Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВДЕМОНИЗМ

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia - счастье) - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Э. во мн. подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения), Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. Категория счастья выдвигается на первый план в этической теории еще в Древн. Греции. Основоположник кинической школы (Цинизм) Антисфен не связывал понятия счастья и наслаждения, даже часто противопоставлял их. Наслаждение, с его т. зр., делает человека зависимым от внешней среды, тогда как счастье состоит в полной независимости человека от всякой чувственности. Римский последователь стоицизма Цицерон также противопоставлял состояние счастья чувственным удовольствиям. Такое толкование счастья несло в себе элементы идеализма; в нем уже содержалось противопоставление «телесной» и «духовной» природы человека. У Аристотеля же, напротив, счастье толкуется как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие. Стремление к счастью получает значение морального принципа у средневекового схоласта Фомы Аквинского, к-рый придает этому понятию специфически религиозный смысл: счастье, в его понимании, - это нечто противоположное земным радостям. В эпоху Возрождения стремление к земному счастью вновь провозглашается вполне законным нравственным принципом поведения. Элементы Э. содержались в этическом учении Юма. Особенно большое значение принцип Э. приобретает в этике фр. материалистов XVIII в. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякого об-ва и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья - как осуществление подлинного назначения человека. В совр. буржуазной этике можно встретить лишь отдельные элементы классического Э., но здесь они часто утрачивают первоначальное гуманистическое содержание и приобретают реакционный социальный смысл (примером может служить «фелицитология» О. Нейрата). Марксистская этика считает, что эвдемонистический принцип обоснования нравственности нельзя признать научным и подлинно материалистическим. Категория счастья не характеризует к.-л. определенного общественного или лично-психологического состояния человека. В ней находят отражение те или иные нравственные представления о назначении человека. В зависимости от конкретно-исторических и социальных условий в понятие счастья вкладывается различный смысл, соответствующий жизненным устремлениям того или иного класса, социальной группы или отдельной личности. Иными словами, это идеализация того или иного жизненного уклада, выступающая в форме морального предписания, к к-рому должен стремиться человек. Но в таком случае счастье не может служить обоснованием нравственности, т, к. само нуждается в обосновании, точно так же как и др. моральные представления.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭТИКА (лат. evolutio - развертывание) -направление в буржуазной философии морали, к-рое толкует происхождение, природу и назначение нравственности с позиций биологического эволюционизма. Основоположником этого направления считают Спенсера, рассматривавшего нравственность как форму развития эволюционного процесса, обнимающего всю живую природу, на той его ступени, к-рая соответствует человеческому об-ву. Добро он определял как «более развитое», а зло - как «менее развитое». Идеи Спенсера получили развитие в буржуазной - этике XX в., в учении амер. неореалиста Э. Хоулта, англ. философов Дж. Хаксли и К. Уоддингтона, фр. теолога и палеонтолога Тейяра де Шардена. При всех различиях теорий морали, относящихся к данному направлению, их объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не как специфически общественное явление, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой к-рого якобы является история об-ва. Человек с этой т. зр. - высокоразвитое и социализированное животное, а мораль - система условных рефлексов, вырабатываемых об-вом в ходе его эволюции и служащих для человека орудием приспособления к среде. Хоулт, напр., вообще отрицает общественный характер морали. Понятия добра и долга, с его т. зр., - это средства ориентации человека в природной действительности; они якобы помогают людям осуществить в своем поведении требования органической эволюции, привести поступки в соответствие с внешней средой. В др. теориях Э. э. биологизм выражен не так явно, а проявляется в заимствовании методологии и понятий из научно-теоретического аппарата эволюционной биологии. Сторонники Э. э. часто высказываются против субъективизма и крайнего релятивизма в истолковании нравственности, по-своему пытаются найти объективные основания морали при помощи данных естественной науки. В целом такого типа теории можно отнести к вульгарно-механистическим,. хотя в них часто имеются также элементы объективного. идеализма, фрейдизма и бихевиоризма, Ненаучность данного направления нередко совмещается с реакционностью проповедуемых идей. Напр., у Хоулта достаточно ясно выражены антиобщественные мотивы индивидуализма эгоизма.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер. Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.

ЭГОИЗМА ТЕОРИИ

ЭГОИЗМА ТЕОРИИ - этические концепции, в к-рых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного поведения. В Э. т. можно выделить два аспекта. Это, во-первых, философское учение о «природе человека», говорящее о прирожденном человеку стремлении получать наслаждения и избегать страданий, преследовать свои собственные интересы, и, во-вторых, моральное учение о том, что люди должны в своей нравственной деятельности следовать личным интересам. Мысль о том, что человек-эгоист от природы и что из этого должна исходить всякая нравственность, высказывалась в различных видах еще в античной философии (Демокрит, Эпикур - см. Гедонизм, Эвдемонизм). Наиболее законченное выражение эти воззрения получили в буржуазной этике XVII-XVIII вв. (Спиноза, фр. материалисты). Здесь эта идея явилась попыткой создать нравственность исходя исключительно из земных интересов людей и была направлена своим острием против феодально-христианской морали, основанной на вере в бога и проповеди отказа от мирских наслаждении. В этом состояло исторически прогрессивное значение данных Э. т. Этика фр. материалистов получила название теории «разумного эгоизма». Суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только собственным интересам, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы «разумно», следовал требованиям своей подлинной «природы»; если об-во будет организовано так же «разумно» (подразумевалось, по сути дела, буржуазное об-во), то интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих и об-ва в целом, а, наоборот, будут служить им, С наибольшей полнотой идеи «разумного эгоизма» были сформулированы в работах Гельвеция и имели специфически буржуазный характер. В сущности, они идеализировали деятельность частного предпринимателя, к-рый, преследуя только свои собственные интересы, вместе с тем объективно служит интересам об-ва, производит необходимые людям товары и услуги. Развитие капиталистических отношений полностью развенчало иллюзию относительно разумности и гуманности буржуазного об-ва. Классовую природу теории «разумного эгоизма» вскрыли классики марксизма. Подобного же рода идеи развивал нем. философ-материалист XIX в. Фейербах. Рус. революционный демократ Чернышевский также выдвигал теорию «разумного эгоизма», придавая ей заостренно революционную направленность. В своей этике Чернышевский сделал упор на служение личности об-ву; сознательное подчинение человеком своих устремлений потребностям революционной борьбы и есть, с его т. зр., то, что наиболее полно отвечает его личным интересам. Принципом такого «разумного эгоизма», включающим необходимость самопожертвования, и руководствуются герои романа Чернышевского «Что делать?». Подобное истолкование личного интереса было в известной мере искусственным, Оно было связано с антропологической философией, усматривающей источники нравственности в человеке как таковом, взятом независимо от об-ва. Это было выражением ограниченности домарксовского материализма, для к-рого обращение к неким всеобщим чертам отдельного изолированного человека казалось единственно возможным противопоставлением религиозно-богословской этике. Иной смысл имеют Э. т., выдвигаемые в совр. буржуазной этике. Они служат оправданию пороков капиталистического об-ва и, как правило, носят откровенно аморальный характер (Аморализм).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМОТИВИЗМ

ЭМОТИВИЗМ - см. Неопозитивизм.

