Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия (Эгоизм) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание, чтобы др. потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.

ЗАЗНАЙСТВО

ЗАЗНАЙСТВО - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека,  к-рый утратил критическое отношение к себе, переоценивает свои способности и достоинства, перестал считаться с мнением окружающих, отвергает без достаточных оснований общепризнанные представления в той или иной области знания и культуры Как правило, 3. возникает у людей на почве достигнутых в прошлом успехов (действительных или мнимых), к нему склонны люди с преувеличенным самолюбием, тщеславием и самомнением. З. во мн сходно с чванством, но в отличие от него не всегда выражается в действиях широкого социального значения и часто характеризует образ мысли и поведение человека в сфере личных и внутриколлективных отношений. Коммунистическая нравственность осуждает всякие проявления 3., учит людей критически относиться к себе и с уважением к окружающим, к общественному мнению (см. также Высокомерие).

ЗАПОВЕДЬ

ЗАПОВЕДЬ - нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы З. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении (Авторитаризм). В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог. В совр. литературе о морали термин «З » иногда используется для обозначения определенного требования об-ва, коллектива, выработанного практикой коммунистического строительства и обращенного к каждому члену коллектива (напр, заповеди участникам движения за коммунистический груд).

ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА

ЗЕНОН из Китиона (ок. 336-ок 264 до н. э.) - древнегреч. философ, основатель стоицизма. Соч. З дошли только в отрывках. Цель индивидуалистической этики З. - наметить путь достижения высоконравственного об-ва посредством самосовершенствования каждой личности. Фундаментом нравственности З. считал принцип «жить согласно природе». Достигнуть добродетели можно, лишь следуя разуму, пронизывающему природу человека. Отождествляя добродетель с согласованностью и последовательностью мышления и лостуяков, 3 рассматривал ее в противоположность эпикуреизму уже саму по себе как блаженство. Он различал четыре вида добродетели: разумность, умеренность, мужество и справедливость, к-рым соответствуют четыре года противоположных качеств - пороков. Все, что не относится к добродетели и пороку, 3 зачисляет в категорию «безразличных» понятий («адиафоры»): жизнь, смерть, болезнь, богатство, бедность и т. д. Счастье и добродетель достигаются только мудрецом. Знания позволяют ему стать выше быстротекущей жизяи и умерить страсти (печаль, страх, вожделение, удовольствие), к-рым подвержены обычные люди. Преодоление этих страстей, достижение состояния атараксии -моральный долг мудреца. Учение 3. о добродетели было попыткой дать свое понимание путей достижения свободы в условиях рабовладельческого об-ва. Стоики видели их в сознательном отрешении от тягот жизни и общественной деятельности.

ЗЛО

ЗЛО - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, к-рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное 3, следует отличать от социального 3. (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, к-рое обнимает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека (об-ва, класса), препятствующих общественному прогрессу. Моральное же 3. может служить характеристикой общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления рассматриваются моральным сознанием как проявление воли определенного лица (группы лиц, класса), отступление от должного и поскольку их можно вменить к.-л. в вину и воспретить. Обычно как моральное 3. оцениваются отрицательные поступки людей. Напр., несправедливые условия жизни в эксплуататорском об-ве рассматриваются трудящимися как социальное 3., несправедливые же действия того или иного лица (капиталиста, политика, администратора, судьи, преступника) оцениваются и как моральное 3., поскольку в них усматривается его собственная воля. Первоначальным источником морального 3. является социальное 3., т, к. именно общественные условия жизни людей определяют типичные для данного об-ва формы поведения. Социальная несправедливость, противоречия интересов и отношения вражды между людьми, угнетенное, подавленное и неравноправное положение человека -все эти явления эксплуататорского об-ва необходимо порождают преступления против нравственности. Следовательно, чтобы устранить мо

ральные пороки из жизни человека, следует уничтожить социальные условия, их порождающие. Именно так решает вопрос о происхождении 3. и его искоренении марксистско-ленинская теория. Проблема происхождения и преодоления морального 3. неоднократно поднималась в истории этической мысли, но непонимание в домарксистской этике действительных источников 3. влекло за собой невозможность ее практического разрешения. В религиозных этических теориях 3. обычно считается фатальной неизбежностью человеческого существования (Грех, Эсхатология), а иногда оно даже оправдывается как осуществление «высшего предначертания» бога (Теодицея). Такой же неизбежностью предстает 3. в этике Канта, к-рый считает его необходимым следствием чувственной природы человека. Просветители, напротив, рассматривают 3. как результат непонимания человеком своей подлинной природы, а преодоление 3. мыслят путем распространения образования. Лишь марксистско-ленинская этика рассматривает этот вопрос в исторически конкретном плане, доказывая, что социальные и моральные пороки, к-рые присущи капиталистическому об-ву, искореняются в процессе построения социализма и коммунизма. Это, конечно, не означает, что в коммунистическом об-ве исчезнет 3. как таковое. Речь идет о тех конкретных видах 3., к-рые присущи всякому классовому об-ву и мешают дальнейшему прогрессу человечества. 3. и добро сохранятся как соотносительные моральные понятия, употребляемые для положительной и отрицательной оценки явлений действительности, осознания возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. Только в этом смысле проблема 3. - «вечная проблема» человечества.

ЗЛОДЕЯНИЕ

ЗЛОДЕЯНИЕ - противоположность благодеяния и добродеяния; действие, представляющее собой преступление против требований нравственности, попирающее принципы гуманности и справедливости; поступок, являющийся моральным злом по характеру деяния и мотива и социальным злом по своим последствиям. При классификации 3. обычно различают намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные (Проступок). Конкретное же содержание 3. может быть самым различным -убийство, воровство, обман, вероломство, предательство, изуверство. Вопрос об объективных причинах 3. неотделим от общей проблемы происхождения социальных и нравственных пороков, основой к-рых являются социальная несправедливость, эксплуатация и угнетение масс, классовый антагонизм. Одна из задач коммунистического об-ва, имеющая нравственное значение, - искоренение социальных источников 3.

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО"

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" - в немарксистской этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Это была, в сущности, одна из первых в истории моральных представлений человечества формулировок принципа равенства. Но в данной формулировке принцип равенства имел значение лишь в пределах личных взаимоотношений людей и мог быть истолкован как простое правило житейского благоразумия: если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай и ты зла. Более широкое звучание придал принципу равенства в морали Кант в своей первой формулировке категорического императива, смысл к-рой состоит в том, чтобы человек поступал так, как он считает правильным поступать для всех людей. Коммунистическая нравственность в принципе не отвергает «З. п.», однако, сознавая его односторонность, считает явно недостаточным, чтобы быть основой взаимоотношений между людьми. Как правило «житейской мудрости» оно таит в себе опасность эгоизма, а как принцип морали, в сущности, предполагает, что каждый человек независимо от др. определяет, что именно является для него нравственным. Т. обр., это правило заключает в себе элементы индивидуализма. В действительности же нравственные принципы создаются социально-историческим опытом многомиллионных масс, классов, человечества.

Предыдущая страница Следующая страница