Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕЙНОСТЬ

ИДЕЙНОСТЬ - моральное качество, характеризующее одну из важнейших сторон нравственного самосознания и жизнедеятельности личности; означает приверженность человека определенной идее. исходя из к-рой он совершает свои поступки и служений к-рой посвящает свою жизнь. Объективно И. выражается в общей целенаправленности действий человека. Характер жизненных целей, их соотношение с объективными потребностями исторического развития и интересами людей определяют содержание и социальное значение И. Субъективно И. проявляется в осмысленности действий и всей жизни человека, в его глубокой убежденности в правоте и конечном торжестве осуществляемого дела, в способности видеть общую перспективу за теми конкретными и частными задачами. к-рые ему повседневно приходится решать. История показывает, что И.-отличительное качество борцов за социальную справедливость, посвятивших свою жизнь освобождению угнетенных народов и классов. Лишь приверженность прогрессивным, и особенно революционным, идеалам, отвечающим объективным законам истории, позволяет человеку подняться до подлинной И. Такая И. связана, как правило, с оптимистической верой в лучшее будущее человечества (Оптимизм), с гуманизмом и самыми возвышенными устремлениями, способствует развитию в людях др. высоких моральных качеств - героизма, благородства, самопожертвования. И наоборот, приверженность реакционным идеям, интересам классов, уходящих в прошлое, в конечном счете ведет к безыдейности. Беспринципность и использование преступных средств в политике, лицемерие и цинизм в государственной деятельности, догматизм и нигилизм в идеологии, страх перед будущим и утрата веры в человека - таковы проявления безыдейности. Высшей исторической формой И. является коммунистическая идейность, связанная с самыми передовыми и гуманными идеалами, воплотившими в себе многовековые чаяния трудящихся, основанная на научном понимании законов истории. Ее формирование - одна из важнейших сторон процесса коммунистического воспитания. Мерилом успехов в воспитательной работе являются конкретные дела. Ведь коммунистическая идейность представляет собой сплав знаний, убеждения и практического действия. Безыдейный человек легко превращается в обывателя. На почве безыдейности произрастают пошлость, мещанство, бюрократизм, политическая близорукость, косность. Высокая степень И., наоборот, позволяет человеку стать подлинно принципиальным и активным борцом за осуществление светлых идеалов, новатором, творцом и преобразователем жизни. Вот почему высокая И. - одно из требований коммунистической нравственности.

ИЕЗУИТИЗМ

ИЕЗУИТИЗМ (иезуитство) - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus) и исторически связан с церковно-полити-ческой организацией иезуитов, основанной при папском престоле в XVI в. и построенной по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль са поступками и помыслами не те АО «братьев» по ордену, но возможно большего числа людей в различных, в т ч. и некатолических, странах, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благодаря более чем сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль предписывала любой безнравственный поступок (оправдывая его «благой целью»), включая политические интриги и убийства, клятвопреступление и двусмысленные толкования слов, при условии, что все это совершается «ради аяшей славы господней», т. е. способствует упрочению католицизма. «Цель оправдывает средства» -этот моральный постулат, приписываемый основателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практическим принципом И, (церковного и светского) и используется как в достижении эгоистических личных целей, так и в области партийной (фашизм) и государственной политики (прошлые монархическо-бюрократические и совр. буржуазные тоталитарные государства). Т. обр., для морали И. - в целом характерны так или иначе скрытая ложь и т. наз «законничество», служащие оправданию беззаконных по своему существу действий, полное подчинение содержания нравственных принципов произвольно и казуистически истолкованным юридическим и моральным нормам, лицемерная апелляция к отдаленным «высоким целям» ради оправдания непосредственных низменных действий В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть прокламируемых «благих целей», поскольку объективные результаты человеческой деятельности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу аморальные) цели, поскольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри принявшей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

ИЗМЕНА

ИЗМЕНА - нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным сознанием, обусловлена положительным значением, к-рое придается этим узам. В том случае, если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И, Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука, семейственность, групповщина и т. п. И., совершаемая в области политических отношений, имеющая социально-классовый смысл, характеризуется как предательство.

