Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Словарь по этике
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЕЖДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЕ (моральное): 1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т. п.), к-рым он считает для себя  обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, У. принимают форму мотивов, к-рыми он руководствуется в своей деятельности. У. складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной об-вом духовной культуры, накопления личного практического опыта, к-рый позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения. Процесс формирования У. представляет собой одну из сторон процесса нравственного воспитания личности, к-рый имеет сложный, многосторонний и противоречивый характер (Человек и общество. Всестороннее, целостное развитие личности, Трудовое воспитание). В социалистическом об-ве он имеет свои особенности (Коммунистическое воспитание). 2. Передача нравственных представлений от одного человека к др., от об-ва к отдельным его членам, осуществляемая гл. обр. путем разъяснения. У.-осн. метод коммунистического воспитания, к-рое требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает мн. разнообразные формы, пропаганду марксистско-ленинского учения об об-ве, разъяснение практических задач коммунистического строительства, обоснование идей коммунистической нравственности, воспитание масс на конкретных примерах из жизни социалистического об-ва, деятельности различных коллективов и отдельных людей, оценку общественным мнением различных явлений, поступков, критику и самокритику.

УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УБЕЖДЕННОСТЬ

УБЕЖДЕННОСТЬ - субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в к-ром проявляется его уверенность в собственной правоте. Являясь одной из форм нравственного самосознания. У. представляет собой идейно-психологическую основу для развития в человеке определенных волевых качеств - мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности избранным идеалам. У. может быть подлинной, когда она основывается на действительной сознательности, на глубоком понимании социально-исторических процессов, потребностей об-ва и людей, смысла требований нравственности, к-рые человек проводит в жизнь. Но она может принимать и извращенные формы, когда человек некритически усвоил определенные представления, догматически уверовал в непререкаемость исповедуемых им принципов, в чей-либо авторитет или же в собственную непогрешимость (Догматизм, Фатализм, Авторитаризм). Такого рода У. обычно сочетается с косностью и крайним фанатизмом, с неспособностью учитывать практический опыт и обосновывать свои убеждения, с нежеланием обращать внимание на факты и прислушиваться к суждениям др. людей (Чванство). Для поведения человека с подобной У. часто характерны формализм, лицемерие. Ложная У. зачастую скрывает за собой извращенное понимание смысла нравственных требований и служит для оправдания (перед собой и др.) аморальных поступков. Т, обр. У. в зависимости от ее содержания может представлять собой и положительное, и отрицательное моральное качество. Марксистская этика не ограничивается нравственной оценкой У., а требует выявления ее общественного смысла и социальных источников. Ложная У., как правило, присуща сознанию людей, к-рые в силу своего социального положения не способны подняться до понимания смысла общественных законов. Так, совр. буржуазная идеология, оправдывающая существование об-ва, к-рому история вынесла смертный приговор, способна вырабатывать у своих приверженцев лишь извращенные формы У. Напротив, У. борцов за социальную справедливость основана на действительной правоте их дела и сочетается с наиболее высвкими формами сознательности. Требованиям коммунистической нравственности отвечает только такая У., к-рая органически сочетается с подлинной сознательностью, идейностью и принципиальностью. Убежденный сторонник коммунистического учения способен служить делу освобождения трудящихся, не отделяя свою личную совесть от тех требований, к-рые предъявляют к нему окружающие, партия, народ. Глубоко веря в правоту общего дела, он действует с полным пониманием своей личной ответственности за порученное дело и за судьбы людей. Такая У. позволяет человеку активно и творчески выполнять требования коммунистической морали, действуя не по принуждению извне, а свободно, самостоятельно (Самодеятельность и творчество. Свобода нравственная).

УВАЖЕНИЕ

УВАЖЕНИЕ - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в к-ром практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни об-ва) признается достоинство личности.  Сложившееся в моральном сознании об-ва понятиеУ. предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность. Нарушением требования У. к людям являются неоправданное и жестокое насилие, угнетение, несправедливость, подавление свободы, неравенство, унижение достоинства, недоверие, грубость. Смысл, вкладываемый во все эти понятия, из к-рых складываются У. и неуважение, определяется характером об-ва и присущих ему социальных отношений. Понимание справедливости, прав человека, свободы или даже вежливости существенно разнится в феодальном, капиталистическом и социалистическом об-ве. Коммунистическая формация создает возможности для самого глубокого в истории человечества У. к людям. Здесь устранены эксплуатация и социальное неравенство, создаются условия для наивысшей меры реальной свободы личности, когда в регулировании социальной деятельности людей все большую роль приобретает личная сознательность, развиваются отношения сотрудничества и доверия между людьми.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА - см. Этика и экология.

УТИЛИТАРИЗМ

УТИЛИТАРИЗМ (лат. utilitas - польза). 1. Этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIX в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. Осн. представители - Бентам, Джеймс Миллъ, Джон Ст. Миллъ. Источник нравственности сторонники У. видят не в социально-исторических законах, а в «природе человека» как такового (Натурализм), в его естественном стремлении испытывать наслаждение и избегать страдания. В основе этики У. лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Утилитаристы не видят того, что противоположность классовых интересов и капиталистическая конкуренция приводят к положению, при к-ром счастье одного человека строится на несчастье др. В этике У. отразился торгашеский дух мышления буржуа: моральный выбор, с т. зр. Бентама и его последователей, должен совершаться путем простого подсчета тех выгод и потерь, к-рые влекут за собой различные поступки. Стремясь скрасить эгоистический смысл У., Дж. С. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласования интересов всех людей. Но все это не могло исправить пороки У., к-рые были связаны с непониманием антагонистического характера капиталистического об-ва. У. был подвергнут резкой критике в нек-рых совр. буржуазных теориях (Интуитивизм), поскольку он слишком откровенно выражал эгоистические интересы буржуа. Но ряд совр. теоретиков на Западе пытаются восстановить У., придав ему более утонченный смысл. 2. Принцип поведения, к^рый выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

Предыдущая страница Следующая страница