Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ

ОБЩЕНИЕ - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря к-рой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга...» (Маркс К; Энгельс Ф-, т. 3, с. 36). Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга. По словам Ф. Энгельса, «занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя  и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью» (т. 21, с. 297). В процессе О. люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». О.-это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с др. людьми, а также обращение человека к самому себе ·-к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека О. становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата. «Тайна» О. состоит в стремлении и умении жить с др. людьми и согласии и доброжелательстве, щедро делясь с ними богатством собственной души, сердца. Человеческий, общественный смысл подобной самоотдачи определил К. Маркс: «...ощущать потребиость в том величайшем богатстве, каким является другой человек» (т. 42, с. 125), для того чтобы «чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием» (там же, с. 121). О. - одновременно процесс воспитания и самовоспитания, в к-ром без дидактики а морализи-рования люди воздействуют друг на друга. Поэтому так важен вопрос о его нравственном смысле и культурных формах-Подлинно человеческое О. - форма творчества, помогающая выявить я раскрыть лучшие стороны личности. Оио строится на уважении достоинства др. человека, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности, привычек и т, п. Элементарная, казалось бы, привычка приветствовать при встрече друг друга имеет глубокий смысл, означая радость, что видишь знакомого или близкого человека здоровым, выражение расположения, симпатии и т. д. И не случайно у мн. народов приветствие представляет собой ритуал, церемонию. Наиболее содержательное, емкое и выразительное средство человеческого О. - слово, речь. Умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Но есть и «немой язык» человеческих чувств - взгляд, жест, к-рый может быть приветливым и обидным, красивым и вульгарным, выразить симпатию или антипатию к человеку; поза, манера держаться в разговоре, на трибуне и т. д. также характеризуют культуру, воспитанность человека. Жанр, способ и средства О. имеют нравственный, гуманистический смысл, поскольку раскрывают,· насколько развита в человеке способность поставить себя на место и в положение др. людей. Формирование и совершенствование потребности в О. с др. людьми - важная задача нравственного воспитания в условиях социалистического, коллективистского об-ва и одновременно гарантия правильной направленности в развитии общительности» культуры О.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - средство духовного воздействия об-ва (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, к-рому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее др. поступки, является одним из способов регулирования поведения людей в об-ве. С т. зр. марксистской этики определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а О, м., к-рое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. В этом положении находит выражение материалистическое учение о роли народных масс и личности в истории. Хотя отдельный человек всегда способен и правомочен более или менее самостоятельно судить о значении своих действий, в гораздо большей степени этой способностью и правом обладает масса, коллектив, об-во в целом. Само личное самосознание формируется у человека в процессе его общественного воспитания, в значительной степени под воздействием мнения окружающих, Однако в классовом об-ве, пока сохраняется противоречие между отдельным человеком и обществом в целом, между личностью и коллективом, требования О. м. и личной совести часто приходят в столкновение между собой. К тому же в антагонистическом об-ве не существует единого О. м., а то, что выдается за мнение об-ва, в действительности выражает мнение господствующего класса. При социализме уже не существует принципиального антагонизма Между О. м. и убеждениями личности. Противоречия между ними возникают и преодолеваются в ходе борьбы нового со старым, в процессе совместного участия всех людей в решении возникающих социальных проблем. Именно в условиях единства общественных и личных интересов утверждается по-настоящему авторитет О. м. в социальной жизни, создается возможность для широких народных масс решать вопросы коммунистического строительства, преодолевать разногласия и споры посредством коллективного обсуждения и взаимного убеждения. О. м. в социалистическом об-ве, отражающее богатый коллективный опыт, в принципе обладает приоритетом перед всяким личным мнением. Но О. м. не противостоит мнению личности, а является результатом обобщения мн. индивидуальных взглядов. В свою очередь каждый человек получает возможность высказать свое суждение, отстаивать перед др. свою т. зр., проявлять инициативу, почин, предложить остальным свой личный пример.  Такую возможность предоставляет людям социалистическая демократия, принцип коллективности руководства, повсеместно внедряемый Коммунистической партией общественный контроль, критика и самокритика.  Чем более сознательно и свободно народные массы участвуют в многостороннем процессе государственного и общественного управления, тем больший авторитет приобретает О. м. Формирование определенного коллективного мнения -создание атмосферы непримиримости ко всякому злу,несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству -имеет первоочередное значение для утверждения коммунистических общественных отношений.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - понятие, с помощью к-рого нек-рые мыслители прошлого пытались объяснить происхождение государства, права и морали. Согласно теории О. д., первоначально человек пребывал в «естественном состоянии», на нем не лежало никаких обязанностей перед др., и каждый руководствовался лишь инстинктом самосохранения и личным интересом, удовлетворял свои потребности, полагаясь только на собственную силу. Это состояние неограниченной свободы имело следствием несогласованность действий людей или даже «войну всех против всех», что в конце концов приводило к ущемлению интересов каждого. Поэтому впоследствии люди заключили между собой молчаливый или официально оформленный договор о том, что они обязуются соблюдать определенные нормы поведения и поступаются частью своей свободы в пользу государства, к-рое гарантирует неприкосновенность жизни и собственности каждого. Идеи О. д. высказывались еще в древности (софисты, Эпикур, Цицерон), но в виде развернутой теории были обоснованы буржуазными философами (Греции, Гоббс, Руссо и др.). Положительное значение теории О- д. состояло в том, что она была направлена против религиозного, чисто традиционного или авторитарного объяснения происхождения права и морали. Однако в целом она оставалась идеалистической: из нее вытекает, что общественные законы, хотя их целесообразность и диктуется объективными потребностями человеческого общежития, якобы устанавливаются в результате волеизъявления и соглашения людей, являются продуктом человеческого разума. Данная теория оказала влияние на значительную часть буржуазных этических учений, в к-рых требования нравственности выводятся не из объективной зависимости человека от об-ва, не из законов истории, а из обязательства, к-рое люди принимают на себя перед об-вом по своему усмотрению, руководствуясь собстственной выгодой. Такое объяснение происхождения моральных обязанностей человека перед об-вом, в сущности, является индивидуалистическим и субъективистским и поэтому отвергается марксистской этикой.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ - вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в об-ве или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. Социальная жизнь при всем ее разнообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, к-рые требуют от людей однотипных поступков. Общепринятые приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках одного об-ва формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношений людей в быту, религиозные ритуалы и т. п. - все это и составляет О. в самом широком смысле слова. Посредством их происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к отдельной личности. к-рая усваивает их в процессе общественного воспитания, и от поколения к поколению, к-рые их сохраняют и последовательно передают дальше. К О. же в более узком смысле слова относят только такие действия, к-рые воспроизводятся массами стихийно. Поэтому к О. нельзя, напр., отнести распорядок деятельности, предусмотренный к.-л. инструкциями. От О. также отличают общественные навыки, к-рым специально обучают; формы производства и распределения, поскольку они регулируются отношениями собственности; санкционированные об-вом правила, поддерживаемые властью государства правовые нормы (Мораль и право). О., к-рые поддерживаются посредством моральных отношений, называются нравами (см. также Привычки). Хотя О. являются составной частью нравственной деятельности, к ним не сводится моральное поведение. Ведь мораль предполагает наряду с общепринятыми нек-рые исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество). Кроме того, моральные требования и действия часто выше обычных форм поведения, иногда даже отрицают существующие устои жизни, имеют прогрессивно-исторический, смысл, устремлены в будущее, тогда как О, лишь воспроизводит те формы поведения, к-рые уже установились. О. представляет собой элемент принятого в об-ве образа жизни, к-рый, в свою очередь, слагается из совокупности различных О. При развитии об-ва, и особенно при переходе от одной социальной формации к др., происходит преобразование и ломка О., борьба старых и новых О. Напр., победа социализма над капитализмом в повседневной жизни об-ва как раз и состоит, как указывал В. И. Ленин, в творчестве новых форм общественной дисциплины и преодолении пережитков старого в поведении людей, т. е. в формировании новых О., отвечающих условиям социалистической действительности.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО

ОБЫЧНОЕ ПРАВО - обычаи, закрепленные государством в качестве правовых норм. О. п. появляется при образовании классового об-ва и государства. При первобытнообщинном строе поведение членов рода регулировалось велениями органов родового самоуправления (старейшинами, советом старейшин) - и обычаями. Самые ранние системы права состоят в осн. из обычаев, переработанных в интересах господствующего класса. Юридическими нормами О. п. становятся только те обычаи, к-рые защищают устои существующего общественного строя. О. п. характерно как для рабовладельческого, так и для феодального об-ва. Примерами О. п. служат такие кодексы, как «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало». Зачастую в качестве норм О. п. были санкционированы самые гнусные обычаи (напр., право первой ночи). С победой буржуазных революций из правовых норм исключались наиболее устаревшие и дикие обычаи. Однако, стремясь к компромиссу с дворянством, буржуазия сохранила отдельные нормы О. п. В совр. буржуазных государствах нормы О. п., хотя и в незначительной мере, применяются судами при решении конкретных дел. Нек-рую роль О. п. играет в международных торговых отношениях. Законодательство социалистических стран в редких случаях признает за обычаями значение юридических норм (при разделе имущества, наследовании имущества крестьянского двора и в нек-рых др.). Обычаи, в к-рых отражаются вредные пережитки прошлого, преследуются законом.

ОБЯЗАННОСТЬ

ОБЯЗАННОСТЬ (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отлич-ие от категории долга, понятие О. имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с др.-более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные О. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (Отношения моральные), к к-рой они относятся (семейные, общественные, трудовые О.); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в к-рые человек попадает. Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них моральных О. создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины. И наоборот, пренебрежение своими О. ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми. Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем О., утверждению и укреплению тех моральных принципов, к-рые он исповедует. В реальной жизни различные О. могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора. Лицемерие морали эксплуататорского об-ва состоит в том, что ее требования не распространяются в равной мере на представителей различных классов. Действенность же коммунистической нравственности заключается в ее общеобязательности, в действительном равенстве всех перед ее требованиями.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - добровольное возложение человеком на себя обязанности перед об-вом или отдельными людьми. Практика взаимных О. (обещаний) играет большую роль в жизни об-ва, начиная от личных взаимоотношений и кончая отношениями государств. Данное человеком О. позволяет всем др. заранее рассчитывать на определенное с его стороны поведение в дальнейшем. О. является, т. обр., одним из способов взаимной координации действий людей. Мн. виды О. (договоры, контракты) закрепляются с помощью правовых санкций. В морали же практика взаимных О. выступает в виде требования сохранять верность данным обещаниям, выполнять их, В буржуазной этике О. иногда трактуется как источник всех др. моральных требований. Согласно теории общественного договора, моральный долг человека перед об-вом проистекает из его добровольного соглашения со всеми остальными людьми выполнять определенные правила совместной жизни. Марксистская этика рассматривает взятое О. лишь как один из случаев морального долга. О. человека перед об-вом объективно обусловлены и не зависят от его усмотрения. Но помимо выполнения общих для всех нравственных требований в определенных случаях человек берет на себя дополнительные О. В социалистическом об-ве, напр., каждый обязан трудиться по способностям. Но поскольку существуют общепризнанные средние нормы труда, отдельный человек или коллектив в целом могут взять О. превысить их. Практика таких социалистических обязательств имеет большое значение в повышении общественной производительности труда. Коммунистическая нравственность требует от всех людей выполнения взятых на себя О, в общественной и личной жизни. Однако это требование не следует понимать безусловно. Когда выполнение обещания влечет за собой аморальное деяние, от него следует отказаться. Так, прочность социалистической семьи предполагает верность супругов принятым на себя брачным О. Однако в том случае, когда в силу к.-л. причин продолжение супружеских отношений приводит лишь к унижению человеческого достоинства, создает нетерпимую обстановку для обоих и для нормального воспитания детей, расторжение брака может быть правильным с моральной т. зр. решением (Брачно-семейная мораль).

ОДОБРЕНИЕ

ОДОБРЕНИЕ (моральное) - см. Санкция.

ОПТИМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСУЖДЕНИЕ

ОСУЖДЕНИЕ (моральное) - см. Санкция.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (нравственная) - категория этики, характеризующая личность с т. зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых об-вом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в к-ром он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен (Вина) в ее невыполнении, - это вопрос о личной О. Т. обр., О. - это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с т. зр. возможностей личности. В связи с этим проблема О. охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли отвечать человек за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на к-рые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия. Все эти вопросы решались теоретиками морали в зависимости от того, как им представлялось действи-. тельное положение человека в об-ве, в к-ром они сами жили. Проблема О. в домарксистской этике была особенно трудной потому, что во всей предшествующей истории общественные законы действовали стихийно, находились, вне контроля человека. Люди в своей деятельности оказывались игрушками слепых, непонятных для них сил. В условиях родового и общинного строя человек полностью зависел от «судьбы» и одновременно был повинен за все последствия своих действий, к-рые он не мог предвидеть. В совр. капиталистическом об-ве положение человека остается столь же противоречивым. Поэтому буржуазные философы при решении проблемы О. большей частью либо признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, к-рых добивается (деонтоло-гический интуитивизм). Марксистская этика решает вопрос об О. исторически конкретно. Проявления моральной безответственности людей в классово-эксплуататорском об-ве в конечном счете обусловлены бесчеловечным характером общественных отношений (Отчуждение). Личная О. человека неизмеримо возрастает в условиях социализма, где ликвидируется стихийность действия экономических законов, где люди получают возможность сознательно участвовать в коллективном преобразовании об-ва. В процессе формирования коммунистических отношений мера личной О. каждого постоянно увеличивается соответственно развитию массовой общественной активности, сознательности людей, самодеятельности и творчества трудящихся во всех областях жизни и деятельности. К О, необходимо подходить конкретно, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их О. Проблема О. - это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, к-рая в полно» мере осуществляется лишь с гармоническим развитием всех способностей личности (Всестороннее, целостное развитие личности).

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ИЛИ ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (или девиантное) ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio -уклонение, отклонение) -особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения. Буржуазные теоретик» неопозитивистских направлений, (Неопозитивизм) оценивают эти отступления с внеклассовых и антиисторических позиций, приравнивая действительно негативное поведение (скажем, преступность) к проявлениям исторически неизбежного преодоления массами господствующей (буржуазной) морали. Человеческое поведение подлежит моральной оценке с т. зр. не только общеобязательной нормы, но и нравственного идеала. Поэтому к О. п. можно отнести далеко не все поступки, не укладывающиеся в рамки обыденной моральности, а лишь те, к-рые противоречат идеалу. Такие же отступления от нормы, к-рые возвышаются над уровнем обыденности (почин, подвиг и т. д.·), заключают в себе положительный моральный смысл, нацелены на совершенствование существующих общественных и нравственных отношений, конечно, не являются О. п. Акты О, п. возможны и в условиях социализма (напр., разного рода нарушения правил социалистического общежития). Их истоки коренятся в различной степени полноты и глубины усвоения личностью принципов и норм социалистической морали, в неумении применять их в сложных жизненных ситуациях, в неодинаковом уровне нравственной культуры людей. О. п. обусловливается и многозначностью последствий нек-рых положительных социальных процессов (урбанизация, рост потребления), к-рые, с одной стороны, цементируют общественные нравы, но с др.-порождают специфические трудности воспитательного характера. Пути преодоления О. п. лежат в русле использования всех возможностей системы общественного воспитания (Комплексный подход к воспитанию), в укреплении единства идеологических, организационных, хозяйственных и культурных аспектов человеческой деятельности в развитом социалистическом об-ве.

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ - одна из важнейших сфер взаимоотношений людей. С моральной т. зр. это отношение составляет специфическую проблему, поскольку женщина выполняет в об-ве особую роль (прежде всего на нее ложится задача рождения и воспитания ребенка) и исторически была поставлена в особое общественное положение благодаря разделению труда между полами. Именно потому, что общественное по своей сути отношение мужчины к женщине имеет под собой природную основу различия и взаимоотношения полов, «в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека  стало человеческим... в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью..? какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 42, с. 115-116). О. к ж. изменялось исторически вместе с развитием человеческой культуры. Но прогресс в этой области был крайне противоречивым. С одной стороны, вырабатывались различные формы внешнего уважения к женщине - поклонение ее красоте, воспевание ее в искусстве, забота о представительнице «слабого пола», особый этикет в обращении с ней. С др. стороны, фактически не признавалось ее равноправие в общественной жизни, чем ущемлялось ее человеческое достоинство, а за поклонением красоте часто скрывалось О. к ж. «как к добыче и служанке общественного сладострастия...» (там же, с. 115). В совр. буржуазном об-ве примером этого могут служить различные уродливые формы культа женского тела (ажиотаж вокруг «конкурсов красоты», использование «красоток» в коммерческой рекламе, стриптиз), являющиеся, в сущности, утонченными формами торговли и спекуляции женщиной. Социалистическое об-во начинает эмансипацию женщины с действительного признания ее равноправия с мужчиной в трудовой и общественно-политической деятельности. Но это лишь первый шаг в деле полного освобождения женщины, поскольку, «несмотря на все освободительные законы», женщину, говорит В. И. Ленин, «давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской,, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею» (т. 39, с. 24). Постепенное освобождение женщины от бремени домашних работ осуществляется благодаря постоянной заботе государства об улучшении условий быта, облегчений домашнего труда, развитии системы общественного воспитания детей. Тем не менее в силу особой роли женщины в воспроизводстве человеческой жизни и особенностей ее биологического и психического склада не снимается вопрос об особо заботливом и чутком отношении к ней, об уважении женского достоинства, о под-лкяно человеческой любви к физической и духовной красоте женщины. Коммунистическая нравственность требует от мужчины внимательного и тактичного О. к ж. как в общественной жизни, так и в личных взаимоотношениях (см. также Брачно-семейная мораль).

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ - одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содержание (Этика и экология). О. к п. зависит от господствующего в об-ве способа производства, осуществляется на основе общественных связей между людьми. В субъективном плане О. к п. - своеобразная проекция тех критериев и оценок, к-рые применяются в межличностном общении. Можно выделить три осн. исторических типа, а соответственно и три ценностные модели О, к п. На начальной стадии развития, когда производство осуществлялось гл. обр. в форме охоты и собирательства, О. к п. носило по преимуществу приспособительный характер. Объективная зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древн. человека, в его О. к п. с суеверным страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения. С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы природного вещества по своему усмотрению. Господство человека над природой необычайно возрастает с переходом от ручного орудия к машинному производству (промышленная революция). Однако частнособственническая форма развития производительных сил обусловливает превращение эксплуатации природы в ее хищническое ограбление. На этой основе складывается представление о природной среде лишь как о внешнем объекте пользования. Утилитарно-торгашеское сознание полностью лишает природу ценностного статуса, низводит ее до уровня средства для достижения экономической выгоды. В совр. период активизируется борьба мировой демократической общественности за сохранение среды обитания, в ходе к-рой утверждаются антибуржуазные нормы О. к п. (Экологическая этика). Вместе с тем в качестве неадекватной реакции на буржуазный прагматизм на Западе наблюдается оживление сентиментально-благодушных воззрений на природу. Коренные особенности социалистического производства (планомерный характер, ориентированность на благо трудящихся и т. п.) рождают новое О. к п., призванное гарантировать здоровое существование и прогрессивное развитие человечества. Ценностная сущность социалистического природопользования состоит в бережном, заботливом О. к п., что соответствует целям всестороннего, целостного развития личности. Социалистической морали чужды как благоговейиие преклонение перед природой, так и узкопрагматистский взгляд на нее. Она формирует ответственное О. к п., основанное на убеждении, что природа принадлежит всему об-ву, включая и грядущие поколения людей. Особое воспитательное значение имеет заботливое отношение к животным, являющееся специфическим выражением нравственной культуры личности. Признание ответственности человека за сохранение природной среды не только реальный факт социалистического общественного сознания, но и важная задача общественной жизнедеятельности, к-рая решается в процессе соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции.

ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ

ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ - экономическая и этическая категория, характеризующая как объективное отношение человека к средствам производства, и потребления (форма собственности), так и субъективное отношение людей к предметам общественного богатства. О. к с. неразрывно связано с отношением к труду и исторически изменяется вместе с экономическим строем об-ва. В предмете собственности воплощен человеческий труд, а в ее формах отражено социальное положение людей в об-ве. Поэтому в том, как человек относится к собственности, выражено ero отношение к самому себе как к общественному существу, созидателю и потребителю материальных и духовных благ, к др. людям и к об-ву в целом. Буржуазная мораль рассматривает частную собственность как определяющее условие проявления возможностей и способностей человека, гарантию свободы личности и критерий ее достоинства. В действительности же именно частная собственность  делает человека несвободным, принижает его достоинство, искажает его потребности. С т. зр. буржуа, обладание предметом тождественно его полному присвоению. На самом же деле частная собственность на предмет и его употребление на благо человека постоянно вступают между собой в противоречие. «Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр... тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище... Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество... Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 42, с. 131-132). Поэтому буржуазное О. к с. состоит в корыстолюбии, стяжательстве, скупости, скаредности (Бережливость) и в их оборотной стороне - расточительности. При этом в первую очередь приносятся в жертву потребности рабочего, к-рые рассматриваются капиталистом как «издержки производства» и к-рые он стремится довести до минимума. Буржуа видит в своем богатстве не средство всестороннего развития своей личности, а орудие власти, гарантию кредита, символ престижа. Принципиально иное О. к с. утверждается в социалистическом об-ве, где общественная собственность является достоянием самих трудящихся, залогом удовлетворения растущих потребностей каждого члена об-ва. Требование ее неприкосновенности отнюдь не означает принесение в жертву интересов людей ради потребностей производства самого по себе. Бережливое отношение к социалистической собственности, прежде всего, предполагает наиболее целесообразное (экономичное и эффективное) использование имеющихся в распоряжении об-ва средств для повышения благосостояния трудящихся. Именно этот смысл имеет требование морального кодекса строителя коммунизма: «Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния». Борьба с расхитителями общественной собственности, с бесхозяйственностью и расточительством - это не что иное, как защита интересов трудящихся. Коммунистическая мораль предполагает уважение и к личной собственности граждан, поскольку в ней воплощены мера участия ее владельца в общественном труде и труд др. людей. Отношение к предмету потребления как к материальной и эстетической ценности не должно приводить к превращению его в фетиш, в объект накопления и стяжательства, в символ обывательски понимаемого благополучия (Мещанство). Коммунистическая нравственность требует от человека, чтобы не он становился рабом вещи (Потребительство), а пещь служила ему, была средством разумного удовлетворения его разносторонних потребностей.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЧУЖДЕНИЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория; означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто не зависящее от человека и господствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсонифицируется, поскольку общественные отношения  людей приобретг ют форму отношения вещей. Понятие О. возникло в философ нем. и фр. Просвещения, подвергшего критике антигуманный характер об-ва, в к-ром достижения социального прогресса и культуры: обращаются против человека. Но эта критика не выходила за рамки нравственного осуждения бесчеловечности существующего об-ва (Морализирование) и не вскрывала действительной социальной причины О. Лишь К. Маркс показал, что в классово антагонистическом об-ве О. есть результат социального разделения труда и выражается в господстве частной собственности на средства производства  и эксплуатации человека человеком. Люди устанавливают свои отношения друг с другом стихийно и не могут контролировать их; совместная общественная деятельность, ее результаты и социальные связи людей оказываются внешними и чуждыми каждому человеку и различным социальным группам. Общественный мир, созданный человеком, становится враждебным ему и властвующие над ним, а он сам вынужден таяй или иначе приспосабливаться к этому миру (Человек и общество). Продукты человеческого труда противостоят рабочему в качестве капитала, общественной силы, властвующей над ним и принуждающей его к труду (отчужденныд труд). В области нравственности О. проявляется в том, что нормы¦ и принципы поведения выступают как нечто противоположное собственной жизнедеятельности людей, навязанное иж - извне, подавляющее их «естественные» стремления, а не обусловленное их совместной деятельностью. Это отражается в извращенных представлениях о природе нравственности (Фетишизм, Абсолютизм. Авторитаризм), необходимо влечет за собой лицемерие, попытки оправдания бесчеловечной действительности мнимо моральными основаниями. В результате лицемерию официальной идеологии, общественной морали люди начинают противопоставлять свою личную, «внутреннюю» нравственность (Долг, Совесть, Иррационализм, Экзистенциализм). Все эти извращенные представления о нравственности устраняются лишь вместе с преодолением О. Вскрыв объективную основу О., марксизм указал практические пути его ликвидации. Это - революционное преобразование об-ва: уничтожение частной собственности, планомерная организация социальных отношений, в конечном итоге построение коммунистического об-ва. В ходе коммунистического строительства требования нравственности превращаются во внутреннюю потребность человека, обусловленную всей его жизнью и деятельностью, перестают противостоять ему в качестве извне навязанной силы, т. е. окончательно исчезает О. и вместе с этим происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (см. также Всестороннее, целостное развитие личности, Коммунистическая нравственность, Свобода нравственная).

ОУЭН (OWEN) РОБЕРТ

ОУЭН (OWEN) Роберт (1771-1858) - англ. социалистутопист. В области этики О. преодолевает буржуазную ограниченность Гельвеция и Бентама, в воззрениях к-рых (при всех различиях) общим было убеждение, что нравственное об-во возможно при строе, основанном на частной собственности. О. выдвигает и отстаивает положение о том, что частная собственность  разъединяет и сталкивает людей, деморализует их, поэтому нравственное об-во возможно только на основе общественной собственности и взаимного сотрудничества. К. Маркс писал: «Свою систему правильно понятого интереса Вентам основывает на морали Гельвеция, а Оуэн, исходя из системы Бентама, обосновывает английский коммунизм» (т. 2, с. 146). Вслед за фр. материалистами XVIII в, О. считал, что взгляды человека определяются окружающей его средой. Чувства, убеждения и воля, по О., зависят от впечатлений, производимых на природную организацию человека внешними обстоятельствами, «Таким образом, весь его характер в физическом, умственном и нравственном отношении образуется независимо от него». Из этих положений О. делал вывод, что в пороках людей повинен тот общественный строй,  в к-ром они существуют. Он углубил по сравнению с фр. материалистами анализ социальной среды, формирующей нравственные взгляды человека, отнеся к ней не только политическое устройство об-в а, но и экономический строй. В этой связи О. подверг резкой критике строй капиталистической погони за прибылью. Капитализму О.. противопоставил социализм как разумное общественное устройство, в к-ром создаются необходимые условия для воспитания высоконравственных людей, поскольку присущее всякому человеку стремление к счастью в социалистическом об-ве сочетается с достижением счастья для всех. Но положение об определяющем влиянии обстоятельств на человека О. трактовал весьма метафизически: «Внутренний и внешний характер человека формируется для него, а не им... Поэтому человеку нельзя вменять ничего в заслугу или в вину, он не может заслуживать похвалы или порицания, награды или наказания...» О., т. обр., отрицал возможность выбора в поведении человека, что, по существу, означает ликвидацию морали. Своему ошибочному толкованию О. придавал исключительное значение, видя в нем путь к установлению строя всеобщего счастья. Усвоивший это положение человек, считал О., освобождается от злых чувств к др. людям и проникается чувством любви и милосердия. Всеобщее распространение этого положения устранит причины зла на земле и приведет к торжеству, добра. Для того чтобы побудить созданных существующим общественным строем порочных людей стать на путь избавления от пороков, 0.-1 апеллирует к истине и разуму. Разум, по его мнению, должен убедить людей принять истину о за-я висимости характера человека от обстоятельств и устроить общественную жизнь сообразно с ней. Невежество и заблуждения О. рассматривает как источник зла, а истину и разум - как источник добра. Здесь метафизический подход к проблеме социальной детерминации нравственных взглядов: человека сочетается у О. с идеалистическим пониманием· источников.; морали и движущих сил ее развития. В этическом учении О. важное место занимают соображения о нравственном воспитании в будущем социалистическом об-ве. Наряду с производством О. рассматривает воспитание как гл. сферу деятельности этого об-ва. Осн. соч., в к-рых нашли отражение этические взгляды О,: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципе образования человечен ского характера» (1812, рус. перевод 1865), «Книга о новом нравственном мире» (1836-44), «Революция в сознании и деятельности! человеческого рода» (1849).

ОЦЕНКА

ОЦЕНКА (моральная) - одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при к-ром оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности общественного образа жизни определенным моральным требованиям. Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства  (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание,  определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от, требований, выраженных в виде норм, к-рые в форме общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение:  «Этот поступок-зло» -можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки. Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такого, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе -зло»). Прибегая к данной форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтоб совершить правильный выбор. В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «Незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм). Маркеи-стско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или опровергать) посредством более общих моральных представлений-нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к-к-рам приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика).

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ - см. Язык моральный.

П

Предыдущая страница Следующая страница