат социальные инстинкты человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу, дисциплина, правдивость по отношению к об-ву, честолюбие, к-рые имеют такую же силу, что и животные инстинкты  самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство - стремление делать то, что содействует благу об-ва, даже в том случае, если это наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет К., - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом». Обладающий чувством долга человек следует ему инстинктивно, без размышления. Специфически человеческое в морали К. видит лишь в нравственных нормах, сложившихся только с возникновением об-ва и подверженных постоянным изменениям. Направляя свои выводы против категорического императива Канта, по сути дела, К. приходит к тому же вневременному, абстрактному категорическому императиву, только объясненному биологически. Выступления К. против этического социализма сыграли нек-рую положительную роль, показав несостоятельность попыток соединения научного социализма с философией Канта. Но позитивная трактовка К. этических проблем, сводившая моменты абсолютного в морали к биологическому, а собственно общественное и историческое -к релятивному, извращала марксистское этическое учение. Позиция К.-это отказ от классовой характеристики морали: пролетарская и буржуазная мораль  отличаются якобы лишь степенью интенсивности социальных инстинктов - у господствующих классов в период упадка социальные инстинкты слабеют, а у эксплуатируемых, наоборот, развиваются. К. приходит к выводу, что социализм возникает из социальных инстинктов, отрицая тем самым его научно-исторический характер. Осн. этические соч.: «Этика и материалистическое понимание истории»  (рус. перевод 1922), «Происхождение морали» (рус. перевод 1906).

КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ

КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ - понятие нравственного сознания, с помощью к-рого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной т. зр, наиболее типичные черты поведения людей. К. м. (напр., великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т. д.) характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Напр., понятие «честностью может употребляться применительно к действиям, независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, к-рые всегда поступают честно. К. м. разделяют на положительные и отрицательные (к-рые иногда именуют добродетелями и пороками). Понятие К. м. является более общим и сложным по сравнению с моральной нормой. В нем не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения. Такое, напр, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и др.»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность. В понятии К. м. наряду с предписанием обязательно содержится также оценочная сторона; выражение определенного (положительного или отрицательного) отношения к нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки (напр., «Данный поступок есть зло потому, что он является предательством»). Впервые понятие К. м. было выделено специально в древнегреч. этике (понятие добродетелей у Аристотеля), причем упор здесь делался на качества личности. Такое понимание К. м. сохраняется и в этике средневековья. Буржуазные просветители и особенно социалисты-утописты усматривали в К. м. уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, характерные для того или иного об-ва. Исходя из того, что человек есть продукт обстоятельств, они считали, что добродетели и пороки  обусловлены характером об-ва, а не самого человека; чтобы сделать нравственным человека, надо изменить об-во. Марксистско-ленинская этика доказала односторонность обоих этих пониманий К. м,, установив диалектическое соотношение между социальными условиями и характером людей. В процессе революционной практики, указывает К. Маркс, человек одновременно преобразует об-во и самого себя. Коммунистическая партия делает из этого практический вывод: в процессе борьбы за коммунизм сочетаются и одновременно решаются две стороны одной и той же задачи - построение нового об-ва и воспитание нового человека. Поэтому процесс коммунистического воспитания предполагает не просто формирование у людей требуемых К. м., но также мобилизацию и организацию самих народных масс на решение стоящих перед ними практических задач коммунистического строительства (Вос-пмание нравственное).

КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ (лат. quies - покой) - моральный принцип,  сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы. Элементы К. возникали во мн. древневосточных мистико-религиозных учениях, в ряде светских теорий морали. Как отрицание воли к жизни К. провозглашается высшим благом в этике Шопенгауэра. В совр. капиталистическом об-ве К. становится одной из форм морального нигилизма, выражая настроения бессилия, усталости, апатии, распространенные в мелкобуржуазной среде. В любых моральных предписаниях К. усматривает покушение об-ва на свободу «естественного» человека. Отвергая буржуазную мораль, дух торгашества, карьеризма и потребительства, К. призывает сохранить моральную чистоту путем предельного сокращения социальных связей, пассивного соблюдения моральных обязанностей, отказа от гражданственности и ответственности за состояние дел в об-ве. Если в прошлом К в известных ситуациях мог быть средством самозащиты личности от общей деморализации, то в совр. эпоху революционного преобразования об-ва он лишается всякого гуманистического содержания. В. И. Ленин отмечал, что, препятствуя социальной активности масс, внушая иллюзорное душевное спокойствие, К. «приносит самый непосредственный и самый глубокий вред» (т. 20, с. 104).

КЛЕВЕТА

КЛЕВЕТА - один из видов вероломства, ложное обвинение др-(отдельного человека, группы людей, партии, класса), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов (классовых или личных) или по др. низменным мотивам (зависть, месть, стремление расправиться с неугодными). К. как общественное явление обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми. Получает распространение с возникновением частной собственности, порождающей острые столкновения интересов. В эксплуататорском об-ве К. становится одним из средств политики (Мораль и политика) господствующего класса; особенно часто используется против угнетенных классов (их партий и вождей), ведущих борьбу против социальной несправедливости, а также против политических и экономических конкурентов. К. применялась рабовладельцами против руководителей восстаний рабов. В эпоху средневековья феодальное духовенство, разжигая в массах религиозный фанатизм, широко использовало клеветнические доносы для расправы с идейными противниками христианства (борьба с ересями, «охота за ведьмами»). Большой размах приобрела К. как средство политики в борьбе дворянства против деятелей буржуазной революции. В свою очередь буржуазия, придя к власти, стала практиковать метод К. в борьбе против руководителей рабочего движения. Так, рус. буржуазия неоднократно прибегала к К. на большевиков и лично на В. И. Ленина. Идеологи капитализма делают объектом К. социалистический строй. К. на коммунистическое учение, на коммунистические и рабочие партии, на социалистическое об-во, а также на демократические и национально-освободительные движения в капиталистических и в борющихся против колониализма странах становится одним из ведущих методов внешней и внутренней политики империализма. Иногда К. используется в более утонченных формах. Клеветническим инсинуациям в совр. буржуазных этических и социологических учениях подвергается также сам человек и его способность преодолеть социальное зло и построить справедливое об-во (Неопротестантизм). В социалистическом об-ве К, является одним из тяжких пережитков прошлого, одним из видов уголовных преступлений и карается законом.

КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ

КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ (лат. codex - книга) - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к-рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об-ва. К. м. обычно охватывает как те нормы поведения, к-рые практикуются подавляющим большинством людей, так и те, к-рые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными. Т. обр, задача, к-рую берет на себя составитель К. м., заключает в себе противоречие: он должен в одинаковой форме отобразить нормы поведения, к-рые составляют историческое завоевание об-ва, и требования, к-рые об-во еще не в состоянии осуществить практически. Примером такого рода К. м. могут служить библейские «законы Моисеевы», обнаруживающие социальные противоречия, присущие древнееврейскому об-ву. К. м, замышляли создать и нек-рые просветители. Морелли попытался написать нравственный кодекс  в духе «истинных законов природы», Stycco мечтал о К. м., к-рый содержал бы «в положительной форме те максимы," которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать». Но все попытки создать всеобъемлющие своды правил из-за неверной посылки, что такие правила можно сформулировать раз и навсегда, применительно ко всем жизненным обстоятельствам и историческим условиям (Догматизм, Формализм), были обречены на неудачу. Они неминуемо сталкивались с невозможностью полностью исчерпать все богатство социальной практики, разнообразие жизненных ситуаций, согласовать нравственные нормы, сформулированные в прошлом и возникающие в иных исторических условиях. Невозможность создания пригодного на все случаи жизни К. м. заставляла нек-рых мыслителей пытаться найти к.-л. общий принцип, из к-рого можно было бы логически выводить все правила поведения и нравственные требования (Рационализм, Категорический императив). Объективно это прокладывало путь к формализму в этике. От кодексов прошлого в корне отличается моральный кодекс строителя коммунизма, к-рый не является К. м. в традиционно-историческом смысле слова. Во-первых, он формулирует не конкретные нормы поведения, а важнейшие общие принципы коммунистической нравственности, к-рые охватывают нек-рые представления о нравственности, выработанные трудящимися массами в борьбе против социальной несправедливости и эксплуатации (Общечеловеческое и классовое в нравственности), моральные требования революционного пролетариата и правила социалистического общежития,  выработанные народом в процессе социалистического и коммунистического строительства. Требования морального кодекса строителя коммунизма касаются осн. нравственных проблем отношения человека к об-ву; отношения человека к человеку; нравственных основ взаимоотношений между нациями и народами. Во-вторых, он сформулирован не на все времена и эпохи, а применительно к вполне конкретным историческим условиям строительства коммунизма. Ему поэтому совершенно чужд дух догматизма, присущий всем К. м. прошлого Моральный кодекс строителя коммунизма в сжатом, концентрированном виде выражает и закрепляет достижения социализма в нравственном воспитании человека н указывает пути дальнейшего совершенствования личности, нравственного прогресса обва.

КОЛЛЕКТИВИЗМ

КОЛЛЕКТИВИЗМ (лат. collectivus, от colligere - собирать вместе) -один из осн. принципов коммунистической нравственности, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного об-ва в среде рабочего класса, в его коллективном труде и совместных действиях против капитала. При социализме он становится формой отношений между людьми в самых различных областях социальной жизни в масштабах всего об-ва. Социалистический К. в корне противоположен буржуазному индивидуализму. Его социальной базой является общественная собственность на средства производства  и обусловленная ею общность коренных целей и интересов людей. Содержание принципа К. включает решение следующих важнейших нравственных проблем: отношения личности и об-ва; определение целей и мотивов общественно полезной деятельности; соотношение общественных, коллективных и личных интересов; нормы повседневных взаимоотношений между людьми; соотношение коллектива и индивида с т. зр. нравственного авторитета и ответственности, В противоположность буржуазному принципу эгоизма К. подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага. При этом человек служит об-ву не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов об-ва и остальных людей, т. е. сознательно и свободно. Со своей стороны об-во также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость, добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, к-рые имеют частный, преходящий характер, и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов об-ва. Отсутствие антагонистических противоречий между интересами людей и общность их осн. целей при социализме способствуют развитию отношений товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности, принципиальности, честности и искренности, доверия и уважения между людьми. Принцип К. отражает в себе подлинно человеческий характер социалистических отношений и самым тесным образом связан с гуманизмом коммунистической морали. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни  и поступки, но и за судьбы множества людей, коллектива, в конечном счете за судьбы об-ва. В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в к-ром он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы об-ва, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании к-рого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом об-ве повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости. По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга. Т. обр., принцип К. не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и ее интересов, как его пытаются изобразить противники коммунистической нравственности.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница