Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э"
ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia - счастье) - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Э. во мн. подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения), Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. Категория счастья выдвигается на первый план в этической теории еще в Древн. Греции. Основоположник кинической школы (Цинизм) Антисфен не связывал понятия счастья и наслаждения, даже часто противопоставлял их. Наслаждение, с его т. зр., делает человека зависимым от внешней среды, тогда как счастье состоит в полной независимости человека от всякой чувственности. Римский последователь стоицизма Цицерон также противопоставлял состояние счастья чувственным удовольствиям. Такое толкование счастья несло в себе элементы идеализма; в нем уже содержалось противопоставление «телесной» и «духовной» природы человека. У Аристотеля же, напротив, счастье толкуется как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие. Стремление к счастью получает значение морального принципа у средневекового схоласта Фомы Аквинского, к-рый придает этому понятию специфически религиозный смысл: счастье, в его понимании, - это нечто противоположное земным радостям. В эпоху Возрождения стремление к земному счастью вновь провозглашается вполне законным нравственным принципом поведения. Элементы Э. содержались в этическом учении Юма. Особенно большое значение принцип Э. приобретает в этике фр. материалистов XVIII в. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякого об-ва и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья - как осуществление подлинного назначения человека. В совр. буржуазной этике можно встретить лишь отдельные элементы классического Э., но здесь они часто утрачивают первоначальное гуманистическое содержание и приобретают реакционный социальный смысл (примером может служить «фелицитология» О. Нейрата). Марксистская этика считает, что эвдемонистический принцип обоснования нравственности нельзя признать научным и подлинно материалистическим. Категория счастья не характеризует к.-л. определенного общественного или лично-психологического состояния человека. В ней находят отражение те или иные нравственные представления о назначении человека. В зависимости от конкретно-исторических и социальных условий в понятие счастья вкладывается различный смысл, соответствующий жизненным устремлениям того или иного класса, социальной группы или отдельной личности. Иными словами, это идеализация того или иного жизненного уклада, выступающая в форме морального предписания, к к-рому должен стремиться человек. Но в таком случае счастье не может служить обоснованием нравственности, т, к. само нуждается в обосновании, точно так же как и др. моральные представления. |
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА (лат. evolutio - развертывание) -направление в буржуазной философии морали, к-рое толкует происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма. Основоположником этого направления считают Спенсера, рассматривавшего нравственность как форму развития эволюционного процесса, обнимающего всю живую природу, на той его ступени, к-рая соответствует человеческому об-ву. Добро он определял как «более развитое», а зло - как «менее развитое». Идеи Спенсера получили развитие в буржуазной - этике XX в., в учении амер. неореалиста Э. Хоулта, англ. философов Дж. Хаксли и К. Уоддингтона, фр. теолога и палеонтолога Тейяра де Шардена. При всех различиях теорий морали, относящихся к данному направлению, их объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не как специфически общественное явление, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой к-рого якобы является история об-ва. Человек с этой т. зр. - высокоразвитое и социализированное животное, а мораль - система условных рефлексов, вырабатываемых об-вом в ходе его эволюции и служащих для человека орудием приспособления к среде. Хоулт, напр., вообще отрицает общественный характер морали. Понятия добра и долга, с его т. зр., - это средства ориентации человека в природной действительности; они якобы помогают людям осуществить в своем поведении требования органической эволюции, привести поступки в соответствие с внешней средой. В др. теориях Э. э. биологизм выражен не так явно, а проявляется в заимствовании методологии и понятий из научно-теоретического аппарата эволюционной биологии. Сторонники Э. э. часто высказываются против субъективизма и крайнего релятивизма в истолковании нравственности, по-своему пытаются найти объективные основания морали при помощи данных естественной науки. В целом такого типа теории можно отнести к вульгарно-механистическим,. хотя в них часто имеются также элементы объективного. идеализма, фрейдизма и бихевиоризма, Ненаучность данного направления нередко совмещается с реакционностью проповедуемых идей. Напр., у Хоулта достаточно ясно выражены антиобщественные мотивы индивидуализма эгоизма. |
ЭГОИЗМ (лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер. Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям. |
ЭГОИЗМА ТЕОРИИ - этические концепции, в к-рых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного поведения. В Э. т. можно выделить два аспекта. Это, во-первых, философское учение о «природе человека», говорящее о прирожденном человеку стремлении получать наслаждения и избегать страданий, преследовать свои собственные интересы, и, во-вторых, моральное учение о том, что люди должны в своей нравственной деятельности следовать личным интересам. Мысль о том, что человек-эгоист от природы и что из этого должна исходить всякая нравственность, высказывалась в различных видах еще в античной философии (Демокрит, Эпикур - см. Гедонизм, Эвдемонизм). Наиболее законченное выражение эти воззрения получили в буржуазной этике XVII-XVIII вв. (Спиноза, фр. материалисты). Здесь эта идея явилась попыткой создать нравственность исходя исключительно из земных интересов людей и была направлена своим острием против феодально-христианской морали, основанной на вере в бога и проповеди отказа от мирских наслаждении. В этом состояло исторически прогрессивное значение данных Э. т. Этика фр. материалистов получила название теории «разумного эгоизма». Суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только собственным интересам, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы «разумно», следовал требованиям своей подлинной «природы»; если об-во будет организовано так же «разумно» (подразумевалось, по сути дела, буржуазное об-во), то интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих и об-ва в целом, а, наоборот, будут служить им, С наибольшей полнотой идеи «разумного эгоизма» были сформулированы в работах Гельвеция и имели специфически буржуазный характер. В сущности, они идеализировали деятельность частного предпринимателя, к-рый, преследуя только свои собственные интересы, вместе с тем объективно служит интересам об-ва, производит необходимые людям товары и услуги. Развитие капиталистических отношений полностью развенчало иллюзию относительно разумности и гуманности буржуазного об-ва. Классовую природу теории «разумного эгоизма» вскрыли классики марксизма. Подобного же рода идеи развивал нем. философ-материалист XIX в. Фейербах. Рус. революционный демократ Чернышевский также выдвигал теорию «разумного эгоизма», придавая ей заостренно революционную направленность. В своей этике Чернышевский сделал упор на служение личности об-ву; сознательное подчинение человеком своих устремлений потребностям революционной борьбы и есть, с его т. зр., то, что наиболее полно отвечает его личным интересам. Принципом такого «разумного эгоизма», включающим необходимость самопожертвования, и руководствуются герои романа Чернышевского «Что делать?». Подобное истолкование личного интереса было в известной мере искусственным, Оно было связано с антропологической философией, усматривающей источники нравственности в человеке как таковом, взятом независимо от об-ва. Это было выражением ограниченности домарксовского материализма, для к-рого обращение к неким всеобщим чертам отдельного изолированного человека казалось единственно возможным противопоставлением религиозно-богословской этике. Иной смысл имеют Э. т., выдвигаемые в совр. буржуазной этике. Они служат оправданию пороков капиталистического об-ва и, как правило, носят откровенно аморальный характер (Аморализм). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭМОТИВИЗМ - см. Неопозитивизм. |
ЭМОЦИИ (лат. emovere - возбуждать, волновать) - эффективная форма проявления моральных чувств (в отличие от волевой формы их выражения-побуждений). Если чувство представляет собой устойчивое субъективное отношение человека к ч.-л. (любовь к родине или к др. человеку, ненависть к врагу), то Э, - это переживание того или иного чувства в определенный момент, в конкретной ситуации, Сам процесс протекания Э. (изменение деятельности сердца и легких, прилив или отлив крови, сокращение мышц, обострение или подавление обычных реакций, изменение выражения лица, интонации, жестов и т. п.) изучается психологией и физиологией. Этика занимается лишь социальным содержанием Э. (анализирует, как они выражают отношение человека к об-ву и влияют 3 на его поведение). К моральным Э. можно отнести, напр., переживание чувства одобрения и осуждения, удовлетворения, радости, симпатии и неудовлетворенности, антипатии, а также гнев, стыд, и отвращение, негодование, сочувствие, но лишь в том случае, когда в вид проявляется моральная оценка человеком своих собственных или чужих поступков. Такую эмоциональную форму нравственной оценки следует отличать от внешне так же проявляющихся переживаний, но за к-рыми не скрывается ничего, кроме личных интересов, склонностей, привычек, симпатий, антипатий. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПИКТЕТ (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ-стоик. Был рабом, позднее получил свободу; последователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем философским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали. Более подробно, чем др. представители сгоинмзлй, он говорит об индивидуальной свободе - величайшем благе, делающем человека счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти: «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, - тогда ничего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля - всецело достояние индивида, и здесь он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэтому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды. Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события, а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э.-негативная, аскетическая свобода, означающая на деле несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от социальных и культурных богатств предметного мира, созданных об-вом. Жить в соответствии с заповедями Э.-значит жить в согласии с природой - с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с бором, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о. ценности всякого труда, о равенстве всех перед богом, в осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди - терпение, непротивление и сострадание - не затрагивал существующих порядков. По Э., смысл философии заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни. И даже имени своего не оставил потомкам («эпиктет» по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали. |
ЭПИКУР (341-270 до н. э.) - древнегреч. философ-материалист, создатель эпикуреизма, индивидуалистической этики, к-рая является развитием эвдемонизма Демокрита. Основал школу в Афинах под названием «Сад Эпикура» (ок. 307), на вратах к-рой была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо: здесь высшее благо - наслаждение». Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Э. усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Добродетель выступает для Э. лишь средством для достижения блаженства - высшей цели нравственной жизни. Этика Э. основана на гедонизме, однако, подчеркивая чувственную природу наслаждения, он отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, к-рые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшее благо - счастье достигается, по Э., мудростью, к-рая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием, получаемым в результате отказа от суетных желаний, и дружбой, объединяющей единомышленников. Телесные удовольствия Э. одобрял лишь при условии разумного их направления, признавал только те, к-рые вызываются естественной необходимостью. При этом он придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности. Отсюда его учение об атараксии -невозмутимом состоянии духа, когда человек освобождается от своих страстей и влечений и достигает т. обр. высшего блаженства. По-настоящему счастлив лишь мудрец, к-рый высоким состоянием духа побеждает все страдания и живет без внутренних противоречий. Жизнь Э. - пример соединения поведения и принципов, им проповедуемых, В школе Э. господствовало правило: делай так, будто на тебя смотрит сам учитель. Демократизм этики Э. основан на том, что все наставления ее доступны каждому человеку. Не случайно среди учеников Э. были даже женщины и рабы. Классики марксизма считали Э. «подлинным радикальным просветителем древности...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 127). Осн. соч.: «Главные мысли», «Письмо к Meнойкею». |
ЭПИКУРЕИЗМ - направление в истории этики и моральных, учений, а также нравственный принцип; разновидность гедонизма. Получил название по имени древ-негреч. философа Эпикура, к-рый считал высшим благом состояние блаженства, наслаждение и связывал с его достижением все моральные добродетели» Тем самым он попытался найти ослову всех нравственных представлений в реальной жизни людей. Но непонимание общественной природы человека привело его к неправильному выводу, что стремление к наслаждению и попытки избежать страданий естественно присущи всякому живому существу, заложены в душе человека самой природой. Социальный смысл учения Эпикура состоял в противопоставлении религиозному обоснованию нравственности, канонизировавшему косные традиционные устои греческого об-ва того времени, индивидуалистическое ее понимание, в попытках найти источник нравственности не в божественной силе, а в человеческой личности. Хотя антирелигиозная направленность эпикуровского учения имела исторически прогрессивное значение, индивидуалистические его моменты были отражением наступавшего кризиса античного рабовладельческого об-ва. В дальнейшем учению Эпикура был придан грубо вульгарный смысл: под Э. стали понимать погоню за чувственными удовольствиями и образ жизни, для к-рого характерны низменные страсти и распутство. Этому, с одной стороны, способствовало то, что рабовладельческая верхушка в период упадка античного об-ва именно так практически истолковала учение Эпикура, в таком же духе в последующие эпохиего восприняли представители дворянской аристократии и разбогатевшей буржуазии, исповедовавшие культ роскоши, С др. стороны, идеологи христианства, к-рым претид антирелигиозный дух Э., мн. сделали для того, чтобы дискредитировать это учение, придав ему именно такой, грубо вульгарный, смысл. Проповедь религиозного аскетизма предполагала доказательство низменности всяких земных радостей. |
ЭСХАТОЛОГИЯ (или эшатология, греч. eschatos-последний и logos -учение) - религиозное учение о конечной судьбе мира. Согласно христианской догматике, история человечества складывается из следующих осн. Моментов, к-рые и предопределяют характер христианского толкования нравственности: бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему моральный закон и наделил его свободой воли, сделал, следовательно, его ответственным за свои поступки; прародители людей совершили первородный грех, за что на всем роде человеческом лежит проклятие бога; посланный богом на землю Христос искупил вину человечества (Искупление) и тем самым создал возможность будущего «спасения» людей от греха в «царстве божьем» (религиозная форма трактовки общественного идеала), к-рое наступит после «страшного суда», где будут отделены «праведные» от «неправедных». Из этих мифологических представлений делаются выводы, имеющие моральное значение: человек в своей нравственной деятельности должен надеяться не столько на свои собственные силы, сколько на божественную милость (Смирение): высшая моральная санкция состоит якобы в том, что добродетель вознаграждается, а порок наказуется не в земной, а в загробной жизни (Воздаяние); хотя человек свободен, он уже не может не грешить, поскольку он унаследовал первородный грех; самым страшным грехом против бога являются не преступления против морали, а «гордыня» (Гордость), претензии на преодоление греха и достижение морального совершенства. Хотя а толковании отдельных моментов эсхатологического учения в различных направлениях христианства существуют особенности, в целом оно имеет реакционный характер, обезоруживая людей в борьбе с социальным и моральным злом, настраивая их на пассивное ожидание фатальных «предначертаний». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА (греч. ethika, paidagogike) - общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали - Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством и моральную. деятельность людей. Ее составная часть - нормативная этика обосновывает нравственные принципы, в к-рых отражаются социально-исторические потребности человека. П. же как теория воспитания, исходя из изучаемых Э. закономерностей, решает практическую задачу - устанавливает пути и методы формирования моральных убеждений, чувств, и привычек в соответствии е определенными нравственными, принципами. В этом смысле П. - дисциплина, основанная на данных Э. Это, конечно, не означает, что Э. - чисто академическая дисциплина (ее всегда считали «практической наукой»), а П. - наука, не имеющая собственного теоретического содержания. Существуют объективные законы /процесса общественного воспитания и обучения, к-рые и изучаются П. (Коммунистическое воспитание). В этом отношении П. связана также с социальной психологией, анализирующей закономерности развития массового сознания и деятельности людей. В определенном смысле предмет исследования П.. шире, чем Э., поскольку в ней рассматриваются вопросы не только морального, но и др. сторон общественного воспитания - умственного (в т, ч. научно-теоретического), производственно-технического, трудового, политического, эстетического, физического. В условиях социалистического об-ва П. в самом широком смысле совпадает с теорией коммунистического воспитания. Тесная связь марксистской П. и Э. способствует развитию обеих дисциплин. Использование в П. теоретических выводов Э. и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, идейный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих веред ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни социалистического об-ва, к-рыыи он призван управлять. Связь Э. с П., с практикой коммунистического воспитания способствует повышению теоретического уровня этической мысли, помогает изживать в трудах по теории морали схоластические, псевдонаучные общие рассуждения. Ориентация Э. на практические задачи коммунистического строительства предполагает подлинную связь этой науки с жизнью и современностью: развитие теории морали, основанной на конкретных социально-педагогических исследованиях, проверенной практикой строительства коммунистических отношений; углубленное рассмотрение актуальных проблем, вскрывающее социальные процессы во всем их богатстве и противоречивости. Взаимодействием Э. и л., естественно, не исчерпывается вопрос об идейно-теоретической и практической основе этих наук. В конечном счете обе дисциплины основываются на более общих принципах марксистско-ленинского учения. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ (греч. ethika и лат. societas - общность, политический союз). Вопрос о соотношении этих дисциплин возник в связи с выделением во второй половине XIX в. из социальной философии С. как более конкретной общественной науки; До этого предмет Э. обычно понимался расширительно, включая всю область регулирования об-вом человеческого поведения, иногда охватывая даже сферу права. Мн. буржуазными социологами, с одной стороны, предпринимаются попытки полностью свести Э. к С. и объявить философскую Э. ненаучной (Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль - см. Аппробативная этика, К. Маннгейм, В. Парето и У. Самнер - см. Скептицизм, Дж. Мид и А. Смолл см. Прагматизм). С др. стороны, мн. философы, представляющие в Э. позиции формализма и иррационализма, склонны полностью отрывать предмет Э; от С. и считать данные и методы С. не имеющими значения для Э. В этом случае С. рассматривается как наука о причинно обусловленном и массово-закономерном в человеческом поведении или как изучение сферы «неподлинного» в бытии человека, области чисто внешних его зависимостей от социальной среды. Сторонники такой т. зр. противопоставляют общественной науке философию морали (Метаэтика) или «практическую философию» - изучение мира «уникальных» ценностей (Интуитивизм); область иррационального, эмоционально-волевого начала в человеке (Неопозитивизм); сферу «подлинного» бытия человека в его «абсолютной свободе» (Экзистенциализм). Иначе к вопросу о соотношении Э. и с. подходит марксистская наука, отмечая, что как Э., так и С. изучают социальные механизмы регулирования человеческой деятельности, одним из к-рых является мораль. На стыке Э. и с. возникают, с одной стороны, дескриптивная этика, а с др. стороны, социология морали, исследующие действие нравственных норм в том или ином об-ве, нравы и их отражение в сознании социальных групп и классов. Но поскольку С. изучает лишь массовые действия людей и их закономерности в рамках той или иной социальной системы, индивидуально-исключительные действия (если они не оказывают существенного влияния на массовое поведение s данных условиях) могут рассматриваться ею лишь как отклонения от общего правила, но не с т. зр. их исторического значения. Т. обр., С. морали не полностью охватывает сферу нравственности. Э. же помимо тех массовых действий, к-рые становятся обычаем, исследует индивидуально-исключительные поступки и их мотивы, к-рые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы и формации, обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох как проявления подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцы человеческой нравственности. Подобные поступки регулируются и мотивируются уже не общепринятыми нормами, а более сложными формами морального сознания - идеалами, понятиями добра, справедливости, совести утверждают образ жизни, отличный от распространенного в данном об-ве. Такова, напр., коммунистическая нравственность революционеров, борющихся за утверждение нового об-ва в условиях капитализма. Поскольку критерии нравственности выходят за границы существующих в данный момент условий, отражают более широкие законы исторического развития, постольку предмет Э, а этом отношении шире, чем С.; здесь Э. смыкается с областью философии истории. Так. марксистская Э. опирается в своей теории на положения исторического материализма. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТИКЕТ (фр. - etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. - составная часть внешней культуры еб-ва (Культура поведения). В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго per - лацентированного церемониала и всоблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете варажает содержание тех. или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовой об-ве он, как правило, становится - условным ритуалом, имеет чисто - внешнюю, оторванную от своего нравственного со держания форму, строго канонизированной харак- те». Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный Э., дипломатический Э., Э. «высшего об-ва» и т. д.). В то же время за строгим соблюдением Э; может скрываться недоброжелательное w неуважительное отношение к людям. Он. по существу, часто является узаконенной формой - лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. На совершенно иной основе строится Э. в социалистическом обществе, отражая процесс демократизации социальной жизни и установления подлинно гуманных отношений между людьми. Э. здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, доведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований; предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Взимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека (Этическое и эстетическое), В целом Э. в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости, в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм Э., то они сохраняются в осн. лишь в сфере дипломатических, отношений (соблюдение т. наз. дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран. |
ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - буржуазно-либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально-экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX-XX вв. в работах неокантианцев-марбургской школы - Г. Когена, П. Наторпа, Р. Штамлера, К. Форлендера, а также П. Нельсона и др., пытавшихся подменить (или дополнить) теорию научного социализма принципами идеалистической этики; Подчеркивая, что социализм - это сфера должного, царство целей, они заменяли материалистическое понимание истории кантовской теорией практического разума. По их мнению, одной из формул категорического императива (к-рая гласит, что человек должен относиться к человечеству ив своем лице, и в лице всякого др. всегда как к цели и никогда только как к средству) Кймг якобы впервые этически обосновал социалистическую идею солидарности и уважения достоинства каждой личности. Наиболее существенные недостатки этики Канта - абстрактность и формализм -оборачиваются для неокантианцев ее достоинствами, якобы способствуя выработке этического идеала, пригодного" для каждого человека независимо от его материальных и социально- классовых интересов. Этика; по их янению; должна быть «социальной педагогикой», помогающей "устранять классовые конфликты и солидаризироватъ об-во. Теория классовой борьбы «социальной революции, диктатура, пролетариата, диалектика как учение о противоречиях теряют смысл и делаются с этой т. зр. просто ненужными. Э. х. оказал большое бездействие на теоретиков нем. и австр. социал-демократии, "а прежде всего на Э. Бернштейня, сформулировавшего реформистский тезяс о том, что стремление пролетариата 1к его конечной цели-второстепенный вопрос по сравнению со стремлением к целям ближайшим. Идеи Э. с. культивируются ныне правосоциалистическими идеологами. Поврежнему рассматривая социализм гл. обр. как нравственное миросозерцание, дни основывают его уже не только на кантовской философии, но и на ценностях христианской этики, философско-идеалистической антропологии и т. п. Так же как и неокантианцы, они неоправданно обвиняют революционный марксизм в пренебрежении морально-гуманистическими аспектами социализма, отстаивают принцип межклассовой солидарности, отдают решительное предпочтение духовно-нравственяым ценностям перед - социально-экономическими преобразованиями, акцентируя внимание на постепенных, эволюционных изменениях об-ва в условиях хорошо функционирующего и «оправдавшего себя» рыночного хозяйства, т. е. в условиях сохранения частной собственности. Отсюда и их вывод совсем в духе Бериштейна: «Демократический социализм не имеет конечной цели, его следует понимать как постоянную задачу». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |