Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

ЦЕЛИ И СРЕДСТВА - Проблема Ц. и с. возникает в этике как отражение противоречий классового об-ва, где, по словам Ф. Энгельса, «цели, поставленные людьми перед собой, приходят во взаимные столкновения и противоречия или оказываются недостижимыми частью по самому своему существу, частью по недостатку средств для их осуществления» (т. 21, с. 306). Гуманисты прошлого и особенно просветители (Руссо, Шиллер и др.) неоднократно отмечали, что весь прогресс материальной и духовной культуры обращается в конечном итоге против человека. Моральное сознание об-ва по-своему осмыслило этот факт, отмечая, что благие Ц., возвышенные идеалы при попытке их осуществления часто приводят к результатам, представляющим моральное зло. Разгадку этого парадокса моральное сознание усматривало обычно в противоречии Ц. и с., в том, что для осуществления благих идеалов применяются аморальные методы. С этой т. зр, оказывалось, что нравственность, учение о конечных целях невозможно совместить с политикой, с практическим способом их достижения (Мораль и политика). Теоретики морали часто делали из этого вывод, что ради осуществления «благих целей» оправданы любые средства (Иезуитизм, Макиавеллизм). Др. мыслители приходили к противоположному выводу, что благие Ц. должны дополняться столь же моральными С., что в задачу нравственности входит лишь решение вопроса о путях, методах, С. достижения поставленных Ц., а сами эти Ц. определяются в осн. вне сферы морали. Марксистская этика отвергает такое понимание проблемы. Она исходит из положения, что история ставит перед людьми те Ц., к-рые они практически спасобны осуществить. Если результаты исторических движений прошлого оказывались антигуманными, то причина этого не просто в негодных С. Буржуазные идеалы свободы и равенства на практике обернулись новой формой неравенства и эксплуатации потому, что таково было объективное историческое назначение капиталистического об-ва. В наше время всякие попытки противопоставления Ц. и с. обычно скрывают за собой низменные интересы отдельных лиц, стремящихся к личной власти. Коммунистическая партия в своей деятельности исходит из того, что ее конечная цель  - построение самого гуманного об-ва - должна осуществляться достойными С., что применяемые в борьбе за победу коммунизма С. имеют самое непосредственное отношение к чистоте самих конечных Ц. и коммунистических идеалов.

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ - заранее предполагаемый (мыслимый, желаемый, проектируемый) результат действия или деятельности людей, на осуществление к-рого они направлены. Целенаправленный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. В об-ве «ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» (Маркс К., Энгельс Ф. т. 21, с. 306). Но эта Ц. выбирается человеком не произвольно, а порождается объективными условиями его существования, к-рые отражаются в его потребностях и интересах. «На деле цели человека порождены объективным миром и предполагают его, - находят его как данное, наличное» - (Ленин В. И., т. 29, с. 171). Поэтому, как указывал "В. И. Ленин, «4 е л е полагающая деятельность человека» есть форма «объективного процесса» (там же, с. 170) в об-ве. Так, общей Ц. деятельности всех членов советского об-ва является строительство коммунизма, к-рое выражает объективную необходимость истории. В моральной деятельности Ц. выступает в форме намерения, мотива. идеала. Различают положительные, соответствующие нравственному идеалу (как конечной Ц.), моральные Ц., и несоответствующие ему, недопустимые, аморальные. Такое различение носит отчетливо выраженный социально-групповой и классовый характер. Поскольку целесообразный характер деятельности человека помимо постановки Ц. предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления (Цели и средства), нравственной оценке в соответствии с действующими в об-ве нормами подлежат не только Ц., но и использование тех или иных способов их реализации. Иначе говоря, нравственной оценке подлежит сама человеческая деятельность, ставящая перед собой определенные Ц., применяющая необходимые для их достижения средства и приводящая к тому или иному объективному результату.

ЦЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЗДЯИЗМ

ЦЗДЯИЗМ (греч. Kynosarges - название холма в Афинах, где происходили обучение и дискуссии философов) - моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре об-ва, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «Ц.» обязан своим происхождением древнегреч. философской школе киников (основана Антисфеном в IV в. до н. э.; при переводе на лат. слово стало звучать как «циники»), к-рые проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от об-ва, возврат к «естественному» состоянию. Впоследствии Ц, стали называть слова и деяния, в к-рых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в т. ч. и аморальными, средствами (Аморализм), а также для тех, кто, разочаровавшись в к.-л. идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности. Такого рода Ц. в наиболее оголтелых и реакционных его формах (фашизм, расизм, культ насилия и т. д.) особенно характерен для социальной и духовной жизни совр. капиталистического об-ва, переживающего острый кризис. Коммунистическая нравственность выступает против Ц. во всех его проявлениях.

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 до н. э.) - древнеримский оратор, писатель и философ-эклектик. Этическим положениям отводится значительное место в практической философии Ц., к-рая, с его т. зр., только и может иметь ценность в жизни. В основу этики Ц. кладет распространенный в древнегреч. философии (особенно в стоицизме) принцип, что жить должно согласно природе, руководствуясь разумом, посредством к-рого достигается совершенство. Человек, по мнению Ц., должен стремиться к постоянному самовоспитанию и развитию черт своего характера в соответствии с четырьмя осн. добродетелями: мудростью, справедливостью, мужеством, умеренностью. Удовлетворение интересов индивидов должно совмещаться с интересами целого, напр. об-ва. Человек руководствуется в своих поступках не только личной пользой, но и желанием помочь др. людям, т. к. все принадлежит единому человеческому роду. Разум помогает совместить противоположные стремления - к общительности, заставляющей человека служить людям, и к первенству, заставляющему др. людей служить ему. Высшими благами жизни Ц. считал истинную дружбу и славу, в основе к-рых лежит добродетель, выступающая условием счастья и дающая возможность победить старость боль и смерть. Ц. склонялся к т. зр. стоицизма, рассматривавшего добродетель саму по себе как высшее благо.  Он выступал против фатализма и защищал идею свободной воли, считая, что только в этом случае этика имеет право на существование. Осн. этические соч.: «О границах добра и зла», «Тускаланские беседы», «Катон, или О старости», «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях».

Предыдущая страница Следующая страница