Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869-1948) -один из лидеров и идеологов инд. национально-освободительного движения. Не ставя перед собой задачу выработки целостной теории морали, Г. обращался к этическим вопросам в интересах «морализации», нравственного подкрепления политики сатьяграхи (освободительной борьбы) и вовлечения в нее народных масс, прежде всего крестьянства. С помощью этики им обосновывались идеалы возвышения достоинства личности, ликвидации социального неравенства, дискриминации людей на основе кастовой принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, цвета кожи и т. п. Исходным принципом Г. считал ахимсу - воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда. На этом принципе зиждется гандистская доктрина ненасилия. Гл. атрибут ахимсы - любовь, приобретающая характер всеобъемлющей нравственной категории. «Только там есть жизнь, где есть любовь. Жизнь без любви - смерть», - говорил Г. Любовь несовместима с причинением кому-либо страданий, последователь ахимсы должен принимать страдания на себя. Из этого выводится второй атрибут ахимсы - страдание. Среди моральных норм на первое место Г. ставит брахмачарию -воздержание от потворства своим слабостям, освобождение от страстей, связанное, в частности, и с обетом безбрачия, он придает большое значение воспитанию таких качеств, как мужество, храбрость, умение преодолевать всякий страх Трактовка Г. этой и др. моральных категорий отмечена социально-исторической ограниченностью. Так, храбрость должна проявляться не в смелых выступлениях против существующего зла, а прежде всего в готовности принять страдания, принести себя в жертву, В сфере имущественных отношений Г. считал необходимым основываться на принципе апариграхи - нестяжательства, призывая богачей умерить свою алчность и откликнуться на нужды нищих и голодающих. Этот принцип - важная составная часть проповедуемой им морали аскетизма. Весь комплекс моральных норм, по Г., объединяется всеобщим моральным законом, божественным по своему происхождению. Под его воздействием происходит процесс нравственного совершенствования индивида, в результате чего полностью устраняются эгоистические устремления, Важнейшим средством его реализации провозглашается самоанализ, контроль над мыслями, словами и поступками. Основанные на религиозно-идеалистических принципах, этические представления Г., с помощью к-рых он решал проблемы политики, повседневной жизни, оказали большое влияние на нравственное сознание различных социальных слоев Индии.

ГАРТМАН (HARTMANN) НИКОЛАЙ

ГАРТМАН (HARTMANN) Николай (1882-1950)-нем. философ, объективный идеалист, взгляды к-рого развивались под влиянием марбургской школы неокантианства, а затем Э. Гуссерля и М. Шелера; представитель совр. буржуазной аксиологии и один из создателей феноменологической этики; проф. Марбургского, Берлинского и др. ун-тов. Осн. содержание этической аксиологии Г. изложено в работе «Этика» (1925). Ценности, с т. зр. Г., не зависят ни от оцениваемых предметов, ни от самого акта оценки, они объективны, хотя и не являются реальными свойствами предметов. Ценности находятся по ту сторону и субъективного сознания человека, и материальной действительности. Они принадлежат к особой сфере бытия - царству «идеальных сущностей», находящемуся вне пространства и времени, а потому абсолютны, извечны и неизменны. Г. следует здесь традиции платоновского идеализма (Платон). Ценности характеризуются им как «творящие принципы реального». Моральные ценности, напр., имеют, с его т. зр., тот смысл, что требуют согласования действительного с должным и утверждения и сохранения того, что является ценным. Но сами по себе ценности не обладают способностью осуществляться в действительности и изменять мир сущего, т. к. в нем все происходит по законам причин и следствий, а не по логике долженствования. Осуществить требование ценности может только человек, к-рый живет в мире сущего и поэтому обладает реальной деятельной силой. Одновременно он причастен к миру ценности и долженствования, поэтому обладает свободой воли. В отличие от всех др. природных существ, человек имеет «судьбу», «предназначение» исполнять ценное и должное, преодолевая сопротивление внешней необходимости. Познает же человек ценности посредством интеллектуального, но имеющего эмоциональную окраску созерцания, интуиции, т. к. природа ценностей «отмечена печатью иррациональности». Объективно-идеалистическая концепция Г. с присущими ей элементами иррационализма отражает определенные стороны духовной жизни совр. буржуазного индивида, в особенности интеллигента. Последний постоянно попадает в противоречивое положение, с одной стороны, требующее от него действий, отвечающих внешней социальной необходимости, практическому расчету, политической конъюнктуре и частному интересу, а с др. повелевающее ему исполнить свой нравственный долг, к-рый зачастую противоречит логике социальных отношений буржуазного об-ва. Обостренное переживание этого противоречия и нашло выражение в представлении Г. о двух мирах (ценности и сущего) и о раздвоенности человеческого бытия на сферы реальной действительности и идеального долженствования. Идеи Г. иногда выступают как философская платформа совр буржуазного либерализма.

ГАРТМАН (HARTMANN) ЭДУАРД

ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард (1842-1906)-нем. философ-идеалист, представитель иррационализма. Отправной пункт философской системы Г.-бессознательное духовное начало, наделенное двумя атрибутами: волей и представлением (идеей). Борьба этих последних определяет, по Г., весь ход мирового развития, от нее зависит место, занимаемое человечеством в системе мирового целого, и его назначение; она накладывает отпечаток и на образ мыслей людей, на их поведение. Подобно своему предшественнику Шопенгауэру, Г. придерживался в области этики крайне пессимистических взглядов: бессознательное начало породило мир таким, что в нем страдания, бедствия превышают радости. Г, объявляет стремление к счастью лишь иллюзией. Вначале люди рассчитывают добиться счастья в земной жизни (античность), затем уповают на потусторонний мир (средние века)  и, наконец, связывают свои надежды на счастливую жизнь с социальным прогрессом (новое время) , Однако, постигнув тщетность этих стремлений, человечество должно прийти к единственно правильному решению - единым коллективным актом отказаться от всех желаний, освободиться от бедствий бытия. Так осуществляется мистическая цель мирового процесса -победа сознания над косной, неразумной волей, и мир прекращает свое существование. На основе этих взглядов Г. формулирует принципы нравственного поведения человека: отвергая поведение, руководимое своекорыстными устремлениями (эгоистическая мораль), а также освященное авторитетом семьи, церкви, государства (гетерономная мораль), он признает истинной автономную мораль, корни к-рой заключены в религиозном сознании. Всякая нравственная обязанность существует, по мнению Г., лишь как обязанность по отношению к богу. Человек поступает нравственно, если, осознавая свое единство с бессознательным духовным началом, он делает цели последнего своими собственными целями. Таков смысл этической системы Г, этого, по характеристике В. И. Ленина, последовательного идеалиста и последовательного реакционера в философии (т, 18, с. 61). Осн. этические соч.: «Философия бессознательного» (1869), «Феноменология нравственного сознания» (1879), «К истории и обоснованию пессимизма» (1880), «Этические очерки» (1898).

ГЕГЕЛЬ (HEGEL) ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - представитель нем. классической философии, объективный идеалист, создатель диалектической логики. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности (Г, настаивал на разграничении этих понятий) растворено в общем содержании «Философии права» (1821). Правда, и его общефилософская система содержит элементы морализации («то, что действительно, то разумно»; совпадение процесса становления абсолютного духа с завоеванием духом свободы). У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро). Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в к-рых протекает нравственная деятельность человека. Здесь сказалось его апологетическое отношение к прусскому государству и связанная с этим недооценка специфики морали.

На место нравственной добродетели Г. ставит санкционированную существующим об-вом и государством «добропорядочность», а идею служения человечеству в целом (что в абстрактном виде выражено в категорическом императиве Канта) заменяет конкретными и частными обязанностями, в к-рых он находит элементы единичного (семья), особенного (корпорации и сословия в «гражданском об-ве») и всеобщего (сфера государственной деятельности), причем последнее играет определяющую роль как воплощение «конкретной тотальности». Т. обр., этика Г. есть мораль обязанностей перед семьей, об-вом и государством. В связи с этим Г. отрицает значение нравственной критики существующих порядков с позиции должного, а государственную деятельность «великих личностей» освобождает от критериев обычной человеческой моральности. Субъективный аспект нравственных отношений (проблемы совести и идеала) и моральной ответственности личности, соотношение личной и общественной морали (в частности, возможность конфликта между ними) оставлены Г. без внимания. Односторонность этических взглядов Г. вызвала столь же одностороннюю критику их со стороны Кьеркегора.

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (греч. наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм) ft в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп. Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур, с именем к-рого связывается целое течение в теории морали - эпикуреизм Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех) Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений. Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека, прежде всего, как на частного предпринимателя ("движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы; целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является, в конечном счете, содержанием общечеловеческого блага). Гоббс, Локк, Гассенди, Спиноза, фр. материалисты XVIII в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. В дальнейшем принцип Г. нашел наиболее полное выражение в утилитаризме. Идеи Г. разделяют мн. теоретики совр. буржуазной этики - Дж. Сантаяна, М. Шлик, Д. Древ и др. В древности и в новое время  Г. играл в целом прогрессивную роль и этике, поскольку он противостоял религиозной нравственности и представлял совей попытку истолковать мораль е материалистических позиций Однако его нельзя считать научным принципом этической теории Тем более он не отвечает совр уровню званий о человеке. Марксизм рассматривает человека как существо общественное. С этой т зр. сведение многообразных человечески» потребностей к получению наслаждения является крайним упрощением и: в конечном итоге исходит из биологического или чисто психологического понимания человека как только природного существа Гедонистический принцип, кроме того, индивидуалистический характер и часто тяготеет к этическому релятивизму. Сами наслаждения, к к-рым стремятся люди, имеют конкретно-историческую природу, их содержание неодинаково в разные истерические эпохи и у разных социальных групп. Поэтому только в социальной практике следует искать происхождение веек стремлений и целей, к-рые ставят перед собой люди. В совр буржуазном об-ве формируется комплекс моральных представлений анархо-Г., где мистифицируются и обожествляются «природные» склонности человека к безграничным наслаждениям, отвергаются трудовая дисциплина, социальные обязанности, культурные и моральные нормы как опора консерватизма (Нигилизм), выдвигаются требования поиска новых неконтролируемых примитивных связей между людьми, узаконения аморализма. Анархо-Г. служит, с одной стороны, крайним средством для массового распространения/морали потребительства, а с др. - способом отвлечения критически настроенных слоев буржуазного об-ва от подлинно революционной морали

ГЕЛЬВЕЦИЙ (HELVETIUS) КЛОД АДРИАН

ГЕЛЬВЕЦИЙ (HELVETIUS) Клод Адриан (1715-71) - философ-материалист, идеолог революционной фр. буржуазии. В трудах Г. «Об уме» 1758 и «О человеке» (изд. 1773) рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы» [Маркс К., Энгельс 2, с. 144). Расчленив личный, частный (сословный) и общественный интересы, Г. рассматривал общий интерес (на деле идеализированный буржуазный интерес) в качестве критерия истинной морали. Поскольку правильно понятый личный интерес, по Г, необходимо совпадает с общественным, противоречия между ними, о к-рых свидетельствует история, порождаются корыстью частного интереса, невежеством людей, «несовершенством их законов и, следовательно, незнанием ими некоторых моральных истин». Совершенное законодательство, построенное на основе морали, есть следствие просвещения и устранения от политической власти выразителей частных интересов (дворянства и духовенства). Последнее, согласно учению Г., осуществляет просвещенный монарх. Г, определяет религиозные добродетели (аскетизм, безбрачие, смирение как «ложные», поскольку они вредны для об-ва, а первой из общественные добродетелей объявляет гуманности - «сгусток всех других добродетелей...». К гражданским добродетелям он относит также правдивость, справедливость, верность дружбе, своему слову, верность обязательствам, принятым по отношению к об-ву. Раскрепощающий индивида, революционный характер этики Г. высоко оценили классики марксизма, отметив связь этого учения с идеями коммунизма и социализма. В то же время они указали на историческую ограниченность Г., выразившуюся в метафизичности и антиисторизме.

ГЕРОИЗМ

ГЕРОИЗМ - особая форма человеческого поведения, к-рая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой (отдельная личность, группа людей, иногда класс, нация) берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Проблема Г. неоднократно ставилась в истории этической мысли. Некоторые теоретики прошлых веков (Дж. Вико, Гегель) связывали Г. исключительно с т. наз. «героическим периодом» в истории Древн. Греции, к-рый получил отражение в античной мифологии. Мифологический герой наделяется в преданиях сверхчеловеческой силой, пользуется покровительством богов и совершает подвиги во имя человечества. Веря в провидение, он не отделяет того, что совершено им самим, от того, что явилось следствием рока. С т. зр. Вико и Гегеля, для Г. уже не остается места в совр. им условиях, когда для каждого человека сформулированы строго установленные нормы поведения, предполагающие равновесие между правами и обязанностями личности. Буржуазное об-во действительно исключает Г. из повседневной жизни людей, поскольку в нем господствует дух практического расчета и обывательского благоразумия, частное право и догматизм в морали. Однако и для утверждения буржуазных отношений в эпоху Возрождения понадобилась деятельность героев - всесторонне развитых и революционно мыслящих личностей. Это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» (Маркс К, Энгельс Ф., т. 20, с. 346). Попытку возрождения идеи Г предприняли буржуазные романтики (Ф. Шлегель, Т. Карлейль и др.), но в их трактовке понятие Г. приобретает сугубо индивидуалистический характер. Их герой - это выдающаяся личность, возвышающаяся над «толпой» и обыденной повседневностью, не признающая нравственных норм. Иное толкование дали понятию Г. рус. народники в своей теории «героя и толпы». Массовый Г. отводится гл. обр., народным массам в истории, и считается, что массы поднимаются на революцию, лишь следуя примеру отдельных исключительных личностей. Наконец, по-своему интерпретирует Г. экзистенциализм. Марксистское понимание Г. в корне противоположно буржуазному. Диалектика исторического процесса требует, чтобы в определенные его периоды (напр., в эпохи революций) не только народные массы жертвовали своими частными интересами ради общего дела и совершали подвиги, нетипичные для «обычных» условий. В. И. Ленин связывает понятие Г. с противоречивостью условий исторического процесса в тот или иной момент: с одной стороны, возникает настоятельная необходимость в решении определенных социальных задач, а обстоятельствами в жизни об-ва, с переломными историческими эпохами. Такой эпохой всемирно-исторического значения является период перехода от капитализма к коммунизму в целом. Поэтому задача победы нового об-ва, пишет В. И. Ленин, «ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного - работы» (там же, с. 17-18). Марксистско-ленинская этика не делает принципиального различия между индивидуальным и массовым Г. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для мн. людей и перейти, т. обр., в массовый Г.

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОББС (HOBBES) ТОМАС

ГОББС (HOBBES) Томас - англ. филосеф-материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политических учением. Г. развил поле женпиг ? Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизмгнность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе. Взаимное ограничение эгоизма людей на основе естественного закона самое охранездияг № возникающее на договорных началах государство кладут конец «войне всех против всех» и до-моральному состоянию человечества. Гражданские обязанности совпадают по содержанию с моральным долгом; источник морали - право, а ее критерием выступает закон. Г. утверждал, что природное равенство всех людей вызывает соперничество и вражду, к-рые, смягченные силой государства, выступают в виде соревнования, конкуренции Добродетели способствуют выигрышу, пероки - проигрышу, поскольку первые - свидетельство силы, а вторые - слабости индивида. Побеждают достойнейшие, умеющие пользоваться как собственными добродетелями, так и чужими пороками. Суть всех естественных законов Г. выразил в одном правиле: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Утилитаризм, откровенный эгоизм, освобожденное от религии толкование происхождения и сущности морали, рационализм -отличительные черты этики Г., к-рая изложена в соч.: «Основы философии» (1642-58), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), «О свободе и необходимости» (1654).

ГОЛЬБАХ (HOLBACH) ПОЛЬ АНРИ

ГОЛЬБАХ (HOLBACH) Поль Анри (1723-89) - философ-материалист и атеист, идеолог революционной фр. буржуазии XVIII в. Г, систематизировал этику Гельвеция и развил его взгляды гл обр, в произв. «Основы всеобщей морали, или Катехизис природы», «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» и «Социальная система, или Естественные принципы морали и политики». Как и Гельвеций, Г. рассматривал истинную мораль в качестве основания разумного законодательства и политики; разделял его т. зр. на взаимоотношение интересов и определяющую роль общественного интереса: «Добродетель есть не что иное, как польза людей, соединенных в общество. Любить других, значит сливать свои интересы с интересами наших сотоварищей, чтобы работать для общей пользы». Но в отличие от Гельвеция Г. считал природное неравенство людей основой их сотрудничества, взаимно полезного. «Нравственность, как и вселенная, основывается на необходимости или на вечных отношениях вещей.. Будем черпать свою мораль в природе, в разуме Следуя этой морали, мы будем счастливы и довольны в этом мире, приятны своим согражданам» К важнейшим добродетелям Г. относил гуманность, справедливость, благоразумие, умеренности и силу (активность в общественно полезной деятельности). Пороками же у Г. выступают те качества, к-рые «лишают человека способности к активной деятельности, к проявлению смелости и энергии, необходимых для поддержания общества». «У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении... изображается в виде отношений полезности и использования... Теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут» (Маркс К,., Энгельс Ф., т. 3, с. 409-411).

ГОРДОСТЬ

ГОРДОСТЬ - социальное и моральное чувство, форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, Г. определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, к-рые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство Г. обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (нации, классу, профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет Г. и раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения. Г. своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям (Патриотизм). Г., связанная с классовой принадлежностью, по-разному направляет чувства и поступки людей. Моральное сознание эксплуататорских классов всегда связывало чувство Г. с привилегированным общественным положением. Так, феодальная и рабовладельческая знать гордилась своим праздным образом жизни и считала труд, особенно физический, унизительным для себя.  Мерой Г буржуа является размер его капитала и получаемого им дохода. Рабочий же гордится тем, что он живет своим собственным трудом и создает материальные блага для всего об-ва. Коммунистическая нравственность, высоко ставя достоинство человеческой личности, считает вполне законной Г. людей за свои достижения, за свой труд, за свой народ. Однако она считает недопустимым чрезмерное возвеличение отдельной личности, при к-ром утрачивается критическое отношение к себе и Г. переходит в самодовольство, чванство, высокомерие, пренебрежительное отношение к др. людям. Она требует от людей скромности, когда речь идет О признании своих заслуг.

ГРЕХ

ГРЕХ - понятие, в к-ром выражается специфически религиозное понимание вины человека: это вина не перед об-вом или др. человеком, а перед богом. С поня-чием Г. связано и религиозное истолкование искупления вины. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, к-рые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, напр. в христианстве, признается т. наз. первородный Г. Это вина, якобы лежащая на всем роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они были изгнаны из рая (Эдемского сада), когда нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания. Отсюда с т. зр. религиозного учения все беды человечества, существование зла на земле и все частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор.

ГРОЦИЙ (GROTIUS) ГУГО

ГРОЦИЙ (GROTIUS) Гуго (1583-1645) - нидерл. правовед, социолог и общественный деятель, один из основоположников теории естественного права и общественного договора. В своем соч. «О праве войны и мира» (1625) Г. выступил против теорий о божественном происхождении государства, правовых и моральных в®рм. Г. считал, что первобытные коммунистические отношения, основанные на общественной собственности, были утрачены по причинам морального порядка. Отсутствие справедливости и любви в отношениях между людьми «вдорвало основы равенства в ввдасти производства и потребления, привело к имущественному и сословному неравенству. Для обуздания страстей и беспорядков люди путем сознательного и добровольного соглашения объединяются в государство для «пользования покровительством закона и общей выгоды». Право возникает из стремления и способности людей к мирному общению, построенному на общечеловеческих принципах разума. Нарушение последних, проявление враждебности, отказ от справедливости, т. е. рецидивы отношений, существовавших до появления общественного договора, и являются, согласно Г., причиной войн н общественных конфликтов. Заслуга Г. состоит в критике геологических объяснений природы государства и права: он выводит их из земных, светских оснований-человеческого разума, опыта.

ГРУБОСТЬ

ГРУБОСТЬ - отрицательное моральное качество, характеризующее, пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения ;к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в не внимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании др. людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение (Выдержка), в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ" ЭТИКА

"ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ" ЭТИКА - направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. XX в. Его гл. представители - У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин. Такое название было дано этой теории ее авторами на том основании, что они выводят нравственность из «специфически человеческих, с их т. зр„ явлений, в действительности же из явлений психологии отдельной личности, из особенностей ее поведения и психики Попытка ограничиться в данном случае опытом обособленной личности приводит сторонников этого направления к крайне индивидуалистическому и субъективистскому пониманию морали. «Г.» э. отрицает значение общих принципов в морали, распространяющихся на всех людей; в результате каждая отдельная личность выступает единственным судьей самой себе. Так, с т зр. Фанта, понятие добра всегда индивидуально и имеет смысл исключительно для личного сознания того или иного человека; добро же др. людей имеет лишь то значение, что помогает индивиду понять самого себя. Отсюда Файт делает вывод, что человек не обязан уважать интересы др. людей, если они сами не могут постоять за себя. Индивидуализм переходит, т. обр., у нек-рых «гуманистов» в обоснование откровенного эгоизма, обнажая действительную, антигуманную сущность их учения. В своеобразной интерпретации идеи «Г», э. высказывались нек-рыми представителями экзистенциализма и неофрейдизма, в т. ч, Сартром и Фроммом.

Предыдущая страница Следующая страница