Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СМЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СМЕ")

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ - одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Формы и методы С. - это самоубеждение, самокритика, самопринужден не, самоограничение. К. Маркс указывает, что, в отличие от животного, к-рое «не отличает себя от своей жизнедеятельности», действует сообразно со своей естественной природой, человек «делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93), т. е. формирует и совершенствует свою личность в соответствии со своим представлением о сущности и назначении человека. Проблема С. была поставлена этикой еще в древности. Но она понималась, как правило, индивидуалистически, как самосовершенствование личности ради нее самой, как цель нравственного развития индивида в отличие от служения его об-ву. В деонтологическом интуитивизме, напр., обязанность самосовершенствования трактуется как самостоятельная, не связанная с к.-л. «утилитарными» (общественными) потребностями. Однако конкретные задачи этого самосовершенствования на деле понимались по-разному, в зависимости от представления о нравственном идеале, в к-ром всегда выражались определенные классовые и общественные интересы. В противоположность буржуазному пониманию С., К. Маркс показал его общественное значение: «...мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» (там же, с. 118). По мере повышения сознательности людей (как в процессе индивидуального развития каждого отдельного человека, так и в ходе развития общественной активности масс трудящихся) личность становится не только объектом, но и во все большей мере субъектом воспитания. Особенно большое значение С. приобретает в социалистическом об-ве, где неизмеримо возрастает роль самостоятельного регулирования личностью своей моральной деятельности, где С. масс постепенно становится формой общественного процесса нравственного воспитания. Способность С., сознательного и творческого усвоения принципов коммунистической нравственности, умение целенаправленно формировать свою личность на основе анализа своих действий и постановки жизненных целей являются одними из осн. показателей степени коммунистической сознательности человека.

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО (в морали) - активное и свободное выполнение человеком требований нравственности, в к-ром он утверждает себя как моральная личность, способная не только подчиняться возлагаемым на нее обязанностям, но и самостоятельно ставить перед собой нравственные цели и осуществлять их без внешнего (не только материального, но и духовного) принуждения. С. и т. в морали предполагают: личное осознание человеком - морального требования; выполнение этого требования не по принудительной обязанности, а подчиняясь голосу собственной ровести, из стремления делать благо для отдельных людей и для об-ва в целом; самостоятельность в решении нравственных проблем; критика отживающих и участие в творчестве новых норм морали (Чувство нового), готовность выступить против устоявшихся обычаев и мнения большинства, если последние вступают в противоре

чие с требованиями подлинной нравственности. Впервые проблеме С. и т. в морали стали уделять большое внимание классики буржуазной философии. Но для буржуазной этики в целом характерно решение ее лишь в плане свободы отдельной личности. Кант и Фихте сводят ее к вопросу свободы личной совести. Фихте считал единственным критерием нравственности совесть « чистого Я», а подчинение внешнему авторитету -бессовестностью. Кант утверждал, что подлинно моральным может быть лишь тот закон, к-рый человек дает себе сам. Др. решение, часто предлагавшееся теоретиками буржуазной морали, - противопоставление «свободной» нравственности подчинению норме; добродетели, внутреннего стремления к добру - «морали долга» (Деонтология). Сторонники экзистенциализма рассматривают творчество в морали как нравственность личного замысла, утверждение человеком самого себя в противовес «догматической» морали выполнения общепринятых норм. Такое понимание творчества, отвечающее духу буржуазного индивидуализма, в конечном итоге всегда приводит к противопоставлению личности об-ву, к той или иной форме аморализма. Совершенно по-иному решают проблему С. и т. марксистская этика и коммунистическая нравственность,  относя ее не только к отдельной личности, а прежде всего к широким народным массам. В, И. Ленин неоднократно указывал, что утверждение норм коммунистической нравственности невозможно без творческой активности масс. Новая мораль создается не путем простого усвоения людьми готовых формул, а путем творчества новых форм общественной дисциплины, на основе практического массового опыта. Только участвуя в этой массовой деятельности, личность способна проявлять инициативу, почин, подавать пример окружающим. С. и т. в морали возможны при условии глубокого осознания каждым членом об-ва исторических потребностей и задач, возникающих в процессе общественного развития. Тогда выполнение выработанного общественным сознанием нравственного требования становится делом личной совести и ответственности каждого, из простого исполнения обязанностей превращается в целенаправленную моральную деятельность. В дальнейшем постепенно это осознание может превратиться в склонности и привычки, благодаря к-рым выполнение морального долга начинает осуществляться уже совершенно свободно, без внутреннего самопринуждения (Свобода нравственная).

САМОКОНТРОЛЬ

САМОКОНТРОЛЬ - самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждении, составная часть системы моральных отношений об-ва, к-рая включает как различные формы контроля об-ва над поведением отдельных его членов, так и личный контроль каждого над собой. Механизм С. охватывает: постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности личности убеждения, чувства, привычки, самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств (одной из форм такой самооценки ,является совесть); самовоспитание. В процессе развития коммунистической нравственности и ее утверждения в жизни социалистического об-ва С. приобретает все больший удельный вес в моральных отношениях, тем самым происходит постепенное увеличение меры нравственной свободы. Степень С. неодинакова у разных людей и во мн. зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития и нравственной культуры личности.

САМОЛЮБИЕ

САМОЛЮБИЕ - моральное чувство, в к-ром выражается уважение человека к себе как личности, основанное на признании своего достоинства. Как и гордость, С. является выражением самосознания человека и определенным образом направляет его поступки, но, в отличие от нее, носит более личный характер, целиком относится к области индивидуального сознания и связано в осн. с оценкой своих собственных способностей и возможностей. В тех случаях, когда чувство С. становятся устойчивой отличительной чертой характера того или иного - человека, оно приобретает значение морального качества. С. является положительным мотивом поведения (и соответственно качеством) постольку, поскольку оно помогает человеку в преодолении трудностей и собственных слабостей ради достижения тех результатов, к-рых ждет от него об-во, и поскольку оно побуждает человека к законной защите своего достоинства. Но хотя С. и играет часто положительную роль в поведении людей, оно еще не делает человека сознательным носителем идей коммунистической нравственности, т. к. в данном случае он совершает поступки ради самого себя, для завоевания уважения со стороны окружающих. С. становится отрицательным качеством, когда оно из требовательного отношения к себе превращается в необоснованную гордость, в самообольщение, к-рое мешает человеку прислушаться к товарищеской критике, трезво оценить свои поступки и возможности .и исправить свое поведение. Такое больное С. играет обратную роль, парализуя активность личности, и в конечном итоге унижает человеческое достоинство.

САМООБЛАДАНИЕ

САМООБЛАДАНИЕ - одна из форм самоконтроля; моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Эмоциональная сторона человеческой психики играет большую роль в повседневной жизни и общественной деятельности личности. Однако чувства и склонности являются в значительной мере стихийно сложившимся двигателем человеческого поведения и нуждаются в целенаправленно-сознательном контролировании, чтобы человек мог действовать наиболее целесообразным образом. Если человек не будет контролировать свои эмоции и побуждения, они могут придать его действиям пагубное для об-ва и для него самого направление, привести к антиобщественным актам, причинить вред и неудобства окружающим, оказать разрушительное воздействие на здоровье, психику и моральный облик личности. Распущенность, трусость, грубость, бестактность -все эти и мн. др. явления антиобщественного характера всегда так или иначе связаны с отсутствием С. Воспитание в людях С. является одним из условий повседневного выполнения ими норм коммунистической нравственности и правил культуры поведения.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ - положительное моральное качество, характеризующее такие действия людей, к-рые представляют собой акт самопожертвования - добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов др. людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов. «...Самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 236). Проявление этого качества необходимо в исключительных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни и в обычных взаимоотношениях между людьми, отказ от своих законных (с т. зр. данного об-ва) интересов, вплоть до жертвы жизнью. В массовом масштабе необходимость такого рода поступков возникает в условиях освободительных войн, революционного движения, крупных общественных преобразований. Советский народ не раз показывал примеры С. В. И. Ленин указывал, что победу в гражданской войне обеспечил «невиданный героизм» трудящихся, к-рые «переносили неслыханные лишения, жертвовали собой...» (т. 40, с. 232)." Переход к мирному строительству ввиду исключительных трудностей для советского об-ва также требовал, чтобы «Россия превратилась в огромную армию труда с героическим сознанием самопожертвования всем для общего дела...» (там же, с. 322). С. как моральное качество, необходимое в особых "обстоятельствах, высоко ценится в социалистическом об-ве. В то же время коммунистическая нравственность,  к-рой чужд дух аскетизма и самоотречения, не рассматривает С. в качестве всеобщего морального принципа, согласно к-рому человек всегда исходит из противоположности своих и чужих интересов и в связи с этим постоянно должен подавлять свои собственные интересы и стремления ради интересов др. людей. Такой принцип неоднократно выдвигался в истории морального сознания (в частности, в религиозной морали), как правило, в качестве нравственного обоснования принудительного аскетизма трудящихся масс, подавления интересов человека в целях охранения интересов господствующего класса и эксплуататорского об-ва в целом. К. Маркс и Ф. Энгельс, раскрыв социальный смысл этого принципа, показали, почему он не может быть принципом коммунистической морали, к-рый следует практиковать всегда и во всех случаях жизни. «...Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность... они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (т. 3, с. 236). С преодолением противоположностей интересов человека и общества в процессе построения коммунизма постепенно отпадает необходимость в каждодневном самоотречении людей в пользу интересов др. или даже об-ва в целом; служение об-ву становится органической потребностью и самоутверждением каждого отдельного человека (Всестороннее, целостное развитие личности).

САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к С. формируется в человеке в процессе его нравственного воспитания, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, к-рые вырабатываются об-вом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в акте С. человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а от лица об-ва (класса, коллектива), к к-рому он принадлежит и субъективно относит себя. Благодаря способности к С. человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя (Самоконтроль, Самовоспитание). С. была выдвинута на первый план буржуазной моралью как одно из требований принципа «автономии личности» (Индивидуализм). Однако в действительности С., выражая сознательное отношение личности к самой себе как к члену об-ва, связана со всей системой общественных отношений и нравственного воспитания.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ - см. Самоотверженность.

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА - течение в совр. буржуазной философии морали, идеи к-рого развивают философы-идеалисты различных направлений. В конце XIX -начале XX в. С. э. обосновывали объективные идеалисты Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж. Маккензи, Б. Бозанкет (Англия), Дж, Ройс (США); персоналисты Б. Боун, М. Колкинз, У. Хокинг (США), а в последние десятилетия - Ж. Бастид, Э. Мунье и Г. Мадинье (Франция); неогегельянец Б. Кроче (Италия), протестантский философ Ф. Адлер и др. Общим для различных вариантов С. э. является то, что все они рассматривают цель моральной деятельности как реализацию индивидом своего «внутреннего Я», к-рое считается совершенно уникальным, неповторимым, отличным от «Я» всех др. людей. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков отдельного челсиска состоит не в том, что они отвечают к.-л. общим для всех людей моральным принципам, а, напротив, в том, что они индивидуальны, своеобразны, не похожи на действия др. людей. Такое понимание критерия нравственности, к-рое противопоставляет индивидуальное общему, основывается на моральном индивидуализме, приводит к крайнему волюнтаризму в истолковании нравственности. Теоретики данного направления претендуют на преодоление противоположности альтруизма и эгоизма. Множество «индивидуальных Я» они включают в некую всеохватывающую систему «абсолютного Я» (последнее часто понимается как бог), по отношению к к-рому первые выступают как части единого целого. С помощью такой чисто спекулятивной объективно-идеалистической конструкции утверждается якобы гармония между всеми людьми: каждый, осуществляя в своих поступках лишь требования своего собственного «Я», вместе с тем реализует закон всеобщего «Я», служит целому (напр., об-ву) и всем его частям (отдельным индивидам). Фр. персоналисты при этом делают упор на осуществление каждым человеком своей индивидуальной сущности, обосновывая тем самым принцип индивидуализма в морали. Амер. и англ. теоретики в большинстве своем подчеркивают приоритет целого над индивидуальным, проповедуя, т. обр., идею высшего морального авторитета капиталистического об-ва перед личностью. За всем этим, в сущности, скрывается мысль о якобы имеющей место в условиях совр. капитализма гармонии между интересами человека и общества. Идеалистическая конструкция «абсолютного Я», включающего все «индивидуальные Я», на самом деле является отражением действительных социальных отношений капитализма эпохи империализма - государственно-монополистической системы, всесторонне подчиняющей себе личность. Причем этой системе придается некий «высший», космический смысл. Т. обр., С. э. - это типичная буржуазная апологетическая теория, служащая для идеологического оправдания совр. капитализма.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - см. Самовоспитание.

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ (нравственное) - осознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. Благодаря С. человек приобретает способность к самоконтролю, возможность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и воспитывать себя (Самовоспитание). Основу нравственного С. личности составляют убеждения и ее собственное отношение к ним - убежденность. Благодаря тому, что личность вообще может и должна направлять и контролировать свои действия, она обладает моральной ответственностью. Отношение человека к себе как моральной личности выражается в понятиях достоинства и чести. Способность реализовать свои убеждения путем самостоятельного регулирования своих действий есть совесть. Когда человек понимает связь своих убеждений, самооценок и самоконтроля с объективным ходом социально-исторического развития, с интересами об-ва и людей, можно говорить о его сознательности. Все эти элементы и составляют структуру нравственного С. человека. Способность С. еще не раскрывает содержания моральных убеждений и поведения человека. В зависимости от социального и классового положения человек обладает различным по своему общественному смыслу С. (Идейность). И сама степень С. личности не остается неизменной. Она развивается в ходе социально-исторического прогресса. На ранних ступенях первобытного об-ва личность еще не выделяет себя в родовом коллективе и не обладает С. (Личность и коллектив). С возникновением классов и развитием противоречия между отдельным человеком и обществом в целом личное С. начинает противопоставлять себя общественному сознанию. Лишь с устранением этого противоречия в социалистическом об-ве человек становится способным к высшей форме С., к-рая развивается на основе коммунистической сознательности.

САНКЦИЯ

САНКЦИЯ (моральная) (лат. sanctio - непреложный закон) -подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей (а также общественных явлений). Чтобы обеспечить выполнение всеми людьми предписываемых им требований, об-во применяет самые различные виды С. - экономические (материальное вознаграждение или штрафы), правовые (уголовная ответственность), разнообразные формы административного принуждения и общественного воздействия. Все эти С. представляют собой различные способы воздаяния, поощрения и наказания, так или иначе затрагивающие реальное положение и интересы человека. Моральная же С. является одной из форм душевного воздействия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая к.-л. поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает (не только человеку, совершившему данный поступок, но и др. людям) совершать подобные поступки в дальнейшем. И наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем. Т. обр., моральная С. служит дополнительным средством регулирования поведения людей, подкрепляет нравственные требования, выраженные в моральных нормах и принципах. Особенность моральной С. состоит также в том, что ее осуществление не требует к.-л. официально утвержденных полномочий или реальной власти. Каждый человек, поскольку он обладает моральным сознанием, способен оценивать поступки окружающих и свои собственные. Авторитет моральной С, основывается не на должностном или социальном положении человека, производящего оценку, а на его сознательности, определяется тем, насколько он сам усвоил содержание нравственных требований и способен выразить их смысл для др. людей. Поскольку мораль является одной из форм идеологии, нравственная С. применяется не только к поступкам отдельных людей, но и по отношению к социальным институтам, общественным явлениям и даже к тому или иному об-ву в целом. Буржуазная мораль защищает частную собственность, дает С. капиталистической эксплуатации, оправдывает социальное неравенство. Коммунистическая нравственность, наоборот, осуждает буржуазную практику со всеми присущими ей антигуманными явлениями и одобряет все то, что способствует избавлению человечества от социальной несправедливости и эксплуатации, содействует утверждению подлинно гуманных отношений между людьми.

САРТР (SARTRE) ЖАН ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА ВОЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ

СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ - категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических теориях С. н. считается присущей человеку как таковому: данная ему природой или богом свобода воли.  Это якобы изначальное свойство человека является предпосылкой его моральности: лишь благодаря свободе человек может быть моральным существом, ответственным за свои поступки. Такое формальное, ни на чем не основанное допущение свободы неминуемо приводило к предельно абстрактному ее толкованию. В буржуазной этике С. н. понимается как свобода от внешней (природной и социальной) зависимости, как возможность совершать поступки, сообразуясь только с собственными намерениями и решениями, независимо от к.-л. заранее определенных целей, в конечном итоге как простой произвол. Марксистская этика, напротив, рассматривает человеческую свободу конкретно-исторически, как состояние человека, достигаемое лишь в определенных условиях, как результат его социального и духовного развития, «Pie в воображаемой независимости от законов пряроды заключается свобода, - пишет ф. Энгельс, - а в познании - этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы  - и действовать для определенных целей» (т. 20, с. 116). Из этого общефилософского определения свободы вытекает и понимание С. н. Объективной ее предпосылкой является преодоление противоречия между человеком и обществом, в результате чего моральные требования перестают противостоять личности как нечто чуждое, противоречащее ее собственным человеческим потребностям. Уже в социалистическом об-ве на основе принципиального единства общественных и личных интересов создаются объективные условия для того, чтобы личность выполняла свой моральный долг не вопреки своим человеческим интересам, а и имея в виду общие для всех людей потребности, в конечном итоге и свои собственные. Чем болеет полным и всесторонним становится единство личных и общественных интересов в процессе строительств ва коммунистического об-ва, тем большей мере личность оказывается способной свободно осуществлять свою нравственную деятели ность. Субъективной стороной С. является развитие личной сознательности человека. Благодаря ей человек становится способным самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственном чувству долга и на основе личного усмотрения, совершать такие поступки, к-рые наиболее целесообразны для об-ва. В этом случае внешняя нравственная необходимость превращается во внутреннюю, субъективную необходимость, подчинение нравственному предписанию - в добровольное следование голосу личной совести, простое выполнение общественных правил - в творческое осуществление моральных принципов на основе личного решения. Однако и такая С. н. еще не является полной, поскольку она не исключает самопринуждения. Состояние полной нравственной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в личную нравственную склонность, становится внутренней потребностью человека, для к-рого интересы об-ва неотделимы от его собственных. Применительно к отдельному лицу это состояние достигается в процессе всестороннего воспитания и самовоспитания личности. А как типичное социальное явление, характеризующее деятельность широких народных масс, оно складывается в процессе утверждения коммунистических общественных отношений.

СЕНЕКА (SENECA) ЛУЦИЙ АННЕИ

СЕНЕКА (SENECA) Луций Аннеи (ок. 4 до н. э. - 65) - римский философ-стоик и писатель. Занимал высокие государственные должности: в 57 г., при Нероне, воспитателем к-рого он ранее являлся, стал консулом. «Этот стоик, - писал о нем Ф, Энгельс, - проповедовавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства...» (т. 19, с. 311). Обвиненный в заговоре, по приказу императора покончил жизнь самоубийством. Традиционные части стоицизма - физика и логика - теряют в учении С. всякое значение. Задача философии сводится им к жизнеучению. Жить добродетельной и счастливой жизнью-значит жить сообразно с природой, сущность к-рой С. отождествлял с богом-разумом, с провидением, судьбой. Подчиняясь богу, учит С., человек обретает свободу. Совершенный, гармонический разум (будучи частью божественного) помогает индивиду выработать правильное отношение к миру, к вещам, не зависящим от человеческой воли. Высшего блага («блаженной жизни») человек достигает в результате терпения, воздержания, мужества. Обладающему такими качествами не страшны ни бедность, ни страдания, ни даже рабство и смерть. В разумно-божественной вселенной все направлено на благо живых существ, зло и греховность же -порождение об-ва, где царит неправда и борьба за материальное благополучие. Эта идея трансформируется у С. в противоположность «внутреннего» и «внешнего», бессмертной души и бренного тела; только обращение к богу ведет личность к добру, к господству над чувственными желаниями, над материальными предметами. Неважно, если ты беден или раб. «К чему внешние блага тому, кто сосредоточил в себе все свое достояние?» По мнению С., духовная природа раба и господина одинакова, тем не менее, он признает естественным разницу их социального положения. Не считая богатство благом, С. допускал обладание им как тем, что способствует упражнению в добродетели. Т. обр., его учение фактически есть форма примирения с существующими порядками. На упрек, что сам он, имея огромное богатство, живет не в соответствии со своей философией, С. отвечал: «Философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить». С. оказал большое влияние на формирование этики и догматики христианства. Он автор трактатов по проблемам нравственности: «О милосердии» (55-56), «О блаженной жизни» (58-59), «Нравственные письма к Луцилию» (63-64) и др.

СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) КЛОД АНРН ДЕ РУВРУА

СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анрн де Рувруа (1760-182:5) - фр. мыслитель, социолог, социалист-утопист. С.-С. стремился путем применения естественнонаучных методов к области обществоведения создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального об-ва, дающего наибольшее благо наибольшей массе людей. Как и концепции рационалистов XVIII в., его «наука о человеке», или «социальная физиология», отводила определяющую роль в об-ве человеческому разуму, господствующим в этом об-ве научным, философским воззрениям, но в отличие от первых она строилась на принципе историзма. Созидательная эпоха в развитии об-ва, до С.-С,, сменяется эпохой разрушительной, за к-рой следует построение на базе новых философских и моральных идей более высокого общественного строя. Путь к общественному идеалу С.-С. - «промышленной системе» - лежит через всемерное развитие производительных сил и применение научных принципов, к-рые, прямо coгласуясь с этическими взглядами мыслителя, включают: искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов об-ва; обеспечение равных; для всех людей возможностей применять свои способности; превращение политики в «позитивную науку о производстве», а государства - из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами». В качестве средств борьбы против эгоистического частного интереса буржуазии С.-С. предлагав подчинение всех предпринимателей единому плану работ, с тем чтоб место человека в об-ве определялось его способностями. В последЦ нем соч. «Новое христианство» оц «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса объявил его эмансипацию ко нечной целью своих стремлений (Маркс К., Энгельс Ф., т. 25, ч. Ц с. 154). Но идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали д.г него невозможным решение этой задачи иначе, как путем мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозно-этическая концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные принципы «промышленной системы» моральным категорическим императивом религиозной веры с ее лозунгом «все люди -братья». Несмотря на отход С.-С. от атеизма фр. материалистов, апелляцию к религии, его взгляды представляли шаг вперед как в теории утопического социализма в целом, так и в этическом учении последнего (отказ от аскетически-уравнительных принципов в подходе к человеку и требование удовлетворения всех потребностей личности на основе расцвета науки и производительных сил, обеспечения социалистического принципа распределения по способностям). Кроме «Нового христианства» (издано посмертно в 1825) осн. соч. С.-С.: «О промышленной системе» (1821-22), «Катехизис промышленников» (1823-24), «Литературные, философские и промышленные рассуждения» (1825).

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ - одна из распространенных в совр. буржуазной ак-сиологии этических концепций, сторонники к-рой рассматривают систему ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. В основе С. т. ц. лежит представление о человеке как о «символическом животном», открывающем новую сферу реальности и преобразующем свое бытие в соответствии с символической структурой, поскольку он «живет в мире символов, а не вещей». Возникновение С. т. ц. связано с идеями нем. философа-неокантианца Э. Кассирера (1874-1945), автора философии символических форм, к-рый утверждал, что «этический мир» человека возникает по мере создания им символов, имеющих функциональную ценность. Идеи Кассирера и легли в основу С. т. Ц., с к-рой в 60-х гг. выстувил австр. биолог, один из создателей общей теории систем Л. фон Берталанфи. По его убеждению, ни одна из трех принятых на Западе аксиологических теорий (натуралистическая, гуманистическая, онтологическая) до конца не объясняет природу этических ценностей, поскольку не учитывает символической деятельности человека. Акцентируя внимание лишь на таких универсальных ценностях, как выживание и счастье человека, эти теории упускают из виду, что человек может обрекать себя на страдания, жертвовать собой во имя достижения высших идеалов, т. е. выбирать ценности, подчас противоречащие биологическому выживанию, Только новая С. т. ц., ключевыми категориями к-рой являются «символ» и «система», может дать, согласно Берталанфи. истинное представление о природе ценностей. Если традиционные западные этические концепции стремились обосновать правила и каноны для индивидуального поведения, то С. т. ц., рассматривая символическую структуру как основу человеческой культуры, исходит из того, что ценности создаются и свободно выбираются самим человеком, ориентирующимся на систему символов, присущих данному об-ву. По мнению Берталанфи, гл. этическая проблема заключается в том, чтобы распространить законы морали на социальные организации. В то же время он отличает моральные императивы, относящиеся к социальным системам, от нравственных ценностей индивидов. Т, обр., в противоположность натуралистическому пониманию (Натурализм), выводящему "ценности из законов природы и «естественного» состояния человека, С. т. ц. апеллирует к соцнальной организации людей с присущей ей системой нравственных норм и моральных предписаний, оставляя, однако, в стороне вопрос об историческом характере нравственности и социальной обусловленности жизнедеятельности людей. Отсюда игнорирование специфики бытия людей и ценностных ориентации личности в разных общественных системах, ничем не оправданная абсолютизация роли символической деятельности людей, являющейся лишь одной из возможных форм выражения творческого потенциала личности, развертывание к-рого зависит от социальных условий ее жизнедеятельности.

СКЕПТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКЛОННОСТИ

СКЛОННОСТИ (моральные) - одна из сторон духовного облика личности (наряду с убеждениями, чувствами, привычками); психологическая способность человека совершать нравственные поступки без самопринуждения, по внутренней потребности, не только из чувства долга, а по личному желанию, когда выполнение морального требования становится собственным интересом личности. Для буржуазной этики характерно противопоставление нравственных С. и чувства долга (Автономная этика, Мотив), что отражает типичное для классового об-ва противоречие между личными и общественными интересами, между собственными убеждениями индивида и предписываемыми извне моральными требованиями (Совесть). В противовес этому марксистская этика показывает, что моральные С. формируются у человека в процессе сознательного выполнения им св.оего долга перед об-вом, в результате чего создается возможность перерастания чувства долга в С. В массовом масштабе это, напр., осуществляется в период коммунистического строительства, к-рое предполагает высокий уровень сознательности и общественной активности трудящихся. По своему психологическому механизму, процессу формирования и со

циальному значению моральные С. во многом подобны нравственным чувствам и привычкам. Их воспитание в людях является одним из субъективных условий нравственной свободы личности,

СКРОМНОСТЬ

СКРОМНОСТЬ - моральное качество, характеризующее личность с т. зр. ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном об-ве материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. С. - это форма осознания личностью своих обязанностей перед об-вом и окружающими людьми. Скромный человек потому не придает особого значения своим положительным качествам, что считает их для себя  совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Это особенно характерно для людей, обладающих действительно исключительными достоинствами, напр. для тех, кто добровольно посвятил свою жизнь служению человечеству. «Скромность венчает все добродетели», «Скромность украшает героя» - в этих имеющих долгую историю изречениях заложен тот смысл, что подлинная добродетель состоит не в стремлении к славе, а в свободной деятельности на благо человечества. Образцами величайшей скромности была жизнь вождей рабочего класса К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. «...Из отвращения ко всякому культу личности,-писал К. Маркс, - я... не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги...» (т. 34, с. 241). В. И. Ленин указывал, что для партийного руководителя совершенно недопустимы чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, капризность. С. в общественной и личной жизни - одно из требований коммунистической нравственности.

СКУПОСТЬ

СКУПОСТЬ - моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради к-рой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей). Отношение буржуазной морали к С. двойственное. С одной стороны, она оправдывает С., когда последняя связана с удовлетворением потребностей непосредственного производителя (Отношение к собственности, Бережливость). С др. стороны, когда речь идет об образе жизни имущих и о покупателе вообще, поощряются роскошь и расточительство. В капиталистическом об-ве, как указывает К. Маркс, «расточительность и бережливость, роскошь и лишения» взаимно предполагают друг друга (т. 42, с. 132), Исходя из необходимости разумного удовлетворения потребностей, коммунистическая нравственность  осуждает С. точно так же, как и чрезмерную роскошь и расточительство, поскольку то и др. противоречит подлинным интересам трудящихся (первая ущемляет, а вторая извращает потребности человека).

СМЕЛОСТЬ

СМЕЛОСТЬ - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. С. предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями С. являются подвиг, почин, инициатива. С. тесно связана с такими моральными качествами, каю мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретдого социального содержания. С. морально оправдана, когда она подчинена осуществлению гуманных и справедливых целей, порождена назревшими социальными задачами и выражается в гуманных и общественно-прогрессивных действиях. В противном случае акты личной С- являются проявлением отчаяния (действиями, совершаемыми вопреки логике истории), бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма. С. как массовое явление в жизни об-ва порождается особыми социальными условиями и обстоятельствами. Она служит одним из средств разрешения противоречия между величественными историческими задачами и препятствиями, трудностями, возникающими на пути их осуществления (Героизм). Массовым качеством С. становится в эпохи социальных революций, патриотических войн и больших общественных преобразований. Процесс строительства коммунизма, включающий постоянную, борьбу нарождающегося нового с отживающим старым (Чувство нового), требующий от людей принципиальности, активности, творчески-созидательного и революционно-критического отношения к действительности, постоянно порождает необходимость в С. со стороны масс, их руководителей и каждого сознательного члена социалистического об-ва.

Предыдущая страница Следующая страница