ИМПЕРАТИВНАЯ ЭТИКА

ИМПЕРАТИВНАЯ ЭТИКА - см. Неопозитивизм.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА (лат. initia-ге - начинать) - самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, в к-ром он самостоятельно берет на себя решение к.-л. задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь; форма проявления его общественной и политической активности. И. может выражаться в добровольной деятельности (на благо об-ва, класса, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). Формами ее проявления могут быть подвиг, почин, личный пример.  В моральном смысле И. характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем того требует простое соблюдение общепринятых норм. И. является составной частью общественной дисциплины; это та сторона взаимодействия личности и коллектива, где активным началом выступает личность. Мера И, к-рую способно развить об-во в людях, показывает, насколько оно создает реальные предпосылки свободы человека и способствует формированию человеческой личности. Буржуазное об-во, создавшее условия для И. частного предпринимателя, явилось крупным шагом по сравнению с феодализмом на пути развития самодеятельности личности. Но эта И. стала возможной преимущественно для частного собственника, да и то гл. обр. в форме стяжательства, а также для узкой прослойки специалистов и представителей «свободных профессий», и притом в рамках х.-л. одной общественной функции. Впервые в истории широкое поле для развития массовой И, направленной на свободное служение об-ву, создает коммунистическая формация. В социалистическом об-ве особенно большую роль играет И. в труде и общественно-политической деятельности. И., ставшая постоянным стимулом, определяющим и направляющим поступки человека, превращается в моральное качество личности - инициативность. Инициативность характеризует человека (коллектив, широкие массы людей) с т, эр. проявляемой им общественной активности и выражается в сознательной деятельности, направленной на осуществление определенных моральных принципов и идеалов (Самодеятельность и творчество). При социализме инициативность предполагает добровольное служение общим интересам, непримиримость к нарушениям требований коммунистической нравственности и борьбу за устранение недостатков в жизни об-ва или коллектива.

ИНТЕРЕС

ИНТЕРЕС - целеустремленное отношение человека (класса, об-ва в целом) к к.-л объекту его потребности. И зависит от условий бытия человека, отражает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира. Человек производит, осваивает и присваивает (потребляет) предметы своих И посредством целенаправленной деятельности. В человеческой психике И проявляется как побуждение, волевой импульс, направляющий его действия. Осознанный И. выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель. В социологии И. людей рассматривается как движущая сила  деятельности социальных групп и отдельных личностей (общественные, классовые, личные И.), в к-рых отражаются их общественные отношения  «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 18, с. 271). В этике категория И рассматривается прежде всего с т. зр. ее соотношения с долгом. В классовом об-ве общественные и личные И. постоянно приходят между собой в столкновение, поэтому человек должен выполнять требования нравственности чаще всего вопреки своим собственным И. Вместо того чтобы найти истоки этого противоречия и пути к его преодолению, домарксистские этические учения обычно ограничивались тем, что либо просто не признавали его, либо считали его неразрешимым. Одни мыслители пытались свести моральный долг к личному pi, - к «разумно понятому» эгоизму, стремлению человека к счастью или наслаждению (Эгоизма теории Эвдемонизм, Гедонизм), др. считали, что выполнить свой долг человек может только вопреки своим собственным И. (Категорический императив). Лишь марксистская этика дает правильное решение проблемы соотношения И. и долга. Поскольку корни противоречия между И. и долгом находятся в противоположности классовых И., личных и общественных И„ а также отдельных, частных: И., разрешение этого противоречия возможно только в процессе строительства коммунизма. Уже в условиях социализма устанавливается в осн. единство между И. личности и об-ва. Это обусловлено тем, что высшей целью общественного производства при социализме является наябояее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В моральном плане это означает, что, выполняя свой долг перед об-вом, человек в конечном итоге служит общим для всех людей И. Но поскольку полностью различие между общественными и личными И. не устраняется, постольку еще продолжает существовать и различие между долгом и личным И. В случае их расхождения коммунистическая нравственность  требует от человека подчинять свои личные И. общественным. Осуществление этого требования является единственно возможным путем к наиболее полному удовлетворению И. всех членов об-ва, а в конечном итоге к осуществлению полного единства личных и общественных И. Осознание этого приводит к тому, что общественно полезная деятельность постепенно превращается во внутреннюю потребность людей (Свобода нравственная. Склонности).

ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ

ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ - направление в совр. буржуазной этике и аксиологии, сторонники к-рого моральную ценность явлений действительности, в т. ч. добро н зло, рассматривают как результат направленного на данный объект интереса. И. т. - разновидность современного натурализма в этике. По своему содержанию она во мн. сходна с учением прагматизма Возникла в 20-х гг. XX в, и продолжает существовать до сих пор, хотя и не имеет уже столь широкого влияния Гл. ее представителями являются: в США - Р. Перри. Д. Паркер; в Англии -Ф. Теннант. Сторонники этого направления определяют значимость для человека того или иного предмета или явления (его ценность), исходя не из той роли, к-рую он выполняет в об-ве, а из субъективного отношения к нему, из проявляемого к нему интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически - как желание, расположение, склонность, любовь, симпатия (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые человеком по отношению к тому или иному объекту. При этом, в сущности, игнорируется социальная обусловленность интересов людей способом их жизнедеятельности, объективными законами бытия и развития об-ва. Буржуазный характер И. т. особенно наглядно проявляется в том, что ее сторонники понимают нравственность как средство взаимного согласования и примирения частных интересов. Отсюда вытекает и специфически буржуазное истолкование морального долга: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество частных интересов. Тем самым борьба за преодоление противоречий между личными и общественными интересами, за удовлетворение коренных общих интересов человечества подменяется удовлетворением интересов частных предпринимателей, взаимным соглашением конкурентов. Марксистская этика, признавая связь морали с интересами людей, вместе с тем не просто выводит нравственность из любых интересов, а обосновывает (или подвергает критике) эти интересы как подлинно человеческие (или аморальные, эгоистические, обращающиеся против человека), исходя при этом из анализа исторических законов развития человечества в целом. Подлинно человеческими потребностями, имею щпми нравственное оправдание, являются интересы трудящихся в противовес интересам эксплуататоров.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (.социалистический) (лат. inter - между и natio - народ) - международное единство трудящихся а борьбе за уничтожение капиталистического строя и построение коммунистического об-ва, основанное на общности их коренных интересов. Как принцип отношений между нациями И. связан с областью политики, но вместе с тем он является одним из важнейших принципов коммунистической нравственности, регулирующим данные взаимоотношения. В этом смысле И. служит одной из сфер проявления коммунистического гуманизма. Как принцип нравственности И. включает следующие требования: равенство и свобода всех народов безотносительно к их социальному и культурному развитию; непримиримость к великодержавному шовинизму и всякой форме угнетения одной нации др.; сотрудничество и солидарность трудящихся всех стран в борьбе за общие цели; непримиримость к национальному эгоизму и сепаратизму; дружба и уважение во взаимоотношениях с представителями др. народов; интерес к разнообразным национальным культурам; борьба с национальной замкнутостью, нетерпимость к настроениям и теориям национального и расового превосходства - всему тому, что включает в себя понятие национализма. Буржуазный национализм предполагает вражду народов, возвеличивание достоинства одной национальности в ущерб остальным и является оборотной стороной космополитизма, в основе к-рого лежит безразлично-нигилистическое отношение людей к своей родине и нации, к интересам и культуре, отказ от всяких национальных традиций. Социалистический И. в корне противоположен как национализму, так и космополитизму, к-рый за внешне нейтральным отношением к различным государствам и национальностям всегда скрывает отношения неравноправия и подчинения. Идея И родилась с возникновением международного коммунистического движения и впервые была провозглашена его основателями К. Марксом и Ф. Энгельсом в виде лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в противовес политике национальной розни, к-рая культивировалась господствующими классами. Первым в истории практическим примером утверждения социалистического И. в отношениях между народами стало многонациональное содружество народов СССР, где ликвидирован национальный гнет, установлено полное равноправие народов. Ранее отсталым народам открылся в этом содружестве доступ к сокровищам мировой культуры и цивилизации. Само чувство патриотизма в СССР приобрело интернациональный характер, ибо оно включает дружбу всех народов, имеющих общую социалистическую родину. При социализме И. как нравственный принцип находит свое осуществление в повседневной жизни народа. Однако иногда еще проявляются пережитки национальной розни в различных формах, обычно связанные с недостаточной сознательностью и невысокой духовной культурой людей. С возникновением мировой социалистической системы принцип И. лег в основу как взаимоотношений братских социалистических государств и наций, так и отношений народов социалистических стран с угнетенными и неравноправными нациями и трудящимися капиталистических государств. Этот принцип является законом взаимоотношений между братскими коммунистическими и рабочими партиями.

ИНТУИТИВИЗМ

ИНТУИТИВИЗМ (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) -направление в этике, сторонники к-рого утверждают, что моральные понятия (добро, долг ? др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные» истины. Этический И. есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеждения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе (Догматизм). Элементы И, содержались уже в нек-рых этических теориях античности (Сократ, Платон). В XVII-XVIII вв. существовала школа кембриджских неоплатоников (Прайс, Р. Кадуорт, С. Кларк), считавших, что понятия добра и долга - простые идеи, не поддающиеся определению и обоснованию. В XIX в. идеи И. развивал в Англии Г. Сиджуик. В совр буржуазной этике широко известно интуитивистское течение, основанное в начале XX в. Муром, распространенное в Англии, США и др. странах. Считая, что этика должна изучать не поведение людей, а моральные понятия, Мур я его последователя тем самым проложили путь формализму в этике. Мур критикует сторонников натуралистического направления в этике (утилитаризма, гедонизма, зввлюционной этики) не за односторонность или упрощенность их определений добра, сводимого к к.-л. свойству или группе свойств природных объектов. Он вообще отвергает возможность определения добра и его рационального анализа Т. обр,, интуитивистская концепция Мура приводит к отрицанию научного анализа нравственности, противопоставляет мораль и науку. В совр. И. различают два направления. В аксиологи-чееком (Аксиология) - Дж. Мур, Г. Рмидэлл, Дне, Леард, О Джонсон, Б Блэншард - из добра выводятся все остальные моральные понятия, в т. ч. и долг (долг состоит в том, чтобы совершать добро. В деонтологическом (Деонтология) направлении - Г. Причард, Д. Росс, Э. Кэрритт, Ч. Брод-долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том. чтобы выполнять долг) Т. обр, нравственность здесь толкуется формалистически: долг следует выполнять ради самого долга. Согласно деонтологическому И,, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны. Росс, напр., считает, что таких «самоочевидных» обязанностей всего семь: не совершай зла. делай добро, распределяй добро и зло  соответственно достоинству людей (требование справедливости), говори правду и выполняй обещания (обязанность верности), благодари за оказанные услуги, возмещай причиненный тобой ущерб, самосовершенствуйся. Уже сам подбор этих обязанностей (то, что здесь исключены обязанности человека перед об-вом и представлены только обязанности перед отдельными людьми), не говоря уже о конкретном понимании изложенных требований, свидетельствует о буржуазном толковании нравственности. Социальный смысл совр. И. состоит в том, что нравственным представлениям, санкционированным господствующим классом капиталистического об-ва, придается неоспоримое («самоочевидное») значение; по отношению к ним не допускаются сомнение и критика, основанные на свидетельстве фактов и логике, тем более научная критика Такова апологетическая роль И. по отношению к буржуазной идеологий. Особенно реакционный смысл имеет деонтологическое учение, вменяющее людям слепое, бессознательное выполнение долга. Это крайняя форма догматизации буржуазной морали.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. - отрицательная частица и rationalis - разумный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда буржуазных теорий морали. Хотя элементы И. можно найти в самых различных этических теориях прошлого, наиболее полное развитие он получает в середине XIX в. (Кьеркегор, Шопенгауэр) и особенно в XX в., когда его идеи были положены в основу таких направлений буржуазной этики, как экзистенциализм и неопротестантизм. Гл. в этическом И. - это отрицание каких бы то ни было общих законов в нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно неприменимы к области морали (Мораль и наука). В решений нравственных проблем на первый план иррационалисты выдвигают «жизненное чувство», волю, бессознательные стремления или к -л духовные способности, противопоставляемые логическому мышлению. При этом они полагают, что «алогичное» и «противоразумное» ближе находится к пониманию смысла человеческого существования, нежели любая форма рационального мышления, якобы ведущая к догматизму и лишению человека свободы и индивидуальности. Утверждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельного человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вывод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл С их т. зр., поэтому невозможно сформулировать к/-л. общие принципы нравственности, на основании к-рых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях В этом положении присутствует не только момент крайнего релятивизма, но и критика этического рационализма. Иррационалнсты критикуют те этические теории, в к-рых содержание моральных требований выводится из совокупности научных сведений о человеке как естественном и общественном существе. Рассматриваемый в этом. плане человек действует по законам причинности, в рамках целесообразности, руководствуется разумом и выработанными наукой понятиями, подчиняется законам и требованиям об-ва, общим для всех моральным нормам. Но с т. зр. иррационалистов, это якобы лишь внешняя сторона человеческого бытия и область «неподлинной» морали - морали утилитарной, догматической, канонизированной. Собственно же человеческое, или «подлинное», бытие якобы не поддается никаким определениям, находится вне законов об-ва и природы. Это сфера абсолютной свободы личности, где человек утверждает себя в своей нравственности вопреки об-ву, в противовес царству материального расчета. В подобном раздвоении человеческого бытия на две совершенно независимые сферы, с одной стороны, проявляется критическое отношение к совр. буржуазной цивилизации, а с др. - поиск «спасения» человека от капиталистических антигуманных отношений на путях ухода личности в себя (Индивидуализм). В конечном итоге иррационалисты приходят к отрицанию общественной природы морали, к утверждению, как они сами считают, «двусмысленной», «парадоксальной» нравственности. Но такая нравственность не может указать человеку, каким именно образом ему следует поступать в жизни. В этом и заключается реакционный и антигуманный смысл этического И.

ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ

ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ - одна из сторон духовной жизни личности, особенно интенсивно проявляющаяся в моменты принятия ответственных решений, в ситуациях морального выбора, при разрешении нравственных конфликтов. С И. н. связаны также поиски личностью оснований нравственного образа жизни, ориентиров линии поведения, определение направления самосовершенствования. Хотя в развитом социалистическом об-ве усвоение научного мировоззрения, коммунистических идеалов и моральных ценностей облегчается всем укладом жизни людей, тем не менее осознание значения своей деятельности, отдельных ее актов и сторон во всей их конкретности, обеспечение единства замыслов этой деятельности и ее итогов, единства слова и дела представляют трудную и многостороннюю жизненную задачу. И. н. нередко придают драматизм человеческой жизни, поскольку могут завершаться не только торжеством принятых позитивных решений, но и трагедией ненахождения. Значение и напряженность этих поисков в жизни личности на этапе развитого социализма определяются повышением роли морального фактора в жизнедеятельности об-ва, обогащением и усложнением протекания всех нравственных процессов, интенсивностью процесса формирования нового человека -личности социалистического типа, возросшей нетерпимостью к различным видам проявления безнравственности, обострением идеологической борьбы на международной арене, неоднозначностью нравственных последствий ряда бурно протекающих социальных процессов (урбанизация, изменения в формах социального контроля, потребительской деятельности, демографические проблемы, характер общения и т. д.). Социалистическое об-во глубоко заинтересовано в том, чтобы И. н. личности осуществлялись в русле принципов и норм коллективистско - гуманистической морали и способствовали формированию коммунистической убежденности, активной жизненной позиции. Оказать максимальное содействие личности в ее И. н. - одна из важных задач этического просвещения и нравственного воспитания трудящихся.

ИСКРЕННОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в к-рых он готов признаться самому себе и др. И противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, к-рыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. И„ т. обр., характеризует не содержание действия, а его соответствие побудительному мотиву, поэтому определяет поступки человека лишь формально. Она составляет субъективную сторону убежденности (служит выражением того, как взаимное соответствие (убеждений и действий осознается самой личностью), Человек может искренне заблуждаться относительно моральной ценности своих поступков, совершать аморальные действия, руководствуясь благими намерениями (Намерения и дела), причинять людям зло из соображений неправильно понятой гуманности и т.д. Поэтому коммунистическая нравственность,  ври-зяавая И. положительным качеством, вместе с тем считает ее еще недостаточным критерием оценки ностуиков. Лишь в сочетании с правильными убеждениями и умением воплощать их в действиях И. позволяет человеку совершать поступки, соответствующие под-линаой нравственности.

ИСКУПЛЕНИЕ

ИСКУПЛЕНИЕ - снятие с себя вини (частичное или полное) за совершенные в прошлом поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за к-рые человек становится достойным прощения. В христианской морали И. часто толкуется формально-символически, как результат выполнения определенного ритуала Напр, считается, что аморальные поступки могут быть прощены богом, если человек покается на исповеди, прочтет молитвы, подвергнет себя посту или др виду послушания или же окажет благодеяние церкви (такое понимание И. наиболее характерно для католицизма и православия). Если же речь идет не о личных прегрешениях того или иного человека, а о первородном грехе, то И. рода человеческого якобы осуществляется благодаря тому, что Христос «принял муки за все человечество», добровольно пошел на распятие ради «спасения» всех людей. И в том и в др. случае такое формальное понимание И„ в сущности. снимает с человека ответственность за свои поступки и обязанность исправлять причиненное людям или об-ву зло. С т. зр. коммунистической нравственности раскаяние является необходимой предпосылкой искупления вины, но одного его еще недостаточно. Реальной практической деятельностью провинившийся человек должен доказать, что он достоин прощения

ИСЛАМ

ИСЛАМ (арабское - покорность), или мусульманство - вероучение, канонизированное в Коране-книге Мухаммеда (ок. 570-632), почитаемого верующими пророком, одна из мировых религий. Этика И., по существу, сложилась стихийно в доисламский период. Коран, сунна (священный обычай), состоящая из множества хадисов (преданий об изречениях и поступках Мухаммеда), шариат («предписанный путь» - кодифицированное мусульманское право) лишь оформили, узаконили и реорганизовали эти сложившиеся моральные нормы. Нек-рые запреты и ограничения исламского канона возникли как преодоление обычаев аравийского язычества. Традиционные нормы, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприим-сгва, и возведенная в ранг долга помощь путникам и нищим были преобразованы и дополнены др. правилами. Зафиксированные в Коране нормы обнаруживают большое число очевидных заимствований из текстов иудейской и христианской религии, к-рые создали серьезные противоречия в нравственных ориентациях мусульман, т. к. мн, правила не согласовывались друг с другом. Само наличие установлений, касающихся, напр., прав женщины, в определенной степени ограничивало произвол. Вместе с тем Коран закрепил подчиненное положение женщины: так, при распределении наследства сыну полагалась доля, равная доле двух дочерей. Ориентирующий на покорность и следование закону, И. неизбежно становился преградой на пути прогрессивного развития отношений нравственности. Кроме закрепления традиционных ритуалов мусульманской веры: ежедневная молитва, обязательная милостыня, соблюдение поста и паломничества в Мекку, - Коран и особенно хадисы отразили многовековый опыт развития нравственных отношений, что нашло выражение в таких правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и потребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. Социальная сущность И. та же, что и любой др. религии» он может быть связан с различными общественными тенденциями вследствие неоднородности и противоречивости классовых позиций его приверженцев.

ИСТИНА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница