Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАВЕНСТВО

РАВЕНСТВО (в морали) - формальный принцип нравственности, согласно к-рому моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни. В личном плане этот принцип предполагает, что при оценке поступков др. людей человек должен исходить из тех же требований, к-рые он предъявляет к самому себе. Одной из первых попыток сформулировать принцип Р. в морали явилось так наз. «золотое правило»   в Библии. В новое время  этот принцип был сформулирован Кантом (Категорический императив). В совр, буржуазной этике принцип Р. обосновывается неопозитивистом Р. Хеаром, к-рый, однако, считает, что под данный принцип можно подвести любое содержание моральных требований. Всякая существовавшая в истории человечества мораль формально исходила из того, что ее принципы одинаково распространяются на множество людей. Однако историческое содержание принципа Р. в морали изменялось по мере развития об-ва. Феодальная мораль открыто формулирует различные нормы поведения для разных сословий. Р. здесь мыслится только в рамках одного сословия. Буржуазная мораль провозглашает всеобщее Р. у людей, но этот принцип остается чисто формальным в силу фактического классового неравенства. Поэтому на деле в классовом об-ве к представителям различных социальных слоев предъявляются разные требования. Подлинно общечеловеческой моралью является только коммунистическая нравственность,  к-рая предусматч ривает уничтожение классовых различий между людьми. В этом смысле она является первой в¦ истории человечества нравствен ностью, к-рая на деле предъяви ляет равные требования ко всем людям, т. е. последовательно осуществляет принцип Р. в морали.

РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ

РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ - развитая способность общественного человека осмысливать социальную действительность и самого себя в нравственных и вообш ценностных характеристиках. Действительность для Р. н. - не предуготованный порядок вещей, закрытая система, а открытый процесс, к-рый требует от человека не только познания наличной ситуации, но и способности к ее критической оценке, к преобразованию и созиданию принципиально иных возможностей. В Р. н. синтезируется познавательная и социально-творческая, нравственная культура, что предполагает углубление и расширение личностного мира человека. Проблема Р. н. была поставлена, хотя и антропоцентристски, еще Кантом. Однако он не нашел ей монистического решения. Такое решение дает марксизм. Марксистское понятие Р. н. основано на преодолении дуализма между научно-познавательными способностями человека и его духовно-нравственным развитием. С рассудочной т. зр. объективное познание истины всегда есть лишь нейтральный, безразличный инструмент, поддающийся нравственному или безнравственному использованию. На уровне же Р. н. человек постигает истину уже не как нейтральную, а как включающую в себя решения аксиологи-ческих (Ак-сиология) и этических проблем. Р. н., в сущности, есть не что иное, как критически мыслящая совесть, обогащенная опытом человечества и умудренная историческими уроками. Поэтому Р. н, всегда движется и проявляет себя в проблемах, а не в мертвых, слепых предписаниях. Такая нравственная культура мышления  есть условие подлинно коммунистического воспитания. В. И. Ленин определил обладателей такой культуры словами: «...можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести...» (т, 45, с. 391).

РАСКАЯНИЕ

РАСКАЯНИЕ - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Р. всегда рассматривалось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Р. может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно выполняет роль самооценки человеком своих поступков, к-рая направляет его дальнейшие действия. Р. - специфически моральный акт. Однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом Р. виновного. Здесь мы имеем дело с одним из случаев взаимосвязи морали и права.

РАЦИОНАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ (этический) (лат. rationalis - разумный) - методологический принцип, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип,  из к-рого можно было бы логически вывести все хонкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям. Моральные представления людей в своей совокупности действительно образуют целостную систему логически взаимосвязанных понятий (Сознание моральное), в к-рой более частные представления можно обосновать с помощью более общих. Но, абсолютизируя эту сторону морального сознания, рационалисты исходят из того, что все конкретные моральные проблемы, встречающиеся в жизни, можно разрешать путем чисто логического вывода из единого общего принципа. Тем самым они умаляют значение анализа конкретных социальных условий и обстоятельств и принижают роль личности в выборе определенного морального решения. В своих крайних формах этический Р. ведет к догматизации нравственности, к превращению ее в совокупность прописных истин, к·рые в готовом виде содержат в себе решение всех встречающихся в жизни проблем. В истории этических учений Р. чаще всего выступал как тенденция, к-рая осуществлялась с той или иной степенью последовательности. Элементы Р. можно обнаружить в этических учениях Платона и Евклида Мегарского. Платон, напр., пытался найти единую основу всех частных добродетелей (такую основу он видел в понятии «высшее благо» ) и тем самым Д дать всеобщее определение слраведливости. из к-рого вытекают все конкретные требования морали. Рационалистическая тенденция содержится в учении стойков (Стоицизм), Цицерона, позднее у Фомы Ливийского, затем у Канта (Формализм). В сущности, рационалистический характер носят этические системы гедонизма, эвдемонизма и утилитаризма, где все содержание моральных норм и принципов сводится к единому требованию приносить наслаждение, счастье или пользу людям. В совр. буржуазной этике попытки построить формально-логическую систему понятий предпринимаются нек-рыми неопозитивистами (Язык моральный). Всем разновидностям этического Р. в равной мере присущ общий методологический порок: выводя все содержание моральных требований из к.-л. единого принципа, теоретики нравственности не могут научно обосновать сам этот принцип, а предлагают признать его как самоочевидный факт, не нуждающийся в доказательствах. Однако в прошлом Р. как метод этики (пока он не абсолютизировался) имел в целом прогрессивное значение, поскольку его стороннич ки ставили перед собой задач создания теории этики как практической дисциплины, к-рая помогает людям решать жизненные проблемы. Именно эта полом тельная сторона Р. чаще всего отрицается в совр. буржуазной философии морали. Так, этические формалисты, критикуя Р., утверждают, что этика не может быть «механикой поведения», не может даже в самом общем виде ставить и решать моральные проблемы, ибо они не относятся к области науки (Мораль и наука). Иррационалисты (Иррационализм) считают, что моральные вопросы вообще не могут решаться в теоретической, обобщенной форме, что каждая нравственная ситуация совершенно уникальна, неповторима. Марксистско-ленинская теория морали, признавая исторические заслуги этического Р. и критикуя его ограниченность, берет из этой теории все то, что было в ней ценного для анализа нравственности (Логика морального языка).

РЕВНОСТЬ

РЕВНОСТЬ - неприязненно-враждебное чувство по отношению, к успехам, достоянию или популярности др. лица, а также к его самостоятельности в действиях и чувствах. По своему содержанию Р. есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы все: успехи, заслуги, расположение др. людей - безраздельно принадлежало только ему. Коммунистическая нравственность осуждает всякое проявление Р. в области общественной деятельности людей, в труде, в политике, в науке, поскольку она является следствием эгоизма, себялюбия, тщеславия, зависти к успехам др. людей в общем деле и приводит к нарушению принципа коллективизма и товарищеской взаимопомощи в отношениях между людьми. Особый случаи представляет Р, во взаимоотношениях между полами, поскольку половая любовь связана с естественным чувством взаимного обладания и близостью двух людей. Однако человек должен контролировать свои поступки, чтобы в этом случае чувство Р. не принимало крайних форм, не приводило к взаимному неуважению, посягательствам на личную свободу, деспотизму и подозрительности. Подобные проявления этого чувства, еще встречающиеся в социалистическом об-ве, являются пережитками старого и подвергаются осуждению.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЛЯТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕПУТАЦИЯ

РЕПУТАЦИЯ (лат. reputatio-обдумывание, размышление) -сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, авторитета, в том, чего от него ожидают в дальнейшем, какая мера ответственности на него возлагается и как оцениваются его поступки. Р. - один из частных случаев моральных отношений. С одной стороны, в ней воплощено общественное признание достоинства прошлой деятельности человека, а с др. стороны,-она оказывает влияние на роль и место этого человека в дальнейшей совместной деятельности коллектива. Коммунистическая нравственность осуждает погоню за Р., когда человек руководствуется в своих поступках исключительно стремлением завоевать популярность у др. (Тщеславие), вместе с тем она подчеркивает необходимость для каждого человека беречь свою честь (а также Я честь партии, коллектива, предпри-" ятия, на к-ром он работает, семьи; и т. п.).

РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНОЕ

РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНОЕ - интеллектуальная фаза морального выбора; рациональная процедура морального сознания, осуществляющего выбор поступка, отдавая . предпочтение определенным нравственным ценностям. Осн. этапы процедуры Р. м.: анализ моральной ситуации, выявление ее проблемности. сравнение возможных вариантов поступка, оценка последствий, принятие решения. Правильность, оптимальная гуманность принятого Р. м. зависит от способности личности принимать его со знанием дела, что, в свою очередь, обусловлено личным нравственным опытом человека, нравственной культурой личности. В процедуре Р. м. участвуют такие механизмы этического сознания, как рассудок, разум, интуиция. Успешно выполняя свои функции при решении сравнительно несложных моральные задач (действие по шаблону, следование устойчивой схеме достижения результата), рассудок уступает место разуму, способному к творческому Р. м. Т. обр., нравственный опыт индивида. помогает, ему ориентироваться, в таких ситуациях, когда новизна и противоречивость обстоятельств неподвластны стереотипному, мышлению. В ситуации, не дающей достаточной информации для принятия решения и в то же время требующей максимальной скорости в предпочтении к.-л. варианта поступка, в процедуру Р. м. включается нравственная интуиция. Своеобразно аккумулируя нравственный опыт человека, интуиция как бы «замещает» отсутствующую возможность взвесить все «за» и «против» в отношении каждого из вариантов поступка. Все три перечисленных механизма дополняют друг друга, и лишь адекватность к.-л. из них специфике ситуации морального выбора позволяет принять верное Р. м. Особый динамизм общественной жизни в условиях соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, возрастание роли нравственных начал в общественной жизнедеятельности повышают ответственность личности за Р. м., а следовательно, и значение его рациональных регуляторов. В то же время обостряется необходимость формирования гармонического морального мира личности, рациональность решений к-рой обеспечивается не в ущерб ее эмоциональному богатству, а достигается в единстве с развитием культуры чувств.

РИГОРИЗМ

РИГОРИЗМ (лат. rigor - строгость) - разновидность формализма в морали; моральный принцип,  характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении .определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и об-ва. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда - перерастает, в моральное ханжество и фарисейство. Сводя мораль к выполнению строгих правил, Р., в сущности, выхолащивает из нравственности ее человеческое содержание. Выполнение ее требований превращается в педантичное исполнение буквы закона. Человек становится рабом ложно понятой принципиальности, слепо следует моральной догме, утратившей свой подлинно нравственный смысл. Коммунистическая нравственность, предъявляя высокие требования к человеку, вместе с тем не ограничивает его самодеятельность и творчество  всеобъемлющим сводом правил на все случаи жизни. Она стремится вооружить человека общими моральными принципами, применяя к-рые он сам сможет решать, как нужно правильно поступать в тех или иных обстоятельствах. Иными словами, она предполагает действительно сознательное и свободное выполнение людьми своего долга перед об-вом.

РИТУАЛ

РИТУАЛ (лат. ritus - священный обряд) - разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в к-рой форма исполнения действий строго канонизирована, лишена (или постепенно лишилась) непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. Р. - это обрядовые церемонии демонстративного характера, совершаемые часто в торжественной обстановке, имеющие своей конечной целью внушить людям определенные социальные чувства (о всемогуществе и величии власти, о нерушимости данных обязательств, о неприкосновенности существующих отношений и т. п.). Особое значение обряды имеют в религии, где служат для укрепления религиозных чувств верующих. В эксплуататорском об-ве Р. служат средством эмоциональной обработки сознания трудящихся масс, воспитания их в духе покорности существующим устоям. В социалистическом об-ве Р. имеют довольно ограниченную сферу действия, обычно практикуются в особо торжественных случаях жизни об-ва и человека -во время празднеств, при вступлении в брак и т, п. Осн. же направлениями общественного воспитания становятся развитие в массах высокой коммунистической сознательности, выработка в людях глубоких убеждений, основанных на творческом усвоении идей коммунистической нравственности. В совр. буржуазной этикет существует т. зр. (М. Макдональд), что все содержание морали сводится к общепринятому Р. Такая т. зр. выхолащивает из нраственности момент целенаправленности и сознательности, игнорирует ее социальное значение, видит ней лишь внешнюю форму и по этому представляет собой крайй нюю степень формализма в морали.

РУССО (ROUSSEAU) ЖАН ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница