Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАВЫКИ

НАВЫКИ - действия, к-рые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, к-рая включает потребность и склонность человека к действию, Н. касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством Н. может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия. Сознательное отношение к труду,  напр., предполагает не только готовность человека служить общественным интересам, но и выбор наиболее эффективных приемов и методов труда, умение выполнять необходимые производственные операции. Коммунистическая нравственность требует от людей не только готовности следовать ее принципам, но и умения наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства (Цели и средства). В этом отношении выработка необходимых общественных Н. в деятельности людей является важной составной частью коммунистического воспитания.

НАМЕРЕНИЕ

НАМЕРЕНИЕ - решение человека совершить действие и достигнуть определенного результата. Н. - это волевая установка человека (Побуждение), к-рая является результатом предшествующей духовной деятельности: осознания стоящих перед человеком задач, обусловленных интересами и потребностями (его собственными, общественными или др. людей), выдвижения перед собой цели, выбора соответствующих средств, с помощью к-рых он собирается ее достигнуть. Все эти акты духовной деятельности могут совершаться как в мыслительной, так и в эмоциональной форме. С т. зр. коммунистической нравственности важна не их форма, а то, насколько человек понимает социальное значение поступков, к-рые он намеревается совершить, т. е. содержание и мера сознательности его Н., а также насколько действия человека соответствуют его Н. (Намерения и дела, Сознательность, Убежденность, Искренность).

НАМЕРЕНИЯ И ДЕЛА

НАМЕРЕНИЯ И ДЕЛА - Еще в древности, когда человек впервые стал отличать себя от первобытного рода, он обнаружил, что находится в зависимости от чуждых ему социальных сил, в результате чего его поступки, часто вопреки намерениям, приводят к нежелательным, гибельным для него последствиям. Непонятная людям зависимость их от объективных социальных условий в древнегреч. мифологии изображалась как рок, судьба, к-рые якобы и приводят к тому, что даже благие Н. иногда выливаются в аморальные деяния. Эта вина по неведению в греч. искусстве трактовалась как трагедия для того или иного человека, но позднее, в христианстве, стала рассматриваться как вина всего человеческого рода перед богом (Грех). С тех пор проблема соотношения Н. и д. проходит через всю историю этической мысли. Сторонники деонтологического интуитивизма провозглашают, что человек ответствен лишь за свои Н. и усилия, но не может быть повинен в результатах своих действий. Экзистенциализм и неопротестантизм делают человека целиком ответственным за трагические последствия своих действий, считают, что он всегда должен «брать вину на себя», стоически принимать поражение своих замыслов. Обе т. зр. при их последовательном развитии объективно обрекают человека на пассивность. Марксистская этика исходит из того, что проблема соотношения Н. и д. практически решается в процессе строительства коммунистического об-ва, когда человек познает и подчиняет себе действие общественных законов. Тогда противоречие Н. и деяний утрачивает тот всеобщий и неразрешимый характер, к-рый оно имеет во всей предшествующей истории. Тот факт, что коренные общие цели, стоящие перед социалистическим об-вом и выдвигаемые практикой коммунистического строительства, отражают объективные тенденции исторического развития и потому так или иначе осуществляются в действительности, существенно изменяет и дееспособность каждого отдельного человека, делает его действительно ответственным за результаты своей деятельности. Различение Н. и д. присуще более или менее развитому нравственному сознанию. Оно обусловлено тем фактом, что объективное содержание человеческих действий приобретает нередко совсем иное, чем предполагалось, нравственное определение. При этом (в отличие в определенной степени от правового сознания) сфера оценок нравственного сознания простирается не только на Д., поступки с их объективными результатами, но и на их субъективные духовно-нравственные основания, на лежащие в основе человеческих действий побуждения, Н. и цели. Вместе с тем объективное, а потому и легче фиксируемое содержание Д. позволяет в целом ряде случаев вскрыть действительное содержание Н. даже и тогда, когда реальный смысл Н. остается, по существу, скрытым от человека, совершающего к.-л. поступки, когда он не до конца осознается им или осознается превратно. Согласно коммунистической морали, человек несет не только юридическую ответственность за свои сознательно совершаемые Д. и их объективные последствия, но и нравственную ответственность -как перед судом общественного мнения, так и перед судом собственной совести -за нравственную неполноценность и чистоту Н. Человек, действующий сознательно, должен отвечать за свои Н. и общественное значение своих Д., последствия к-рых он может предвидеть. «...«Благие» намерения,-писал В. И. Ленин,-остаются ? лучшем случае субъективным делом Карпа, Петра, Сидора...» (т. 18, с. 366), тогда как общественное значение поступков -факт объективный.

НАТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕНАВИСТЬ

НЕНАВИСТЬ - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство Н. может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, напр., отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство Н. противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь: Н. к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием. В противоположность христианской морали, к-рая лицемерно осуждает всякое проявление Н. в отношениях между людьми, коммунистическая нравственность  оценивает Н. в зависимости от ее конкретного социального содержания, в зависимости от того, против кого она направлена и во имя чего люди ненавидят. Н. оправданна, когда она обращена против врагов человечества и подчинена цели осуществления блага для трудящихся. Во имя великих целей построения коммунистического об-ва эта Н, должна быть очищена от всего низменного, эгоистичного, она не должна приводить к фанатизму, к использованию аморальных средств в борьбе за правое дело (Цели и средства).

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО - см. Самореализации этика.

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОПРОТЕСТАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ - направление в совр. буржуазной философии морали, в к-ром нашли конкретное воплощение принципы официального католического философско-религиозного учения (само название «Н.» происходит от латинизированного имени средневекового схоласта Фомы Аквинского - Thomas). Осн. представители Н. (данное направление в этике известно также под названием теории «естественного закона») - фр. философы Маритен и Э. Жильсон, у к-рых нашлось мн. последователей среди ортодоксальных католических теологов, теологов, близких к протестантизму, а также философов религиозного толка. В отличие от неопротестантизма, к-рый является направлением откровенного иррационализма в этике, Н. представляет собой попытку включить в религиозное мировоззрение нек-рые принципы этического рационализма. Это нашло выражение в построении дедуктивной системы понятий, с помощью к-рых обосновываются требования нравственности, по принципу иерархии (последовательного их подчинения) и в придании универсального характера основополагающим принципам морали. Конечным и высшим основанием морали сторонники Н. объявляют «божественный закон», к-рый имеет ряд градаций. Высшая его ступень - «вечный закон», определяющий природу самого бога. Если неопротестанты считают источником нравственности изменчивую волю бога, то неотомисты мыслят божественную природу неизменной, считают, что «божественный разум» раз и навсегда предопределил содержание моральных требовании. В связи с этим допускается в известных пределах« рациональное обоснование этих требований, хотя оно и считается недостаточным без религиозной веры. Понятие «вечный закон» позволяет католикам проводить мысль о неизменности и абсолютности христианских норм (Абсолютизм). Следующей ступенью является «естественный закон»  -данная человеку богом природа. В этом понятии сосредоточены наиболее демагогические стороны католического учения о нравственности: мораль - это не только те требования, к-рые предъявляет чеяовеку существующее (в данном случае буржуазное) об-во, но вместе с тем и потребности самого человека; между ними, следовательно, нет противоречия. Подчеркивается даже, что нравственность должна вести человека к счастью. На этом основании Ж. Маритен называет свою теорию «истинным гуманизмом». Сущность этого «гуманизма» заключается в том, что сами потребности человека толкуются в религиозном духе: счастья, напр., считается возможным достичь в полной мере лишь в загробной жизни. Следующая ступень «божественного закона» -«человеческий позитивный закон», к-рый, по сути дела, означает законы, формулируемые буржуазным государством, правом и церковью. Трактуя эти законы как конкретное развитие «естественного закона», этика Н. прямо раскрывает свое назначение в качестве идеологической защиты капиталистического об-ва. Подлинной добродетелью неотомисты провозглашают строгое выполнение волн государства и др. буржуазных институтов. Если «вечный закон» толкуется в абсолютистском духе» то позитивный закон, напротив, представляется меняющимся в зависимости от обстоятельств. Так получают высшую моральную санкцию измене политического курса буржуазного государства, политическая беспринципность буржуазии. Неотомистская этика, одна из наиболее апологетических и демагогических теорий морали на Западе, откровенно служит оправданию буржуазной действительности.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (моральный) (лат. nihil - ничто) - принцип, характеризующий отношение Человека к нравственным ценностям об-ва; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному "релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов. Исторически Н. выступает в различных формах и имеет разный социальный смысл. Так, в России 60-70-х гг. XIX в. (особенно после выхода романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») нигилистами было принято называть революционно настроенную разночинную интеллигенцию и молодежь, к-рая отвергала дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления. Такого рода Н., хотя в крайней своей форме и приводил иногда к недооценке культурных традиций (начиная от этикета и кончая искусством), утверждал прогрессивные идеалы революционной демократии. В соар. капиталистическом об-ве Н., довольно типичная форма миросозерцания мелкобуржуазной среды и интеллигенции, обычно выражает анархический и индивидуалистический протест против официальной буржуазной идеологии и морали. Спекулируя на стихийном недовольстве масс, на утрате ими доверия к официальной буржуазной морали, Н. выступает с осуждением стяжательства, приспособленчества и потребительства. Но при этом абсолютизирует субъективную сторону морали, игнорирует социальную природу моральных чувств, принижает роль норм, знаний и разума в пользу безотчетной «этики сердца» или инстинктивного действия. Идеи Н. получают теоретическую поддержку в ряде направлений буржуазной этики (экзистенциализм, неофрейдизм, этические доктрины леворадикальных идеологов). Отрицая моральное значение организованной классовой борьбы трудящихся, Н, объективно служит проводником индивидуализма, скрытой формой буржуазного идейного воздействия на массы, фактором сохранения отживших и антигуманных общественных отношений. В условиях социалистического об-ва Н. чаще всего выражается в критиканстве, за к-рым не стоит никакой конструктивной программы деятельности, в отказе бороться с отрицательными явлениями действительности. Коммунистическая нравственность, требующая от людей активной борьбы за утверждение высоких нравственных принципов, осуждает Н. как проявление беспринципности.

НИЦШЕ (NIETZSCHE) ФРИДРИХ

НИЦШЕ (NIETZSCHE) Фридрих (1844-1900) - нем. философ-иррационалист, представитель философии жизни, филолог. Был поклонником Шопенгауэра; ему импонировал шопенгауэровский пессимизм, а также критика последним ценностей культуры. В дальнейшем Н. пришел к выводу, что пессимизм Шопенгауэра и его учение о воле недостаточны для преодоления кризиса совр. культуры, даже напротив, они сами лишь явление и продукт этого кризиса. Исследуя состояние культуры своего времени, Н. сделал вывод, что Европа стоит накануне кризиса. Об этом, с его т. зр., свидетельствует появление нигилизма, означающего, что «высшие ценности теряют свою ценность», что наступил период упадка и разложения подлинных ценностей и возвышения ценностей мнимых. Особую роль, считает Н., в создании подобного положения сыграла религия с ее фарисейской моралью; такую же роль он отводит демократическим и социалистическим теориям и учениям, направленным якобы на то, чтобы уравнять всех людей: сильных сделать слабыми, а слабых -сильными. Отсюда стремление Н. разделаться как с религиозной моралью, так и с различными гуманистическими теориями. Н. призывал к «переоценке ценностей», к уничтожению существовавших моральных норм, считая их безнравственными. Гл. принцип философии и этики Н., к-рому он придавал космический смысл, - учение о «воле к власти». В морали и искусстве Н. видел не только противоядие нигилизму и декадансу, но и средство их преодоления (при условии, что мораль и искусство  получат новое содержание в духе принципа «воли к власти»). Н. отрицает традиционную мораль как устремление к идеалу и внешнее ограничение поведения, усматривая в ней разрушающее инстинкты и жизнь начало («Необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь»). Отсюда его тяготение к «сильным» человеческим типам, к-рые могли бы «прорвать горизонт» установленных моральных норм и правил, стать вне обычной морали. Н. развивает свою теорию «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла», в к-рой сконцентрировались осн. задачи его этического учения. Н. оказал влияние на современников своей «радикальной» критикой всех ценностей буржуазного об-ва. Однако это была критика, направленная на укрепление авторитарной власти, сыгравшая роль теоретического обоснования господства «элиты». Не случайно культ сильной личности, «сверхчеловека», отрицание морали, воля к власти  и др. идеи философии и этики Н. впоследствии были восприняты фашистами, объявившими его своим идейным и духовным вождем. Осн. этические соч. Н.: «Так.говорил Заратустра» (1883-84), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К происхождению морали» (1887), «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (1889-1901).

НОРМА МОРАЛЬНАЯ

НОРМА МОРАЛЬНАЯ (лат. norma - правило, образец) - одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде - как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Во всяком об-ве существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто -повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством Н. м. Ее обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки и на др. формах практически выраженной воли об-ва (Дисциплина), проявляющейся в сложившихся в данном об-ве нравах. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже др„ субъективная, сторона Н. м. Моральным сознанием Н. м. формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, к-рое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером здесь могут служить нек-рые из т. наз. «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Почитай отца и мать твоих», «Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не укради» и др.). Мн, из Н. м., выработанных человечеством в ходе многовековой истории, сохраняют значение и в социалистическом об-ве (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Однако сами по себе Н. м. не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, напр., Н. м., как «Не убий», не может применяться во всех случаях без исключения (напр., по отношению к закоренелому убийце, представляющему опасность для об-ва, или по отношению к врагу в условиях военных действий). С т. зр. марксистской этики вопрос о применении тех или иных Н. м. нужно решать конкретно, с учетом определенных условии и обстоятельств. При этом нужно также исходить из более обобщенных моральных представлений -принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Одна из задач коммунистического воспитания состоит, в частности, в том, чтобы простейшие нормы коммунистической нравственности стали внутренней потребностью, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА - со ставная часть этики, в к-рой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, к-рая тем самым выступает, в сущности, как теоретическое развитие и дополнение морального сознания об-ва или класса. В Н. э. предпринимается попытка философски и научно решить те же самые проблемы, к-рые стихийно решаются обыденным сознанием в тех или иных исторических условиях. Все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся в истории, в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик по-своему обосновывал моральные представления того об-ва и класса, духовным выразителем интересов к-рого он выступал, хотя субъективно стремился к созданию беспристрастной теории, возвышающейся над различными моральными позициями. Это противоречие между субъективными намерениями мыслителей прошлого и объективным смыслом их теорий попытались разрешить сторонники неопозитивизма. С их т. зр., следует строго различать Н. э., к-рая содержит моральные оценки и предписания, но не может быть научной, и метаэтику, к-рая является якобы «строго научной» теорией, «очищенной» от моральных проблем. Т. обр., пытаясь разрешить указанное противоречие, неопозитивисты пришли к противопоставлению научной истины и нравственности. Совершенно иным путем решается вопрос о И. э. в марксизме. Нравственные представления людей (социальных групп, классов), к-рые получают теоретическое обоснование в Н. э., всегда являются в конечном счете отражением их общественного бытия. Поэтому дать научное обоснование моральных принципов можно лишь при условии познания объективных законов исторического развития. Следовательно, для того чтобы сделать этику действительно научной, нужно не отрывать предмет ее изучения от моральных проблем, за к-рыми скрываются классовые интересы, а показать, в каком отношении находятся эти интересы к историческим потребностям всего человечества. Впервые в истории нравственность стало возможным обосновать научно только в рамках марксистского мировоззрения - мировоззрения класса, к-рый, освобождая себя, освобождает вместе с тем все человечество. В силу этой особой роли во всемирной истории пролетариат создает мораль, к-рая в своем дальнейшем развитии становится общечеловеческой (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Идеалы коммунистической морали в принципе совпадают с объективным предвидением дальнейшего развития человеческого об-ва. Т, обр., вопрос о научности Н. э., в сущности, совпадает с проблемой научности мировоззрения. В марксистской теории морали Н. э. является одной из составных частей. Помимо обоснования принципов коммунистической нравственности теоретическая этика решает и более широкие проблемы, касающиеся истории развития морали, ее места в системе общественных отношений, природы, форм и структуры нравственного сознания т; др. (Этика, Отношения моральные, Логика морального языка).

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об-ва. Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта и воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры об-ва. Н. к. л. выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, к-рый помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания -нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях. Задача формирования Н. к. л. и заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали. Н. к. л.-целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло,  в каком бы обличий они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культуру чувств, способности человека к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию; культуру поведения, характеризующую конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка; этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении. Говоря кратко, Н. к. л. - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка, Усвоение всех ее элементов способствует формированию моральной надежности личности. Высший уровень Н. к. л. можно характеризовать как «иравствеиную мудрость», способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях. Т. обр., Н. к. л. предполагает активность жизненной позиции личности.

НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ

НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ - разновидность аппробативных теорий; субъективно-идеалистические этические концепции, в к-рых происхождение морали и ее природа объясняются посредством особого рода чувств, присущих человеку. Школа Н. ч. существовала в Англии в XVII-XVIII вв. (А. Смит. Юм. Шефтсбе-ри, Хатчесон). В совр. буржуазной этике представителями данного на-нравления являются А. Э. Вестер-марк (Финляндия), У. Мак-Дугалл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сазерленд н А. Шэнд (Англяя). Смысл осн. положения Н. ч. т. со

стоит в том, что источником понятий добра н зла, на основе к-рых человек производит оценку различных явлений и вырабатывает принципы своего поведения, считаются особые моральные чувства, присущие человеческой психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания на самом деле якобы лишь характеризуют их чувства одобрения или неодобрения, а не выражают объективного значения оцениваемых поступков н социальных явлений. На вопрос же о происхождении этих чувств представители различных течений внутри данного направления отвечают по-разному. Шефтсбери и Роджерс считают, что моральные чувства имеют врожденный, априорный, а не благоприобретенный характер. Отсюда делается вывод, что добро и зло  не зависят от условий места и времени (Абсолютизм). Вестер-марк и Шарп, напротив, признают, что моральные чувства формируются в людях в процессе их нравственного воспитания, зависят от социальных обстоятельств. Но, не понимая закономерного характера развития об-ва и ограничивая свои исследования, по сути дела, областью самих нравственных чувств, они приходят к выводу о крайней относительности моральных понятий (Релятивизм). Марксистско-ленинская этика признает, что моральные чувства занимают важное место в нравственной деятельности людей и что их анализ дает богатый материал для выяснения природы морали. Но этот анализ не должен ограничиваться рамками психологии. Сами по себе моральные чувства не раскрывают еще природу нравственности и ее понятии, Понимание их роли возможно лишь на основе изучения объективных законов развития об-ва и анализа того, как сами эти чувства формируются под влиянием социальных условий.

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ - богословская дисциплина в христианстве, призванная обосновать необходимость христианской морали как условия для достижения спасения, показать ее преимущество перед др. этическими системами. По определению теологов, Н. б. разрабатывается в двух направлениях: «в стремлении дать теорию существа и элементов нравственных процессов, а также в выяснении правил поведения и обязанностей людей к богу, ближним и пр.». В католической, православной, протестантской системах богословия эти задачи решаются по-разному, в соответствии с основными принципами вероучения данного религиозного направлет ния. Но во всех случаях Н. б. исходит из сверхъестественного характера морали, содержание к-рой определено богом и заложено в человеке как врожденная потребность в виде нравственного закона. Отсюда делается вывод об универсальности религиозных норм нравственности, их вечности и неизменности. Вместе с тем, чтобы оправдать существование зла на земле, христианство оставляет человеку свободу воли: возможность поступать в соответствии с нравственным законом или вопреки ему. Т. обр., оказывается, что люди совершают добро по велению свыше, а зло -по собственному умыслу, все доброе -от бога, недоброе -от самого человека. Но, допуская возможность выбора между добром и злом и возлагая на людей ответственность за нарушение божественных заповедей, за аморальное поведение, Н. б. приходит к неразрешимому противоречию между свободой волн индивида и учением о божественном предопределении. Это противоречие делает бесплодными все попытки доказать универсальность христианской нравственности в моральном совершенствовании человеческого об-ва. Несостоятельность Н, б. обусловлена антинаучностью его исходных принципов, тем, что оно переносит источник морали с земли на небо, отрицает социальную обусловленность нравственности, не понимает ее специфику как формы общественного сознания,  игнорирует конкретно-исторический подход к ней.

НРАВСТВЕННОЕ И ПРЕКРАСНОЕ

НРАВСТВЕННОЕ И ПРЕКРАСНОЕ - см. Этическое и эстетическое.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»). В истории этики Н, иногда трактовалась и как нечто отличное от морали. Так, Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию «Н.» он придавал более высокий смысл. Но на самом деле Н. у него - это, во-первых, обычаи и нравы, в к-рых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в об-ве и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в совр. об-ве, более простые формы регуляции - поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали. В советской этике наряду с отождествлением понятий морали и Н. существуют и др. т. зр. Согласно одной из них, мораль-форма сознания, а Н.-область практических поступков, обычаев, нравов. Согласно· др., мораль-это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Н. же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

НРАВЫ

НРАВЫ - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в об-ве посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности. Понятие Н. близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному об-ву, социальной группе, классу, коллективу. Им обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином об-ве норм поведения (социалистические Н., буржуазные, частнособственнические, бюрократические Н. и т. п.). Установление социалистических общественных отношений и их победа над капиталистическими в повседневной жизни об-ва с т. зр. морали состоит в преодолении буржуазных Н. и развитии и укреплении новых, социалистических Н, в труде, в быту, семейных отношениях.

О

Предыдущая страница Следующая страница