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (лат. emovere - возбуждать, волновать) - эффективная форма проявления моральных чувств (в отличие от волевой формы их выражения-побуждений). Если чувство представляет собой устойчивое субъективное отношение человека к ч.-л. (любовь к родине или к др. человеку, ненависть к врагу), то Э, - это переживание того или иного чувства в определенный момент, в конкретной ситуации, Сам процесс протекания Э. (изменение деятельности сердца и легких, прилив или отлив крови, сокращение мышц, обострение или подавление обычных реакций, изменение выражения лица, интонации, жестов и т. п.) изучается психологией и физиологией. Этика занимается лишь социальным содержанием Э. (анализирует, как они выражают отношение человека к об-ву и влияют 3 на его поведение). К моральным Э. можно отнести, напр., переживание чувства одобрения и осуждения, удовлетворения, радости, симпатии и неудовлетворенности, антипатии, а также гнев, стыд, и отвращение, негодование, сочувствие, но лишь в том случае, когда в вид проявляется моральная оценка человеком своих собственных или чужих поступков. Такую эмоциональную форму нравственной оценки следует отличать от внешне так же проявляющихся переживаний, но за к-рыми не скрывается ничего, кроме личных интересов, склонностей, привычек, симпатий, антипатий.

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ-стоик. Был рабом, позднее получил свободу; последователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем философским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали. Более подробно, чем др. представители сгоинмзлй, он говорит об индивидуальной свободе - величайшем благе, делающем человека счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти: «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, - тогда ничего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля - всецело достояние индивида, и здесь он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэтому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды. Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события, а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля  и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э.-негативная, аскетическая свобода, означающая на деле несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от социальных и культурных богатств предметного мира, созданных об-вом. Жить в соответствии с заповедями Э.-значит жить в согласии с природой - с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с бором, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о. ценности всякого труда, о равенстве всех перед богом, в осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди - терпение, непротивление и сострадание - не затрагивал существующих порядков. По Э., смысл философии заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни.  И даже имени своего не оставил потомкам («эпиктет» по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали.

ЭПИКУР

ЭПИКУР (341-270 до н. э.) - древнегреч. философ-материалист, создатель эпикуреизма, индивидуалистической этики, к-рая является развитием эвдемонизма Демокрита. Основал школу в Афинах под названием «Сад Эпикура» (ок. 307), на вратах к-рой была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо: здесь высшее благо  - наслаждение». Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Э. усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Добродетель выступает для Э. лишь средством для достижения блаженства - высшей цели нравственной жизни. Этика Э. основана на гедонизме, однако, подчеркивая чувственную природу наслаждения, он отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, к-рые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшее благо - счастье достигается, по Э., мудростью, к-рая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием, получаемым в результате отказа от суетных желаний, и дружбой, объединяющей единомышленников. Телесные удовольствия Э. одобрял лишь при условии разумного их направления, признавал только те, к-рые вызываются естественной необходимостью. При этом он придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности. Отсюда его учение об атараксии -невозмутимом состоянии духа, когда человек освобождается от своих страстей и влечений и достигает т. обр. высшего блаженства. По-настоящему счастлив лишь мудрец, к-рый высоким состоянием духа побеждает все страдания и живет без внутренних противоречий. Жизнь Э. - пример соединения поведения и принципов, им проповедуемых, В школе Э. господствовало правило: делай так, будто на тебя смотрит сам учитель. Демократизм этики Э. основан на том, что все наставления ее доступны каждому человеку. Не случайно среди учеников Э. были даже женщины и рабы. Классики марксизма считали Э. «подлинным радикальным просветителем древности...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 127). Осн. соч.: «Главные мысли», «Письмо к Meнойкею».

ЭПИКУРЕИЗМ

ЭПИКУРЕИЗМ - направление в истории этики и моральных, учений, а также нравственный принцип; разновидность гедонизма. Получил название по имени древ-негреч. философа Эпикура, к-рый считал высшим благом состояние блаженства, наслаждение и связывал с его достижением все моральные добродетели» Тем самым он попытался найти ослову всех нравственных представлений в реальной жизни людей. Но непонимание общественной природы человека привело его к неправильному выводу, что стремление к наслаждению и попытки избежать страданий естественно присущи всякому живому существу, заложены в душе человека самой природой. Социальный смысл учения Эпикура состоял в противопоставлении религиозному обоснованию нравственности, канонизировавшему косные традиционные устои греческого об-ва того времени, индивидуалистическое ее понимание, в попытках найти источник нравственности не в божественной силе, а в человеческой личности. Хотя антирелигиозная направленность эпикуровского учения имела исторически прогрессивное значение, индивидуалистические его моменты были отражением наступавшего кризиса античного рабовладельческого об-ва. В дальнейшем учению Эпикура был придан грубо вульгарный смысл: под Э. стали понимать погоню за чувственными удовольствиями и образ жизни,  для к-рого характерны низменные страсти и распутство. Этому, с одной стороны, способствовало то, что рабовладельческая верхушка в период упадка античного об-ва именно так практически истолковала учение Эпикура, в таком же духе в последующие эпохиего восприняли представители дворянской аристократии и разбогатевшей буржуазии, исповедовавшие культ роскоши, С др. стороны, идеологи христианства, к-рым претид антирелигиозный дух Э., мн. сделали для того, чтобы дискредитировать это учение, придав ему именно такой, грубо вульгарный, смысл. Проповедь религиозного аскетизма предполагала доказательство низменности всяких земных радостей.

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ (или эшатология, греч. eschatos-последний и logos -учение) - религиозное учение о конечной судьбе мира. Согласно христианской догматике, история человечества складывается из следующих осн. Моментов, к-рые и предопределяют характер христианского толкования нравственности: бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему моральный закон  и наделил его свободой воли, сделал, следовательно, его ответственным за свои поступки; прародители людей совершили первородный грех,  за что на всем роде человеческом лежит проклятие бога; посланный богом на землю Христос искупил вину человечества (Искупление) и тем самым создал возможность будущего «спасения» людей от греха в «царстве божьем» (религиозная форма трактовки общественного идеала), к-рое наступит после «страшного суда», где будут отделены «праведные» от «неправедных». Из этих мифологических представлений делаются выводы, имеющие моральное значение: человек в своей нравственной деятельности должен надеяться не столько на свои собственные силы, сколько на божественную милость (Смирение): высшая моральная санкция состоит якобы в том, что добродетель вознаграждается, а порок наказуется не в земной, а в загробной жизни (Воздаяние); хотя человек свободен, он уже не может не грешить, поскольку он унаследовал первородный грех; самым страшным грехом против бога являются не преступления против морали, а «гордыня» (Гордость), претензии на преодоление греха и достижение морального совершенства. Хотя а толковании отдельных моментов эсхатологического учения в различных направлениях христианства существуют особенности, в целом оно имеет реакционный характер, обезоруживая людей в борьбе с социальным и моральным злом, настраивая их на пассивное ожидание фатальных «предначертаний».

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА

ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА (греч. ethika, paidagogike) - общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали - Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством и моральную. деятельность людей. Ее составная часть - нормативная этика  обосновывает нравственные принципы, в к-рых отражаются социально-исторические потребности человека. П. же как теория воспитания, исходя из изучаемых Э. закономерностей, решает практическую задачу - устанавливает пути и методы формирования моральных убеждений, чувств, и привычек в соответствии е определенными нравственными, принципами. В этом смысле П. - дисциплина, основанная на данных Э. Это, конечно, не означает, что Э. - чисто академическая дисциплина (ее всегда считали «практической наукой»), а П. - наука, не имеющая собственного теоретического содержания. Существуют объективные законы /процесса общественного воспитания и обучения, к-рые и изучаются П. (Коммунистическое воспитание). В этом отношении П. связана также с социальной психологией, анализирующей закономерности развития массового сознания и деятельности людей. В определенном смысле предмет исследования П.. шире, чем Э., поскольку в ней рассматриваются вопросы не только морального, но и др. сторон общественного воспитания - умственного (в т, ч. научно-теоретического), производственно-технического, трудового, политического, эстетического, физического. В условиях социалистического об-ва П. в самом широком смысле совпадает с теорией коммунистического воспитания. Тесная связь марксистской П. и Э. способствует развитию обеих дисциплин. Использование в П. теоретических выводов Э. и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, идейный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих веред ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни социалистического об-ва, к-рыыи он призван управлять. Связь Э. с П., с практикой коммунистического воспитания способствует повышению теоретического уровня этической мысли, помогает изживать в трудах по теории морали схоластические, псевдонаучные общие рассуждения. Ориентация Э. на практические задачи коммунистического строительства предполагает подлинную связь этой науки с жизнью и современностью: развитие теории морали, основанной на конкретных социально-педагогических исследованиях, проверенной практикой строительства коммунистических отношений; углубленное рассмотрение актуальных проблем, вскрывающее социальные процессы во всем их богатстве и противоречивости. Взаимодействием Э. и л., естественно, не исчерпывается вопрос об идейно-теоретической и практической основе этих наук. В конечном счете обе дисциплины основываются на более общих принципах марксистско-ленинского учения.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ

ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ (греч. ethika и лат. societas - общность, политический союз). Вопрос о соотношении этих дисциплин возник в связи с выделением во второй половине XIX в. из социальной философии С. как более конкретной общественной науки; До этого предмет Э. обычно понимался расширительно, включая всю область регулирования об-вом человеческого поведения, иногда охватывая даже сферу права. Мн. буржуазными социологами, с одной стороны, предпринимаются попытки полностью свести Э. к С. и объявить философскую Э. ненаучной (Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль - см. Аппробативная этика, К. Маннгейм, В. Парето и У. Самнер - см. Скептицизм, Дж. Мид и А. Смолл см. Прагматизм). С др. стороны, мн. философы, представляющие в Э. позиции формализма и иррационализма, склонны полностью отрывать предмет Э; от С. и считать данные и методы С. не имеющими значения для Э. В этом случае С. рассматривается как наука о причинно обусловленном и массово-закономерном в человеческом поведении или как изучение сферы «неподлинного» в бытии человека, области чисто внешних его зависимостей от социальной среды. Сторонники такой т. зр. противопоставляют общественной науке философию морали (Метаэтика) или «практическую философию» - изучение мира «уникальных» ценностей (Интуитивизм); область иррационального, эмоционально-волевого начала в человеке (Неопозитивизм); сферу «подлинного» бытия человека в его «абсолютной свободе» (Экзистенциализм). Иначе к вопросу о соотношении Э. и с. подходит марксистская наука, отмечая, что как Э., так и С. изучают социальные механизмы регулирования человеческой деятельности, одним из к-рых является мораль. На стыке Э. и с. возникают, с одной стороны, дескриптивная этика,  а с др. стороны, социология морали, исследующие действие нравственных норм в том или ином об-ве, нравы и их отражение в сознании социальных групп и классов. Но поскольку С. изучает лишь массовые действия людей и их закономерности в рамках той или иной социальной системы, индивидуально-исключительные действия (если они не оказывают существенного влияния на массовое поведение s данных условиях) могут рассматриваться ею лишь как отклонения от общего правила, но не с т. зр. их исторического значения. Т. обр., С. морали не полностью охватывает сферу нравственности. Э. же помимо тех массовых действий, к-рые становятся обычаем, исследует индивидуально-исключительные поступки и их мотивы, к-рые по своему существу выходят за рамки данной социальной системы и формации, обретают историческое или нравственное значение для последующих эпох как проявления подвижничества и героизма, как высшие достижения и образцы человеческой нравственности. Подобные поступки регулируются и мотивируются уже не общепринятыми нормами, а более сложными формами морального сознания - идеалами, понятиями добра, справедливости, совести утверждают образ жизни,  отличный от распространенного в данном об-ве. Такова, напр., коммунистическая нравственность  революционеров, борющихся за утверждение нового об-ва в условиях капитализма. Поскольку критерии нравственности выходят за границы существующих в данный момент условий, отражают более широкие законы исторического развития, постольку предмет Э, а этом отношении шире, чем С.; здесь Э. смыкается с областью философии истории. Так. марксистская Э. опирается в своей теории на положения исторического материализма.

ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКЕТ

ЭТИКЕТ (фр. - etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. - составная часть внешней культуры еб-ва (Культура поведения). В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго per - лацентированного церемониала и всоблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете варажает содержание тех. или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовой об-ве он, как правило, становится - условным ритуалом, имеет чисто - внешнюю, оторванную от своего нравственного со держания форму, строго канонизированной харак- те». Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный Э., дипломатический Э., Э. «высшего об-ва» и т. д.). В то же время за строгим соблюдением Э; может скрываться недоброжелательное w неуважительное отношение к людям. Он. по существу, часто является узаконенной формой - лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. На совершенно иной основе строится Э. в социалистическом обществе, отражая процесс демократизации социальной жизни и установления подлинно гуманных отношений между людьми. Э. здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, доведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований; предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Взимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека (Этическое и эстетическое), В целом Э. в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости, в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм Э., то они сохраняются в осн. лишь в сфере дипломатических, отношений (соблюдение т. наз. дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - буржуазно-либеральная концепция, согласно которой сущностью социализма являются не политические и социально-экономические отношения, а нравственные ценности. Осн. идеи Э. с. были впервые сформулированы на рубеже XIX-XX вв. в работах неокантианцев-марбургской школы - Г. Когена, П. Наторпа, Р. Штамлера, К. Форлендера, а также П. Нельсона и др., пытавшихся подменить (или дополнить) теорию научного социализма принципами идеалистической этики; Подчеркивая, что социализм - это сфера должного, царство целей, они заменяли материалистическое понимание истории  кантовской теорией практического разума. По их мнению, одной из формул категорического императива (к-рая гласит, что человек должен относиться к человечеству ив своем лице, и в лице всякого др. всегда как к цели и никогда только как к средству) Кймг якобы впервые этически обосновал социалистическую идею солидарности и уважения достоинства каждой личности. Наиболее существенные недостатки этики Канта - абстрактность и формализм -оборачиваются для неокантианцев ее достоинствами, якобы способствуя выработке этического идеала, пригодного" для каждого человека независимо от его материальных и социально- классовых интересов. Этика; по их янению; должна быть «социальной педагогикой», помогающей "устранять классовые конфликты и солидаризироватъ об-во. Теория классовой борьбы «социальной революции, диктатура, пролетариата, диалектика как учение о противоречиях теряют смысл и делаются с этой т. зр. просто ненужными. Э. х. оказал большое бездействие на теоретиков нем. и австр. социал-демократии, "а прежде всего на Э. Бернштейня, сформулировавшего реформистский тезяс о том, что стремление пролетариата 1к его конечной цели-второстепенный вопрос по сравнению со стремлением к целям ближайшим. Идеи Э. с. культивируются ныне правосоциалистическими идеологами. Поврежнему рассматривая социализм гл. обр. как нравственное миросозерцание, дни основывают его уже не только на кантовской философии, но и на ценностях христианской этики, философско-идеалистической антропологии и т. п. Так же как и неокантианцы, они неоправданно обвиняют революционный марксизм в пренебрежении морально-гуманистическими аспектами социализма, отстаивают принцип межклассовой солидарности, отдают решительное предпочтение духовно-нравственяым ценностям перед - социально-экономическими преобразованиями, акцентируя внимание на постепенных, эволюционных изменениях об-ва в условиях хорошо функционирующего и «оправдавшего себя» рыночного хозяйства, т. е. в условиях сохранения частной собственности. Отсюда и их вывод совсем в духе Бериштейна: «Демократический социализм не имеет конечной цели, его следует понимать как постоянную задачу».

ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница