Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАИДЕГГЕР (HEIDEGGER) МАРТИН

ХАИДЕГГЕР (HEIDEGGER) Мартин (1889-1976) - нем. философ, один из основоположников экзистенциализма. Задачей своего учения (т. наз. «фундаментальной онтологии») X. считал постижение сущности (смысла) бытия, осуществляемое путем анализа существования изолированной от социальных связей личности, выявления его структуры, специфических способов, форм. X. интересуют лишь морально-практические отношения человека к действительности (к сущему), к др. людям, к самому себе, переживаемые во внутреннем (экзистенциальном) опыте личности. Вся сфера социальной жизни объявлялась неподлинным существованием (он обозначает ее неопределенно-личным местоимением man). Здесь личность перестает быть самой собой, т. к. в своих мыслях, чувствах, поступках руководствуется общепринятыми моральными представлениями, действует «с .оглядкой на др.», подчиняется общественному мнению. Освободиться от господства «безличного», воспринять существование как личное, как присущее только ему человек способен благодаря особому состоянию (расположенности, направленности) своего духовного мира, благодаря априорно данным ему чувствам, умонастроениям (страху, заботе, тревоге, ощущению покинутости, зову совести и т. д.). Лишь в этой субъективной сфере, согласно X., человек предстает во всей своей самобытности, он свободен в выборе поведения, выступает как истинно нравственная личность, несущая ответственность за свои поступки. Каждый человек наделен индивидуальной судьбой, его жизнь имеет начало и конец, заключена между рождением и смертью. Благодаря временности, этой своей специфической черте, существование открывается человеку как устремленное в будущее, как заключающее в себе мн. возможностей. Однако из этого положения X. делал пессимистический вывод: последней, решающей возможностью бытия объявляется смерть. Вся жизнь человека  выступает у него как «бытие для смерти». Именно страх перед «концом» помогает человеку постигнуть существование во всей подлинности, целостности, освобождает его от общественных связей - (смерть - это всегда «моя смерть», «никто не может отнять у другого его смерть»). В дальнейшем во взглядах X. произошел т. наз. «поворот», усилилось пассивно-созерцательное отношение к действительности, наметилась тенденция к объективному идеализму. Уже не человеческое существование находится в центре его внимания, а некое абстрактное бытие как таковое. Назначение человека X. видел теперь в том, чтобы стремиться к постижению «тайн» этого бытия и практически подчиниться ему, «вжиться» в него (пути к этому, по X., - «вслушивание в язык», возвращение к «истокам человеческой культуры», приобщение к «невыразимому», «неизреченному» и т. п.). Осн. соч.: «Бытие и время» (1927), «Письмо о гуманизме» (1947), «Ложные пути» (1950), «Введение в метафизику» (1953).

ХАНЖЕСТВО

ХАНЖЕСТВО - отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающим образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных. Как социальное явление X. превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, а с др. стороны, в негласную полицию нравов, во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь каждого. X. обычно скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение к индивидуальности человека. Оно процветает в условиях, когда подавляющее большинство людей подменяет сознательное и убежденное отношение к морали формальным исполнением ее требований лишь в силу экономического, политического или духовного принуждения. Это характерно для отношений эксплуатации и угнетения, воспитывающих в людях подавленность, пассивность, безразличие к тому, что происходит вокруг них. В таких условиях средн. массы людей всегда находятся добровольные охранители существующих порядков, к-рые выражают свое верноподданничество в опеке над благонадежностью всех остальных. Ханжеское отношение к нравственности вырабатывается напр., религиозная мораль,  к-рой присущи лицемерие, догматизм, фарисейство. В социалистическом об-ве явления X. представляют одно из наиболее отвратительных наследий прошлого, связанных с пережитками бюрократизма, карьеризма и приспособленческой психологии. X. противоречит природе коммунистической нравственности к-рая требует от человека сознательности, убежденности, уважения и гуманного отношения к др.

ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЙ (греч. character - черта, особенность) -совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания. X; м. того или иного человека проявляется в поведении. Составляющие X. м. качества можно условно подразделить на идейно-общественные (идейность, сознательность, принципиальность, инициативность, убежденность), характеризующие отношение данного человека к труду (трудолюбие и тунеядство), к собственности (бережливость и корыстолюбие), к др. людям (человечность и человеконенавистничество, уважение и высокомерие, вежливость и грубость), к самому себе (гордость, самолюбие и тщеславие, зазнайстство, чванство), а также качества, раскрывающие честность человека (правдивость, верность, искренность и лицемерие, вероломство), наконец, волевые качества (самообладание, выдержка, мужество, смелость и малодушие, трусость). Иногда одно и то же качество (скажем, верность или самоотверженность) может одновременно характеризовать как общественные убеждения личности, так и ее отношение к себе и людям, ее волевые свойства. Мораль каждой общественно-экономической формации создавала свои специфические представления о X. м, - образы положительных и отрицательных людей - и соответственно формулировала цели нравственного воспитания. Христианская мораль создала образ «святого праведника» - аскета, преодолевшего «земные страсти» (Аскетизм); ранняя буржуазная мораль  - образ бережливого накопителя, чуждающегося роскоши и осуждающего праздность дворянства. Но все эти представления, выражавшие классовые устремления различных социальных групп, были крайне односторонни. Они исходили не из объективных социальных предпосылок, формирующих психологию личности, а из моральных требований и оценок, к-рые предъявлялись к человеку и считались определяющими его чертами. В коммунистической нравственности понимание X. м. свободно от такой односторонности. Правда, на разных ступенях ее утверждения и развития первоочередное значение могут приобретать те или иные моральные качества. Однако ни один из вырабатывающихся в моральном сознании народа положительных или отрицательных образов не претендует на универсальную значимость. В качестве же нравственного идеала выдвигается представление о всесторонне развитой и гармоничной личности (Всестороннее, целостное развитие личности).

ХАТЧЕСОН (HUTCHESON) ФРЭНСИС

ХАТЧЕСОН (HUTCHESON) Фрэнсис (1694-1747) - шотл. философ-моралист, один из представителей субъективно-идеалистической школы нравственного чувства. Исходным пунктом для X. является положение Шефтсбери о врожденном предрасположении человека к порядку и гармонии, одинаково проявляющемся в добродетели и красоте. Чувство благосклонности в нравственном мире - прирожденная и непреходящая часть человеческой природы и аналогично всеобщему тяготению в мире физическом. Согласно X., человеку присущи разнообразные чувства, к-рые отражают окружающий мир  и направляют действия людей, напр. чувство, к-рое позволяет постигать «добро или зло в нас или в других». Это чувство прирожденное и проявляется непосредственно в характере действий и склонностей, в одобрении добра и в осуждении зла, ибо, с т. зр. X., творец природы сделал добро осн. формой побуждения к действиям и дал человеку сильные страсти в качестве стимула к добродетельным поступкам. Критерий добродетельности поступка - его направленность к содействию общему благу. Поэтому действия, источником к-рых является самолюбие, по X., морально безразличны. Но поскольку человек является частью разумной системы, он может «быть частично объектом своей собственной благосклонности» и «личные добродетели» могут рассматриваться как объекты моральной оценки. Осн. произв. X. по вопросам этики: «О красоте, порядке, гармонии и форме» (1725), «Исследование моральных понятий о добре и зле» (1725), «О природе страстей и наклонностей и об управлении ими» (1728).

Предыдущая страница Следующая страница