Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВЕЖЛИВОСТЬ

ВЕЖЛИВОСТЬ - моральное качество, характеризующее поведение человека,  для к-рого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. В.-элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление  доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям. (См. также Нравственная культура личности).

ВЕЛИКОДУШИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ - положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при к-рой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием об-ва оцениваются как В. такие напр., случаи проявления гуманности самопожертвование ради интересов др.; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. В христианской морали В. понимается как всепрощение Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих» (Терпимость). Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. Коммунистическая нравственность вкладывает в понятие В. иной смысл, оценивая им лишь такую гуманность, к-рая направлена на защиту подлинных интересов человека и об-ва. В этом смысле В. предполагает высокую требовательность к людям, подчинено, в конечном счете, задаче построения самого гуманного и справедливого об-ва коммунизма. Примером может служить отношение советского закона к преступнику: его наказание является не просто актом воздаяния, возмездия, а преследует цель создать условия для его исправления, помочь ему осознать свою вину перед об-вом и людьми и в дальнейшем стать полезным и полноправным членом социалистического об-ва.

ВЕРНОСТЬ

ВЕРНОСТЬ - моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения, означает неизменную приверженность делу об-ва, класса, партии, общественному движению; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с др. людьми, с к-рыми данная личность связана узами дружбы, любви, брака. В. тесно связана с др. моральными качествами, к-рыми она обусловливается: это глубокая убежденность в правоте избранного дела, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях и действиях, стойкость по отношению к трудностям, соблазнам и проискам врагов, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению В. , к измене. В. является лишь формальной характеристикой личности и ее действии и сама по себе ничего не говорит об их содержании. Однако именно содержание дела и его общественное значение во мн. обусловливают ту степень В., к-рую обычно проявляют его участники Чем выше цель борьбы, тем крепче моральное единство ее участников. Не удивительно поэтому, что, напр., в годы Великой Отечественной войны советский народ показал беспримерные в истории образцы В. своему Отечеству, проявив ее в массовом героизме и самопожертвовании. В. - одно из непременных условий совместной деятельности людей (Человек и общество. Личность и коллектив) Это качество человечество культивировало на протяжении всей своей истории (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Однако частнособственнические отношения часто обусловливают нарушение В., способствуют измене и вероломству. Особое значение имеет В. в революционной деятельности. «Быть солдатом революции, - писал Э. Тельман, - это значит: хранить нерушимую верность делу, такую верность, которая проверяется жизнью и смертью». В. высоким гуманистическим идеалам, интересам трудящихся всего мира (Интернационализм) является одним из важнейших требований коммунистической нравственности. С этим требованием непосредственно связана В. социалистической Родине (Патриотизм) и своему народу. Непреложным требованием, предъявляемым к коммунистам Уставом партии, является В. марксистско-ленинскому учению и сохранение на этой основе единства партийных рядов как внутри каждой братской партии, Так и в международном коммунистическом движении в целом. Коммунистическая нравственность требует от людей строгого выполнения взятых на себя обязательств и в личных взаимоотношениях, и по отношению к об-ву.

ВЕРОЛОМСТВО

ВЕРОЛОМСТВО - отрицательное моральное качество, характеризующее злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия или вопиющее нарушение принятых обязательств (В. буквально означает ломать веру). Как В. обычно оцениваются следующие действия: преднамеренное нарушение верности обещанию, соглашению или молчаливо подразумеваемым обязательствам, к-рые вытекают из взаимоотношений солидарности, дружбы, любви (Измена, Предательство); клевета, ложный донос на др. человека, диктуемый завистью, ненавистью и стремлением использовать себе в выгоду несчастье другого; клятвопреступление, принесение клятвы с намерением нарушить ее в дальнейшем; сознательное введение др. человека в заблуждение с целью использовать затем его ложное убеждение против него же самого в эгоистических целях; интриганство, использующее интересы» стремления, а также неведение др. человека в качестве средства для достижения враждебных этому человеку целей, В. всегда осуждалось моральным сознанием (Честность, Правдивость). Однако об-во, основанное на частной собственности и классовых антагонизмах, признавало на практике законность обмана конкурента в коммерции, демагогии в политике, лицемерия в идеологии и морали, вообще использование человека в качестве средства для достижения своекорыстных целей (Иезуитизм, Макиавеллизм, Цели и средства). Лишь коммунистическая нравственность,  в принципе осуждающая эгоизм и использование интересов и убеждений людей против них самих, до конца последовательна в разоблачении антигуманного смысла В.

ВЗАИМОПОМОЩЬ

ВЗАИМОПОМОЩЬ - отношения между людьми в коллективе (Личность и коллектив), возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. В. вытекает из самого характера человеческого труда, к-рый может быть только общественным, требует объединения усилий людей. В первобытном об-ве В. была определяющей характеристикой отношений между людьми С появлением частной собственности и классов возникает несоответствие между общественной природой человека и антагонизмом между людьми. Однако на основе классовой солидарности трудящихся возникают и развиваются товарищество и В. между ними. Как отношения людей в масштабах всего об-ва В. устанавливается впервые лишь при социализме. Требование В. в коммунистической нравственности является составной частью принципа коллективизма. Она характерна не только для отношений людей внутри каждого социалистического государства, но и для межгосударственных взаимоотношений стран, входящих в социалистическое содружество.

ВИВЕКАНАНДА (ПСЕВДОНИМ НАРЕНДРАНАТХА ДАТТА)

ВИВЕКАНАНДА (псевдоним Нарендранатха Датта) (1863-1902)-инд. мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. В Европе и Америке известен как пропагандист неоведантизма, автор лекций о йоге. В. пытался переосмыслить сложившиеся религиозные представления, выступал против искусственного отделения религиозных культов от жизни Отвергая слепое поклонение авторитетам, В. призывал людей к сохранению чувства собственного достоинства, рекомендовал им доверять собственному разуму. При этом он абсолютизировал роль разумных усилий, считая, что «нет ни греха, ни добродетели, есть только невежество» Излагая учение о йоге, в качестве обязательного условия В. выдвигал нравственные требования: быть правдивым, не завидовать, делать добро др. людям, не наносить вреда живому, не посягать на чужое достояние и т. д. Он осуждал тех, кто занят лишь личным спасением, и тех, кто, зная высокие принципы, не осуществляет их в собственной жизни («слишком многие борются с заблуждениями соседа»). Придерживаясь религиозно-идеалистических взглядов, В. признавал, однако, заслуги науки, материализма и даже атеизма. Национально-патриотический дух учения В. не мешал ему ценить достижения др. народов, а демократическое содержание его учения способствовало освободительному движению в Индии.

ВИНА (ВИНОВНОСТЬ)

ВИНА (виновность) - положение (состояние), противоположное правоте, в к-ром оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние В. является выражением морального отношения, в к-ром личность находится к др. людям и к об-ву в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий  и ответствен перед об-вом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение (Санкция, Поощрение и наказание). В том случае, когда человек сам признает свою В., он может (в зависимости от его мировоззренческой, нравственной зрелости) испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием. В религиозной морали В. признается изначально присущим человеку свойством, следствием первородного греха. Поэтому искупление В. ставится здесь, прежде всего, в зависимость от божьей благодати. В нек-рых направлениях совр. буржуазной философии В. рассматривается также в качестве постоянной характеристики личности. Напр., для фрейдизма В. является результатом напряженности, непременно возникающей из-за несовпадения требований «Сверх-Я» (совести и установок об-ва) и достижений «Я» (сознавая, ориентирующегося на реальность), согласно экзистенциализму, человек виновен уже потому, что никогда не реализует возможностей своего существования, не коммуникабелен и одинок (а почему склонен к межличностным конфликтам), противостоит природе. Марксистская этика, наоборот, считает временным и конкретно обусловленным состоянием человека, следствием его собственных аморальных поступков (включая отказ от действий, ожидаемых от него об-вом) Подобное состояние всегда может преодолеть путем осознания своей В.

ВОЗДАЯНИЕ

ВОЗДАЯНИЕ - вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью Эквивалентное В. издавна считалось одним из непременных требовавши справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей В морали проблема справедливого В возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Поскольку эксплуататорское об-во, основанное на социальной несправедливости, как правило, не обеспечивает действительного вознаграждения добродетели и наказания порока, то в религиозной морали В. переносится в потусторонний мир. Вера в «загробную жизнь» и «божий суд» выдвигается там как единственная гарантия и предпосылка нравственного образа жизни людей на земле. Т обр., моральная санкция по аналогии с правовой толковалась как своеобразная «материальная компенсация» в потустороннем мире за благодеяния и злодеяния, совершенные в земной жизни. В действительности же подлинно моральной санкцией являются поощрение и наказание,  осуществляемые посредством духовного воздействия на людей Принцип В. впервые находит последовательное осуществление лишь при социализме, и прежде всего в распределении по труду Здесь этот принцип не только способствует развитию трудовой активности, но, будучи воплощением требований справедливости, является вместе с тем, способом духовного воздействия об-ва на личность (признание ее заслуг стимулирует у нее трудолюбие и т.д.). Достижение полного единства материальных интересов личности и об-ва при коммунизме снимет саму проблему В., к-рая имеет смысл лишь до тех пор, пока сохраняется их различие. В обыденном языке термин В. в настоящее время  употребляется редко.

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas -воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма-ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

ВОЛЮТИВНАЯ ЭТИКА

ВОЛЮТИВНАЯ ЭТИКА - см. Неопозитивизм.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ

ВЫБОР МОРАЛЬНЫЙ - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки др. (Конфликт моральный). Субъектом В. м. может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; об-во в целом Индивидуальный В. м. воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений группы, коллектива, класса и всего об-ва. В м. отражает степень нравственной свободы личности и об-ва, суть к-рой выразил Ф. Энгельс, говоря о способности принимать решения со знанием дела. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести В. м с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, выбрать необходимые средства (Цели и средства), обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В. м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и об-ва (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (напр., когда выполнение обязательства может причинить ущерб об-ву или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость В. м. возникают при столкновении различных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра Коммунистическая нравственность требует, чтобы В. м. совершался по внутреннему убеждению (Убежденность, Совесть), а не просто по указаниям др. лиц, осуждает стремление избежать личной ответственности, пытается оправдать свои поступки ссылками на чей-либо авторитет, на официальное распоряжение, принуждение окружающих или на то, что «так поступают другие». В то же время само личное убеждение, являющееся основой того или иного В. м., должно соответствовать общим требованиям коммунистической нравственности. Марксистско-ленинская этика отвергает индивидуалистическую т. зр. экзистенциализма, к-рый придает значение не моральному содержанию выбранного поступка, а лишь самостоятельности самого В. м., «аутентичности» действия, совершаемого без учета общественных норм.

ВЫДЕРЖКА

ВЫДЕРЖКА - моральное качество, в к-ром находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает: умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость); способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство); верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость); умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих. В коммунистической нравственности В. рассматривается не только как показатель волевых способностей человека, но и как предпосылка максимальной целесообразности человеческой деятельности и гуманного отношения к людям. Особенно большое значение В. имеет для руководителя, от к-рого требуется трезвая оценка обстановки, умение терпеливо и убедительно разъяснять людям политическую линию партии, не прибегать без надобности к крайним мерам, добиваться понимания и осознания всеми задач, стоящих перед социалистическим об-вом, никогда не забывать об интересах и потребностях трудящихся.

ВЫСОКОМЕРИЕ

ВЫСОКОМЕРИЕ - отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям. Социальной базой В. является социально-экономическое неравенство в классово антагонистическом об-ве, позволяющее одним пользоваться привилегиями в имущественном положении, правах, овладении духовной культурой и притязать на роль «элиты» об-ва и обрекающее др. на угнетенное положение, материальную и духовную нищету. В классовом обществе получают распространение философские и этические учения, теоретически обосновывающие В. по отношению к «толпе» (напр., теория Ницше, разделяющая человечество на большинство «рабов» и отдельных «сверхлюдей»; концепция Бергсона, в к-рой догматической морали «толпы» противопоставлялась «творческая» нравственность «избранных», «героев» и др.). В условиях социалистического об-ва В. является пережитком прошлого, к-рый обычно связан с различиями в материальном и культурном уровне людей и проявлениями индивидуалистической психологии (отсутствие скромности, зазнайство, чванство, тщеславие). Коммунистическая нравственность исходя из марксистского учения о решающей роли народных масс в истории, в развитии культуры резко осуждает пренебрежительное отношение к народу в целом и к отдельным лицам. Хотя способности и форма деятельности людей не одинаковы, эти различия не влияют на достоинство людей.

Предыдущая страница Следующая страница